Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как подвергать негативные мысли сомнениюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Осознание того, что вы излишне критичны к себе, — первый шаг к борьбе с негативными мыслями. До этого мы уже освоили технику противостояния тревожным предчувствиям (вспомните вопросы со стр. 89). Здесь мы поставили цель: поменять восприятие негативных мыслей; научиться подвергать их сомнению и искать альтернативные пути мышления для повышения самооценки. На стр. 120 вам предложена форма памятки «Как бороться с излишней самокритикой»; дополнительные незаполненные формы вы найдете в приложении. Заполненный пример приведен на стр. 121. Заметьте, в первых четырех колонках эта памятка совпадает с предыдущей (дата/время; чувства/физические ощущения; негативные мысли). Однако в данной памятке есть графа «Альтернативный взгляд», где вам предлагается по-другому взглянуть на ситуацию и в зависимости от этого рассчитать свое поведение. Разберем известные нам пункты:
Альтернативный взгляд Не следует хвататься за любые варианты поведения в определенной ситуации. Воспользуйтесь вопросами на стр. 128 и их подробным разбором, которому посвящена данная глава. Это поможет вам разработать новые стратегии и по-новому взглянуть на ход ваших мыслей. Теперь оцените адекватность каждого из альтернативных подходов по 100-балльной шкале (100 баллов — полная уверенность, 0 — полное недоверие). Не обязательно, чтобы в список попадали только стопроцентные варианты, но необходимо, чтобы они были достаточно убедительными.
Последствия Вернемся к вашим первоначальным эмоциям и ощущениям. Насколько они сильны? Оцените каждое по 100-балльной шкале. Теперь вспомните, по каким причинам вы изначально критиковали себя, и теперь, выработав альтернативный взгляд на ситуацию, проверьте справедливость своих исходных установок. Оцените каждую по 100-балльной шкале. Эти оценки покажут, что вы стали меньше доверять вашим негативным мыслям о себе и возросла сопротивляемость болезненным ощущениям, вызванным ими.
План действий Вспомним, как в 4 главе мы обсуждали возможность проведения экспериментов над собой. Опыт — лучший учитель: убедительнее всего будет почувствовать на себе, что и как влияет на ваше состояние, какие изменения влекут альтернативные пути, какие новые возможности они открывают для вас.
Как пользоваться памяткой «За что я себя критикую» Сколько времени можно потратить на поиск альтернативных подходов? Не удивительно, что вы не привыкли подвергать свои мысли сомнению и искать альтернативы своему поведению, у вас просто нет такого навыка. Сначала вам кажется, что некоторые мысли вновь и вновь возвращаются. Довольно трудно освободиться от них и заставить себя по-другому думать и чувствовать (несмотря на то, что многие люди указывают на явный положительный эффект такой
терапии). Не торопите время — тренируйтесь сколько угодно, развивайте полученные навыки, помните — на ошибках учатся. Привычка к самокритике не проходит мгновенно. Вспомните, сколько времени занимает у вас достижение желаемого эффекта с помощью нового спортивного упражнения — тоже и с изменением мышления. Ваша задача тренировать мозговые мускулы, которыми мы обычно не пользуемся. Регулярные тренировки сделают их сильнее, подвижнее, и вы сможете ими управлять. Вам обязательно придутся по душе эти упражнения, уж не говоря о плодах, которые они принесут. Опять важно достичь автоматизма при распознавании, реагировании и игнорировании негативных мыслей, чтобы полностью нейтрализовать их влияние на вас. Постоянная ежедневная тренировка (одна-две записи в памятке за день) — лучший способ достичь этого. Позже вы сможете справляться с излишней самокритикой сразу, не прибегая к промежуточным записям. А еще через какое-то время вы заметите, что негативные мысли больше не приходят вам в голову. И все же не стоит отказываться от ваших памяток — они могут пригодиться для преодоления депрессивных состояний, вызванных другими причинами. Держите их всегда в вашем арсенале для борьбы с дальнейшими трудностями. После того как вы научитесь нейтрализовать негативные мысли автоматически, можно прекратить делать в них записи.
Как заставить себя повернуть ход мыслей, когда у вас что-то не так Если происходящее вас сильно подавляет, трудно собраться с силами и начать анализировать свои мысли. Вместо того, чтобы отнестись к ситуации как к обычным
жизненным трудностям, вы ищете в ней новые основания для самокритики. В таком случае лучше всего будет записать свои мысли и чувства, описать источник плохого настроения и вернуть к поиску альтернатив позже, когда придете в себя.
Требования к заполнению памятки Многие люди с пониженной самооценкой — идеалисты, старающиеся все, за что ни возьмутся, довести до безупречного состояния. («Достаточно хорошо» для них совсем не достаточно.) Мы еще вернемся к идеалистам в главе 7. А сейчас отметим только, что записи нужны для повышения вашего самосознания и гибкости мышления. Если подходить к этому заданию с идеалистских позиций, то усилия пойдут в основном на отшлифовку формы, а не на соблюдение полноты содержания. Вам же не нужно создать литературный шедевр или образец чистого каллиграфического письма. Не нужно также искать правильный или подходящий ответ. Ответ будет «правильным», если его присутствие в памятке вам что-то дает — он должен быть осмысленным, позитивным и перспективным для дальнейшего конструктивного вмешательства. Нужно искать тот вариант, который больше всего подходит именно вам.
А вдруг ни один из альтернативных вариантов не подойдет? Иногда люди считают, что, если они нашли ответы самостоятельно, это не поможет чувствовать себя лучше и не даст оснований для другого стиля поведения. Если это происходит и с вами, проверьте, может, вы сами не даете им действовать, считается, что ответы помогут кому угодно, только не вам. В случае когда все ваши альтернативные
объяснения начинаются со слов «да, но...», необходимо их тоже занести в графу «негативные мысли» и подвергнуть анализу. С другой стороны, неправильно думать, что все проблемы исчезнут мгновенно, особенно если вы подвергаете себя критике с давних лет. Понадобится время, чтобы научиться видеть себя в позитивном свете. Необходимо постоянно экспериментировать с разными стратегиями поведения, чтобы на подсознательном уровне усвоить, что положительное самовосприятие полезнее, чем самокритика.
Вдруг я не справлюсь? Не поддавайтесь самокритике во время работы над памятками. Изменить мышление — нелегкая задача. Для ее решения требуются особые навыки, а над ними нужно сначала поработать. Не упрекайте себя, если не все идет гладко. Представьте себе, что ваш друг взялся за какую-нибудь трудновыполнимую задачу, что бы вы ему предложили? Начали бы критиковать? Или же одобрили и поддержали? Ловите себя на мыслях: «Какие глупые мысли лезут мне в голову», или «Я не вкладываю в дело достаточно усилий», или «Я этого никогда не пойму». Если они у вас появляются, зафиксируйте их на бумаге.
Ключевые вопросы, помогающие найти альтернативные варианты Критичному мышлению Редко удается с самого начала найти удачную альтернативу самокритике. Вопросы, представленные на стр. 128 и прокомментированные ниже, разработаны специально для того, чтобы помочь вам понять, насколько разрушительным может быть эффект излишней самокритики. Они
помогут прийти к свежим решениям для борьбы с ней. Сначала, чтобы освоиться, воспользуйтесь всем списком. Постепенно присмотритесь к вопросам и определите, какие из них подходят именно вам (например, у вас есть привычка брать на себя чужую вину). Можно выписать вопросы на листок бумаги и носить его с собой в сумочке или кошельке. Это надо для того, чтобы он был под рукой, когда вы чувствуете, что начинаете необоснованно критиковать себя. Сочетание тренировок и такого вопросника поможет вам преодолеть некоторые проблемы, не обращаясь к памяткам.
Где искать тревожные сигналы? Я путаю домыслы и факты? Если вам что-то кажется, это вовсе не значит, что это существует на самом деле. Я могла бы поверить в то, что я жираф. Но от этого я вряд ли им стану. Ваша самокритика может также быть основана на неудачном опыте при обучении, а не на объективном отражении ваших личностных качеств.
Что говорит в пользу моей первоначальной самооценки. При каких обстоятельствах вы обычно начинаете упрекать себя? Какие реальные факты и наблюдения (а не абстрактные идеи и мнения) говорят в пользу такой самокритики?
Что говорит против моей первоначальной Самооценки Подумайте, есть ли вокруг вас что-то, что опровергает ваши негативные суждения о себе или им противоречит? К
примеру, вы упрекнули себя в глупости: вспомните, какие факты (настоящего или прошлого) не подходят под этот штамп.
Найти противоречащий аргумент не так просто. Начнет работать установка на его игнорирование или недоверие ему. Это совсем не значит, что такого аргумента вообще не существует.
Какие бывают альтернативные перспективы? Я полагаю, что мой изначальный взгляд на себя является единственно правильным Любую ситуацию можно рассматривать в разных ракурсах. Вот вы чувствуете себя вполне уверенным в себе, какой покажется вам определенная ситуация? А что вы будете думать лет через 10? Представьте себе, что с аналогичной проблемой к вам пришел наш друг, какой она вам покажется? Не забывайте проверять каждую альтернативную стратегию на реальных фактах, иначе от этого не будет никакой пользы.
Какое значение имеет мое собственное самовосприятие? Полезна ли самокритика, или от нее лучше избавиться? Поймите, чего вы хотите в определенной ситуации. Каковы ваши цели? Вспомните, как мы обсуждали «за» и «против» самокритики. В данный момент перевешивает «за» или «против»? Может быть, в данном случае лучше отказаться от преследования собственных целей и начать вести себя спокойнее и мягче? Самокритика помогает вам конструктивно подойти к разрешению некоторых проблем или, наоборот, мешает в этом?
Табл. 19. Ключевые вопросы, помогающие найти альтернативные варианты самокритичному мышлению. Где искать тревожные сигналы? • Смешиваю ли я факты и домыслы? • Что говорит в пользу моего изначального самовосприятия? • Что противоречит моему изначальному самовосприятию? Какие бывают альтернативные перспективы? • Действительно ли мой изначальный взгляд на себя является единственно правильным? • Что говорит в поддержку альтернативных стратегий моего поведения? Какое значение имеет мое самовосприятие? • Полезна ли самокритика, или от нее лучше избавиться? • Какими вариантами более адекватного поведения я располагаю? Что мешает мне адекватно оценить себя? • Я слишком спешу с выводами? • У меня двойные стандарты? • Я хочу всего или ничего? • Я делаю слишком серьезные выводы на основе единичных событий? • Я концентрируюсь на слабостях, забывая про свои сильные стороны? • Я ищу свою вину там, где ее нет? • Я идеалист? Как я могу себе помочь? • Как мне реализовать более мягкий подход к себе? • Нужно что-то сделать, чтобы изменить ситуацию? Если нет, то как поступить, чтобы начать мыслить по-другому? • Как найти возможность поэкспериментировать с альтернативны-ми стратегиями поведения?
Что мешает мне адекватно оценить себя? Я слишком спешу с выводами? Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует о том, что вы принимаете необдуманные решения. Например, если вам кто-то не позвонил, вы решили, что его чем-то обидели. А на самом деле вы вообще ничего не можете сказать о причинах, по которым этот человек с вами не связался. Это типичное поведение людей с пониженной самооценкой. Вы тоже привыкли к нему? Тогда необходимо ныть более внимательным к обстоятельствам и реальным фактам. Когда вы проанализируете ситуацию, то поймете, что ваша самокритика может быть совершенно необосно-ванной и неправильной.
У меня двойные стандарты? Заниженная самооценка заставляет людей быть к себе гораздо более требовательными, чем к другим. Себя они оценивают, исходя из более высоких стандартов, от других они ожидают гораздо меньшего. К вам это относится? Вы пали бы обращаться с другими так же жестко? Чтобы выяснить, действительно ли у вас двойные стандарты, спросите себя, что бы вы делали, если бы к нам пришел близкий человек с той же проблемой. Стали ли вы ему говорить, что он глуп, слаб и жалок и что ему надо было поступить иначе? Или же вам захочется подбодрить его, помочь посмотреть на проблему конструктивно и перспективно? Люди с пониженной самооценкой часто боятся, что если они станут мягче относиться к себе, то ничего не смогут добиться в жизни. На самом деле верно обратное. Например, ребенок учится ходить и говорить. Если его родители кричат на него, попрекают и ругают его, когда он оступится и упадет? Если скажет не-
правильно слово, как это на нем отразится? Стали бы вы так жестоко обращаться с ребенком? Если нет, то почему вы травите себя? Давайте попробуем по-другому? Постарайтесь отнестись к себе добрее, поддержите сами себя. Вы убедитесь, что мягкое обращение с собой позволяет чувствовать себя лучше, а это способствует продуктивному поведению.
Я хочу всего или ничего? «Черно-белое» мышление слишком упрощает реальное положение дел. Почти все во Вселенной относительно. Ведь люди не бывают однозначно плохими или хорошими. События тоже нельзя делить на катастрофы или праздники. Вы видите себя в черно-белом цвете? Здесь я бы посоветовала обратить внимание на слова, которыми вы характеризуете себя. Такие слова, как «всегда» / «никогда», «все» / «никто», «все» / «ничего» и т.д., отражают черно-белое мышление. На деле псе не так уж прямолинейно.
Я делаю слишком серьезные выводы на основе единичных событий? Те, кто страдает заниженной самооценкой, зачастую выносят глобальные суждения о своей личности, основываясь на единичных случаях. Они используют трудности, чтобы унизить себя. Вы склонны к таким отрывочным суждениям? Кто-то вас недолюбливает, и вам кажется, что вы в этом виноваты? Одна ошибка — и вы уверены, что это провал? Один раз не подошли к телефону — и считаете, что вы безответственны и эгоистичны? Глобальные выводы, основанные на пустяках, ни к чему хорошему не приведут. Пусть вы что-то сделали очень хорошо — неужели это делает вас совершенно замечательным
человеком? Вы даже не думаете об этом. Но когда речь заходит о слабостях и неудачах, вы уже с радостью начинаете критиковать себя. Запомните, что, когда вам плохо или грустно, вы тут же концентрируетесь на любой мелочи, которая подходит под тот ярлык, которым вы себя наградили. Это еще более искажает ваши суждения. Так что остерегайтесь выносить глобальные суждения, если вы не уверены, что учли все обстоятельства.
Я концентрируюсь на слабостях, забывая про свои сильные стороны? Люди с пониженной самооценкой склонны уделять больше внимания своим слабостям, забывая о преимуществах. Они игнорируют свои прошлые успехи, накопленный положительный опыт, не доверяют своим силам. В быту это выражается в том, что человек день ото дня считает свои промахи и совершенно не обращает внимания на свои достижения. В плохом настроении трудно вспомнить о своих талантах. Важно научиться относиться к себе объективно. Конечно, всегда найдутся дела, в которых вы не очень преуспели, поступки, о которых вы жалеете, и черты, которые вы бы в себе изменили. Все это справедливо для каждого из нас. Взвесьте все хорошее и плохое в вашей жизни. Вдруг положительное перевешивает? Что другие ценят в вас, и что вы сами цените в себе? Как вы боролись со стрессами и трудностями раньше? В чем ваши сильные стороны? (Подробнее мы вернемся к этому в главе 6.) Бурка и Юен в 1983 году очень наглядно описали тенденцию уделять гораздо большее внимание своим слабостям. Они предположили, что на людей с заниженной самооценкой действует чрезвычайно бдительный, сильный и
энергичный «мысленный прокурор», который активно реагирует на каждое проявление слабости. Из этого следует, что нужно обзавестись «внутренним адвокатом», который встал бы на вашу сторону. И что еще более важно, «мысленным судьей», который учитывал бы все обстоятельства и взвешивал их.
Я ищу свою вину там, где ее нет? Когда не все идет хорошо, какие мысли в первую очередь у вас возникают? Вы стараетесь найти позитивное объяснение происходящему или тут же приписываете все на свою несостоятельность? Ваш друг не приходит на назначенную встречу, вы тут же спрашиваете себя: «Чем же я его обидел, вдруг он больше не хочет меня знать?» Есть масса причин, по которым случаются те или иные недоразумения. Иногда, конечно, они происходят и по вашей вине. Ведь ваш друг мог просто забыть, опоздать или задержаться. Если вы автоматически берете ответственность за ситуацию на себя, вам труднее будет понять настоящие причины происшедшего. Посмотрите со стороны! Если бы вы не пришли на встречу, как бы это объяснили? Если вы хорошенько подумаете, то увидите, что вашей вины здесь нет.
Я идеалист? Как мы уже говорили, заниженная самооценка зачастую заставлять человека завышать стандарты по отношению к себе (к вопросу о завышенных стандартах мы еще вернемся в главе 7). Широко распространена такая ошибка: человек считает, что должен во что бы то ни стало ровно и спокойно относиться ко всем жизненным испытаниям. Кроме того, он требует от себя первоклассного выполнения любого задания независимо от усло-
вий и своих знаний в этой области. Это верный способ развить в себе излишнюю самокритику, болезненное чувство вины, депрессию и неадекватное отношение к себе. Невозможно все время находиться на вершине, и если вы стремитесь к этому, то заранее обрекаете себя на провал. Если вы поняли, что несовершенны, это не означает, что не надо заботиться о качестве выполняемой вами работы. Просто поставьте перед собой реальные цели и достигайте их с достоинством, даже когда что-то не получается. Это позволит вам лучше к себе относиться и поддерживать в себе должный энтузиазм. Более того, ошибки и трудности не будут вас мучать, вы сможете извлекать из них выгоду, учиться на них. Запомните слова американского когнитивного психолога Гари Эмери: «Стоящее дело лучше сделать, пусть даже плохо».
Как я могу себе помочь? Каким образом разработанные вами новые стратегии поведения опробовать на практике? Как понять, какой вариант вам больше подходит? Можно ли как-то изменить ситуацию, которая провоцирует излишнюю самокритику (например, уход с места работы, где вас недооценивали или разрыв с приятелем, который вас высмеивал и унижал)? Или лучше начать с себя? От старых привычек не так просто избавиться — как вы поступите в следующий раз при подобных обстоятельствах? Попытаетесь ли вы справиться с ней по-другому? Все это требует умения отказываться от негативных мыслей и пробовать вести себя позитивнее (с достоинством принимать комплименты, избегать извинений за собственное поведение, четче обозначать свою позицию и т.д.). Запишите свои идеи на листке бумаги и попробуйте
воплотить их в жизнь, когда окажетесь в подходящей ситуации. Так вы сможете развить и утвердить новое отношение к себе.
Резюме 1. Самокритика возникает тогда, когда ваш собственный опыт подтверждает вашу внутреннюю линию. Эта глава была посвящена первым этапам борьбы с этим явлением и поиску нового типа мышления. 2. Самокритика — укоренившаяся привычка. Она далеко не всегда отражает ваше реальное состояние. 3. В самокритике гораздо больше вреда, чем пользы. Она подавляет и огорчает вас. 4. В ваших силах научиться избавляться от излишней самокритики. Просто относитесь к ней как к продукту вашего мышления, а не отражению вашей личности. 5. В негативных мыслях можно сомневаться. Можно научиться фиксировать эти мысли и их влияние на ваше эмоциональное и физическое состояние, поведение. Можно подобрать альтернативный вариант на определенную ситуацию, более взвешенный и 6. Заключительный шаг — поэкспериментировать с новым самовосприятием (позитивным, менее резким, будто вы обращаетесь не к себе, а к другому человеку). На этом остановимся в следующей главе.
КАК РАБОТАТЬ НАД ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ САМОВОСПРИЯТИЕМ? Введение Во второй главе мы говорили о том, что самооценку понижают в основном два фактора: искажение восприятия и сдвиг в интерпретации. Попытайтесь ежедневно корректировать их, придавая большее значение положительным сторонам и сопротивляясь излишней самокритике. Это поможет вам чувствовать себя увереннее и установить более объективную внутреннюю линию. Глава 5 посвящена тому, как обычные «плохие мысли» способны вызвать излишнюю самокритику. Теперь вы умеете не поддаваться самокритике и адекватно на нее реагировать. Обратите внимание на искажение восприятия, которое мешает обнаружить позитивные стороны и затемняет радостные события в вашей жизни. Мы начнем эту главу с повторения уже усвоенного, а затем научимся переключаться с негативных мыслей о себе, не придавать значения тем чертам своего характера, которыми мы не очень довольны, а больше обращаться к своим положительным сторонам (своему творческому потенциалу, талантам и умениям). К сожалению, такой план труднее воплотить в жизнь, чем это кажется на самом деле. Мы с детства приучены к тому, что думать о себе хорошо зазорно (вспомните, что мы говорили по этому поводу в контексте излишней самокритики). Необходимо снять этот запрет, иначе будет трудно эффективно применять методику повышения самооценки, описанную в данной главе.
Табу на позитивное мышление
«Я хорош(а) собой».
«Я умен (умна)».
«У меня прекрасное чувство юмора».
«У меня исключительные музыкальные способности».
«Меня обожают».
«Я просто молодец».
Представьте, что кто-то так говорит о себе, как вы отреагируете на его самооценку? Будете в восторге от того, что познакомились с таким гением? Или же эти высказывания вам покажутся смущающими и неуместными? Может быть, вы подумаете про себя: «Выскочка», или «Получше погляди себя в зеркало», или «Да кем он(а) себя возомнил(а)?» Вы поверите такому человеку или решите, что он хвастает, рисуется? Вам захочется его приструнить? Если ваша самооценка понижена, вы никогда не будете так говорить о себе, вам это покажется неуместным, рискованным, отвратительным или просто неправильным. Вы считаете, что высоко себя оценивать это только хвастовство. Даже мысль об этом приводит вас в смущение. Вы боитесь, что кто-то в ответ на публичное признание ваших достоинств вдруг невозмутимо скажет: «да ты что, конечно, нет», или «Правда? Что-то я не заметил», или «Да? Ну у меня о тебе совсем другое мнение». Признаться себе в собственной состоятельности иногда тоже кажется зазор-
ным. Естественно, такие комплексы очень мешают улучшению самооценки. Во многих людях ещё с раннего детства заложено, что позитивное самовосприятие - это проявление эгоизма. Детей учат сосредотачиваться на своих ошибках, а признание достоинств часто встречается неодобрением или насмешкой. Такое может случиться, например, с интеллектуально одаренными детьми из интеллигентных семей (особенно с девочками), которые успевают в учебе и которых на глазах у остального класса хвалят учителя. Одноклассники зовут их «ботаниками» или «зубрилами». А дома им, возможно, внушили, что быть слишком умной не самое лучшее качество. В результате они начинают принижать или скрывать свои достижения, ссылаясь на удачу, а не на собственные способности. Проблема в том, что такие явления могут сильно повлиять на детское мышление. Дети перестают ценить свои таланты и достижения и думают, что все их успехи нс более чем случайность, а вовсе не результат таланта или усиленной работы. Такой процесс трудно повернуть вспять.
Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Она начиналась с того, что злой колдун создал волшебное зеркало. Каждый, кто смотрел в него, видел не свое отражение, а искаженную уродливую картинку. Низкая самооценка заставляет вас видеть то же самое и без помощи волшебного зеркала. И в первую очередь вы ненавидите в себе свои слабости и недостатки, которые являются неотъемлемой частью любого человека. Гораздо сложнее признать в себе положительные качества, сильные стороны характера и полезные навыки. Недооценивать позитивные стороны своей личности несправедливо, так же как и быть излишне самокритич-
ным. Распространенное мнение о том, что позитивное самовосприятие (которое подразумевает, что вы получаете удовольствие от сознания своих достоинств и считаете себя достойным лучшего в жизни) неотвратимо ведет к эгоизму и лишено всякого смысла. Позитивное самовосприятие это прежде всего реалистичное отношение к своим сильным сторонам, которое необходимо вам, это часть разумной самооценки. Игнорирование сильных сторон только понижает самооценку и не дает узнать, что в вас хорошо, а что плохо, и что бы вы хотели в себе изменить. Попробуйте поэкспериментировать: используйте предложенные далее методы, чтобы сконцентрироваться на ваших положительных качествах. Очень важно, чтобы при этом вы следили за тем, как меняется ваше состояние изо дня в день. Кроме того, таким образом вы сможете отказаться от своей внутренней линии и посмотреть на себя с другой (более позитивной) стороны.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.182.53 (0.018 с.) |