РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА



Ускорение мышления - ускоренное течение ассоциативных процессов, мысли очень быстро сменяют друг друга, их много, больной не успевает их высказывать.

Прерывистость ассоциаций - шперрунги - загораживание, остановка мыслей.

Замедление мышления - бедность ассоциаций, замедленное течение мысли.

Патологическая обстоятельность мышления - чрезвычайная вязкость, тугоподвижность мыслительных процессов, трудность переключения, невозможность отделить главное от второстепенного.

Персеверация мышления - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что выражается в повторениях.

Вербигерация –речевая стереотипия – бессмысленное, ритмическое повторение одних и тех же слов, реже –фраз. Например: при кататоническом возбуждении.

I. НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

1). Искажение процессов обобщения:

а). Символика – замена 1 понятия другим, которое становится символом первого). Символические мысли часто сопровождаются соответствующими рисунками и речью.

б). Неологизмы – новые слова, которые больные придумали. Может быть даже свой язык – криптолалия.

2). Нарушение динамики мыслительной деятельности (непоследовательность суждений или инертность мышления):

а). Возбужденность мышления – больные быстро и громко говорят, сыплют остротами и образными выражениями, сочиняют экспромтом стихи, но при этом перескакивая с 1 темы на другую (как ребенок), отвлекаются на случайные раздражители.

При этом преобладают внешние ассоциации (а не смысловые, как в норме):

- ассоциации по созвучию (запор-топор),

- ассоциации по контрасту (запор-понос),

- ассоциации по смежности (называют рядом расположенные предметы).

У данных больных характерна необычайная откровенность.

б). Скачка идей (маниакальная бессвязность мышления) – мысли вихрем проносятся в голове (язык за ними не поспевает – поэтому речь бессвязная),

в). Заторможенность мышления – больные говорят медленно, тихо, с трудом подбирая слова (олигофазия). Крайняя степень – мутизм (молчание).

г). Вязкость мышления (патологическая состоятельность, лабиринтное мышление) – больные застревают на незначительных деталях, характерна непродуктивная многоречивость.

д). Персеверация мышления – “топтание на месте”.

3). Нарушение целенаправленности мышления:

- особенно характерно для шизофрении.

а). Резонёрство (смысловая опухоль, болезненное мудрствование) – рассуждения ради рассуждения: длинные, не приводящие к раскрытию мысли.

б). Разорванность мышления (шизофреническая бессвязность) – возникает на фоне неизмененного сознания: речь грамматически правильна, но непонятна, т.к. сочетается несочетаемое (“я еду верхом на доме”) – это носит название шизофазия. Другой вариант – когда слова бессвязны.

в). Соскальзывание мыслей – может быть компонентом разорванности мышления. Больной начинает говорить нормально, а затем вдруг “соскальзывает” на другую тему.

г). Насильственное мышление – мысли становятся неуправляемыми (как бы чужими). Бывает 2 видов:

- Ментизм (насильственный наплыв мыслей),

- Шперрунг (мысли как будто пропадают). Часто возникает при синдроме Кандинского–Клерамбо.

II. НАРУШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

1). Бредовые идеи:

Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

По степени систематизации бредовые идеи делят на:

- систематизированные (чаще при хронической патологии),

- несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

а). Бредовые идеи преследования (персекуторный бред):

- бред отношения (больной считает, что все вокруг говорят о нем),

- бред особого символического значения,

- бред инсценировки (интерметаморфоз – считают, что вокруг него идет спектакль),

- собственно бред преследования,

- бред физического уничтожения,

- бред воровства, материального ущерба,

- бред сексуального превращения (в противоположный пол),

- бред превращения в животное (зооантропия),

- бред воздействия – его разновидности: бред овладения (больной считает, что в него “вселились”), бред порчи, колдовства и сглаза, бред раскрытости (бывает внешний – за больным постоянно наблюдают со стороны, и внутренний – кто-то читает мысли больного).

б). Бредовые идеи величия (мегаломанический, экспансивный бред):

обычно возникает на фоне повышенного настроения.

- бред сексуального могущества,

- бред физического могущества,

- эротический бред (“я самая красивая”),

- бред иностранного происхождения,

- бред богатства,

- бред изобретательства,

- бред реформаторства,

- бред мессианства (больной считает, что ему поручено спасти мир).

в). Депрессивный бред:

возникает на фоне пониженного настроения:

- бред самообвинения (греховности) - может сопровождаться бредом гибели мира, гибели близких.

- бред мучительного бессмертия,

- нигилистический бред (считают, что у них внутри все сгнило),

- ипохондрический бред (ошибочно считают, что серьезно больны),

Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка, неприятного для окружающих (дисморфоманический бред): он чаще встречается у подростков и сопровождается следующими симптомами: дисморфоманический бред, бред отношений, плохое настроение, стремление избавиться от мнимого недостатка, симптом зеркала (подолгу смотрят или наоборот, завешивают зеркало чем-либо).

2). Сверхценные идеи:

Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

3). Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.
Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями). Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).

4). Навязчивые идеи (состояния):

- это явления, которые возникают против желания больного. Больной борется с ними, но они наплывают все сильнее.

Отличия навязчивых идей от бредовых:

- больные понимают, что это патология,

- пытаются противостоять этим состояниям.

Отличия навязчивых идей от насильственных мыслей: мысли воспринимаются не как чужие, а как свои.

Виды навязчивых состояний:

1). Навязчивые мысли (идеи)

2). Навязчивый счет

3). Навязчивые сомнения

4). Навязчивые воспоминания (обычно о неприятном)

5). Навязчивые страхи

6). Навязчивые влечения (чаще неприятные для человека). Сюда же относят контрастные навязчивости (оскорбляющие нравственность самого человека).

7). Навязчивые действия

8). Ритуалы

№11? Мышление. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления. Бредовые идеи. Клиническая характеристика.

Мышление – это форма познавательной деятельности, II ступень познания (логическая). Это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее закономерных и наиболее существенных связях и отношениях.

Понятие - отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Благодаря мышлению познавательные способности человека расширяются, он познает сущность предметов.

У здорового человека мышление опирается на ощущение, восприятие и представление, оно также тесно связано с практикой (без нее оно становится нелогичным). Мышление тесно связано с речью, поэтому, когда оценивают речь, обращают внимание на:

1). Содержательность речи

2). Ее понятность

3). Выразительность речи

4). Воздейственность речи.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обощения, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

II. НАРУШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

1). Бредовые идеи:

Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

По степени систематизации бредовые идеи делят на:

- систематизированные (чаще при хронической патологии),

- несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

Первичный бред –патология суждения вследствие логически неправильного умозаключения бред, когда больной из группы фактов выбирает только те, которые доказывают его бредовые идеи.( систематизированный бред).

Вторичный бред- на фоне депрессии или маниакакльного состояния. Это чувственный (образный) брединсценировки, симптом ложного узнавания, симптом положительного и отрицательного двойника. Одним из проявлений чувственногог бреда м.б. фантастический бред.

2). Сверхценные идеи:

Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

3). Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.
Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями). Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).

4). Навязчивые идеи (состояния):

- это явления, которые возникают против желания больного. Больной борется с ними, но они наплывают все сильнее

 

 

№12. Особенности режима психиатрических стационаров.

Психиатрические больницы лечебного типа устраиваются обычно где-нибудь за городом, на участке, обладающем достаточным количеством земли и лесных насаждений. Желательно, чтобы больница была соединена с городом удобными путями сообщения для облегчения связи ее с населением. Ввиду разнообразного состава больных, находящихся в психиатрических больницах, каждая благоустроенная больница должна иметь несколько отделений: 1) приемно-наблюдательное отделение для остробольных, 2) беспокойное отделение, 3) полубеспокойное отделение, 4) отделение для выздоравливающих, 5) отделение для случаев с затяжным течением (не для неизлечимых хроников в собственном смысле), 6) отделение для слабых, 7) отделение для детей и подростков

Режим психиатрического стационара предусматривает предупреждение побегов, попыток к самоубийству, самоповреждению. Вместе с тем уход и наблюдение за больными должны осуществляться по принципу нестеснения, с наименьшими ограничениями свободы и созданием условий для максимального проявления интересов больных. В некоторых психиатрических отделениях успешно применяется система «открытых дверей». Однако ее внедрение должно проводиться дифференцированно, с учетом профиля отделения, психического состояния больных и др. Система «открытых дверей» дополняет комплекс социотерапевтических мероприятий, направленных на адаптацию психически больных к условиям окружающей среды, восстановление социальных связей и др. Обстановка психиатрического стационара должна способствовать проведению в полном объеме мероприятий по социально-трудовой реабилитации и реадаптации.

Архитектура больничных зданий, их планировка, материально-техническая оснащенность, число мест в палате, возможность хранения личных вещей и одежды больных в отделении должны создавать предпосылки для терапии средой.

№13? Мышление ( содержание понятия). Сверхценные и навязчивые идеи.

Мышление – это форма познавательной деятельности, II ступень познания (логическая). Это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее закономерных и наиболее существенных связях и отношениях.

Понятие - отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Благодаря мышлению познавательные способности человека расширяются, он познает сущность предметов.

У здорового человека мышление опирается на ощущение, восприятие и представление, оно также тесно связано с практикой (без нее оно становится нелогичным). Мышление тесно связано с речью, поэтому, когда оценивают речь, обращают внимание на:

1). Содержательность речи

2). Ее понятность

3). Выразительность речи

4). Воздейственность речи.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обощения, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

Сверхценные идеи:

Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением.

Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный поэт, и вести себя соответствующим образом. ( сверхценные идеи собственной исключительности)

Возможны сверценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, ревности, коллекционирования. Есть дисморфофобные ( физ. Недостаток) – ему уделяется большее внимание. У людей с паранойяльной акцентуацией характера.

Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.
Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями).

 

Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.024 с.)