Во-первых, каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во-первых, каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения.



Во-вторых, расположение всех предметов и средств труда должно иметь определенный порядок: оно должно соответствовать содержанию и последовательности выполнения трудовых приемов, создавать возможность максимального использования обратных движений рук, симметричности и естественности движений. Все, что берется руками, должно находится в зоне досягаемости рук и не требовать наклона туловища и хождений. Все, что берется правой рукой, располагается справа, левой – слева. То, чем пользуется работник, располагается ближе и др.

Эти два правила имеют отношение к внутренней планировке, выделяемой в рамках частной и предполагающей рациональное расположение инструментов, приспособлений, сырья, материалов, готовой продукции и прочего внутри таких элементов оргоснастки, как производственная мебель, тара. И это был наш четвертый в организации рабочих мест шаг.

Оснащение и оборудование рабочих мест

Эффективный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет правильного оснащения и оборудования рабочих мест. Это касается, прежде всего, технических средств для выполнения различных управленческих работ.

Выделяют следующие виды средств управленческого труда.

Средства составления документов: компьютеры, диктофоны, средства копирования и размножения документов, ручки автоматические, карандаши;

Средства обработки и оформления документов: резальное, скрепляющее и склеивающее оборудование и материалы, адресовальные и штемпельные устройства, машины для нанесения защитных покрытий;

Средства хранения и группировки документов: средства скрепления документов (сшиватели, специальные папки с зажимами), картотеки, специальные шкафы и стеллажи для хранения документов, машины для уничтожения ненужных документов;

Средства выполнения вычислительных операций: калькуляторы.

Средства обеспечения оперативной связи: телефонная связь, радиосвязь, директорские коммутаторы, автоответчики.

Специальная служебная мебель: мебель и оборудование для рабочих мест в служебных помещениях1.

При выборе необходимых средств оргтехники следует иметь в виду, что приобретение и использование оргтехники – не самоцель, а средство для повышения оперативности выполнения и снижения трудоемкости управленческих работ, высвобождения численности управленческого персонала, а также для решения ряда социальных проблем управленческого труда.

Решая проблему выбора тех или иных средств оргтехники, целесообразность их внедрения в процессы управления, учитывают не только преимущества, но и издержки. Издержки – это затраты на приобретение и эксплуатацию технических средств, на привлечение и обучение дополнительного персонала.

Обслуживание рабочих мест

Исключительно важным направлением деятельности по организации рабочих мест и в целом по организации труда является организация их обслуживания. Любая работа по научной организации труда, по любому из ее направлений ока-жется малоэффективной, если исполнитель постоянно отвлекается от своей основной работы для выполнения вспомогательных, подсобных функций, либо простаивает в ожидании их выполнения. От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции.

Система обслуживания – это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.

Система обслуживания должна удовлетворять следующим требованиям:

1. быть комплексной – включать в себя все функции обслуживания и обеспечивать их согласованность и увязку;

2. рациональной – оптимально сочетать централизованные и децентрализованные виды обслуживания;

3. гибкой, оперативной – обеспечивать возможность оперативного, быстрого вмешательства при возникновении отклонений от нормального хода процессов обслуживания;

4. прогрессивной – учитывающей современные возможности техники, технологии, возможности стандартизации и унификации;

5. плановой – быть частью внутрипроизводственного планирования, организовываться на основе расчетов обслуживания для каждого рабочего места, согласовываться с системой оперативного планирования, сменных заданий;

6. предупредительной – не допускающей остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность – это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для обеспечения бесперебойной работы;

7. своевременной – обеспечивать строгое соблюдение установленного регламента обслуживания; все должно делаться вовремя, в установленный срок, от этого зависит четкость ра-боты обслуживаемого рабочего места;

8. надежной – гарантирующей обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме, требуемого качества; надежность обслуживания – это признак высокой его организации, что достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функций обслуживания;

9. экономичной – основанной на расчетах разных вариантов осуществления обслуживания и выбора того из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат: труда и материальных средств.

Объектами обслуживания являются элементы производственного процесса, в данном случае авторы видят в них эле-менты рабочего места – средства, предметы и субъекты труда. В зависимости от элемента рабочего места функции обслуживания группируются по следующим трем направлениям.

1. Функции по обслуживанию средств труда.

1.1. Инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента).

1.2. Наладочная (наладка и подналадка оборудования).

1.3. Энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии).

1.4. Поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт).

1.5. Ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).

2. Функции по обслуживанию предметов труда:

2.1. Складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента).

2.2. Транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции).

2.3. Контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

3. Функции по обслуживанию работников:

3.1. Информационное обслуживание, производственный инструктаж распределение работ, выдача производственных заданий.

3.2. Санитарно-гигиеническое обслуживание.

3.3. Хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание.

3.4. Медицинское обслуживание.

3.5. Культурное обслуживание.

3.6. Охрана труда.

Группировка выделяемых практиками видов обслуживания рабочих мест по признакам представлена в табл. 5.2.

Таблица 5.2 Характеристика видов обслуживания рабочих мест

 

Признак классификации Вид обслуживания Краткая характеристика
Степень централизации Централизованное Сосредоточение функций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, отдела или пред-приятия
Децентрализованное Функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает
Смешанное (комбинирован-ное) Часть функций обслуживания выпол-няется централизовано, а часть – де-централизовано.
Форма выполнения функций Стандартное Обслуживание по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандарт-планам, характерно для по-точно-массового производства, при устойчивом производственном про-цессе и постоянном закреплении опе-раций за рабочими местами
Планово-предупреди-тельное Все функции обслуживания рабочих мест производятся на основе планов-графиков, увязанных с производст-венными планами, заданиями в условиях крупно- и среднесерийного производства
Дежурное Осуществляется по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям

 

Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с перечисленными требованиями, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:

1) установить, в каких функциях обслуживания нуждается данное рабочее место, его работник и вся система рабочих мест;

2) по каждой функции обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать ее объем в смену (месяц, год);

 

Норма обслуживания (Нобс) определяет количество произведенных объектов – станков, аппаратов, рабочих мест, квадратных метров производственной площади и др., закрепленных за одним рабочим или группой. Физическая норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объем их разовой доставки или их неснижаемый запас на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий средний, капитальный и его продолжительность. Для энергетического обслуживания указывают его параметры (например, напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.)

3) определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (н-р, раз в смену, каждый час и др.), в другом случае может быть указано точное время обслуживания или оставлено указание типа: «по вызову», «непрерывно», «постоянно».

4) персонифицировать обслуживание, т.е. закрепить функции обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.

Хорошо организованное обслуживание предполагает, что каждый работник, рабочее место которого обслуживают, и работник, который эту работу выполняет, обязаны знать ответы на три вопроса: в какое время, в каком объеме и кто или кого – соответственно обслуживают, иными словами норму и регламент обслуживание, что должно быть отражено в организационных документах.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятия рабочего места, используя различные подходы к его изучению.

2. Каковы основные функции рабочего места?

3. Приведите классификацию рабочих мест по важнейшим признакам.

4. Что понимается под организацией рабочего места?

5. Назовите задачи, которые решаются при организации рабочего места.

6. Какие основные системы планировки помещения Вы знаете?

7. Каким требованиям должна отвечать планировка рабо-чих мест?

8. В чем состоит различие общей и частной, частной и внутренней планировок рабочих мест?

9. Перечислите и обоснуйте качества, которыми должна обладать система обслуживания рабочих мест?

10. Что представляет собой система обслуживания рабочих мест?

11. Обозначьте круг вопросов, которые необходимо решить для организации обслуживания рабочих мест.

12. Приведите пример нормы и регламента обслуживания рабочих мест.

Задание

Задание 1. Предложите различные варианты рационального уст-ройства и планировки служебного помещения отдела (сде-лайте эскиз). Для отдела выделено помещение площадью 42,5 м2 (8,5 × 5). В отделе работает 7 человек, включая начальника отдела, рабочее место которого рекомендуется отделить от общего помещения. На оставшейся площади разместите 6 рабочих столов, 2 стеллажа для хранения документов размером 1,5 × 0,4 м и гардероб для верхней одежды (1,3 × 0,6 м), пользуясь требованиями и рекомендациями к размещению рабочих мест и соблюдению санитарно-гигиенических условий труда. В служебном помещении три окна, расположенных по доле-вой стене помещения, дверь находится на противоположной стене на расстоянии 2,5 м от торцевой стены.

Минимальные размеры проходов в служебных помещениях

Вид прохода Ширина прохода, см.

Для одного лица................................................................................. 60

Для двух лиц........................................................................................ 80

Для трех лиц...................................................................................... 100

Между столами................................................................................... 55

Между столами, стоящими в ряд...................................................... 70

Между столами, стоящими в ряд с проходами между ними......... 90

Между отопительными приборами и рабочим столом....................55

Между стенкой и столом..................................................................... 65

 

Глава 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.048 с.)