Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый срез – уровни производственной структуры: отдельный работник (рабочее место), бригада, цех (участок), производство, предприятие.

Поиск

Первый срез – уровни производственной структуры: отдельный работник (рабочее место), бригада, цех (участок), производство, предприятие.

Второй срез – предметный, по объектам управления: средства труда (здания, сооружения, оборудование, станки, транспортные средства, инструмент и др.) предметы труда (заготовки, полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.),

Третий срез – функциональные системы: техническая, технологическая, организационная, экономическая, социальная. Поэтому каждый элемент ПХК существует одновременно как часть функциональной системы, а также управления по объектам и принадлежит к определенному уровню производственной структуры.

Однако и эта схема упрощенная, так как не полностью отражает реальность. Это связано с другой принципиальной сложностью анализа ПХК, а именно, каждая функциональная система (подсистема) в действительности связана не с двумя соседними, а со всеми остальными. Наконец, наибольшая сложность анализа ПКХ в том, что границы подсистем этого комплекса не постоянны и четко не обозначены. Системы ПХК характеризуются взаимопроникновением (полиструктурностью), означающей взаимное перекрытие технической, технологической, организационной, экономической и социальной систем, наличие у них общих структурных областей и элементов.

Каждую из названных систем нельзя механически выделить из ПХК или расчленить на более простые части, каждый элемент может входить одновременно в несколько под-систем. Однако в целях изучения любую составляющую систему можно выделить, но при этом в нее обязательно войдет хотя бы часть элементов другой системы, что необходимо учитывать и в аналитической, и в практической деяттельности. Например, материальное стимулирование труда – это составная часть и экономической, и организационной, и социальной систем. Организация рабочих мест – это элемент технической, технологической, организационной и социальной систем. Таким образом, невозможна однозначная жесткая формализация каждой из производственных систем, полное структурное (поэлементное) их разграничение. Недооценка этого принципиального положения приводит к неполным представлениям о составе ПХК и его систем, отражающим только какую-либо одну из его сторон, срез элементов. Поэтому можно заключить: организационная система содержит элементы других систем – технической, технологической, экономической, социальной.

Предмет учебной дисциплины «Организация труда персонала» Он включает в себя организационные отношения, возникающие в процессе труда, формирующие систему организации труда в рамках отдельного коллектива и обеспечивающие определенное протекание трудовых процессов, функционирование рабочей силы, а также их совершенствование на основе определения необходимых затрат труда в определенных организационно-технических условиях, разработки и внедрения организационных нововведений.

Организация и нормирование труда связаны с материальным производством и трудом рабочих, а также с любым видом трудовой деятельности в любой сфере и отрасли национальной экономики, с любой категорией работников.

По-этому курс «Организация и нормирование труда» – межотраслевая дисциплина, изучающая теоретические и методические вопросы организации и нормирования труда, имеющие значение для всех отраслей народного хозяйства.

«Организация труда персонала» – комплексная учебная дисциплина, базирующаяся на самостоятельных научных дисциплинах – организации труда и нормировании труда – тесно взаимосвязанных между собой и с другими экономическими, естественными и социальными научными и учебными дисциплинами, изучающими различные аспекты трудовой деятельности человека.

Связь курса с другими учебными дисциплинами Организационная система в свою очередь, как и в целом ПХК, обладает полиструктурностью. Этим обусловлена и взаимосвязь курса с другими дисциплинами. Составными частями организационной системы являются организация технологических процессов, организация тру-да и организация управления.

Взаимосвязи наук о труде с техническими, экономическими, биологическими, социальными правовыми и другими науками объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда.

Взаимосвязи с техническими науками определяются тем, что рационализация трудовых процессов непосредственно связана с анализом технологии, предметов и средств труда. Для науки о труде в большей мере, чем для других экономических и социальных наук важен технологический аспект производства. При организации трудовых процессов необходимо учитывать затраты энергии работающих, степень их утомления, интерес к труду и другие психофизиологические и социальные факторы. Этим определяются взаимосвязи проблем труда с эргономикой, физиологией, психологией труда, социологическими дисциплинами.

Правовые аспекты труда предопределяют взаимосвязи с юридическими дисциплинами и прежде всего с трудовым правом.

Нормы труда служат основой информационного обеспечения систем управления производством. Поэтому рассматриваемый курс связан с дисциплинами, изучающими компьютеризацию систем подготовки, планирования, учета и регулирования производства.

Важное условие усвоения блока организации, нормирования и оплаты труда – владение математическими понятиями и методами вычислений. Особенно необходимо отчетливое представление о структуре задач выбора оптимальных вариантов, понятиях теории вероятностей и математической статистики.

Теоретической основой курса «Организация, нормирование и оплата труда» являются понятия и идеи курсов экономической теории, экономики и социологии труда, организации и планирования производства.

Вводится повышенная оплата труда при выполнении установленной высокой нормы. Тейлор разработал специальную систему оплаты труда (1896), известную под названием «дифференциальная система Тейлора». Система предусматривает наличие двух тарифных ставок: повышенной, по которой труд рабочего оплачивается при выполнении установленной высокой нормы, и пониженной, по которой производится расчет с рабочим при невыполнении им нормы.

Тейлор выдвинул требование – заменить традиционные рутинные приемы выполнения работы научными методами, правилами и нормативами, выработанными на основе обобщения имеющегося опыта и специального изучения движений рабочего и времени, необходимого для выполнения работы. Однако системе Тейлора присуща ограниченность, по-скольки объектом его исследований является отдельный рабочий, а целью – рационализация ручного (мускульного) труда и синхронизация работы машины и человека, причем последний находится в положении придатка к машине.

Разработкой проблемы совершенствования трудовых процессов занимался в эти годы и другой известный американский исследователь – Ф.Б. Гилбрет (1868–1924). Направление его работ несколько отличалось от исследований Тейлора. Он проводил свои исследования (совместно с женой Л. Гилберт) в условиях массового поточного производства, при которых темп работы по выполнению каждого приема зависел от установленного ритма всего потока. Здесь главной целью служило изучение движений для создания наиболее эффективных методов производительного труда.

Создание таких методов требует, по мнению Гилбрета, при выполнении массовых ручных операций и приемов:

1. анализа последовательности рабочих движений при выполнении данной операции;

2.. установления наиболее правильной их последовательности;

3. рационализации трудовых движений в целях их сокращения во времени;

Устранения излишних физических усилий и облегчения труда рабочих.

Любая операция состоит из сравнительно ограниченного числа повторяющихся типовых движений (взять, переместить, установить и др.) – микродвижений.

Гилбрет предложил метод проектирования и установления нормативной продолжительности выполнения каждого микродвижения. Использование этого метода положило начало созданию систем микроэлементного нормирования, широко распространенных в настоящее время в промышленно развитых странах.

Тейлор и Гилбрет посвятили свою деятельность рационализации труда отдельного рабочего. Они не ставили перед собой задачи установить определенную взаимосвязь и кооперацию труда между рабочими на отдельных участках и на предприятии в целом, правильно расставить кадры и скоординировать их действия, направленные на достижение общей производственной цели.

Г. Эмерсон (1853–1931) впервые доказал возможность рациональной организации в любом масштабе. Идеи создания системы, объединяющей труд целых коллективов (фирмы, предприятия, государственные учреждения), изложены в книге Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». В книге были сформулированы следующие 12 принципов достижения высокой производительности труда:

1. отчетливо поставленные идеалы или цели;

2. здравый смысл;

3. компетентная консультация;

4. дисциплина;

5. справедливое отношение к персоналу;

6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7. диспетчирование;

8. нормы и расписания;

9. нормализация условий;

10. нормирование операций;

11.писаные стандартные инструкции;

В отличие от работ Тейлора, Гилбрета, Ганнта, в которых излагались новые методы организации труда в узкотехническом или производственном применении, книга Эмерсона впервые провозгласила идеологию рационализации всего предприятия, систему научного управления, широко применимую в самых различных отраслях хозяйства.

Представляют интерес выдвинутые Эмерсоном идеи о необходимости организации компетентной консультации по проведению практической работы в области организации производства в промышленности, о нормализации условий труда на производстве, о нормировании труда и производственном инструктаже. Идеи Эмерсона о создании компетентных консультаций нашли свое практическое воплощение в многочисленных консультативных фирмах, созданных в последующем во многих странах.

Еще одним направлением совершенствования организации труда и производства был фордизм, получивший свое название по имени его создателя Г. Форда. Эта система возникла в США в годы Первой мировой войны и явилась последовательным продолжением и развитием системы Тейлора и других рационализаторов, основанная на методе непрерывно-поточного производства. Г. Форд (1869–1947) основал в 1903 г. автомобильный трест, одну из крупнейших монополий США (Fогd Моtог Соmраnу), объединившую железные рудники, угольные копи, металлургические предприятия, машиностроительные, автомобильные и другие заводы. Форд стал широко применять стандартизацию и типизацию производственных процессов и впервые в мире ввел на своих предприятиях конвейер как принудительную систему организации труда.

Фордом была написана книга «Моя жизнь. Мои достижения» (в нашей стране она впервые появилась на родном языке в 1924 г.), в которой он изложил основные принципы своей системы. Система непрерывно-поточного производства Г. Форда основывается на точном согласовании деятельности отдельных его частей в определенном ритме и последовательности. Основные этапы этой системы:

- предварительная детальная разработка технологических процессов с синхронизацией хода производства по всем участкам;

- внедрение механизации и автоматизации в процессы производства на основе их расчленения на простейшие операции и движения;

- максимальное разделение труда и вытекающая отсюда возможность использования рабочих низкой квалификации при исключительно высоком темпе работы, обеспечиваемом применением различных транспортных устройств (конвейеры, рольганги, транспортеры и др.);

- полная стандартизация производства: исходного сырья и материалов, конструктивных разработок, технологических и трудовых приемов, выпускаемой продукции, форм организации и управления.

Одним из крупнейших последователей Тейлора считают французского ученого Анри Файоля, который попытался синтезировать предыдущий американский опыт и с учетом опыта управления во французской промышленности на его основе разработать новые принципы управления, включая и многочисленные вопросы организации производства. Француз Файоль считается «отцом научного менеджмента», он был первым, кто разработал полную теорию менеджмента: определил и исследовал его функции, принципы и др.

Система А. Файоля предусматривает проведение целого комплекса взаи-мосвязанных работ по управлению промышленной компанией, которые охватывают:

- производственно-техническую деятельность (производство, обработка, отделка, опробование, технический контроль);

- коммерческую деятельность (покупка, продажа, обмен);

- финансовую деятельность (поиск наиболее эффективного приложения капитала, поиски рынков сбыта и покупки сырья и др.);

- технику безопасности;

- учет (расчет себестоимости, акции, балансы, статистика);

- чисто административную деятельность (планирование, организация, руководство, координация, контроль).

Идеи Тейлора развивались многими его соратниками и последователями, и длительное время эта система научного управления была ведущей в капиталистическом производстве. Но постепенно она начала терять свое значение, поскольку при разработке ее не был учтен чрезвычайно важный фактор – психофизиология человеческого труда, а также социальные отношения, значение которых все больше и больше увеличивается. Этой системе противопоставляется теория, так называемых, «человеческих отношений».

Теория «человеческих отношений» возникла в США в 1920-х гг. Автор этой теории Элтон Мэйо и его сотрудники в течение пяти лет проводили исследования факторов, влияющих на повышение интенсивности труда. Объектом исследования явилась бригада из шести работниц, работавших на сборке телефонов на предприятии фирмы «Чэстерн электрик ком-пани» в Хоторне («хоторнский эксперимент»). Были исследованы самые различные факторы влияния на работу бригады (режим работы, система оплаты, организация питания, метеорологические условия, температура в помещении, взаимоотношения между работницами и администрацией, физическое и моральное состояние и др.). В результате этого исследования Мэйо и его сотрудники пришли к выводу, что решающее влияние на производительность труда оказывают психологические факторы. Если психологические потребности рабочего не будут удовлетворены, то у рабочего может появиться безразличное или даже враждебное отношение к работе. Для повышения производительности труда необходимо оздоровить «психологический климат», пробудить у рабочего творческий интерес к своей фирме.

В современной зарубежной науке термин «организация труда» не используется. Существует более широкое понятие «организация производства», включающее как один из элементов и организацию труда. Промышленное производство в наиболее развитых странах хорошо организовано. При дальнейшем развитии методов Тейлора и Гилбрета были разработаны элементные нормативы на многие виды производственных операций. В системах микроэлементных нормативов в качестве микроэлементов принимаются отдельные трудовые движения, а не приемы, входящие в состав определенных видов операций. Микроэлементные нормативы используются для разработки эффективных методов труда до начала производства, улучшения применяемых методов работы, установ-ления норм времени, разработки нормативов времени, разработки наилучшей конструкции изделия, воспитания в мастерах умения правильно оценивать методы труда, разрешения трудовых конфликтов, обучения рабочих правильным методам работы и др.

Наиболее известны следующие системы микроэлементных нормативов: МТМ (система определения метода и продолжительности работы), МТА (система анализа микродвижений) и ВМТ (система нормативов на основные движения).

В последние годы особый интерес вызывает в Англии система МТМ, которая признается весьма эффективной системой рационализации труда. В Лондоне имеется филиал американского общества МТМ и консультативной фирмы «Г.Б. Мейнард и К°», которая организовала школу специалистов МТМ для обучения английских нормировщиков.

1.3. Научная организация труда – понятие, содержание, задачи и принципы

Организация труда персонала представляет собой организационную систему, имеющую своей целью достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства. Организация труда опирается на познание и использование экономических законов, физиологии и психологии труда, данные исследований социологической науки, а также математики и кибернетики, базируется на знаниях юридической науки. В том случае, если практическому внедрению определённых мероприятий по организации труда предшествует научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а данные практические меры базируются на достижениях современной науки и передового опыта, мы имеем дело с научной организацией труда (НОТ).

Научная организация труда (НОТ) представляет собой организацию труда, основанную на достижениях науки и передовом производственном опыте. НОТ применяется как средство повышения производительности труда в целях повышения уровня благосостояния, уровня жизни.

Очевидно, совершенно неправомерными являются попытки разграничить два этих понятия – «организация труда» и «научная организация труда». Разница между первым и вторым понятиями определяется, прежде всего, методом, подходом к решению одних и тех же проблем, степенью научной обоснованности определенных решений. В данном случае можно говорить о том, что научная организация труда не допускает решения практических вопросов организации труда на использовании субъективных, эмпирических оценок и мнений, а реализует всю совокупность достижений современной науки и практики, обеспечивая при этом наиболее рациональную и эффективную организацию труда.

На практике НОТ призвана решить три основные взаимосвязанные задачи:

1. экономическая задача направлена на создание условий для производства конкурентоспособных товаров, улучшение условий производства и роста прибыли; т.е. на создание условий для целесообразного использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного труда на производство единицы продукции;

2) психофизиологическая задача связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности;

Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний, комплексный подход к решению проблем организации труда на предприятии, более четко представить механизм воздействия НОТ на работника и само производство.

Создание необходимых условий для высокопроизводительного и творческого труда может обеспечить только системный комплексный подход в решении проблем НОТ. Случайная практика в каком-то одном направлении не дает желаемых результатов.

На основе обобщения достижений современной науки в области организации труда можно сформулировать ряд следующих принципов, которыми следует руководствоваться при решении методических и практических вопросов проектирования и внедрения НОТ:

- комплексности;

- системности;

- регламентации;

- специализации;

- стабильности.

Каждый из этих принципов имеет определенное самостоятельное значение. Вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая соответствующую сторону научного подхода к организации труда. Поэтому наибольшая действенность принципов проявляется при их совокупном использовании. Каждое направление организации труда имеет свою специ-фику и целевую установку для практического осуществления.

В конце XIX – начале XX вв. экономика дореволюционной России значительно отставала от других, более развитых капиталистических стран. Это отставание объяснялось многими причинами, в том числе более поздним вступлением России на путь капиталистического развития.

Русские промышленники следили за развитием работ по изучению организации труда и производства в США. Однако технические и организационные условия производства в царской России не создавали благоприятных предпосылок для внедрения передовых организационных идей. Единственным исключением являлся завод Семенова (в дальнейшем «Линотип») в Петербурге, где система Тейлора довольно широко применялась в 1911–1913 гг.

. Одним из первых пропагандистов тейлоризма в России преподаватель МВТУ адъюнкт В.Р. Поляков, изучавший эту систему в США во время специальной командировки. В отчете В.Р. Полякова, опубликованном в виде отдельной брошюры, автор подробно рассматривает метод Тейлора и, исходя из позиции представителя промышленных кругов, рекомендует его внедрение в русскую практику (См.: Поляков В.Р. Настоящее положение вопроса о применении системы Тейлора. М., 1914). –

Наука об организации труда и производства стала развиваться и получила широкое практическое применение в России после Великой Октябрьской социалистической рево-люции.. Перед молодым Советским государством нового типа сразу же возникла острая необходимость в создании новых форм управления, организации труда и производства и внедрении их в народное хозяйство. В стране, разоренной империалистической и гражданской войнами и военной интервенцией, необходимо было срочно решить проблему налаживания системы управления, найти основное звено этой системы. Сложность проблемы заключалась и в том, что старая система управления, и в частности, организация производства, не существовала, новая еще не была создана. Важнейшим и вместе с тем первоочередным направлением в создании новой организации производства В.И. Ленин считал научную организацию труда.

Отсутствие собственного опыта подсказывало необходимость организовать глубокое и тщательное изучение передового капиталистического опыта в области научной организации труда и рационально использовать его в условиях России. Поэтому началом работы в области НОТ в нашей стране явилось изучение исследований Тейлора, Гилбрета, Ганнта, Фай-оля, Эмерсона, Кнеппеля, опыта заводов Форда.

24 августа 1921 г. был подписан декрет Совета Труда и Обороны об организации и задачах Центрального института труда (ЦИТ), ставшего ведущим научно-методическим центром страны в области научной организации труда. Руководимый А.К. Гастевым (1882–1941) – одним из пионеров создания советской школы научной организации труда, ЦИТ проводил и научные исследования и осуществлял практическое внедрение разработанных мероприятий непосредственно в производство. Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. За годы существования (1921–1940) ЦИТ подготовил в 170 учебных пунктах, расположенных в промышленных центрах страны, свыше 500 тыс. рабочих двухсот профес-сий, около 20 тыс. инструкторов производственного обучения, контролеров, консультантов по научной организации труда. Деятельность ЦИТа в области подготовки квалифицированных кадров базировалась на созданной им системе подготовки, по-лучившей известность как «метод обучения ЦИТ». Этот метод был основан на обучении рабочих определенным, наиболее рациональным трудовым приемам изготовления продукции на основе расчленения операций на приемы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных.

Кроме ЦИТ в 1920-е гг. создан целый ряд специальных научно-исследовательских институтов: Всеукраинский институт труда в Харькове, Казанский институт научной организации труда, Таганрогский институт научной организации производства и др. Всего в стране в начале 1920-х гг. насчитывалось более 50 научно-исследовательских организаций, занимавшихся всесторонним исследованием проблемы НОТ.

. В 1920-х гг. проблемами совершенствования организации труда активно занимались не только специальные научно-исследовательские институты, но и учреждения и организации, специальные отделы и лаборатории, созданные при ВСНХ, Народном комиссариате труда, Наркомате путей сообщения, в военных и медицинских органах. Специальные отраслевые организации («Оргаметалл», «Оргхимпром» и др.) изучали состояние организации труда и производства на предприятиях, разрабатывали методы их совершенствования и на основании заключаемых с предприятиями договоров оказывали помощь во внедрении новых систем НОТ, планирования, постановки учета, нормирования.

В 1923 г. при наркоме РКИ создан Совет по научной организации труда (СовНОТ), который возглавил В.В. Куйбышев. Он ставил своей основной задачей объединение усилий всех организаций, занимавшихся проблемами НОТ, направление и координацию их деятельности. В республиках и крупных центрах эти задачи осуществляли местные советы НОТ.

Следует отметить как положительное явление широко развернувшуюся в те годы издательскую деятельность по вопросам организации труда и производства. На русский язык были переведены все основные работы капиталистических организаторов: Ф. Тейлора «Административно-техническая организация промышленных предприятий» (1918), «Научные основы организации промышленных предприятий» (1924), «Научная организация труда» и др.; А. Файоля «Общее и промышленное управление» (1923); Г. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности», вып. 1-2 (1921, 1931); Г. Черча «Основы управления производством» (1927); Ф. Гилбрета, У. Кларка, Г. Ганнта и др.

Значительный вклад в теорию и практику НОТ внесли в те годы советские ученые. Одним из первых российских теоретиков науки об организации был А.А. Богданов (1873–1928). В 1912 г. вышло первое, а в 1922 г. – третье издание его фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». А.А. Богданов в своей теории организации предстал одним из родоначальников системного подхода к изучению различных явлений. Крупным теоретиком в области организации труда был профессор О.А. Ерманский (1866–1941). Наиболее известны его труды «Система Тейлора», «Научная организация труда и производства и система Тейлора» и «Теория и практика рационализации». Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был А.К. Гастев (1882-1938). Основные его научные труды: «Как надо работать», «Трудовые установки», «Нормирование и организация труда», «Научная организация труда», «Установка производства методом ЦИТ» и др Ряд работ А.К. Гастева и в настоящее время представляют научный и практический интерес и переизданы в 1966 г. издатель-ством «Экономика». Одним из теоретиков и пропагандистов НОТ был П.М. Керженцев (1881–1940). Широкой известностью пользовались такие работы П. М. Керженцева, как «НОТ. Научная организация труда», «Принципы организации», «Научная организация труда (НОТ) и задачи партии», «Борьба за время» (переизданы в 1970-х гг.).

В 20-е годы проблемам НОТ стало уделяться много внимания и в печати. Было создано шесть специальных журналов («Организация труда», «Время», «Вестник труда», «Вопросы организации и управления» и др.). Проблемы НОТ широко освещались и в других журналах, а также в газетах «Правда», «Известия» и др.

В январе 1921 г. состоялась первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства. Основные доклады были посвящены практическим и теоретическим вопросам организации производства. Была сделана попытка установить согласованные основные понятия и сформулировать задачи и направления работы по НОТ в стране, определить степень применимости теории и методов Тейлора к условиям России. Однако на конференции не удалось достичь поставленных целей.

В 1923 г. по инициативе П.М. Керженцева возникла лига «Время», сыгравшая важную роль в пропаганде идей НОТ, в их практическом осуществлении. Ячейки и кружки лиги создавались на предприятиях, в учреждениях, в высших учебных заведениях, в подразделениях Красной Армии. Члены лиги «Время», реорганизовавшейся позднее в «Лигу НОТ», занимались популяризацией задач научной организации труда и практической работой по ее внедрению.

Для подведения итогов деятельности по НОТ, определения основных направлений работы и для выработки единой платформы 10–16 марта 1924 г. под руководством В.В. Куйбышева была проведена 2-я Всесоюзная конференция по научной организации труда. На конференции было отмечено три основных направления работы по научной организации тру-да и производства, способствующих повышению производительности труда (производственного и управленческого):

1) введение новых орудий производства, новой техники и технологии, основанных на механизации и электрификации производственных процессов;

2) изменение условий применения труда при данном состоянии техники производства, включая расстановку и специализацию работников, стандартизацию продукции и др.;

По сути, было дано первое определение НОТ: «НОТ нужно понимать как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда» (см. Резолюции Второй Всесоюзной конференции по НОТ (10–16 марта 1924 г.). – М.: изд-во НК РКИ, 1924, с. 3).

В ноябре 1925 г. состоялось первое Всесоюзное совещание по рационализации производства, в работе которого приняли участие свыше 360 работников промышленности. Совещание, созванное по инициативе Ф.Э. Дзержинского и проходившее при его участии, отметило, что работа по рационализации производства должна быть в центре внимания всех работников, как управленческого и технического персонала, так и рабочих – от фабрик и заводов внизу до высших управленческих органов наверху. С момента проведения этого совещания вопросы НОТ в промышленности рассматривались уже в общем комплексе средств и методов рационализаторской работы в области организации производства.

СовНОТ ликвидирован в конце 1926 г., взамен Совета и его ячеек организованы бюро, отделы рационализации на предприятиях, в трестах и в ВСНХ, обязанностью которых стало совершенствование производственного процесса по всем факторам, влияющим на его эффективность (рационализация живого труда, производственной структуры, деятельности вспомогательных хозяйств и др.). Постепенно функции спе-циальных рационализаторских органов перешли в ведение соответствующих заводских производственных отделов технической подготовки производства (конструкторской и тех-нологической), планово-производственного и оперативно-диспетчерского отделов.

С 1926 г. понятие «научная организация труда» перестало встречаться в практической работе до 1963 г. Однако работа по НОТ в промышленности продолжалась, но это понятие включалось в общий комплекс работ по организации производства. В эти годы работа по совершенствованию организации труда была тесно связана с широко распространившимся в стране движением ударных бригад и другими формами со-циалистического соревнования. В сентябре 1926 г. в Ленинграде на заводе «Красный треугольник» возникла первая ударная бригада. Вскоре движение ударников охватило тысячи предприятий и строек. Участники этого массового движения принимали на себя обязательства работать по-новому, повышать производительность труда, изыскивать новые резервы роста производства, совершенствовать методы работы, внедрять передовые приемы.

Генеральная линия на техническое перевооружение производства, нашедшая отражение в первом пятилетнем плане, поставила перед страной новые задачи в области НОТ. Эти задачи определялись повышением технической вооружённости труда, усложнением технической базы производства, внедрением поточно-конвейерных методов организации производственных процессов.

Значительная работа проводилась в эти годы в области совершенствования практики нормирования труда и изучения трудовых процессов. Отделы экономики труда, главной состав-ной частью которых были бюро технического нормирования, начали стихийно возникать на предприятиях еще с 1923–1924 гг. Официально эти отделы были закреплены приказом ВСНХ от 20 сентября 1926 г. №1055. В 1927 г. при ВСНХ создается Совет по техническому нормированию (СТН), позже реорганизованный в Междуведомственный Совет по техническому нормированию при Народном комиссариате труда. СТН объединил в своем составе крупнейших нормировщиков-организаторов советского технического нормирования в отдельных отраслях. Члены СТН провели большую работу по разработке методики советского технического нормирования труда.

Появились многочисленные работы советских специалистов в области технического нормирования. Широкую известность получили труды А.Г. Попова, Г.Ф. Орентлихера, В.Н. Юматова, М.М. Шахназарова, А.Г. Спаха, А.А. Труханова, Я.М. Пунского, В.М. Иоффе, Г.И. Образцова, П.П. Файнглуза, А.В. Панкина, И.А. Приймака, Н.Н. Захарова, И.М. Разумова и многих других пионеров советского технического нормирования.

Во второй пятилетке развития народного хозяйства (1933–1937) задачи овладения новой техникой и совершенствования организации труда и производства стали еще более актуальными. Внедрение новой техники потребовало пересмотра уровня достигнутых норм. Широко развернувшееся в стране стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда во многих отраслях, в основном за счет внедрения новых форм организации трудовых процессов. В третьей пятилетке объем работ по внедрению рациональных приемов и методов труда, изучению и распространению передового производственного опыта, подготовке рабочих кадров и повышению их квалификации, созданию систем нормирования труда, развитию многостаночного об-служивания, овладению смежными профессиями и специальностями, совершенствованию организации производства значительно увеличился.

В годы Великой Отечественной войны работа по организации труда на предприятиях усложнилась. На производство пришли миллионы женщин и подростков, которых нужно было обучить высокопроизводительным методам и приемам работы. Возник ряд трудностей, связанных с эвакуацией многих предприятий в восточные районы страны, их восстановлением на новых местах, с введением трудовой повинности, увеличением продолжительности рабочего дня и осуществлением ряда других мероприятий, отрицательно сказавшихся на состоянии организации труда. Однако объективные трудности военного времени повлекли за собой невиданный трудовой подъем всего народа.

В результате повысилась производительность труда, стали широко применяться такие формы организации труда, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, поточные линии, новые методы организации производства и др.

Послевоенный период, когда перед страной встала задача быстрейшего восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, характеризуется широким размахом творческой активности и производственной инициативы трудящихся. Эта активность проявилась в массовом социалистическом соревновании за высокопроизводительную работу целых колективов, за освоение новой техники, за внедрение прогрессивных форм организации труда и производства. Во многих отраслях промышленности появились передовики производства, опыт которых по внедрению передовых приемов и методов работы стал широко распространяться.

После факти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.108 (0.016 с.)