Татаро-мусульманскому влиянию в Поволжском крае. 9 ноября 1910 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татаро-мусульманскому влиянию в Поволжском крае. 9 ноября 1910 г.



В силу особых исторических и географических условий культурное преобладание и влияние среди мусульман-инородцев в России, не исключая даже Туркестанского края, принадлежит численно не занимающим первого места татарам, населяющим Приволжско-Камский край.

Среди означенных татар нарождается сознательный национализм, стремящийся к обеспечению своего культурного влияния на остальные мусульманские племена России.

Первые шаги новаторов мусульманства из татар было направлено на духовенство и школу, как наиболее могучие факторы для проведения в мусульманские массы новых идей.

Почва и условия для татар в этом отношении оказались во многих местностях весьма благоприятными: магометан, прежде всего, объединяла общая релегия, а также в большинстве случаев единый, хотя и разных наречий, язык народностей, исповедующих ислам и принадлежащих к тюркскому племени; засим немалую роль сыграл относительно высокий культурный уровень. Наконец, благоприятным условием явилось и то обстоятельство, что на основании действующего закона мусульманское духовенство почти всей Европейской часи России (за исключением Крыма), а равно всей Сибири находятся в полной зависимости от центральных мусульманских духовных учреждений в Уфе, всецело сосредоточенных в татарских руках.

На ряду со всем этим способствовало распространению татарского влияния существование огромной сети конфессиональных мусульманских школ, исключительно зависящих от магометанского духовенства. Всеми этими условиями руководители мусульманским движением в России не замедлили воспользоваться для подчинения татарскому влиянию всего религиозного и вместе с тем культурного строя большинства магометанского инородческого населения.

Особенно в этом отношении успехи были достигнуты татарами, с одной стороны среди полукочевых киргизов, в своей культурной слабости рабски подчинившихся высокому авторитету более цивилизованных единоверцев, с другой стороны, среди башкир, вотяков, черемис, чуваш и т.д. народностей отстававших в своем полуязыческом быту на пути культурного развития.

Первым этапом в национально-культурном труде татар явилось систематическое отатаривание мулл... Особенное внимание, однако, обращено было со стороны мусульманско-татарских руководителей на школу, и в этой области, начиная с 90-х годов XIX в., проявляется совершенно определенное стремление к превращению конфессиональной школы в общеобразовательную со специфическим национально-политическим (мусульманско-татарским) оттенком.

Пользуясь отсутствием правительственного контроля над низшими конфессиональными школами, руководители эти стали вводить в них мало по малу, наряду с изучением Корана, общеобразовательные предметы, изучаемые исключительно на татарском языке...

Учителя направлялись в местности, населенные мусульманами нетатарского происхождения, преимущественно в киргизские села, к башкирам, черемисам и др. поволжским финским и тюркским племенам, в свою очередь, служили ревностными пионерами в деле татаризации инородцев, исповедающих ислам.

В исламе нет ни араба, ни татарина, ни башкира, ни мещеряка и т.д. Все мусульмане составляют одну нацию (один народ).

(ЦГИА СССР, ф. 821, оп. 133, д. 469, л. 27 и 27 об.).

 

Это так похоже взглядам современных пантатаристов: все тюрки составляют одну татарскую нацию!..

Вот еще один документ:

 

Мнение чиновника особых поручений при МВД С. Рыбакова.

Насколько татары стремятся отатаривать другие народности показывает та литература, то множество книжек, которые они печатают в Казани, Уфе, Оренбурге для распространения среди башкир, киргиз, чуваш и др. народностей, в которых проводят воззрения, часто чуждые нашим инородцам, особые формы языка и речи, свойственные той или иной народности, изменяют на татарский лад, так что татарские издания, например, для киргиз излагаются на искаженном киргизском языке.

Само Оренбургское мусульманское Духовное собрание, личный состав которого принадлежит к татарской народности, служит главным образом интересам этой народности, как то отмечалось, между прочим, ревизорами МВД.

(ЦГИА СССР, ф. 821, оп. 133, д. 449, л. 476).

 

Бациллы пантатаризма сумели себя сохранить и в советский период. Как отметил проф. М.Ф. Джунусов, стремление к отатариванию башкир и других явилось результатом рассматривания их как части татар, как составной части общетюркской нации[205].

 

 

 

Как видно из приведенных документов, цель и средства для ее достижения остается одна и та же — как для дореволюционных, так и послереволюционных пантатаристов; разница лишь в том, что современные пантатаристы в реализации своих целей пошли гораздо дальше, под маской интернационалистов широко и безнаказанно используя государственные коммуникации — печать, радио, телевидение, науку и т.д. Тут возникает вопрос: разве партия не видела татарского насилия над другими нациями, грубого нарушения ленинской национальной политики в Башкирии? Видела. Более того, подлинными коммунистами-ленинцами республики были намечены кардинальные меры преодоления этого смертельного для многонационального государства недуга. Так состоявшаяся в 1931 году Пленум Башкирского обкома ВКП(б) отметил как крупный недочет деятельности партийной организации «слабость борьбы с татарской великодержавнической тенденцией»[206]. Вопрос более остро был поставлен на XV Башкирской конференции ВКП(б) в 1932 году: «Башкирская партийная организация под руководством ЦК и обкома добилась огромных успехов в деле осуществления ленинской национальной политики на основе практического осуществления директив XVI съезде партии, майского пленума ОК и решения ЦК ВКП(б) о парткадрах в Башкирии, в борьбе против уклонов в сторону великорусского шовинизма,...великодержавнической тенденции татар по отношению к башкирам...». В то же время «конференция считает в области осуществления решений партии по национальному вопросу: совершенно недостаточные темпы коренизации госаппарата и реализации башкирского языка... и все еще недостаточную прослойку башкир в некоторых учебных заведениях и школах повышенного типа, совершенно недостаточный рост башкир в составе рабочих на отдельных крупных предприятиях,...все еще медленный рост башкирских преподавательских кадров... Отдельные низовые парторганизации не проявили достаточно решительной борьбы с извращениями национальной политики, с проявлением великорусского шовинизма,...с татарской великодержпавнической тенденцией...

В области подбора и подготовки кадров конференция выдвигает перед ОК и всей парторганизацией следующие основные задачи:

...6. Борьба с извращениями ленинской национальной политики в школе, с великорусским шовинизмом,...с татарской великодержавнической тенденцией по отношению к башкирам...

...8. Решительное усиление темпа коренизации соваппарата, введение практики составления контрольных цифр коренизации по отдельным учреждениям, усиления выпуска учебников на башкирском языке,...усиление подготовки квалифицированных преподавателей, главным образом из среды коренной национальности — башкир».

В резолюции по культурному строительству ест еще такой пункт:

«2. Отмечая значительное расширение и улучшение содержания периодической и непериодической печати, особенно книгоиздания на башкирском языке и его низкое качество, узость полиграфической базы, поручает обкому развернуть книгопечатание в соответствии с задачами коренизации низших, средних и высших учебных заведений...» [207]. Как видно, не автор этих горестных строк открывает здесь Америку: о татарском насилии над башкирами партия знала давно. Не только знала, но и открыто известила об этом страну, и начала принимать решительные меры для устранения зла. Вот так подлинно по-ленински ставился и решался национальный вопрос партией в Башкирии в начале 30-х годов. Если бы были реализованы эти пункты резолюции XV партконференции коммунистов Башкирии, то национальное развитие в республике пошло бы по-ленински верному пути и не стоял бы сегодня на повестке дня острый вопрос межнациональных отношений в республике. Но, к сожалению, наступил роковой 1937 год, ленинское ядро партийного руководства республики во главе с верным ленинцем Я.Б. Быкиным было репрессировано, на смену пришли скрытные противники башкирского национального самоопределения, нация в своем развитии была отброшена назад.

Пробравшиеся после 1937 года к кормилам власти в Башкирии протатарские элементы сделали все для того, чтобы поработить духовно и ослабить башкирскую нацию, для чего используя весь арсенал психического подавления, даже такое святое качество башкир, как национальное благородство по отношению к беззащитным и слабым. Вот это благородство и вышло теперь боком для самой нации: стали ей внушать (например, М. Карим), что при любых обстоятельствах сам Бог велел башкиру быть только благородным. Ведь еще с царских времен его, башкирского человека, приловчились душить со всех сторон, но в то же время елейным голосом уговаривать: будь благородным, не сопротивляйся, не кричи! Так похожи на это в наши дни проповеди «трибунщика-демагога» (по выражению Чингиза Айтматова относительно таких людей) нашего «верховного идеолога» Мустая Карима, вдруг ни с того и ни с сего объявившего себя башкиром[208]. С характерным ему демагогическим упорством продолжает он уговаривать нацию, оказавшуюся уже в меньшинстве на своей же родине и стоящую на грани исчезновения, несмотря ни на что сохранить благородство[209], то есть, как следует из логики его демагогии, помалкивать и благородно помирать. Не кощунство ли это?!

Да, умели мы быть благородными. Благородные башкирские войска в 1552 году не пошли против русских войск Ивана Грозного, идущих на город Казань — ханское осиное гнездо грабителей и притеснителей народов Поволжья.

Потом на протяжении кровавых двух веков башкиры непрерывно восставали против гнета царской самодержавиии, благородно защищая при этом честь и свободу не только свою, но и всех остальных обитателей российской «тюрьмы народов».

Башкирские войска благородно сражались за Россию, помогая Петру I «прорубить окно в Европу», под Полтавой и Грюнвальдом, за черноморские ворота под Азовом, среди ополченцев Минина и Пожарского под Мосвой, в Прусской семилетней войне, а также под Бородиной и Парижем против Наполеона[210]. Благородные башкиры помогли отстоять колыбель революции от армии Юденича в грозном 1919 году, очистить от белополяков, петлюревцев, махновцев братскую Украину[211], защитить южные границы молодой Советской Республики в горячих песках от басмачей[212]. В ответ на фашистское нашествие в 1941 году башкиры благородно встали грудью за Родину посылая на фронт дивизию за дивизией, в том числе башкирских национальных добровольческих войсковых формирований[213]. А теперь вот пробил час и этот благородный народ, благородная нация, на виду у всех братьев-народов истекает жизненными силами, подорванная изнутри и снаружи самоявленными глашатаями ложного благородства. Истошно вопить и укорять такой народ в такой час о якобы потери им благородства, значит игнорировать боль народа и сам народ.

Да, в Советской Башкирии позабыли о башкирах, о трагедии башкирской нации.

Разве можно все это назвать ленинской национальной политикой? Из всего сказанного вытекает: в республике произошло грубое искривление ленинской национальной политики. Более того, это есть духовный, национально-культурный геноцид, проявленный по отношению к башкирам со стороны некоторых местных руководящих представителей так называемого брата-близнеца татар при молчаливом согласии русского старшего брата — вот некоторый горький результат 70-летнего «успешного» решения национального вопроса в Башкирии. Если действительно хотим мы устранить и не допустить в дальнейшем нигде в стране подобных трагедий, то обязаны восстановить в правах ленинское понимание методов обеспечения жизненных интересов каждой нации в нашем огромном многонациональном государстве и придать ему силу закона. Для этого предлагаю:

1. В национальных республиках (автономных, союзных), а также областях, округах и других образованиях гарантировать законом представительство в партийных, советских и правительственных руководящих органах не менее 50-и процентное представительство этноса, давшего название данной национальной республике, области, округу и другим образованиям. Остальные 50 процентов мест пропорционально разделять между представителями остальных национальностей, населяющих данную территорию.

2. Как уже было сказано, язык этноса, давшего название данной национальной республике, области, округу и другим образованиям, должен быть взят под охрану государства. Для достижения этого установить законом языку этноса, давшего название данной национальной республике, области, округу и другим образованиям, статус государственного языка (наряду с русским) с обязательным преподаванием его в школах данной национальной территории.

3. Центральному Комитету КПСС и Верховному Совету СССР принять необходимые долговременные меры, чтобы из нашей жизни искоренить навсегда пантатаризм и другие подобные «измы».

4. Обеспечить подлинное равноправие всех народов Советского Союза, наделив автономные республики всеми правами и обязанностями союзных республик. То есть гарантировать законом автономным республикам статус союзной республики.

Если это не будет сделано, то в лучшем случае скоро и мы, башкиры, можем оказаться в положении исчезающих вепсов. В худшем случае последует национальный взрыв, чего никак нельзя допускать.

 

Султанов Зигат Адигамович,

член КПСС, член СП СССР.

Уфа, 1 февраля 1989 г.

Приложения:

№1. (Оригинал на татарском языке).

Уважаемая редакция!

Меня беспокоит несколько вопросов, и поскольку я сама не смогла разобраться в них, решила обратиться к Вам. Извините за беспокойство, однако мне хочется узнать всю правду. Выскажу и свои мысли.

1.Какой национальности северные районы Башкирии — татары или башкиры?

Я сама из Бураевского района, как в свидетельстве о рождении, так и в паспорте моя национальность значится башкирка, а разговорный язык — наполовину татарский, наполовину башкирский. Отдельные люди говорят о нашем народе: «Вы — татары, только в паспорте вы записаны башкирами». Если так, почему нас записали башкирами? Только лишь потому, что живем в Башкирии? Очень беспокоит наш народ этот вопрос. Проживать на родине и не знать действительную национальную принадлежность — поистине обидно.

2. Если мы башкиры, то почему нас обучают на татарском языке, а не на башкирском?

Мы учились на татарском языке, и потому умеем читать и писать по-татарски — это очень хорошо. Скажем, мы башкиры, немножко понимаем башкирский язык. Однако такое понимание ведь не значит, что мы знаем башкирский язык, знаем свой национальный язык. Разве можно считать жизнью то, что мы не можем писать, разговоривать с вдохновением на своем национальном языке?

Приведу лишь один пример: в связи с «50-летием Башкирской АССР» мы изучали в школе историю Башкирии, ее героев, деятелей искусств, их биографии. При беседе выяснилось, что никто из нас не знает Башкирию и все связанную с нею. И то ладно, что при изучении «Географии Башкирии» в VIII классе осталось в памяти какие города имеются в ней. Трудно жить, не зная что имеется на родине, какие есть писатели, поэты, композиторы, певцы, плясуны и т.д. К счастью хоть имеем радио, газету и книги.

Поскольку учились на татарском языке, мы знаем все о Татарии — о писателях, передовых рабочих, ибо мы их проходили по учебникам. Хотя ни разу не были в г. Казани, мы знаем какие имеются в нем улицы, площади, сколько их. Правда, не плохо, не лишне знать обо всем этом, однако ведь надо знать и не забывать и свой язык, свою родину.

3. Не лучше бы было, если на уроках родного языка ввели бы башкирский язык вместо татарского? Тогда молодое поколение больше знало бы о Башкирии и хорошо разговоривало бы на башкирском.

Может по молодости я ошибаюсь в своих мыслях. Несмотря на это, хочется узнать, и высказать свою мысль.

Если это возможно, желательно бы ответить на вопрос через радио и газеты.

С приветом: Гильфанова Раузия.

Работает в Бирской швейной фабрике. В 1970 году поступила в вечернее отделение Бирского госпединститута.

 

№2. Башкирский обком КПСС.

Наша просьба и предложения.

Февральский пленум ЦК КПСС уделил большое внимание социально-бытовой стороне жизни советского народа и существующим межнациональным отношениям в стране.

Пользуясь случаем, я решил высказать свое мнение и предложения по бытовым условиям, школьному вопросу, по решению отдельных социальных проблем, состоянию межнациональных отношений, исходя из положения своей родной деревни и отдельных хорошо известных мне других населенных пунктов, находящиеся на территории Кармаскалинского района Башкирской АССР.

Как известно, Кармаскалинский район непосредственно примыкает к г. Уфе, столице Башкирской АССР, и является одним из многонациональных районов республики с хорошо развитым сельским хозяйством при наличии и промышленных предприятий местного значения.

Моя родная деревня Сарт-Чишмы находится на территории колхоза «Урал», хотя она ныне со своей исконней территорией соединена с поселком Прибельским. Это обусловило то, что большинство односельчан работает на Прибельском сахарном заводе и молочно-консервном комбинате в тесном контакте и братской семье представителей различных наций — русских, татар, чувашей и других.

Народ живет в достатке, в прекрасных домах, одевается по-современному, обеспечен всем. Выписывает много периодической печати, регулярно слушает передачи центрального республиканского радиотелевидения, активно интересуется всеми новостями.

Однако еще нельзя признать, что жителей сел полностью удовлетворяют различные стороны нашей жизни и быта. На них я и хотел бы остановиться.

Родная моя деревны Сарт-Чишмы и соседняя Срт-Науруз — старинные и довольно большие башкирские села. Население их представляет смешение Табынского и Сартского родового подразделений башкирского народа. Здесь же расквартированы тептяро-башкирское население бывшего Мензелинского уезда (ныне Татария), переселившиеся еще в XIX веке в наши края. Видимо, все это повлияло на то, что наш разговорный язык «испорченный», как это признает сам народ. Обучение наших детей в школе на татарском языке, разумеется, также играла немалую роль в этом.

В деревнях Сарт-Чишмы и Сарт-Науруз дети с 1-го класса переходят к обучению на русском языке в Прибельской средней школе. Так наши дети постепенно отходят от своей родной речи. И не только. Многие из молодежи не только не знает свой родной язык, но и начинают забывать, что он башкир. Неслучайно, что даже среди близких родственников одни признают свою национальную принадлежность как башкир, а другие как татар (для краткости я список, имеющийся у меня, не прилагаю).

Таким образом, жители этих и других семи-восьми башкирских деревень района, не приобщенные к обучению на своем родном языке, подвергаются ассимиляции татарским языком. Поскольку обучение и воспитание не ведется на своем родном языке, постольку низко и чувство патриотизма и национальной гордости населения, без которого и немыслимо воспитание интернационализма. Растет поколение безродное, лишенное знания родного языка, родного края, родного народа, его истории и культуры. Такие поголовно безразличные ко всему, равнодушны, непонятливы, безидейны, бездуховны и, я бы сказал, даже безнравственны.

Наша просьба к Башкирскому республиканскому руководству — помогли бы они введению обучения на башкирском языке в вышеназванных населенных пунктах. Мы просим открыть башкирские классы в Прибельской средней школе, где 75 — 80 процентов состтавляют дети башкирской национальности. Надо их перевести на башкирский язык обучения уже с 1988/89 учебного года.

Поселок Прибельский расположен между деревнями Сарт-Чишмы и Сарт-Науруз, которые можно считать слившимися с поселком. Было бы очень правильно, следуя традиции, название поселка Прибельский заменитть названием поселка Сарт-Науруз с целью сохранения самоназвания одного из башкирских родов и утверждения его как общепринятый топоним.

В Кармаскалинском районе после Великой Отечественной войны широко распространилась такая отрицательная тенденция — сельские Советы и центры колхозов целиком переселили из башкирских деревень в татарские и русские. Так, старинные и большие башкирские села, бывшие центры сельских Советов и колхозов, такие, как Бишунгарово, Утяганово, Алайгирово, Тюкун, Бабичево, Старо-Мусино были лишены права называться центрами сельских Советов и колхозов. Таким образом, был открыт путь к разложению и распылению рабочих сил этих деревень. Это было сделано руками татаро-мишар, занимавших руководящие посты в райкоме и райисполкоме, в ущерб интересам местной коренной национальности. Многие башкирские деревни ими были отнесены к бесперспективным и расселены. Как человек, связанный с командировками по Башкирии, я вижу, что это типичное явление по всей республике.

В большинстве башкирских деревень обучение на башкирском языке не ведется или ведется как предмет. Так, башкиры нашего района подвержены насильственной ассимиляции. И не только население деревень, заклейменных ярлыком «бесперспективный», но и много других, разбрело куда-то. За 50 — 70 лет были ликвидированы башкирские деревни Курманай, Худайбердино. На грани исчезновения деревни Нижнее Тазларово, Куллярово, Кустыгул, Ильсикиево, Баксалы (Чичканово), Мурсяк и др.

Население таких старинных башкирских деревень как Сарт-Чишмы, Сарт-Науруз, Шареево, Сахаево, Акташево, Ново-Акташево, Кояшево, Кабаково, Кулушево, Сальджигутово, Ильтуганово и др. забыв свой родной язык, почти полностью отатарились. А ведь в них проживало до 10 тысяч башкир. Переход в татары, чаще насильственный, также типичен для Башкирии.

Во время переписи 1979 года в Кармаскалинском районе в результате целенаправленной работы численность башкирского народа намного уменьшилась, несмотря на большой естественный прирост среди башкир. Население вышеуказанных деревень почти полностью насильственно записали татарами. В результате в Кармаскалинском районе теперь башкир насчитывается всего лишь 11-и тысяч.

Хотя башкиры в Кармаскалинском районе некогда составляли половину населения района, здесь не выходила районная газета на башкирском языке.

Если башкиру приходится обращаться в районное бюро ЗАГС за регистрацией ребенка или брать какое-либо свидетельство, там работники ЗАГСа — татары нагло стараются дать башкиру документ татарина. Приходится им доказывать или просто требовать, чтобы дали документ, соответствующей действительности. А ведь иной или даже многие, не осмелев возражать, идут на насильственное отатаривание.

Руководство Кармаскалинского района, особенно из татар, часто унижают национальное достоинство и чувство башкира, считая их вымирающим народом. Да, они правы, если учесть, что каждый родившийся башкир принуждается к обучению и общению на другом языке и насильственно записывается как татарин.

В районном центре, в населенных пунктах не увидишь ни одного лозунга на башкирском языке, агитация и пропаганда на башкирском языке вообще не ведется; ознакомление башкир своей культурой отсутствует, они занют об этом лишь через республиканское радио, телевидение и печать на башкирском языке. Создается впечатление, что в районе башкирский язык запрещен как официальный.

Население башкирских деревень Сарт-Науруз и Сарт-Чишмы, обслуживаемое радиоузлом пос. Прибельский, часто лишены возможности слушать концерты на башкирском языке. Работник узла, зная о том, что идет передача на башкирском языке, под видом того, что передают на каком-то непонятном языке, переключает линию на передачу центрального радио или радиостанции «Маяк».

Мы просим руководство республики наладить преподавание башкирского языка в башкирских деревнях района, решить вопрос о выпуске дубляжа районной газеты на башкирском языке. Обеспечить регулярное прослушивание передач и концертов на башкирском языке, оказать соодействие и заботу в восстановлении равного права башкирскому народу, языку и их уважения другими, прежде всего татарами.

Хурмат Габдрафиков.

Апрель, 1988 г.

 

№3. О родном языке. Вот уже второй год выписываю вашу газету. Причина: я сам родился в деревне Абдулла Караидельского района. Хотя я сам башкир, но людей нашего поколения заставили учиться на татарском языке. В добавок к этому мы учились по латинскому алфавиту. А потом я освоил русский алфавит. Теперь я начал выписывать вашу газету и с большим интересом читать.

«Совет Башҡортостаны» публикует очень интересные статьи на исторические темы: это бесконечно полезное дело. Так публикуйте по-чаще, народ должен знать свою историю. Моя родная деревня теперь осталась под водой (построили Павловскую ГЭС). Деревню переселили, почему-то назвали Караяр, там открыли русскую школу (10 классов). Недавно узнал, якобы в школе деревни Абдулла 1-2 часа в неделю начали учить башкирскому языку. Это очень хорошо. Но все же вот мое пожелание Министерству народного образования БАССР: дело обучения наших детей на их родном языке надо поставить в широкую ногу.

И. Исламов, ветеран войны и труда. Караидельский район.

(Газета «Совет Башҡортостаны» от 1 февраля 1989 г.).


ПАРТИЯНЫҢ СӘХНӘЛӘГЕ СӘЙӘСИ УЙЫНДАРЫ

Мәскәүҙән — Кремлдән

13.03.1989 йыл 16 сәғәт 50 минутта фатирымда телефон шылтыраны — Мәскәүҙән, КПСС-тың Үҙәк Комитетынан А.Ф. Солодовников иптәш. Хатты алғандар, аҙағындағы тәҡдимде Пленум ҡарамағына бирәләр. Ә тулы күсермәһен, минең менән һөйләшһен һәм саралар күрһен өсөн, КПСС-тың Башҡортостан өлкә комитеты секретаре Ә.М. Дилмөхәмәтовҡа ҡайтаралар...

Төңөлөүемде әйтеп тораһы ла түгел.

М.С. Горбачев иғлан ҡылған бөйөк үҙгәртеп ҡороуҙар осоро бара һымаҡ, ләкин бөтәһе лә иҫкесә, тамсы ла үҙгәрмәгән: һөйөклө партиябыҙ, кемдән зарланып ялыу бирһәң, ялыуыңды шул кем-бәндәгә «мәсьәләне хәл ҡылырға» йүнәлтә һаман... Нәфрәтемдең иге-сиге юҡ ине:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.043 с.)