Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обстоятельства, провоцирующие волнение

Поиск

Вспомните тех людей, о которых мы говорили в гла­вах 2 и 3. Список «опасных ситуаций», приводивших в действие их внутреннюю линию, приведен на стр. 56. Вы увидите, что во всех этих ситуациях под угрозой оказыва­ются защитные установки того или иного человека, и каждый раз он оказывается в чем-то не уверен, он колеб­лется. Джесси, вероятно, не удастся соответствовать сво­им высоким стандартам, но он не может утверждать этого наверняка. Перед тем как пойти в магазин за новой одеж­дой, Карен начинает сомневаться в том, что ее тело в по­рядке. Ей кажется, что она будет его стесняться, но кон­кретных свидетельств этому нет.

Элемент сомнения — ядро возникающего беспокойст­ва. Он создает вакуум, который мы заполняем страшными картинами — предчувствиями самого страшного, что толь­ко может произойти. В глубине души мы, может быть, по­нимаем, что вероятность этого очень мала, а если все-таки что-нибудь неприятное и случится, то мы сможем с этим

 

 

справиться. Но в этом нет твердой уверенности, и чем больше мы нервничаем, тем больше теряемся.

 

Влияние тревожных мыслей

Тревожные мысли возникают тогда, когда нас вынуж­дают идти против ключевых для нашей самооценки устано­вок. Глава 7 этой книги посвящена работе с этими установ­ками, их адаптации к реальности. Но сначала необходимо научиться выходить из «порочного круга», благодаря кото­рому развивается низкая самооценка. Для этого нужно оп­ределить и обезвредить предчувствия, заставляющие вас нервничать в той или иной ситуации.

Обычно тревожные предчувствия основываются на неадекватных представлениях, провоцирующих неуверен­ность и страх. Вот они:

 

Слишком твердая уверенность в том,

что случится что-нибудь плохое.

Если человек оказывается в ситуации, которая проти­воречит его жизненным установкам, он начинает бояться того, что что-то произойдет не так. В качестве примера рас­смотрим ситуацию с Кейт. Вы помните, что родители Кейт редко проявляли нежные чувства по отношению к ребенку. Поэтому ее внутренняя линия состояла в том, что ее не лю­бят, а жизненные установки направлены на то, что если она не будет оправдывать чьих-то ожиданий, то с ней не будут иметь дело, а если она о чем-нибудь попросит, то ей непре­менно откажут. Кейт работала в парикмахерской. Среди со­трудников был договор по очереди покупать что-нибудь на обед. Как-то раз начальник забыл отдать ей деньги за свой бутерброд. Кейт не нашла в себе силы напомнить о том, что ей должны были отдать. Она была полностью уверена в том,

 

что начальник сочтет ее корыстной и начнет презрительно к ней относиться. И это несмотря на то, что внушительный опыт работы проявил в нем доброжелательного, заботливо­го человека и руководителя, думающего о достатке своих работников. Она даже не подумала о том, что он сам может смутиться, извиниться и тут же отдать ей долг.

 

Переоценка драматичности последствий.

Кроме уверенности в том, что что-то пойдет не так, вас еще больше пугают последствия этого. Тревожные пред­чувствия обычно мешают осознать, что если что-то непри­ятное и произойдет, то это будет лишь минутное неудобст­во, которое вы быстро забудете, и жизнь пойдет дальше своим чередом. Все тревожные предчувствия базируются на одном представлении: случится только самое плохое.

Так что Кейт, например, просчитывая последствия ее просьбы, не могла предположить, что ее начальник будет сначала несколько смущен, а потом и вовсе забудет об этой мелкой неприятности. Она искрение полагала, что этот случай сильно повлияет на их отношения. Он перестанет смотреть на нее по-прежнему, а ей, возможно, придется ис­кать другую работу. Что она не получит положительной ре­комендации, и все станут думать, что она скандалистка с серьезными проблемами. Тогда Кейт уже не сможет жить самостоятельно, ей придется переехать к родителям и жить на государственное пособие. Таким образом, она сама со­здала себе виртуальную угрозу.

На этом примере хорошо видно, как то, что посторон­нему наблюдателю кажется сущим пустяком (попросить обратно деньги за обед), для Кейт является настоящей дра­мой, каждый новый поворот которой трагичнее предыду­щего. Такое явление очень характерно для так называемого тревожного мышления.

 

 

 

Склонность недооценивать собственные силы

Испытывая волнение, люди часто думают, что если про­изойдет что-то неприятное, то они ничего не смогут сделать, чтобы это предотвратить или как-то уладить. Кейт была убеж­дена: что бы она ни сделала, реакция ее начальника будет не­гативной. Ей не приходило в голову, что даже при тех обстоя­тельствах, которые она себе представляла, вполне можно бы­ло бы спокойно выдержать напор и еще раз настойчиво попросить вернуть. Кроме того она могла бы вспомнить о своих профессиональных качествах и богатом опыте работы, которые помогли бы ей без труда найти новое место.

 

Склонность пренебрегать

благоприятными обстоятельствами

Тревожные предчувствия мешают правильно оценить свои силы и возможности. Они помогают не обращать вни­мания на внешние факторы, которые могли бы улучшить создавшееся положение или вообще решить все проблемы. Кейт, например, напрочь забыла о том, что ее коллеги, дру­зья и родные вполне могли бы поддержать ее в случае такой странной реакции начальника.

 

Излишние меры предосторожности:

Ненужная самозащита

Собранные воедино, все эти неадекватные суждения могут сильно напугать. Вы просто начинаете чувствовать се­бя в зоне риска — вам покажется, что вы сплоховали, к вам несправедливо отнеслись, вы теряете контроль или делаете глупости. Оказавшись в опасности, вы предпринимаете ме­ры предосторожности, которые лишь мешают понять, есть ли опасность на самом деле, и понижают вашу самооценку.

 

 

Вы используете такой способ самозащиты, чтобы отго­родить себя от какой-то опасности. Единственный способ проверить, является ли она реальной, — отбросить излиш­ние предосторожности. Это даст возможность проверить справедливость ваших соображений. Если вы не сможете этого сделать, то так и не поймете, адекватны ли ваши дей­ствия, или же опасности как таковой не существует.

Вам поможет следующий пример. Представьте себе, что ваш старый друг Владимир пригласил вас на обед. Первое, что привлекает ваше внимание, когда вы заходите к нему в дом, — очень сильный и резкий запах. Перед обедом вам по­дают вино с чесночными гренками. На первое — чесночный суп с чесночным хлебом. Затем на столе появляется жаре­ный ягненок, начиненный чесноком и салат с чесночным соусом. На десерт — мороженое с чесноком (кстати, очень неожиданный вкус). И в довершении всего французский плавленый сырок со вкусом пряных трав и — как вы уже догадались — чеснока. Через некоторое время вы вдруг заме­чаете, что комната увешана венками и гирляндами из чесно­ка. Наконец, любопытство берет верх над вежливостью.

 

«К чему тебе столько чеснока?» — спрашиваете вы.

«А...»,отвечает Владимир.«Я надеялся, ты не заме­тишь. Просто не хотел, чтобы ты беспокоился».

«Беспокоился?»

«Ну да. Ты же знаешь про вампиров. Я не хотел, чтобы ты здесь боялся вампиров».

«Каких вампиров?»

«Ну да, вампиров. По-моему, здесь достаточно чеснока, чтобы они держались подальше»,убеждающим тоном про­износит Владимир.

«Так ведь здесь нет никаких вампиров»,возражаете вы.

«Вот именно!»,самодовольно заключает он.

 

Всевозможные маневры, к которым прибегают люди, стараясь защитить себя от худшего, по сути своей не отли­чаются от чеснока Владимира. Ему кажется, что единст­венное, что спасает дом от нашествия вампиров, — это го­ры чеснока повсюду. Конечно, возможно и так, что он нрав, но все свидетельства говорят в пользу того, что стра­хи Владимира сильно преувеличены. Чтобы понять, что опасность здесь скорее мнимая, чем угрожающая, нужно отказаться от такой линии самозащиты и выбросить чес­нок. Учитывая его полную уверенность в том, что вампи­ры существуют, это будет совсем нелегко. Возможно, лег­че будет делать это постепенно, зубчик за зубчиком. С другой стороны, если он найдет возможность спокойно и трезво посмотреть на положение вещей, то сможет сразу довести дело до конца и разом избавиться от всего чесно­ка. Только тогда ему станет очевидно, что прежние страхи были беспочвенными — ведь с ним ничего ужасного не случилось.

 

Как научиться определять



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.212 (0.011 с.)