Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнические монголы конца XII века и их окружение

Поиск

Согласно исследованиям ученых, монголы кон.ХII в. были малочисленным кочевым народом, живущим за счет скотоводства и охоты. Их общественный строй представлял из себя союз родовых общин. Неудачная попытка создания Монгольского каганата во 2-ой пол.века указывает на отсутствие у монгол потреб­ности в централизованном объединении. Это вполне объяснимо крайне низкой плотностью населения и самодостаточ­ностью родового ведения хозяйства. Как статданные численности населения Монголии, так и расчеты по мобилизацион­ным ресурсам государства Чингиз-хана, взятым из различных литисточников, не единожды производившиеся в процессе дискуссий на инет-форумах, показывают, что максимально возможное население на территории нынешних Монголии и Бурятии, где и зародился монгольский этнос, не могло превышать 200тыс.чел. Быт монгольских кочевников, довольству­ющихся собственным хозяйством, не располагал ни к сложной организации общественных структур, ни к возникнове­нию разделения труда. Ученым не известно о существовании у монгол зачатков промышленности, требующей перехода к хотя бы частичной оседлости. Не существовало никакой письменности. Хозяйство, за исключением редких товаров, было натуральным, т.е. каждый род обеспечивал себя самостоятельно и вполне мог длительное время существовать автономно. Окружение этнических монгол состояло из тюрков и предков манчжур. Одно время монголы подчиня­лись могущественным Тюркским кагана­там, а позднее Уйгурскому каганату. Т.е. этнические монголы были крошечным инородным включением в огромном массиве тюркских народов, раскинувшемся от Средиземного моря и почти до Тихого океана. Что манчжуры, тяготевшие к высокоразвитой китайской цивилизации, что многочисленные тюркские народы, находились на более высоком уровне развития по сравнению с монголами. Все они имели не только государственные структуры, но и развитую, хотя и кустарную, промышленность. В первую очередь, производство железного оружия. Обе эти группы народов славились умелыми и храбрыми воинами, постоянно доказывав­шими свое мастерство в стычках с армиями других государств. Манчжуры, тюрки-кыргызы и тюрки-уйгуры издавна имели собственную письменность, которую (уйгурскую) заимствовали у них монголы. Анализ верований монголов показывает, что вначале они переняли традиционную веру тюрков, несколько видоизменив ее под собственные клима­тические и культурные условия, а впоследствии сменили ее на распространившийся по Азии ламаизм. Т.е. культура, ремесла, общественный строй этнических монгол кон.XII в. были вторичны и зависимы от окружающих их тюркских народов.

Антропология

Исследования ДНК разных европейских народов показали, что все они содержат в материнских генетических линиях монголоидные признаки. Но, в зависимос­ти от национальности и места жительства, процент этих признаков различен. Так у русских он составляет 2-3%, у марийцев, коми, удмуртов - от 6 до 20%, у татар -15%, у чувашей -10%, а у башкир- 65%. Повторюсь: это признаки, передаваемые только по материнской линии. Антропометрические же исследования черепов из захоронений различных времен дают несколько иную, порой даже шокирующую картину. Так, монголоидность русских до «монгольского» нашес­твия составляла 6-7%, а вскоре после установления «ига» стала составлять З- 4%. В то же время, количество монголоид­ных признаков у башкир до-монгольских времен и времен господства Орды никак не изменилось и составляло 15 %. О чем говорит этот разброс? Русские женщины и мужчины имеют чисто индоевропейское происхождение, но привнесение «монгольской» крови во время многочисленных рейдов ордынцев не только не добавило русским монголоидности, но даже еще больше очистило их расовую принадлежность. На мой взгляд, такое могло произойти - только при явной европеоидности завоевателей. Неизменность же призна­ков на протяжении длительного времени у башкир при огромном различии их у мужчин и женщин, тоже красноречиво свидетельствует о том, что они - потомки индоевропейских воинов, бравших себе в жены представительниц монголоидной расы. Это вполне объяснимо имеющимися научными данными. Известно, что башкирский народ образовался на основе нескольких потоков переселенцев, среди которых были европеоидные иранцы, сарматы-юрматы, согды, тюрки-кипчаки, саксины-саксы. А заняли эти переселенцы места обитания представителей т.н. Ананьевской культурно-исторической общности, антропологический тип которых, как известно, определялся как метисный, в основе - монголоидный, с отдельными примесями европеоидных черт. Об этом же говорят и исследования советско-финляндской медико-антропологической экспедиции 1983г. под руководством профессора А.А.Зубова, показавшие, что наиболее древними расовыми типами башкирского населения являются понтийский и субуральский. Но для нас интересен другой вывод этой экспедиции: наиболее поздним является южносибирский расовый тип, который проник на Южный Урал в период Золотой Орды. Распределение же преобладания расовых типов у башкир оказалось следующим (и я попрошу обратить на это внимание для правильного понимания моих дальнейших рассуждений). Южноси­бирский расовый тип характерен для северо-восточных и зауральских районов, субуральский монголоидный - для северо-западных районов, светлый еврепеоидный - для северных и центральных районов, а понтийский - для юго-западных и горно-лесных районов. Кроме того, в юго-восточных районах прослеживаются признаки памиро-ферганского расового типа. Заметьте: со временем Золотой Орды связывают появление не континен­тального монголоидного расового типа, к которому относятся этнические монголы, а южносибирского, со слабо выраженной монголоидностью. После этого попробуйте переварить информацию о родстве предков Темучина с одним из башкирских племен. Именно из-за установления этого родства, согласно башкирских преданий, «монголы» заключили с башкирами союз после 12 лет ожесточенной борьбы.

Лингвистика

«Монгольское» нашествие не оставило в Восточной Европе никаких (!) языковых следов. Даже самых незначительных. Якобы монгольская Золотая Орда со столицей в низовьях Волги, просуществовавшая (вместе с ее наследниками) более 300 лет, не оставила после себя ни единой монголоязычной группы населения. Официальная история объясняет это весьма малым количеством этнических монгол в составе Орды. Только это явно не вяжется с фактом известной по учебникам и историческим трудам обособленности монгольского костяка ордынских войск. Тем более, невесть откуда взявшиеся у почти бесписьменных монголов отчеты о решениях курултаев, говорят о направле­нии на завоевание Европы именно семей, а не отдельных воинов. Т.о. не выдержива­ет критики объяснение стремительной ассимиляции этнических монгол воспита­нием их потомства немонголоязычными матерями. Даже сегодня существуют (например, в Афганистане) весьма малочисленные племена, хранящие монгольский язык уже сотни лет. Имеются и другие примеры малых народов, потомков так и неассимилированных различных завоевателей. Зато вызывает крайнее удивление стремительность демонголизации Орды. Уже спустя 15-20 лет после захвата Восточной Европы «монгольские» ханы, перенявшие совсем недавно уйгурский алфавит, чеканят монеты исключительно с арабской вязью, бывшей уже несколько столетий офици­альным алфавитом восточноевропейских тюрков. Все официальные документы Орды пишутся либо по-арабски, либо по-персидски (два языка международного общения в Азии тех времен), либо араб­ской вязью на языке тюрки. До сих пор в тюркских языках встречается довольно небольшая группа слов, считающаяся заимствованием из монгольского языка. Удивительно, но это - либо слова, одина­ково распространенные во всех языках, либо еще более незначительные группы, вошедшие в какой-то один из языков. При тщательном разборе выясняется, что учеными направление заимствования определялось однозначно исходя из аксиомы: монголы правили, значит, заимствовали у них. Не допускается даже мысли, что этнические монголы, как губка впитавшие огромный пласт тюркской культуры, могли сами заимствовать эти слова от окружавших их в Забайкалье тюрков. До сих пор не выявлено время появления многих монгольских слов в тюркских языках, которые могли быть заимствованы много позднее ХIII в. от джунгар и калмыков, контактировавших со многими тюркскими народами на протяже­нии ХVI-ХVIII вв.. В то же время удивительно просто переводятся с тюркских языков многие слова, считающиеся якобы монгольскими: курултай, Каракорум, багатур. Даже сам титул «хан», считающийся заимствованным от монгол, в старинных тюркских документах называется древнетюркским. Строчки: «С тех пор всех тюркских правителей называют ханами»: описывают события, случившиеся за много веков до «монгольских» завоеваний. А само название государства «Менге Иль» однозначно тюркское -вечная страна. Отдельной загадкой считается титул предводителя «монгол» Чингиз-хана. Официальная наука с трудом трактует его по-монгольски как «Необъят­ный океан». И это - после утверждения Гийома Рубрука, что монголы не представ­ляют, что такое море-океан, не понимают, как он может быть безбрежным. Но «Чингиз» довольно легко переводится с башкирского языка, где оно звучит как «СынҒыз»: Сын» - настоящий, истинный, неподдельный; «Ғызз» - сокращение от «Ғ>ыззет» - устаревшего слова почет, уважение, могущество. Т.е. Чингиз-хан переводится как «истинно могущественный правитель». (Напомним, что это имя Темучин получил в 1206 г. на Великом Курултае.) Внук Чингиза, хан Бату (или Батый) имел имя, означавшее на древне-тюркском языке «драгоценный камень». Да и имя пра-отца Чингиза, Борджигин, является не чем иным, как незначительно измененным башкирским племенным наименованием, и означает «из племени Бурзян». Просто башкирское «з с хвостиком», может в некоторых тюркских языках читаться как «дж». Чингизид Тохтамыш носил чисто башкирское имя, образованное в идеальном соответствии с правилами башкирского словосложения «Тукта-Тохта» - «остановись», «мыш» - аффикс, применяемый при образовании имен. Имя хана Угэдея состояло сразу из двух башкирских слов: «Ук» - стрела, и «Этэй» -превосходный. Менгу-Темир означает по-тюркски «железный наездник». Это -только самые яркие примеры тюркского перевода якобы монгольских имен. Причем, перевод осуществлен без использования древних словоформ. Труднообъясним выбор монгола с древне-тюркским именем Батый слова для обозначения своей столицы. Слово «Сарай» - персидское, обозначает дворец. А «Сарай-Бату» - дворец драгоценного камня. Трудно понять и его деда, назвавшего будущую столицу своего государства. Ведь «кара» - общетюркское слово, обозначающее, кроме черного цвета, такие признаки, как грозный, сильный, могучий. А «кырым» на древне-тюркском языке значит «даль, дальняя страна; хорошо сделанный; много, бесчисленно». Примеров лингвистических странностей «монгольских» завоевателей столько, что на их разбор не хватило бы времени.

 

Этнография

Абсолютно все исследователи отмечают изначальное единство религий тюрков и этнических монгол. Кто-то пытается назвать эту веру шаманизмом, но это не совпадает с действительностью. Для человека, воспитанного на идеях христиа­нства, поклонение духам огня, воды, ветра, камлание шаманов, и есть язычество, не смотря на почитание единого верховного божества, именуемого Тэнгри, Бер Тэнгри. Т.е. Единый Дух Неба, почитавшийся народами от Дуная до Манчжурии. Первые упоминания о Тэнгри встречаются в рунических орхоно-енисейских надписях, относящихся ко временам, когда о монголах никто и не слышал. Т.е. вера монгол - явное заимствование от тюрков. Правда, не 100%-ное: например, тюрки различали 17 духов-божеств, а монголы -99. Есть и другие признаки тюркской первоосновы тэнгрианства: например, очень многие моления Тэнгри связаны со священным деревом всех тюрков -березой. Причем, повсеместно (кроме Монголии). Четко прослеживаются и другие заимствования. Так, монголы, ассимилируя остатки тюркских племен, проживавших до них на территории Монголии, постепенно меняли тип хозяйствования с лесного охотничьего на кочевой. Это подтверждается анализом предметов имеющих отношение к кочевому образу жизни. Почти все названия этих предметов имеют тюркскую языковую основу. Немало важных сведений можно почерпнуть из эпосов тюркских народов, описывающих события времен Золотой Орды. Вот примеры: известной исторической личностью является сподвижник Чингиз-хана Майкы. Чингиз настолько его уважал, что Майкы всегда ездил с ним в одной повозке. Но башкиры считают Майкы-бия своим ханом и спод­вижником Муйтэн-бия (своего первого хана, перешедшего впоследствии под власть Чингиз-хана). Тот, в свою очередь, назначил 30-летнего Муйтэна своим наместником в Башкирии. Особо отмечается, что ханов-завоевателей было много, а Чингиз лишь считался самым могущественным из них. Признанием первенства Чингиза Муйтэн спас свой народ от уничтожения. Еще любопытнее, что древнейшим (домонгольским) именем юго-восточного башкирского племени Усерган является имя Муйтэн, а северо-восточное племя Табын ведет свою родословную от Майкы, потомка создателя государства Тюкю. Личность Чингиз-хана не просто уважаема тюрками. Его почти боготворят. В т.ч. и восточноевропейские тюрки и особенно башкиры. Историки утверждают, что Чингиз-хан умер еще до похода на Волгу и Урал. Но откуда же тогда взялась в родословной башкирского племени табын такая фраза: «Чингиз дал Майкы-бию страну, уран (боевой клич) - Салават, дерево - лиственницу, птицу - карагуш (имеются в виду племенные тотемы)»? Это все равно, что утверждать: царь Александр III написал работу «Детская болезнь левизны в коммунизме». В этой фразе из родословной интересно и то, что слово «Салават» вовсе не монгольское и даже не тюркское, а арабское, означающее молитву с благословением пророка Мухаммада, т.е. это указывает на сильное проникновение ислама в Башкирию. Ни для кого не секрет, что очень часто родовые имена трансформируются в племенные и наоборот. А представители других народов или племен, осевшие на землях коренных жителей, ассимилировавшись, дают название новому роду. Этот процесс знаком по массе источников, как исторических, так и эпических. Я попытался проследить закономерность размещения башкирских родов и племен, с явно монгольскими названиями. И у меня получилось, например, что роды (роды входят в племена) с именем «монгол» относятся к восточным башкирским племенам Табын (племя Майкы-бия) и Кувакан. Роды «чингиз» встречаются среди родов только восточных племен Бурзян (вспомним имя Борджигин), Табын и Кыпчак. Роды «тума (тумен)», соответству­ющие одному из монгольских племен, попадаются чуть чаще, у восточных башкир Бурзян, Усерган (или Муйтэн), Кыпчак, Катай. И единственный раз - у западных Мин. Известно название племени Барын, примкнувшего к Чингизу и Джамухе. В Башкирии это название носят роды только зауральских племен Катай и Табын. И ни одно из вышеперечисленных родовых имен не известно казахам, киргизам или узбекам! Но среднеазиатским тюркам прекрасно известны названия племен и народов, с которыми - воевал Чингиз. Эти названия бережно сохранены ими в именах своих племен: найман, кыпчак, кырлык (карлук), кереит (кераит), онгут, тангут, мангуг, меркит, татар, уйгур, авар, маджар. Из всех этих этнонимов башкирами употребляются только «найман» у усерган-муйтэнов, «кыпчак», вследствие переселе­ния огромного числа кипчаков после разгрома их ордынцами, «меркит» у племени мин, и «татар» благодаря сосед­нему народу.

Удивляет поразительная, для жителя Забайкалья, осведомленность Чингиза о географии мест, отдаленных от его родины на 5-б тыс.км. Вот, например, как описывает это «Сокровенное сказание»: «А Субеетай-батура он [Чингиз-хан] отправил в поход на север, повелевая дойти до 11 стран и народов, как-то: Канлин (Канглы), Кибчаут (Кыпчаки), Бачжигит (Башкиры), Оросут (русские), Мачжарат (мадьяры или марджя-мордва), Асут (асы-языги), Сесут (чехи), Серкесут (черкесы), Кешимир, Болар (башкиры-биляр), Лалат (аланы), перейти через многоводные реки Идил и Аях (Яик), а также дойти и до самого города Кивамен-кермен (Киев)...» О географических аспектах «Монгольской» Империи будет сказано чуть ниже, а пока я остановлюсь на самом «Сокровенном сказании», считающимся самым важным доказательством завоевания мира этническими монгола­ми.

Считается, что этот документ, «содержа­щий фрагменты древних мифов, былин­ного эпоса и легенды» был создан не ранее 1240 г. Записанный уйгурским письмом, его в 1382 г. транскрибировали китайскими иероглифами, а потом перевели на китайский язык. Оригинал, как всегда, не сохранился. Эпос скрывали от глаз аж до 18ббг, пока его не сумели разыскать у бурятов и перевести на русский язык русские исследователи. Но в 30-е гг. ХХ в. «Сокровенное сказание» было реконструировано и именно в таком виде влилось в историческую науку. Если не касаться вопросов по транскрибирова­нию, переводам и проблеме тотального переписывания книг в Китае, то настора­живает момент появления документа: время дискуссии между славянофилами и западниками, защищавшими написанную Миллером, Шлетцером и Байером русскую историю. Судя по содержанию, «Сокровенное сказание», если предполо­жить, что оно - не подделка, является явно компилятивным документом. Какие именно хроники, эпосы и легенды были основой для его написания, науке пока неизвестно.

Археология

Многолетние поиски следов существова­ния центра мощного государства на территории современной Монголии до сих пор никаких результатов не дали. Находят следы пребывания тюрок: стелы с надписями (оленные камни) в виде тюркских рун, остатки небольших поселений домонгольских времен, курганы с захоронениями кыргызских вождей. Поиск могилы Чингиз-хана превратился уже в манию. Этих «могил» найдено больше десятка, но год за годом появляются все новые и новые сообще­ния об очередной находке захоронения великого полководца. (Не там ищут.) Казалось бы «анализом древних источни­ков» уже разыскано местонахождение столицы Монгольской Империи, города Каракорум. Естественно - в Монголии. И мало кого волнует, что вся (!) территория величайшего города занимает крохотную площадь, а под якобы дворцом Угэдэя раскопана древняя буддистская кумирня. Поясню: БСЭ определяет время проник­новения буддизма в Монголию XVI веком. И именно этим временем (1585-й г) датируется стоящий рядом с развалинами буддистский монастырь. Сам же Карако­рум существовал до XVI в. Все, хоть как-то касающиеся истории Великой Орды, задаются вопросом: куда же подевались несметные сокровища, награбленные т.н. монголами во всем мире? Где те тонны драгоценностей, полученных ханами в виде воинской добычи или дани?! Где великолепные изделия искусства, ради возможности производить которые кровожадные захватчики направляли искусных мастеров всего мира в свою столицу? Исчезли. В самой Монголии нет ни кладов, ни даже случайных находок. Но есть другое место в мире, наличие невообра­зимых сокровищ в котором ученые объяснить не в состоянии. Это - Зауралье и Западная Сибирь. Именно там до сих пор находят иранское сасанидское серебро. О количестве находок говорят факты жизни чердынского купца и коллекционера Алина, собравшего 16 пудов восточных серебряных изделий, найденных за Уралом. Основу личной коллекции Строгановых, хранящейся сейчас в Эрмитаже, составляли именно иранские шедевры, найденные в Приобье. И все это - жалкие крохи в сравне­нии с общим объемом находок. Фактом является то, что центральноазиатским купцам не был известен путь в Зауралье и Западную Сибирь. В персидских и арабских документах нет ни единого упоминания о путешествиях в те края. Не было и соответствующей экономической базы у западносибирских племен для приобретения такого количества драго­ценностей. Единственно правдоподоб­ным объяснением феномена сасанидского серебра является мысль, что именно Зауралье и Западная Сибирь - и были центром могущественной державы, куда стекались богатства из всех покоренных стран. Центром Великой Орды. Центром империи Менге Иль. Не от этих ли богатств идут легенды о неуловимой Золотой Бабе?

Большинство находимых на территории нынешних Монголии и Бурятии археоло­гических объектов времен раннего средневековья идентифицируются учеными как следы тюркской культуры. И это интересно сопоставить со сведениями о заселении этих территорий предками монгол и бурят. По данным археологичес­ких исследований, заселение Забайкалья бурятами произошло лишь в нач.ХШ в., как раз во времена Чингиз-хана. Учитывая мнение бурятов об их идентичности монголам, заслуживает внимания легендарный факт их появления на Байкале. Они считают, что предки бурят и монгол пришли к озеру из окрестностей нынешнего Красноярска, выйдя на западный берег Байкала по долине р. Сарма. Там же они основали свое первое поселение, названное по имени реки, и оттуда начали расселение вокруг озера. И лишь несколько позднее произошло разделение родственных одноязычных народов из-за различий в среде обитания, роде деятельности и укладе жизни. Т.о. как может существовать на каких-то землях мощное государственное объединение народа, еще не заселившего территорию, где родились они и их единородный предводитель? Явно прослеживается, что империя с центром в Монголии - есть миф, фантом, дубликат какого-то другого государственного объединения. Какой же народ схож по культуре с забайкальскими монголами и бурятами? Загадочные рыжеволосые кимаки, название которых исчезло из обихода после развала Кимакского каганата в ХI в.? Казахский ученый С.М.Алимджанов определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи. Ку-мо-хи имели тотемом змею, кимаки также почитали змею. Кимаки властвовали над территорией от Алтая до Волги, от западносибирской тайги до Аральского моря. Обычай захоронения кимаков, центральная часть государства которых располагалась в прииртышских степях, очень схож с бурятским: все те же неглубокие могилы с небольшими грудами-курганчиками камней на них. И именно в Зауральской лесостепной зоне наблюдается наибольшее количество монгольских языковых заимствований в башкирском языке. Близкое соседство с двумя мощными сырьевыми регионами, Алтаем и Уралом, полностью снимают вопрос об экономической базе «монгольского» завоевания, т.к. особенно Урал, является традиционным металлургическим центром всей тюркской цивилизации по производству железного оружия. Кроме того, именно на Урале человек впервые приручил коня, и именно с Урала выплески­вались всегда конные армады завоевателей-арии, масагеты, геты-готы, гунны.

География

В части «Сокровенного сказания», описывающей происхождение Чингиз-хана и его славные дела, рассказывается о светловолосом предке «Потрясателя вселенной», который пришел с запада(!), переплыв море. Традиционные толкователи (академик Ринчин) объясняют этот пассаж тем, что сей предок одолел горный приток Керулена, очень трудный для переправы, что, согласитесь, просто смешно. Исходя из анализа множества фактов, я склоняюсь к мысли, что «Сокровенное сказание» является переведенным на монгольский язык и адаптированным к местным условиям старинным тюркским произведением, занесенным в монгольские пустыни кем-то из тюркских воинов, покорявших земли восточнее Алтая. О том, что покорение Азии происходило с запада на восток, очень четко говорит Плано Карпини, на которого также любят ссылаться представители офици­альной истории: «...Чингис-кан также в то время, когда разделил те войска, пошел походом против Востока через землю Керпис, которую не одолел войною, и, как нам говорили, там же прошел до Каспий­ских гор...». Есть следы этого завоевания и в эпосах. Так, в общетюркском эпосе «Изиге и Мурадым» (башкирское звучание имен знаменитого темника Едигея и его сына Нуретдина), хан Тохтамыш (башкир) обращается к вождю башкирского племени тамьян: «Ты, за Сину водивший поход». (За Сину - т.е. в Китай.) Неоднок­ратные упоминания в башкирских эпосах и родословных именно Чингиз-хана, а не кого-то из его потомков, наводит на мысль, что Чингиз имел самое непосредственное отношение к башкирам. Это подтверждает и тот факт, что даже представители башкирских племен и родов, особенно сильно пострадавших от «монгол» (был случай, когда т.н.«монголы» (правильнее все же говорить и писать - «менгеили») вырезали все племя, оставив в живых лишь одного человека), чтят его. Зная обычаи тюрков, считаю, что такие зверства могли простить только СВОЕМУ. И подтверждением этой гипотезы является опубликование в «Вестнике Башкирской Академии Наук» материалов карачаево-черкесских ученых о происхождении рода Чингиз-хана из Приуралья, подтверждаю­щих мои выводы, представленные выше. Кроме того, башкиры - это единственный тюркский народ, сохранивший свой высокий боевой дух и пассионарность и в последующей многовековой и драматичес­кой истории.

Классический маршрут путешествия Плано Карпини из ставки Батыя в Карако­рум описывается примерно так: ставка -устье Яика - Мангышлак - Хорезм -Алмалык - юго-восточное побережье Балхаша - Тянь-Шань - Алтай - Монголия -Каракорум. Однако, описываемые им путевые(!) признаки отнюдь не позволяют так однозначно судить об этом маршруте. Тем более, многими учеными убедительно доказано, что Карпини в монгольских степях не был. Осмелюсь предположить, что путешествие свое в Каракорум он все-таки совершил, но, из-за неверной трактовки его описаний, столицу Империи локализуют вовсе не там, где она существовала. Для краткости изложения постараюсь остановиться только на основных моментах. Карпини описывает свое путешествие так: из ставки Батыя, расположенной в Комании (земли куман) ехали по земле кангитов, где мало воды. Оттуда - в земли биссерминов, к югу от которых находятся горы, а с севера -- земли кара-китаев и Океан. Далее - кара-китаи, где слева тянулось небольшое море с массой островов, небольших лесов и.небольших рек, потом найманы, где в начале июля похолодало и выпал снег. После земель найманов, где много гор, приехали в монгольские земли. Попробуем расшифровать. Кангиты (у Рубрука они еще названы кангле, канглы) - одно из северо-западных башкирских племен. Заволжские степи вплоть до Самары - это засушливые места. Биссерминами до сих пор называется одно из обособленных племен мордвы и небольшой обособлен­ный народ на севере Татарстана. Кара-катай или улу-катаи, что значит «старые катайцы», - тоже башкирское племя, жившее и живущее в северной части Башкирии. Кстати, слово «кара» имеет несколько значений, одно из которых -«северный». Найманы, согласно перечням племенных образований различных тюркских народов, относятся к юго-восточным башкирам и северным казахам. Возможно, возникнут возражения, что Карпини упоминает башкир персональным этнонимом. Да, но до ХV в. башкирами звали от 5 до 7 племен, живших в центре и на юге Башкирии. Потом число племен, входивших в башкирский этнос, все увеличивалось. Второе название этого объединения - ете ырыу, «семь племен». Т.е. Карпини выехал зимой из низовий Волги и поехал по левобережью на север по исконным землям башкир-канлы, в которых было мало воды и приходилось утолять жажду снегом. Потом он попал в землю бесерменов-мордвы, к юго-востоку от которых находятся горы (в ХIII в. существовали только четыре направления, и юго-восток обозначался просто как юг). После чего попал в землю племени кара-катай. Там он долго ехал вдоль Камы, которую во время половодья легко принять за небольшое море со множеством островков (была уже весна, а уровень воды, например, в притоке Камы, реке Белой, во время майского половодья поднимается на 10-12 метров). Затем он перевалил Урал примерно по маршруту Красноуфимск - Михайловск - Полевскои - Каменск-Уральский. В этих гористых местах 6 июля резко похолодало, и выпал снег. Явление для Среднего Урала, хотя и не частое, но не чрезвычайное. Отсюда он двинулся по равнине, и через три недели оказался в Каракоруме. Расчет пути, проделанного Карпини, показывает, что от низовий Волги он прошел около 4.500 км со средней скоростью 25 км в день, что вполне совпадает со скоростью передви­жения Гийома Рубрука, одолевшего междуречье Волги и Яика шириной 300 км за 12 дней. Отсюда попытаюсь предполо­жить, что Каракорум - это нынешний город Курган, до конца ХУIII в. именовавшийся Царёво Городище и получивший свое нынешнее название после разгрома Пугачевского восстания. Современная Курганская область кишит в своей топонимике башкирскими названиями, а башкир там св. 40тыс. чел. Если учитывать и подвергшихся ассимиляции, то и того больше.

Не исключаю возможности, что огромное озеро южнее нынешней Тюмени, появив­шееся на позднесредневековых картах, было там изображено именно на основа­нии рассказов Плано Карпини о неболь­шом море, вдоль которого он ехал. Если взять другое путешествие, Гийома Рубрука, и допустить достоверность описания его пути, то более или менее уверенно можно проследить совпадение ориентиров его маршрута до озера Балхаш. После этого Рубрук, двигаясь на север, пересек хребет Тарбагатай, и оказался на равнине, обширной, как море, где не было видно ни единой горки. Т.е. на Кулундинской равнине. Еще через две недели пути на север, в степях он нашел кочевку хана Менгу, в 10 днях пути от которой находился Каракорум. Направле­ние же от Балхаша на Монголию - строго на восток и только через почти непроходимые горы. Т.о. путешествия Плано Карпини и Гийома Рубрука указывают на локализацию изначального места обитания чингизхановых «монгол» в р-не Зауралья и Западной Сибири, а анализ описания пути в Карако­рум позволяет определить истинное местонахождение города. Одно из самоназваний уже упоминавшихся выше кимаков -- «уранхай». В Казахстане, в местах обитания кимаков, есть речка, поселок, гора и место старинного города под названием Уранхай. напомним, слово «уранхай» - это еще старинное самоназва­ние одной из частей саха-якутов. А среди северо-восточных башкир также имеется племя под названием Уран, которое многие тюркские исследователи отождествляют с потомками кимаков. Ядро народа саха, наряду с уранхайцами, составляли кангаласы (канглы), племенное название которых -- «яха/саха» стало названием всего народа. Кыпчакский компонент в составе саха ученые связывают исключительно с кангаласами, потомками кимаков. Якуты, самый восточный тюркский народ, считает, что они - потомки воинов Чингиз-хана, направленные им на покорение северовосточных пределов Азии. И были это кангаласцы - часть канглы, т.е. башкирское племя, служившее менге-ильским ханам, добравшиеся до Якутии из Приарапья. В подчинении у кимаков некогда находились племена половцев, первыми отколовшихся от каганата, едва в нем начались внутрен­ние распри. Вам не хочется при этом вспомнить знаменитую реплику менге-ильских послов о половцах: «они - наши пастухи»?

Выводы

1.Современная Монголия никогда не была исходной точкой «монгольского» завоевания. 2. Первый этап завоевания осуще­ствлен коалицией преимущественно европеоидных тюркских и соседних с ними монголоидных и угорских народов. 3. Предположительно начальной точкой завоевания была лесостепная зона в Притоболье. 4. Предположительно основой изначального войска Чингиз-хана были потомки тюрков-кимаков, чье государство распалось незадолго до этого. 5. Чингиз-хан происходил из рода ярко выраженных европеоидных переселенцев, пришедших с запада. Имя основателя его рода говорит, что тот имел отношение к башкирскому племени Бурзян. 6. «Монгольские» завоевания послужили мощным толчком для продвижения на восток как тюрков, совершивших поход «за Сину» (в Китай) и ставших ядром народа саха, так и потревоженных ими монголоидных сибирских племен, одно из которых было вытеснено в Забайкалье и послужило основой для возникновения бурятов и собственно этнических монгол. 7. Попавшие с тюрками-завоевателями на территорию современных Монголии и Бурятии документы или предания о завоеваниях, после многочисленных трансформаций и переписываний стали восприниматься монголами и бурятами как свидетельства их былой славы. 8. Предположительно местом нахождения столицы «Монгольской» Империи Менге Иль может быть город Курган, известный до кон. ХVIII-го в. как Царево Городище, а столичной областью на первом этапе завоевания -- бассейн Тобола. 9. И последнее. Признание географическим центром империи Чингиз-хана «Менге-Иль» Зауралья и Притоболья ставит исследователей перед еще большей загадкой истории - почему обширная территория горного Урала на протяжении веков являлась местом рождения цивилизаций и последующих завоеваний ими Евразии: арии сер.-II тыс. до н.э.; масагеты сер.I тыс. до н.э.; геты (готы) нач. I тыс. н.э.; гунны 1V-V вв.н.э.; и если никого не пропустил и менгеили ХIII века? Лев Николаевич Гумилев, когда составлял свою знаменитую «карту пассионарности», как он сам ее называл «карту ударов бичом Божьим», исходил из общепринятых тогда установок в науке, что упомянутые завоева­ния рождались в совершенно других местах -- от Центральной Азии до Причерноморья. Если попытаться сегодня составить «карту пассионарности» исходя из новейших данных, то мы отчетливо увидим, что «бич Божий» из века в век рассекает Предуральё и Зауралье, т.е. горную страну Южный Урал. Почему? Этот ответ адресован всем пытливым исследователям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.018 с.)