Взаимосвязи наук о труде с техническими, экономическими, биологическими, социальными правовыми и другими науками объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязи наук о труде с техническими, экономическими, биологическими, социальными правовыми и другими науками объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда.



Взаимосвязи с техническими науками определяются тем, что рационализация трудовых процессов непосредственно связана с анализом технологии, предметов и средств труда. Для науки о труде в большей мере, чем для других экономических и социальных наук важен технологический аспект производства. При организации трудовых процессов необходимо учитывать затраты энергии работающих, степень их утомления, интерес к труду и другие психофизиологические и социальные факторы. Этим определяются взаимосвязи проблем труда с эргономикой, физиологией, психологией труда, социологическими дисциплинами.

Правовые аспекты труда предопределяют взаимосвязи с юридическими дисциплинами и прежде всего с трудовым правом.

Нормы труда служат основой информационного обеспечения систем управления производством. Поэтому рассматриваемый курс связан с дисциплинами, изучающими компьютеризацию систем подготовки, планирования, учета и регулирования производства.

Важное условие усвоения блока организации, нормирования и оплаты труда – владение математическими понятиями и методами вычислений. Особенно необходимо отчетливое представление о структуре задач выбора оптимальных вариантов, понятиях теории вероятностей и математической статистики.

Теоретической основой курса «Организация, нормирование и оплата труда» являются понятия и идеи курсов экономической теории, экономики и социологии труда, организации и планирования производства.

Краткий исторический очерк развития организации труда персонала

Началом создания науки об организации труда и управления можно считать конец XIX в., когда известный американский рационализатор Ф.У. Тейлор (1856–1915) начал свои работы по изучению производственных процессов. Попытки использовать научные знания в изучении трудовых процессов предпринимались и раньше рядом ученых и научных учреждений. Например, в 60-х годах XIX в. в России в стенах Московского ремесленного учебного заведения (ныне МВТУ) зародилась научная школа практической подготовки инженеров. Была выработана такая система, при которой изучение того или иного мастерства приобретало характер строгой научной по-следовательности. Идея этой системы принадлежит воспитаннику училища Д.К. Советкину. Этот русский механик, автор ряда изобретений, прекрасный педагог и организатор ремесленного образования в России был одним из многих талантливых представителей технической интеллигенции, которые своими трудами развивали отечественную науку и технику. В основу «русского метода практического обучения механическому ремеслу» был положен метод операционного обучения в отличие от так называемого метода предметного обучения. Про-изводственный процесс расчленялся на трудовые операции и приемы, составлялись специальные инструкции и производилось обучение выполнению данной работы наиболее рациональными приемами. В результате время обучения сокращалось в 10 … 20 раз. Демонстрируя на международных выставках свои достижения в области постановки высшего технического образования вообще и научную систему практического образования в частности, училище получило всеобщее признание. В 1872–1874 гг. появилось много статей в технических журналах Англии, Бельгии, Германии, Франции и США, посвященных обсуждению организации преподавания в России. Америка широко применила эту научную систему обучения кадров. Сам Тейлор признавал, что первым импульсом для его занятий организацией труда послужила экспозиция МВТУ на Международной выставке в Филадельфии в 1876 г. Однако Тейлор, по существу, был первым исследователем, перенесшим результаты изучения проблемы научной организации труда непосредственно в производство. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работо-способности (в результате скрупулезных замеров был определен оптимальный вес – 21 фунт), при этом он пришел к очень важному заключению, что надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха.

. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Он ввел определенные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий.

Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ в. В итоге тридцатилетних исследований Тейлор сформулировал следующие принципы научной организации труда и управления:

1 изучение производственных процессов проводится на основе их расчленения на операции, элементы операций и движения;

2 рабочему устанавливается определенное, напряженное задание или урок;

3 рабочих обучают рациональным приемам, выработанным в результате хронометража, фотографии рабочего дня, или изучения трудового процесса с помощью кино; при этом проводится отбор наиболее способных и выносливых рабочих;

4. рабочий должен быть только исполнителем; он обязан выполнять порученную ему работу в определенных, точно установленных пределах и условиях, предусматривающих освобождение его от всех функций, связанных с обдумыванием, расчетом и подготовкой работы; все эти функции возлагаются на аппарат управления;

5. предусматривается полное использование рабочего дня, создание на рабочем месте условий, обеспечивающих бесперебойную работу, в том числе наличие инструкционной карты организации труда по выполнению данной операции;

Вводится повышенная оплата труда при выполнении установленной высокой нормы. Тейлор разработал специальную систему оплаты труда (1896), известную под названием «дифференциальная система Тейлора». Система предусматривает наличие двух тарифных ставок: повышенной, по которой труд рабочего оплачивается при выполнении установленной высокой нормы, и пониженной, по которой производится расчет с рабочим при невыполнении им нормы.

Тейлор выдвинул требование – заменить традиционные рутинные приемы выполнения работы научными методами, правилами и нормативами, выработанными на основе обобщения имеющегося опыта и специального изучения движений рабочего и времени, необходимого для выполнения работы. Однако системе Тейлора присуща ограниченность, по-скольки объектом его исследований является отдельный рабочий, а целью – рационализация ручного (мускульного) труда и синхронизация работы машины и человека, причем последний находится в положении придатка к машине.

Разработкой проблемы совершенствования трудовых процессов занимался в эти годы и другой известный американский исследователь – Ф.Б. Гилбрет (1868–1924). Направление его работ несколько отличалось от исследований Тейлора. Он проводил свои исследования (совместно с женой Л. Гилберт) в условиях массового поточного производства, при которых темп работы по выполнению каждого приема зависел от установленного ритма всего потока. Здесь главной целью служило изучение движений для создания наиболее эффективных методов производительного труда.

Создание таких методов требует, по мнению Гилбрета, при выполнении массовых ручных операций и приемов:

1. анализа последовательности рабочих движений при выполнении данной операции;

2.. установления наиболее правильной их последовательности;

3. рационализации трудовых движений в целях их сокращения во времени;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.012 с.)