Шведская писательница, первая женщина, получившая нобелевскую премию по литературе 1909 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шведская писательница, первая женщина, получившая нобелевскую премию по литературе 1909 года.



«Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлеф (1858-1940) родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, и Сельма была четвертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный журналом «Идун» ("Idun"). Редактор журнала не только присудил Л. первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Л. взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге» ("Gosta Berlings saga", 1891). Роман был написан в том романтическом стиле, чуждом реализму, который преобладал в произведениях Августа Стриндберга, Генрика Ибсена и других писателей Скандинавии того времени. В нем рассказывалось о приключениях байронического героя, священника-отступника. Вначале роман был плохо принят, но стал чрезвычайно популярным после того, как о нем написал известный датский критик Георг Брандес, увидевший в романе возрождение романтических принципов.

После публикации первого романа Л. вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи» ("Osniiga lankar"), который появился в 1894 г. В этом же году Л. знакомится с писательницей Софи Элкан, которая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Л. могла теперь целиком посвятить себя литературе Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста» ("Antikrists mirakler", 1898). Эта книга, действие которой происходит на Сицилии, была написана как сатира на социализм.

Поездка в Палестину и Египет дала Л. материал для создания двухтомного романа «Иерусалим» ("Ierusalem: Dalarne", 1901, "Ierusalem: In det heliga lander", 1902). Это история семей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину Роман получил высокую оценку за глубокий психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал.

Книги Л. были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить имение Морбакка В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спустя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» ("Nils Holgerssons underbara resa genom Svenge"), а в 1907 г. вышла другая детская книга Л. – «Девочка с фермы на болотах» ("Tosen fran Stormyrtorpet"). Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В1909 г. Л. была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». Слово для торжественного поздравления было предоставлено члену Шведской академии Клаэсу Аннерстедту, который назвал «Сагу о Йесте Берлинге» «знаменательной книгой и не только потому, что она решительно порывает с нездоровым и фальшивым реализмом нашего времени, но и потому, что ее отличает исключительная оригинальность». Л. соединяет в своем творчестве «чистоту и простоту языка, красоту стиля и богатство воображения с этической силой и глубиной религиозных чувств», – сказал также Аннерстедт. Ответная речь писательницы представляла собой причудливую фантазию, в которой будто бы перед ней появляется ее отец – «на веранде в саду, полном света и цветов, а над ним кружатся птицы». Во время беседы с отцом она говорит, что боится не оправдать ту огромную честь, которую оказал ей Нобелевский комитет. Подумав, отец стучит кулаком по подлокотнику кресла-качалки и заявляет «Я не собираюсь ломать себе голову над проблемами, которые невозможно решить ни на небе, ни на земле Я слишком счастлив оттого, что тебе дали Нобелевскую премию, чтобы беспокоиться еще о чем-нибудь».

После получения Нобелевской премии Л. продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом. Она также много времени уделяла феминизму, в 1911 г. выступала на международной женской конференции в Стокгольме, а в 1924 r в качестве делегата женского конгресса ездила в Соединенные Штаты. В 1914 г. Л. избирают членом Шведской академии В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писателей. К этому времени Л. выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка» ("Marbacka", 1922). Некоторые ее романы были экранизированы.

Перед началом второй мировой войны в нацистской Германии ее приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Л. начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко ее осудило. За год до смерти Л. помогла оформить шведскую визу немецкой поэтессе Нелли Закс, чем спасла ее от нацистских лагерей смерти. Глубоко потрясенная началом мировой войны, а также разразившейся советско-финляндской войной, она пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

После продолжительной болезни Л. умерла от перитонита в своем доме в возрасте 81 года.

Необыкновенно популярная в Швеции, где ее ценят за незабываемые картины шведской природы и обычаев, Сельма Л. пользуется успехом и за рубежом, хотя не без оговорок. Так, в предисловии к монографии о Л. английская писательница Виктория Сэквил-Уэст писала, что «больше всего удаются Л. мифы, саги и предания, что же касается психологии, а также чистого бытописательства, то это не самые сильные ее стороны». Сравнивая Л. с датским писателем Исаком Динесеном, литературовед Эрик Йоханессон отмечает в «Скандинавских исследованиях» (I960): «Вселенная Л. – это моральная вселенная, в которой основной конфликт между добром и злом и в которой Бог уверенно ведет героев к счастливому концу. По этой причине ее книги носят порой дидактический оттенок». Для шведского композитора Хуго Альфена «читать Л. – это все равно что сидеть в полумраке испанского собора, когда не знаешь, происходит ли все это во сне или наяву, но всем существом чувствуешь, что находишься на святой земле.

 

 

Пауль Йоханн Людвиг фон Хейзе,
немецкий поэт, прозаик, новеллист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1910 года.

«За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».

Хейзе (Heyse), Пауль Йоханн Людвиг фон (15.03.1830 – 02.04.1914). Немецкий поэт, прозаик и новеллист Пауль Иоханн Людвиг фон Хейзе родился в Берлине в семье Карла Людвига Хейзе, филолога, преподавателя Берлинского университета; мать X., Юлия (Заалинг) Хейзе, была родом из образованной еврейской семьи. Именно от своей матери, которую он впоследствии назвал «эмоциональной, необычайно яркой» женщиной, X. позаимствовал богатое воображение, страсть к сочинительству. В доме X. часто бывали известные ученые, писатели, художники, среди них – историк-искусствовед Франц Куглер, ставший наставником X.

В Берлинском университете X. изучает классическую литературу и филологию, а через два года прослушивает курс лекций по романской филологии в Боннском университете. Получив в 1852 г. диплом Берлинского университета, будущий писатель отправляется в Италию для продолжения образования. От этой поездки у него на всю жизнь осталась любовь к итальянской природе и произведениям таких итальянских писателей, как Данте, Боккаччо и Джакомо Леопарди. В Италии X. начинает писать – стихи, пьесы, рассказы. Будущее X. определилось в 1854 г., когда король Максимилиан II, предложив начинающему писателю большую стипендию, пригласил его жить в Мюнхене и состоять при королевском дворе. Все обязанности X. сводились к участию в насыщенной интеллектуальной жизни, которой король всячески способствовал. Материально обеспеченный до конца жизни, X. смог жениться на Маргарет Куглер, дочери своего наставника, от брака с которой у писателя было четверо детей. Всю оставшуюся жизнь X. прожил с семьей на своей мюнхенской вилле.

Спокойная атмосфера процветающего доиндустриального Мюнхена благотворно влияла на X., который целиком посвящает себя литературе ив 1855 г. выпускает новеллу «Аррабиата» ("L'arrabiata"), которая была написана во время путешествия писатели по Италии и действие которой происходит в Сорренто. «Аррабиата» – это идиллическая история о молодой рыбачке, которая сначала отвергает ухаживания молодого паромщика, однако затем сама в него влюбляется. Романтический настрой, южный колорит, описание черноглазой девушки, доступная фабула характерны и для других книг X. Повесть «Марион» ("Marion") появилась в 1855 г., за ней последовали «Девушка из Трепли» ("Das Madchen von Treppi", 1858), «Андреа Делфин» ("Andrea Delfin", 1859) и «Портрет матери» ("Bild der Mutter", 1859).

Когда в 1864 г. друг X., поэт Эмануэль Гайбель, оказался в опале у Людвига II, преемника Максимилиана, X. в знак протеста перестал бывать при дворе, однако в Мюнхене жить остался. Спустя четыре года после смерти своей первой жены X. в 1866 г. женился на Анне Шубарт.

Помимо повестей и рассказов X. писал много драматических произведений. Историческая пьеса «Ганс Ланге» ("Hans Lange", 1866) и трагедия «Мария Магдалина» ("Maria von Magdala", 1899) одно время пользовались популярностью, однако в истории литературы X. больше известен как прозаик. В его больших романах «Дети века» ("Kinder der Welt", 1873), «В раю» («Im Paradiese", 1875) и «Мерлин» ("Merlin", 1892) поднимаются главным образом этические проблемы. Оригинальные стихотворения X. прочно забыты, зато хорошо известны его переводы из итальянских поэтов: Алессандро Мандзони, Леопарди, некоторых других.

В связи с подъемом натурализма в творчестве таких писателей конца XIX в., как Генрик Ибсен и Эмиль Золя, критики младшего поколения выступили с нападками против романтизма и экзотики в книгах X. В его поздних произведениях появляются некоторые реалистические элементы, но в целом писатель оставался верен романтике, миру чувств, отвергал натуралистические описания мрачной действительности.

В 1910 г. X. присуждается Нобелевская премия по литературе «за художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении всего своего долгого и продуктивного творческого пути в качестве лирического поэта, драматурга, романиста и автора известных всему миру новелл». X. был первым немецким писателем, получившим эту награду. «X. по праву считается создателем современной психологической новеллы», – сказал в своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен во время церемонии награждения. Вирсен назвал X. «самым интересным поэтом современной Германии». Болезнь помешала X. приехать в Стокгольм, и премия была вручена немецкому послу в Швеции графу фон Пуклеру.

В том же 1910 г. X. становится не только лауреатом Нобелевской премии, но и почетным гражданином Мюнхена, где спустя четыре года писатель умер от воспаления легких. Автор на редкость плодовитый, X. выпустил двадцать четыре тома новелл, шесть романов, около шестидесяти пьес и девять поэтических сборников. Однако его литературная слава оказалась недолговечной: к моменту получения Нобелевской премии популярность писателя была уже позади, а после смерти X. был вскоре забыт. «Хотя новеллы X. хорошо читаются, – писал в 1934 г. английский критик Э.К. Беннетт, – вряд ли можно сказать, что он привнес в этот жанр что-то действительно оригинальное». С этой точкой зрения не согласен американский критик Генри Стэффорд Кинг, который в 1936 г. обращает внимание на умение X. создавать женские образы, даже называет его «феминистом». Кинг утверждает также, что «книги X. не только не устарели, но являются сверхсовременными». Этой же точки зрения придерживается и немецкая исследовательница Кристиан Ульман, которая в 1976 г. писала: «X. следует перечитывать, поскольку его книги отличаются не только техническим совершенством, но и являются произведениями крупного писателя XIX в., чье описание condition humaine («жизни человека», фр.) принадлежит к великой традиции Оноре де Бальзака и Готфрида Келлера».

 

 


Морис Метерлинк,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.012 с.)