Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная задача направлена на создание условий, обеспечивающих рост профессиональных знаний, повышение степени удовлетворенности людей трудом.
Развитием представлений о задачах НОТ служат положения о ее функциях, т.е. специфических особенностях проявления НОТ на предприятии, ее воздействии на различные стороны производства. Анализ воздействия НОТ на производство позволяет выделить следующие ее функции: - ресурсосберегающая, в том числе трудосберегающая, направленная на экономию рабочего времени, эффективное использование сырья, материалов, энергии, т.е. ресурсов. Кроме того, экономия труда включает в себя не только экономию средств производства, но и устранение всякого бесполезного труда. Это достигается рациональным разделением и кооперацией труда, применением рациональных приемов и методов труда, четкой организацией рабочих мест и хорошо отлаженной системой их обслуживания. Экономии ресурсов служит и направленность НОТ на повышение качества продукции: лучшее качество равносильно большему количеству. Ресурсосбережение – один из главных рычагов интенсификации производства. В современных условиях прирост потребности в топливе, энергии, металле и других материалах должен быть на 75–80% удовлетворен за счет их экономии. На это необходимо нацелить не только технологию, но и организацию труда. Следовательно, одним из критериев научности организации труда становится ее способность обеспечивать всестороннюю экономию затрат живого и прошлого труда; - оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда прогрессивному уровню технического вооружения производства, в достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам. Оптимизация в современных условиях – центральное направление в поиске путей решения различных задач в области организации труда; - функция формирования эффективного работника – это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации. Требования к качеству подбора работников и к их профессиональному мастерству в условиях перехода к рыночным отношениям существенно возрастают. Увеличение сложности используемой техники ведет к росту ответственности исполнителей за своевременные и правильные решения и действия. Научный подход к формированию кадров и к их подготовке – таково веление времени, и это становится важной функцией НОТ;
- трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины. - функция возвышения труда – это чрезвычайно важная функция организации общественного труда в цивилизованном государстве. Нельзя говорить о НОТ, сколь бы экономичен ни был труд, если при этом забывают о самом человеке, с его социальными запросами и стремлением к высокосодержательному, престижному труду. Возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышение содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение разнообразия труда и его гуманизации; - воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию этих качеств работника, а чем выше качества исполнителей, тем выше и уровень организации труда. Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний, комплексный подход к решению проблем организации труда на предприятии, более четко представить механизм воздействия НОТ на работника и само производство. Таким образом, НОТ представляет собой постоянный творческий процесс, обеспечивающий приведение организации труда в соответствие с изменяющимся уровнем развития техники и технологии производства. Содержание НОТ как сферы практической деятельности по совершенствованию организации труда персонала организации определяется образующими его элементами и направлениями. Вся практическая деятельность по научной организации труда связана с решением вышеуказанных экономической, психофизиологической и социальной задач. Основные направления НОТ включают:
- улучшение организации рабочих мест и их обслуживание; - разработку рациональных форм разделения операции труда; - рационализацию приемов и методов труда; - улучшение условий труда; - совершенствование нормирования труда; - развитие мер материального и морального стимулирования; - укрепление трудовой дисциплины. Создание необходимых условий для высокопроизводительного и творческого труда может обеспечить только системный комплексный подход в решении проблем НОТ. Случайная практика в каком-то одном направлении не дает желаемых результатов. На основе обобщения достижений современной науки в области организации труда можно сформулировать ряд следующих принципов, которыми следует руководствоваться при решении методических и практических вопросов проектирования и внедрения НОТ: - комплексности; - системности; - регламентации; - специализации; - стабильности. Каждый из этих принципов имеет определенное самостоятельное значение. Вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая соответствующую сторону научного подхода к организации труда. Поэтому наибольшая действенность принципов проявляется при их совокупном использовании. Каждое направление организации труда имеет свою специ-фику и целевую установку для практического осуществления. Исследования в области НОТ в СССР и в России В конце XIX – начале XX вв. экономика дореволюционной России значительно отставала от других, более развитых капиталистических стран. Это отставание объяснялось многими причинами, в том числе более поздним вступлением России на путь капиталистического развития. Русские промышленники следили за развитием работ по изучению организации труда и производства в США. Однако технические и организационные условия производства в царской России не создавали благоприятных предпосылок для внедрения передовых организационных идей. Единственным исключением являлся завод Семенова (в дальнейшем «Линотип») в Петербурге, где система Тейлора довольно широко применялась в 1911–1913 гг. . Одним из первых пропагандистов тейлоризма в России преподаватель МВТУ адъюнкт В.Р. Поляков, изучавший эту систему в США во время специальной командировки. В отчете В.Р. Полякова, опубликованном в виде отдельной брошюры, автор подробно рассматривает метод Тейлора и, исходя из позиции представителя промышленных кругов, рекомендует его внедрение в русскую практику (См.: Поляков В.Р. Настоящее положение вопроса о применении системы Тейлора. М., 1914). – Наука об организации труда и производства стала развиваться и получила широкое практическое применение в России после Великой Октябрьской социалистической рево-люции.. Перед молодым Советским государством нового типа сразу же возникла острая необходимость в создании новых форм управления, организации труда и производства и внедрении их в народное хозяйство. В стране, разоренной империалистической и гражданской войнами и военной интервенцией, необходимо было срочно решить проблему налаживания системы управления, найти основное звено этой системы. Сложность проблемы заключалась и в том, что старая система управления, и в частности, организация производства, не существовала, новая еще не была создана. Важнейшим и вместе с тем первоочередным направлением в создании новой организации производства В.И. Ленин считал научную организацию труда.
Отсутствие собственного опыта подсказывало необходимость организовать глубокое и тщательное изучение передового капиталистического опыта в области научной организации труда и рационально использовать его в условиях России. Поэтому началом работы в области НОТ в нашей стране явилось изучение исследований Тейлора, Гилбрета, Ганнта, Фай-оля, Эмерсона, Кнеппеля, опыта заводов Форда. 24 августа 1921 г. был подписан декрет Совета Труда и Обороны об организации и задачах Центрального института труда (ЦИТ), ставшего ведущим научно-методическим центром страны в области научной организации труда. Руководимый А.К. Гастевым (1882–1941) – одним из пионеров создания советской школы научной организации труда, ЦИТ проводил и научные исследования и осуществлял практическое внедрение разработанных мероприятий непосредственно в производство. Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. За годы существования (1921–1940) ЦИТ подготовил в 170 учебных пунктах, расположенных в промышленных центрах страны, свыше 500 тыс. рабочих двухсот профес-сий, около 20 тыс. инструкторов производственного обучения, контролеров, консультантов по научной организации труда. Деятельность ЦИТа в области подготовки квалифицированных кадров базировалась на созданной им системе подготовки, по-лучившей известность как «метод обучения ЦИТ». Этот метод был основан на обучении рабочих определенным, наиболее рациональным трудовым приемам изготовления продукции на основе расчленения операций на приемы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Кроме ЦИТ в 1920-е гг. создан целый ряд специальных научно-исследовательских институтов: Всеукраинский институт труда в Харькове, Казанский институт научной организации труда, Таганрогский институт научной организации производства и др. Всего в стране в начале 1920-х гг. насчитывалось более 50 научно-исследовательских организаций, занимавшихся всесторонним исследованием проблемы НОТ. . В 1920-х гг. проблемами совершенствования организации труда активно занимались не только специальные научно-исследовательские институты, но и учреждения и организации, специальные отделы и лаборатории, созданные при ВСНХ, Народном комиссариате труда, Наркомате путей сообщения, в военных и медицинских органах. Специальные отраслевые организации («Оргаметалл», «Оргхимпром» и др.) изучали состояние организации труда и производства на предприятиях, разрабатывали методы их совершенствования и на основании заключаемых с предприятиями договоров оказывали помощь во внедрении новых систем НОТ, планирования, постановки учета, нормирования.
В 1923 г. при наркоме РКИ создан Совет по научной организации труда (СовНОТ), который возглавил В.В. Куйбышев. Он ставил своей основной задачей объединение усилий всех организаций, занимавшихся проблемами НОТ, направление и координацию их деятельности. В республиках и крупных центрах эти задачи осуществляли местные советы НОТ. Следует отметить как положительное явление широко развернувшуюся в те годы издательскую деятельность по вопросам организации труда и производства. На русский язык были переведены все основные работы капиталистических организаторов: Ф. Тейлора «Административно-техническая организация промышленных предприятий» (1918), «Научные основы организации промышленных предприятий» (1924), «Научная организация труда» и др.; А. Файоля «Общее и промышленное управление» (1923); Г. Эмерсона «Двенадцать принципов производительности», вып. 1-2 (1921, 1931); Г. Черча «Основы управления производством» (1927); Ф. Гилбрета, У. Кларка, Г. Ганнта и др. Значительный вклад в теорию и практику НОТ внесли в те годы советские ученые. Одним из первых российских теоретиков науки об организации был А.А. Богданов (1873–1928). В 1912 г. вышло первое, а в 1922 г. – третье издание его фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». А.А. Богданов в своей теории организации предстал одним из родоначальников системного подхода к изучению различных явлений. Крупным теоретиком в области организации труда был профессор О.А. Ерманский (1866–1941). Наиболее известны его труды «Система Тейлора», «Научная организация труда и производства и система Тейлора» и «Теория и практика рационализации». Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был А.К. Гастев (1882-1938). Основные его научные труды: «Как надо работать», «Трудовые установки», «Нормирование и организация труда», «Научная организация труда», «Установка производства методом ЦИТ» и др Ряд работ А.К. Гастева и в настоящее время представляют научный и практический интерес и переизданы в 1966 г. издатель-ством «Экономика». Одним из теоретиков и пропагандистов НОТ был П.М. Керженцев (1881–1940). Широкой известностью пользовались такие работы П. М. Керженцева, как «НОТ. Научная организация труда», «Принципы организации», «Научная организация труда (НОТ) и задачи партии», «Борьба за время» (переизданы в 1970-х гг.). В 20-е годы проблемам НОТ стало уделяться много внимания и в печати. Было создано шесть специальных журналов («Организация труда», «Время», «Вестник труда», «Вопросы организации и управления» и др.). Проблемы НОТ широко освещались и в других журналах, а также в газетах «Правда», «Известия» и др.
В январе 1921 г. состоялась первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства. Основные доклады были посвящены практическим и теоретическим вопросам организации производства. Была сделана попытка установить согласованные основные понятия и сформулировать задачи и направления работы по НОТ в стране, определить степень применимости теории и методов Тейлора к условиям России. Однако на конференции не удалось достичь поставленных целей. В 1923 г. по инициативе П.М. Керженцева возникла лига «Время», сыгравшая важную роль в пропаганде идей НОТ, в их практическом осуществлении. Ячейки и кружки лиги создавались на предприятиях, в учреждениях, в высших учебных заведениях, в подразделениях Красной Армии. Члены лиги «Время», реорганизовавшейся позднее в «Лигу НОТ», занимались популяризацией задач научной организации труда и практической работой по ее внедрению. Для подведения итогов деятельности по НОТ, определения основных направлений работы и для выработки единой платформы 10–16 марта 1924 г. под руководством В.В. Куйбышева была проведена 2-я Всесоюзная конференция по научной организации труда. На конференции было отмечено три основных направления работы по научной организации тру-да и производства, способствующих повышению производительности труда (производственного и управленческого): 1) введение новых орудий производства, новой техники и технологии, основанных на механизации и электрификации производственных процессов; 2) изменение условий применения труда при данном состоянии техники производства, включая расстановку и специализацию работников, стандартизацию продукции и др.;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.022 с.) |