Норвежский поэт, драматург, прозаик, общественный деятель, лауреат нобелевской премии по литературе 1903 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норвежский поэт, драматург, прозаик, общественный деятель, лауреат нобелевской премии по литературе 1903 года.



«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».

 

Бьёрнстьерне Бьёрнсон (Bjornstjerne Bjornson, норвежский писатель. (1832-1910). Родился в Квикне, сын сельского пастора. В 1852 году поступил в университет Осло. Активно включился в общественно-политическую и культурную жизнь, посвятив себя борьбе за самобытную национальную культуру. Уже в 1854 году он стал заметной фигурой благодаря театральным рецензиям, внесшим свой вклад в кампанию за замену датского театра в Осло норвежским национальным театром. Его первый роман "Сюнневе Сульбаккен" (1857), из крестьянской жизни, стал этапным в норвежской литературе. До 1873 года Бьёрнсон попеременно писал деревенские повести и драмы об историческом прошлом Норвегии, единственным исключением стала пьеса о Марии Стюарт (1864).

Только литературным творчеством Бьёрнсон не ограничивался: он издавал журнал, руководил театром и выступал с речами в поддержку набиравшего силы либерально-националистического движения. Его деятельность на этом поприще увенчали создание в 1859 году норвежского национального гимна и образование либеральной партии в 1860-х годах.

В поисках новых творческих стимулов в 1873 году Бьёрнсон отправился в Южную Европу. Два года он путешествовал, главным образом по Италии и Тиролю, и вернулся с драмами "Банкротство" и "Редактор" (обе опубликованы в 1875 году). За ними последовали другие пьесы и романы на злобу дня - "Флаги веют над городом и над гаванью" (1884), затрагивавший вопросы полового воспитания, и "По божьему пути" (1889), о конфликте науки и церкви. Сам Бьёрнсон склонялся к эволюционизму и позитивизму. В пьесе "Свыше наших сил" (1883), автор стремился показать вредоносность веры в сверхъестественное.

В 1903 году Бьёрнсону была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Бьёрнсон в Париже 26 апреля 1910 года.

Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре,

Испанский драматург, профессор математики и физики, лауреат Нобелевской премии по литературе 1904 года, премию поделил с Фредериком Мистралем.

«За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».
Эчегарай-и-эйсагйрре(Echegaray v Eiza-guirre), Xoce (1832-1916) - исп. драматург, политич. деятель. Был одним из лидеров буржуазно-либеральной партии "прогрессистов". Первое произв., пост. на сцене, - водевиль "Талонная книжка" (1874, т-р "Аполо", Мадрид). Э.-и-Э. написал 60 пьес, большинство к-рых пост. на исп. сцене с участием лучших актёров - М. Диес, М. Герреро, Р. Каль-во и др. В пьесах "Супруга мстителя" (1874, т-р "Эс-паньоль"), "Последняя ночь" (1875, там же) и др. Э.-и-Э. развивал традиции романтич. драмы. В дальнейшем писал реалистич. пьесы, посв. проблемам морали совр. бурж. общества. В них Э.-и-Э. раскрывал конфликт между героем - носителем бескомпромиссной морали - и обществом, устои к-рого основаны на предрассудках. Показывая глубокий трагизм этого конфликта, Э.-и-Э. в лучших своих драмах обличает эгоизм, жестокость, мещанско-ханжескую мораль бурж. общества: "Безумие или святость" (1877, т-р "Эспаньоль"), "Конфликт между двумя обязанностями" (1882, там же), "Очищающее клеймо" (1895, там же) и др. Наиболее значит, произв. этого цикла - драма "Великий Галеотто" (1881, там же), разоблачающая обществ, лицемерие и ханжество. С 1890-х гг. в драматургии Э.-и-Э. видное место занимает пспхо-логич. драма, в к-рой заметно влияние повой ев рои. драматургии: "Сын Дон-Жуана" (1892, там же), "Ма-риана" (1892, т-р "Комедия", Мадрид), "Утратившая равновесие" (1903, т-р "Эспаньоль") и др. Героям этих пьес присущи психич. неуравновешенность, индиви-дуалистич., часто болезненный, протест против мещанской обыденности. В пснхологич. драмах особенно ярко проявился пессимизм драматурга, не видящего решения социально-моральных конфликтов. Писал также мелодрамы, натуралистпч. и символистские драмы.

Драматургия Э.-и-Э. пользовалась большой популярностью в Европе, мн. его пьесы ставились во Франции, Германии, Португалии, Греции, Италии, Швеции, Венгрии. На рус. сцене были пост.: "Великий Галеотто" (1899, Михайловский т-р), "Безумие или святость" (1891, Т-р Корша), "Мариана" (1895, Малый т-р). Нобелевская премия за лит. деятельность (1904).

Соч.: Obras dramaticas escogidas, v. 1-12, Madrid, 1884-1905; Teatro escogido, 3 ed., Madrid, 1959; в рус. пер. - Безумный (Праведник), П., 1915; Великий Галеотто, М-, 1908; Дон Кихот XIX столетия, или Святость это или безумие, М., 1891; Мариана, СПБ, 1896; Спасённая душа, СПБ, 1893.

Фредерик Мистраль (1830-1914)
провансальский поэт, филолог, лауреат Нобелевской премии по литературе.
За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа.

Мистраль (Mistral) Фредерик (8.9.1830, Майан, департамент Буш-дю-Рон, — 25.3.1914, там же), провансальский поэт. Сын землевладельца; окончил юридический факультет в Эксе. Художественные вкусы Мистраль Фредерик сложились под влиянием фольклора, средневековой и новой поэзии Юга Франции. Его учителем и другом был Ж. Руманиль. Стихи Мистраль Фредерик, периодически публикуемые с 1848 в газете Авиньона «Коммуна», были впервые собраны в антологии «Провансальцы» (1852). Мистраль Фредерик — один из вождей движения фелибров, возрождавших прованский язык и литературу, редактор альманахов и составитель прованско-французского словаря «Сокровище Фелибрижа» (1879—87). Поэма Мистраль Фредерик «Мирейо» (1859) восхитила А. Ламартина, А. де Виньи, В. Гюго, А. Доде и др. Для творчества Мистраль Фредерик характерны богатство фольклорного материала, романтичность. Мастерство Мистраль Фредерик, его вклад в развитие национальной литературы и языка, общественно-культурная деятельность принесли известность поэту и за пределами родины.


Генрик Сенкевич,

польский писатель ("Крестоносцы", "Потоп"), лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

«За выдающиеся заслуги в области эпоса».

Генрик Сенкевич (Sienkiewicz) (05.05.1846, Воля-Окшейска на Подляшье, - 15.11.1916, Веве, Швейцария), польский писатель. Происходил из обедневшей шляхты. В 1866-1870 годах учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В ранних повестях и рассказах изобразил угасание патриархального быта ("Старый слуга", 1875, "Ганя", 1876), пореформенную трагедию крестьян ("Эскизы углём", 1877, "Янко-музыкант", 1879, и др.). Посетив США (1876-1879), опубликовал "Письма из путешествия" (1876-1878), рассказывающие об американском образе жизни. Став в 1882 году редактором консервативной газеты "Slowo" ("Слово"), Станкевич глубоко проникся национализмом ("патриотизмом ") угнетённой польской нации, что выразилось в исторической трилогии "Огнем и мечом" (1883-1884), "Потоп" (1884-1886), "Пан Володыёвский" (1887-1888). В первом романе тенденциозно идеализируется борьба шляхетской Речи Посполитой с Украиной времён Б. Хмельницкого; во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов; в "Пане Володыёвском" поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673). В психологическом романе "Без догмата" (1889-1890), высоко ценимом Львом Толстым, Антоном Чеховым, Максимом Горьким и другими русскими писателями, Сенкевич вывел тип декадента-аристократа. В романе "Семья Полонецких" (1893-1894) сатирическое изображение светского общества контрастирует с идеализацией дельца из шляхты. В романе-эпопее с католической тенденцией "Quo vadis" ("Камо грядеши", 1894-1896) изображается борьба ранних христиан против деспотизма Нерона. Борьбе Польши с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 веков посвящен исторический роман "Крестоносцы" (1897-1900). Революции 1905-1907 годов Сенкевич не понял (роман "Омут", 1909-1910). В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей "В пустыне и пуще". Роман об участии поляков в наполеоновских войнах "Легионы" (1913-1914) остался незаконченным. Творчество Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание. Нобелевская премия (1905).

Лжет тот, кто боится – его афоризм.

 


Джозуэ Кардуччи,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.008 с.)