История управленческой мысли.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История управленческой мысли.



История управленческой мысли.

Первая управленческая революция

Первая революция произошла 4 — 5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. Это удалось сделать благодаря тому, что они удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов [96, с. 5 — 6].

В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые шумерские жрецы вскоре стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами.

 

Деловые отношения и письменность

Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса.

Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым в последствии овладели и низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумерцы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось постоянно отвечать на различного рода запросы, официальные приказы, вести тяжбы, рассчитывать свой бюджет.

Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.

 

Школа поведенческих наук.

Школа поведенческих наук (1950 г. - по настоящее время). Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого-бихевиористского - направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Мы коснемся их работ в связи с соответствующими темами в последующих главах.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, такие приемы как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Итак, несмотря на многие важные положительные результаты бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его приверженцы.

 

Системный подход.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов.

22. Системный подход в менеджменте.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход к менеджменту. Системный подход строится на основных свойствам системы:

1. Целостность - не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем разделении элементы системы.

2. Второе свойство систем - взаимозависимости и взаимодействия системы и внешней среды.

3. Структурность - совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.

4. Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.

5. Непрерывность функционирования и эволюции.

Система существует, пока функционирует. Все процессы в любой системе (социально - экономической, технической, биологической и т.д.) непрерывны и взаимообусловлены. Функционирование компонентов определяет характер функционирования системы как целого, и наоборот. Одновременно система должна быть способной к обучению и развитию.

6. Целенаправленность, означающее обязательность построения дерева целей социально - экономических систем, дерева показателей эффективности технических систем и др.

7. Стремление систем к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды, к конкретным ситуациям путем обеспечения высокого уровня организованности системы менеджмента в динамике. К показателям организованности системы менеджмента относят коэффициент пропорциональности (отношение минимального значения анализируемой совокупности параметра к максимальному значению) основных управляемых параметров системы, коэффициенты непрерывности, параллельности, автоматичности, ритмичности частичных процессов, а также управленческих и производственных процессов.

8. Альтернативность путей функционирования и развития. В зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при оперативном управлении (налоговая система, таможенные тарифы, конкурентоспособность конкурентов, инфраструктура рынка, надежность поставщиков и т.п.), могут быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели

9. Наследственность, характеризует закономерность передачи доминантных и рецессивных признаков на отдельных этапах развития от старого поколения системы к новому. Выделение доминантных признаков системы позволяет повысить обоснованность направлений ее развития.

10. Приоритет качества. Практика показывает, что выживают те биологические, технические, социально - экономические системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству: качеству экосистемы, качеству товаров и услуг, качеству инфраструктуры, качеству жизни и т.д.

11. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами ее компонентов. Отдельный работник средней и крупной социально - экономической системы не может ставить свои интересы выше интересов (целей) системы. В малой системе могут быть исключения.

12. Надежность. Надежность системы (фирмы) характеризуется:

  • бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одной из ее компонент;
  • сохраняемостью проектных значений параметров системы в течение запланированного периода;
  • устойчивостью финансового состояния фирмы;
  • перспективностью экономической, технической, социальной политики, обоснованностью миссии фирмы.

Очевидно, что для повышения эффективности системы менеджмента следует повышать ее надежность.

 

23. Ситуационный подход в менеджменте.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

· По содержанию - технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

· По виду управленческого решения во времени:

1. Стратегические;

2. Тактические;

3. Оперативные.

· По ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

· По методам реализации управленческих решений.

 

24. Процессный подход в менеджменте.

 

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других — это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

А. Файоль выделял пять функций управления. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

 

 

Билет № 25

 

 

Билет № 26

Билет № 27

Японская модель управления

Модели управления в менеджменте отводится важнейшее значение. Под ней понимают совокупность знаний о том, как необходимо выстраивать управление, насколько сильно она оказывает влияние на всё структуры и процессы организации, каким образом происходит развитие организации во внешней среде. Одной из наиболее эффективных моделей управления является японская модель менеджмента.

Суть модели и организации её деятельности были сформулированы американским учёным японского происхождения Уильямом Оучи. Сущность японской модели менеджмента заключаются в симбиозе культуры страны и особенностей её экономического развития.

Специфические особенности японской модели менеджмента дают основание экспертам для утверждения того, что эта модель обеспечивает наибольшую гармоничность между производством, сбытом и финансами.

Японская модель менеджмента – модель управления с “человеческим лицом”, так как использует в своей основе холистический подход к работнику. Он заключается в том, что работника рассматривают целостно: и как работника, и как личность. Человеческие кадры рассматриваются как наиболее ценный ресурс.

Благодаря такому подходу обеспечивается высокая производительность труда и поразительные результаты развития экономики: будучи полностью уничтоженной, сейчас японская экономика является одной из наиболее конкурентоспособных экономик мира. (по данным Всемирного экономического форума)

Модель управления влияет на отождествление человека с компанией. Японские служащие демонстрируют высокую жертвенность и преданность фирме. Таким образом контроль носит лишь косвенный характер, так как высокая самоотдача стимулирует формирование самомотивации. Однако и сами фирмы осуществляют стимулирование работников. Публичное признание заслуг, социальные программы, совместные обеды и пр. создают атмосферу для получения максимального результата.

Сплочённость коллектива и коллективная ответственность обеспечивают минимальную текучесть кадров. В глазах общества смена компании мыслится как позор: человек, который сменил место работы, лишается всех привилегий и заработной платы, что вынуждает его всё начинать с нуля.

Для японской модели управления характерен пожизненный найм. Такая система найма определяет прямую зависимость положения в компании от возраста и опыта: в Японии нет молодых директоров и управляющих компаний. Продвижение по карьерной лестнице происходит специфическим образом. Её частота колеблется от 3 до 7 лет. Такая довольно частая ротация обусловлена уверенностью японцев в том, что длительное нахождение на одной должности не создаёт стимулов к мотивации и тщательному выполнению всех возложенных на работника обязанностей. Таким образом происходит ещё и диверсификация умений, что обеспечивает формирование неспециализированной карьеры: каждый рабочий в течение жизни осваивает до пяти новых специальностей.

Японская модель менеджмента предполагает, что повышение квалификации работников происходит без отрыва от производства.

Уровень заработной платы напрямую зависит от стажа и эффективности результатов труда. Компании предоставляют различные льготы и привилегии, которые позволяют работникам достигать высокого уровня благосостояния. Важной особенностью является и то, что разрыв заработной платы между высшими эшелонами власти и новичками незначителен: заработная плата руководителя не превосходит заработную плату новичка более, чем в семь раз. И самое главное, что руководству не жалко платить деньги за выполненную работу.

Японская модель менеджмента позволила добиться стране восходящего солнца поразительных результатов деятельности практически во всех сферах.

 

 

Билет № 28

Билет № 29

Билет № 30

Билет № 31

Билет № 32

Билет № 33

Принципиальные изменения, произведенные Н.С. Хрущевым в системе управления экономикой
Первое существенное изменение было произведено Н.С.Хрущевым в области аграрной экономической политики. После смерти Сталина наиболее слабым звеном в советской экономике было сельское хозяйство. Среди мер, предложенных Хрущевым в целях резкого подъема сельского хозяйства, центральное место занимало резкое повышение материальной заинтересованности тружеников села в увеличении сельскохозяйственной продукции. Большинство колхозников, не получавших ни копейки на свои трудодни, жили только за счет подсобного хозяйства. Теоретической основой неэффективности колхозного производства являлось положение, согласно которому такие экономическое категории, как хозрасчет, себестоимость, рентабельность, для колхозников считались неприемлемыми. Калькуляция себестоимости колхозной продукции не делалась, и реальные затраты на ту или иную продукцию не были известны — цены на нее устанавливались весьма произвольно. Обязательные поставки государству продукции устанавливались по конкретным видам продукции в натуральном выражении по очень низким ценам. При определении в дальнейшем себестоимости колхозной продукции выяснилось, что по многим видам ее затраты не покрывали и десятой доли производственных затрат. Вся продукция животноводства была убыточной. Выяснился и такой парадоксальный факт: большинство продукции хозяйств, представленных на Сельскохозяйственной выставке как образцы передового производственного опыта, являлись убыточными. После 1953 г. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались неоднократно, и не в процентах, а в разах. Цены, например, на скот и птицу сразу же были повышены в 5,5 раза. В конечном счете важнейшие виды продукции стали рентабельными, что создало благоприятные условия для увеличения ее производства. Наряду с повышением цен солидные средства выделялись на укрепление материально—технической базы села и строительство там социально — бытовых объектов. Повышение материальной и моральной заинтересованности колхозников в росте производства имело хорошие последствия. В 1956 г. посевные площади были увеличены на 25\%, сбор зерновых культур — на 20\%, а молока — на 63\%. Производство животного масла (без домашнего производства) за этот срок увеличилось на 46\%.

Достигнутые успехи подтверждали эффективность хрущевских изменений в сталинской аграрной экономической политике. После XX съезда партии Хрущев еще более активно проводил курс на совершенствование системы управления экономикой как на микро —, так и на макроуровнях. Наиболее принципиальным решением в этом направлении явился переход в 1957 г. от отраслевой системы управления через министерства и союзные ведомства к территориальной — через совнархозы. На февральском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем совершенствовании управлением промышленностью и строительством", суть которого заключалась в ликвидации отраслевых министерств и создании в областях советов народного хозяйства (совнархозов). Многие из них затем неоднократно укрупнялись. Для оперативного управления ими из центра был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

Территориальная система управления создала более благоприятные условия для:

а) организации труда и структуры управления на микроуровне;

б) развития эффективных форм общественного разделения труда;

в) межотраслевой специализации и кооперирования в регионах; г) создания межотраслевых специализированных производств по ремонту оборудования, изготовлению заготовок и инструментов для различных отраслей промышленности; д) комплексного развития экономических районов. За первые 3 года работы по новой схеме совнархозы укрупнили более 2 тыс. предприятий и провели большую работу по концентрации распыленных мелких вспомогательных, ремонтных и транспортных работ, которые ранее выполнялись для десятков "своих" московских ведомств. В ходе поиска новых форм управления появились и получили широкое распространение объединения родственных предприятий в производственные фирмы. В них весьма удачно решалась проблема мелких предприятий в рамках территориальной системы управления. Наряду с достоинствами в территориальной системе имелись и следующие серьезные недостатки: • некоторые совнархозы под видом специализации стремились освободиться от производства "невыгодной" продукции; • обнаружились попытки создания замкнутого хозяйства внутри экономического района; • кое-где стали строить новые предприятия и развивать сырьевую базу исходя из местных интересов; • межхозяйственные поставки выполнялись прежде всего для "своих" предприятий без учета интересов "чужих".

Тенденция к автономии серьезно сдерживала использование пре — имуществ территориальной системы управления. Принципиальные изменения внес Хрущев и в систему управления аграрно-промышленным сектором. В принятом в феврале 1958 года сессией Верховного Совета СССР законе "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций" записано: "учитывая достигнутый в настоящее время уровень экономического и организационного развития колхозов, признать необходимым реорганизовать машинно-тракторные станции в ремонтно-технические станции. Тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, принадлежащие машинно-тракторным станциям, продавать колхозам, изъявившим желание приобрести эту технику. Колхозам, не имеющим возможности сразу оплатить куп — ленные ими тракторы и машины, предоставлять в рассрочку в зависимости от их экономического состояния. Продавать, начиная с 1958 года, колхозам и совхозам новые тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины". Нельзя не отметить и изменения, произведенные Хрущевым в политике строительства жилья. В настоящее время много пишут о "хрущебах" в негативном плане, что совершенно неоправданно. Строительство жилья в сталинское время находилось в крайне плачевном состоянии. Около новых современных предприятий для людей строились, как правило, бараки по "проектам" довоенных, а порой и дореволюционных времен. В то же время в Москве строились десятки образцово — показательных домов (высотные, а также дома с колоннами и высотой потолков в 3,5—4 м). Хрущев подверг резкой критике строительство таких домов, где 1 м2 полезной площади стоил в десятки раз дороже, чем в обычных. Был избран наиболее дешевый скоростной вариант строительства жилья, рассчитанного на 30—40 лет, с перспективой строительства более комфортабельных домов в условиях развитой экономики. Реализация новой политики в жилищном строительстве содействовала резкому увеличению жилья. В 1946—1950 гг. среднегодовой ввод жилья составлял 23,4, а в 1956—1958 гг. — 58,3 млн. кв.м, или в 2,5 раза больше. К 60—ым гг. ежегодный ввод жилья был доведен до 80 млн. кв.м. Десятки миллионов семей поменяли бараки, подвалы и коммуналки на отдельные квартиры со всеми удобствами. (В настоящее время положение строительства жилья для тех, кто живет на трудовые доходы, ниже всякой критики. В 1995 г. жилищный фонд России по сравнению с 1990 г. возрос всего лишь на 10%)2. В деятельности Хрущева наряду с позитивными изменениями в системе управления экономикой было немало и негативных моментов, особенно в последние годы нахождения его у власти, когда культ личности уже по многим параметрам приближался к сталинскому, что особенно ярко проявилось в неистовой борьбе Хрущева с травопольной системой земледелия и попыткой всюду навязывать выращивание кукурузы. Негативно сказалась на системе управления ликвидация Хрущевым сельских райкомов партии и раздел обкомов партии на промышленные и сельские. Некоторые другие его субъективные решения и проведенные реорганизации, в конечном счете, сводили на нет успехи, достигнутые в первые 5 лет.

Билет № 34

Билет № 35

Билет № 36

Программа «500 дней»

500 дней (программа Шаталина-Явлинского) — непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». По собственному утверждению академика Шаталина, программа имела «явное признание капитализма».

Суть программы:

Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку, прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

В целом программа содержала следующие предложения:

· Приватизация государственной собственности;

· Децентрализация управления экономикой;

· Предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. По её признанию, программа не была бы подготовлена без их совместной поддержки.

Часто единоличное авторство программы ошибочно приписывают Григорию Явлинскому — председателю Государственной комиссии по экономической реформе, однако программа была предложена Станиславом Шаталиным и доработана его рабочей группой. Перед началом работы над проектом Горбачёв заверил Шаталина, что серьёзно относится к радикальному реформированию советской экономики.

В своих основных пунктах программа «500 дней» повторяет программу Бальцеровича, разработанную в 1989 г. министром и экономистом Лешеком Бальцеровичем для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши.

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

В своем анализе разработчики Программы опиралась на информацию, полученную из министерств и ведомств по 21 запросу, подписанному академиком Шаталиным. Информацию в полном объёме представили организации СССР: банки — Промстройбанк, Сбербанк, Госбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк; Госкомстат СССР, МИД СССР, Госкомиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам.

Некоторые организации её не представили (Госплан СССР, Внешэкономбанк, Министерство обороны СССР, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), представили частично (Совет Министров СССР) или представили второстепенные материалы (Министерство финансов СССР, Госкомцен СССР) (раздел V Программы).

В заключительной части «Введения» рабочая группа признала, что у «программы есть недостатки, но верит, что окончательную её доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего».

Программа широко обсуждалась общественностью, и её основные положения — масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и др. — были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.

Вот как описывалась процедура приватизации в Программе:

«Местные Советы оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. После проведения финансового состояния этих предприятий в печати публикуются их списки с указанием сроков и условий их приватизации. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий… Программа нацелена на то, чтобы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности.»

Этапы программы:

  • Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.
  • Второй этап (100—250-е дни) — либерализация цен.
  • Третий этап (250—400-е дни) — стабилизация рынка.
  • Четвёртый этап (400—500-е дни) — начало подъёма.

 

 

История управленческой мысли.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.013 с.)