Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейное и художественное своеобразие лирики Н. Клюева.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Природа – одухотворенная, «живая» жизнь. Задача человека – приблизиться к ней. Духовно полноценные люди, по убеждению Клюева, – прежде всего те, которые близки Природе. Это, разумеется, «народ»[6] – жнецы и пахари, герои клюевской поэзии. Клюев не уставал славить «человека с мотыгой» – простого работника и его «естественный» т. е. физический, труд. «Работник Господа свободный на ниве жизни и труда», – заявляет о себе клюевский пахарь. На этом триединстве «Природа – Бог – Народ» и основывается, в сущности, миросозерцание Клюева. Сходным образом влеклось к «народу» и большинство романтиков. К нему были направлены их бунтарские, свободолюбивые устремления (Байрон, декабристы); к народу же, к «почве» романтики (например, гейдельбергские) приближались и в поисках родника подлинной духовности[7]. Углубляя романтическую триаду «Природа – Бог – Народ» в национальном ключе, Клюев становится в конце концов певцом и «пророком» родной для него олонецкой деревни, русского народа, «избы». Нас интересует, однако, не столько русофильски окрашенная система взглядов зрелого Клюева, сколько ее мировоззренческие истоки, связанные с религиозно-романтическим протестом против бездуховности современной цивилизации, обезличивающей человека. Этот аспект клюевской поэзии далеко не всегда учитывается ее истолкователями, тогда как именно он образует ее центральный «жизненный» нерв. К тем же первопричинам восходят и другие темы новокрестьянской поэзии. Восславляя и боготворя Природу, Клюев не менее страстно осуждал и предавал анафеме то, что казалось ему воплощением современной цивилизации,– Город. Подобно тому как Природа противостоит Цивилизации, Город противостоит Деревне. Город и Машина (т. е. фабрично-заводской уклад) наступают на Природу, разрушают ее изначальную целостность и красоту. Город в поэзии Клюева – олицетворение зла и разрушительных сил, его символическое выражение – «камень», «железо», «чугун», «домна», и т. п., тогда как Природа предстает в образе «березки», «цветка». О наступлении «железного царства» Клюев писал неоднократно. «На младенца-березку, // На туес лубяной смиренный Идут вороги – Маховик и Домна»[8]. Конфликт этих двух начал получает у Клюева трагическую окраску: «железо» заведомо сильнее «березки», и поэту ясно видится ее обреченность. «...Чует древесная сила, // Провидя судьбу наперед, // Что скоро железная жила // Ей хвойную ризу прошьет» (I, 174). Пришельцы из городов проникают в самое лоно природы, унижают и уничтожают ее. «Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай» (I, 174). «...Бежать больше некуда, – жаловался Клюев Брюсову в конце 1911 г. – В пуще пыхтит лесопилка, в ущельях поет телеграфная проволока, и лупеет зеленый глаз семафора»[9]. В одном из своих писем к Блоку Клюев, уточняет, что он не против «всего усовершенствованного» – «от электричества до перечницы-машинки», но является врагом «усовершенствованных пулеметов и американских ошейников (...) всего, что отнимает от человека все человеческое»[10]. Нападками на Город особенно изобилуют стихотворения Клюева 1913-1917 гг. «Ад электрический», «ад, пылающий во мраке», «смрадный каменный ад», «Питер злой, железногрудный» – так отзывался в те годы Клюев о Петербурге. Обрушиваясь на Город, Клюев клеймил и «горожан», прежде всего интеллигенцию, людей «ненуждающихся и ученых» и. В этом он отчасти следовал за П. Карповым, издавшим в 1909 г. книжку «Говорь зорь» с подзаголовком «Страницы о народе и интеллигенции». «Долой интеллигенцию!», «Долой городскую культуру!» – так «решал» Карпов эту злободневную в те годы общественную тему. Разумеется, интеллигентный слой общества был теоретически неприемлем для Клюева – ведь, с его точки зрения, подлинным, «живым» знанием мог обладать только «народ», питающийся «мудростью» Природы. Основа такого знания – чувство, непосредственное переживание. Интеллигенция же довольствуется, по Клюеву, лишь умствованием, «мертвым» знанием, почерпнутым из книг и покоящимся на рассудке. Противоположность «наивного» знания и «книжной» учености – одна из тем клюевской поэзии. «Я видел звука лик и музыку постиг, // Даря уста цветку без ваших ржавых книг» (I, 132). Или: «Сгинь перо и вурдалак-бумага! // Убежать от вас в суслонный храм, // Где ячменной наготой Адам // Дух свежит, как ключ в глуши оврага!» (II, 77). Клюевские противопоставления «народа» интеллигенции, физического труда интеллектуальному поражают подчас своей крайностью. «Свить сенный воз труднее, чем создать «Войну и мир» иль Шиллера балладу», – утверждал Клюев. И в том же стихотворении («Труд»): «Батрак, погонщик, плотник и кузнец // Давно бессмертны и богам причастны: // Вы оттого печальны и несчастны, // Что под ярмо не нудили крестец» (II, 87). «Вы» – это, разумеется, интеллигенция, с которой Клюев порывался говорить как «посвященный от народа» (II, 201). «Мы» и «вы» – две крайние точки, на которых строится народническая «мифологема» Клюева. «Вы – отгул глухой, гремучей, // Обессилевшей волны. // Мы – предутренние тучи, // Зори росные весны» (I, 20); «Мы – валуны, седые кедры, Лесных ключей и сосен звон» (I, 58). Примеров такого рода можно было бы привести немало. Все они свидетельствуют о том, что универсальная антитеза «Природа – Цивилизация» преломилась в творчестве Клюева и иными, более конкретными оппозициями: «чувство – рассудок», «живое» и «мертвое» знание, физический и интеллектуальный труд и т.д. Эти категории – если рассматривать их в широкой исторической перспективе – восходят опять-таки к миросозерцанию ранних романтиков; с ними связаны, однако, и многие культурфилософские построения XIX и XX вв. Критическое отношение к интеллигенции свойственно было всем новокрестьянским поэтам, хотя оттенки его весьма различны. У молодого П. Карпова, например, оно было социально заостренным, подчас до непримиримости; у Есенина и Ширяевца – иронически-недоверчивым; у Клычкова и Орешина – сдержанным и почти не сказавшимся в их поэтическом творчестве. Неприятие Города распространялось и на «городскую» культуру, которую Клюев отвергал огульно, во всех ее проявлениях. «Прокаженны Стих, Газета, Лики Струн и Кисть с Резцом», – вещал он (II, 145). В противовес «книжной» Клюев и другие новокрестьянские поэты хотели утвердить «народную» словесность. Подобно тому как их общественные и религиозно-нравственные искания сводились к «народу-пахарю» и замыкались на нем, точно так же в плане эстетическом их устремления были обращены к народной культуре, прежде всего – песенно-поэтической. Их всех влекло к фольклорной стихии, которая была знакома им с раннего детства, – к песне, сказке, былине и т.п. По убеждению Клюева, Клычкова, Есенина и остальных, фольклор совершенно свободен от того сухого рационализма, которым, как им казалось, проникнута «книжная» культура. «На песню, на сказку рассудок молчит», – утверждал Клюев (I, 59). Народ творит не «головой», а интуитивно – «чувством»; его произведения носят коллективный характер, тогда как современная культура создается отдельными индивидуумами – «интеллигентами». Тяготение к народному творчеству – отличительная особенность новокрестьянской поэзии, также передающая ее романтическую природу. Широко известно, что использование фольклора в литературных целях, его собирательство и изучение началось в Западной Европе именно благодаря усилиям романтиков. «Фольклорные традиции, – подчеркивает Н.Я. Берковский, – романтики ценили за дух наивности и непосредственности, в них царящий. Этому увлечению – наивной народной культурой соответствовала апология непосредственного, минующего рассудочный анализ познания в романтической философии Шеллинга и его последователей» [12]. (Оговоримся: не следует усматривать какую-либо зависимость Клюева и других крестьянских авторов от Шеллинга и иных романтических теорий. Общности, а которых идет речь,– лишь подтверждение тому, что в разные исторические эпохи в искусстве разных народов возникают родственные, почти аналогичные тенденции). Ориентация на песню и сказку видна у новокрестьянских поэтов уже с их первых шагов в литературе. Так, Клычков впервые выступил в 1911 г. стихотворным сборником «Песни», а Клюев включил в свой ранний сборник «Сосен перезвон» несколько созданных им ранее стилизаций («Песня о царе Соколе и трех птицах Божиих» и др.). «Песни» образуют самостоятельный раздел в первом сборнике Ширяевца «Ранние сумерки» («Деревенская», «Волжская», «Метелица», «Пал туман»). «Вы очень близки мне по духу и по устремлению к песне», – писал Клюев Ширяевцу 11 марта. 1913 г.[13] В духе народно-песенных традиций выдержан весь второй раздел есенинской «Радуницы», озаглавленный «Маковые побаски». Один из циклов у Орешина называется «Полевые песни». Приведем также названия отдельных клюевских сборников, произведений и циклов: «Братские песни», «Избяные песни», «Песни из Заонежья», «Песнь Солнценосца», «Песнослов» и др. Еще большее значение для новокрестьянских писателей имела сказка. Возникшая на заре общества, созданная «наивным» народным мировосприятием, утверждающая народные идеалы, сказка являла собой убедительный контраст по отношению к современной «бездушной» цивилизации. «Не люблю я современности окаянной, уничтожающей сказку, а без сказки какое житье на свете?» – спрашивал Ширяевец[14]. Романтический принцип «свободы», «творимой жизни», осуществленной «возможности» находил в сказке свое полное воплощение. Как символ поэзии и старины воспринимали сказку романтики XIX в. И именно так, в сказочно прекрасных образах, пытался видеть русскую деревню Клюев, открывавший в ней то экзотическую «Белую Индию», то «золотой Китеж», то «незримый Царьград». Фольклоризм новокрестьянских поэтов – большая и серьезная тема, требующая особого рассмотрения. Фольклор обладал для новокрестьянских поэтов огромной притягательной силой не только как творчество народа, но и как голос древности, седой старины. Романтизм по своей направленности, как известно, ретроспективен, устремлен в прошлое, и многие западноевропейские и русские романтики XIX в. охотно обращались к национальной истории, особенно к эпохе средних веков. То же можно сказать и о новокрестьянских поэтах: они искали свой идеал в допетровской и дониконовской Руси и даже в еще более ранних периодах русской истории – домонгольском и дохристианском. Чем дальше в глубь веков, рассуждали Клюев и его сподвижники, тем ближе к «первозданности», к изначальному, исконному образу человека, народа, страны. Их интересовали вековые традиции русского крестьянства, его мифология, нетронутый быт, древние обычаи, веками сохранявшиеся устои. Для Клюева эта «древность» воплотилась прежде всего в «избе», ставшей как бы центром его космогонии («И лишь в избе, в затишьи вековом // Поет сверчок, и древен сон полатей»; II, 89). «Дышу всем тем, чем Русь издревле дышит», – признавался Ширяевец[15]. Воспевая лесную речку Улюсь, символ сказочной родины, «призрачной Руси», Клычков с умилением восклицает: «Здесь на тебя былые предки // Глядят, склонивши седины»[16]. Прадед Орешина вспоминает о временах, когда на Руси, по его уверению, не было ни тюрем, ни казематов, когда в просторах полей древние россияне сами были «царями»[17]. Ясно, что искомая древность открывалась этим поэтам в чрезвычайно облагороженном, идеализированном виде [18]. Из этого образа древней патриархальной Руси вырастает и картина будущего «золотого века» – грандиозная романтическая утопия, глашатаем которой был прежде всего Клюев. Грядущее рисовалось ему в виде крестьянского царства, где земля станет достоянием народа и в радостном «братском» единении люди будут вершить свой повседневный труд. «Он придет нерукотворный,//Век колосьев золотых», – возвещал Клюев уже в своей первой книге (I, 10). Неудивительно, что и Октябрьскую революцию новокрестьянские поэты восприняли как крестьянскую, считая «жнецов» и «пахарей» ее основной движущей силой. Есенин, например, утверждал, что пламя новой России родилось в «мужичьих яслях»[19], а Орешин изображал революцию как былинного Микулу, который «в распахнутой настежь ряднине» восседает на земном шаре[20]. О том же писал в 1918 г. и Клюев. «И цвести над Русью новою // Будут гречневые гении» – таким «пророчеством» завершалось его вызывающе острое, программное стихотворение «Мы – ржаные, толоконные» – ответ пролетарскому поэту В. Кириллову (II, 209). Фантазируя на тему «мужицкого царства», Клюев всячески расцвечивал его, стремился придать ему сказочно-волшебные черты: «Алмазный плуг подыметярь // Волхнующих борозд, // Овин – пшеничный государь // В венце из хлебных звезд» и т.д. (II, 175). Романтический образ «ржаной» и «сермяжной» Руси оказался нестойким. На смену «избяному» быту шла новая деревня, разрушавшая кондовую древность. Несовместимость старого и нового укладов одним из первых осознал Клюев. Эсхатологические нотки, тоска по «гибнущей» Руси звучат уже в его сборнике «Медный кит» (1919). Вначале, правда, Клюев был захвачен интернациональным пафосом Октябрьской революции. Сближавший в своих стихах Россию и Индию, носорогов и заонежских коров, он пытается теперь породнить мужика и пролетария, город и деревню, Восток и Запад. Ему одно время казалось, что рушатся перегородки, разделяющие языки, страны, культуры. «С избяным киноварным раем // Покумится молот мозольный» (II, 219). Но даже в те годы, стремясь утвердить в стихах эту новую модель мира, Клюев все же не изменял себе: незыблемым стержнем этой системы, состоящей из разнородных и заведомо противоречивых элементов, всегда оставалась «изба» – «сад белый восковой и златобревный дом» (II, 197). Клюев продолжал воспевать и отстаивать свои стародедовские идеалы, но уже понимал, что время их никогда не наступит. Понимали это и другие новокрестьянские поэты. «Отлично знаю, – писал Ширяевец Ходасевичу, – что такого народа, о котором поют Клюев, Клычков, Есенин и я, скоро не будет, но не потому ли он и так дорог нам, что его скоро не будет?»[21] И все же они (Клычков, Клюев) держались за созданный ими романтический миф – ничего другого противопоставить обездушенной машинной цивилизации они не могли. Их творчество, как и всякое романтическое искусство, держалось прежде всего мечтой – социально-религиозной утопией патриархального мужицкого «рая». Неосуществимость этой мечты становилась все более очевидной. Пережив недолгий, но плодотворный расцвет, новокрестьянская поэзия агонизировала и угасала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.114 (0.013 с.) |