Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстройства ассоциативного процесса

Поиск

Ускорение мышления - ускоренное течение ассоциативных процессов, мысли очень быстро сменяют друг друга, их много, больной не успевает их высказывать.

Прерывистость ассоциаций - шперрунги - загораживание, остановка мыслей.

Замедление мышления - бедность ассоциаций, замедленное течение мысли.

Патологическая обстоятельность мышления - чрезвычайная вязкость, тугоподвижность мыслительных процессов, трудность переключения, невозможность отделить главное от второстепенного.

Персеверация мышления - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что выражается в повторениях.

Вербигерация – речевая стереотипия – бессмысленное, ритмическое повторение одних и тех же слов, реже –фраз. Например: при кататоническом возбуждении.

I. НАРУШЕНИЯ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

1). Искажение процессов обобщения:

а). Символика – замена 1 понятия другим, которое становится символом первого). Символические мысли часто сопровождаются соответствующими рисунками и речью.

б). Неологизмы – новые слова, которые больные придумали. Может быть даже свой язык – криптолалия.

2). Нарушение динамики мыслительной деятельности (непоследовательность суждений или инертность мышления):

а). Возбужденность мышления – больные быстро и громко говорят, сыплют остротами и образными выражениями, сочиняют экспромтом стихи, но при этом перескакивая с 1 темы на другую (как ребенок), отвлекаются на случайные раздражители.

При этом преобладают внешние ассоциации (а не смысловые, как в норме):

- ассоциации по созвучию (запор-топор),

- ассоциации по контрасту (запор-понос),

- ассоциации по смежности (называют рядом расположенные предметы).

У данных больных характерна необычайная откровенность.

б). Скачка идей (маниакальная бессвязность мышления) – мысли вихрем проносятся в голове (язык за ними не поспевает – поэтому речь бессвязная),

в). Заторможенность мышления – больные говорят медленно, тихо, с трудом подбирая слова (олигофазия). Крайняя степень – м утизм (молчание).

г). Вязкость мышления (патологическая состоятельность, лабиринтное мышление) – больные застревают на незначительных деталях, характерна непродуктивная многоречивость.

д). Персеверация мышления – “топтание на месте”.

3). Нарушение целенаправленности мышления:

- особенно характерно для шизофрении.

а). Резонёрство (смысловая опухоль, болезненное мудрствование) – рассуждения ради рассуждения: длинные, не приводящие к раскрытию мысли.

б). Разорванность мышления (шизофреническая бессвязность) – возникает на фоне неизмененного сознания: речь грамматически правильна, но непонятна, т.к. сочетается несочетаемое (“я еду верхом на доме”) – это носит название шизофазия. Другой вариант – когда слова бессвязны.

в). Соскальзывание мыслей – может быть компонентом разорванности мышления. Больной начинает говорить нормально, а затем вдруг “соскальзывает” на другую тему.

г). Насильственное мышление – мысли становятся неуправляемыми (как бы чужими). Бывает 2 видов:

- Ментизм (насильственный наплыв мыслей),

- Шперрунг (мысли как будто пропадают). Часто возникает при синдроме Кандинского–Клерамбо.

II. НАРУШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

1). Бредовые идеи:

Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

По степени систематизации бредовые идеи делят на:

- систематизированные (чаще при хронической патологии),

- несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

а). Бредовые идеи преследования (персекуторный бред):

- бред отношения (больной считает, что все вокруг говорят о нем),

- бред особого символического значения,

- бред инсценировки (интерметаморфоз – считают, что вокруг него идет спектакль),

- собственно бред преследования,

- бред физического уничтожения,

- бред воровства, материального ущерба,

- бред сексуального превращения (в противоположный пол),

- бред превращения в животное (зооантропия),

- бред воздействия – его разновидности: бред овладения (больной считает, что в него “вселились”), бред порчи, колдовства и сглаза, бред раскрытости (бывает внешний – за больным постоянно наблюдают со стороны, и внутренний – кто-то читает мысли больного).

б). Бредовые идеи величия (мегаломанический, экспансивный бред):

обычно возникает на фоне повышенного настроения.

- бред сексуального могущества,

- бред физического могущества,

- эротический бред (“я самая красивая”),

- бред иностранного происхождения,

- бред богатства,

- бред изобретательства,

- бред реформаторства,

- бред мессианства (больной считает, что ему поручено спасти мир).

в). Депрессивный бред:

возникает на фоне пониженного настроения:

- бред самообвинения (греховности) - может сопровождаться бредом гибели мира, гибели близких.

- бред мучительного бессмертия,

- нигилистический бред (считают, что у них внутри все сгнило),

- ипохондрический бред (ошибочно считают, что серьезно больны),

Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка, неприятного для окружающих (дисморфоманический бред): он чаще встречается у подростков и сопровождается следующими симптомами: дисморфоманический бред, бред отношений, плохое настроение, стремление избавиться от мнимого недостатка, симптом зеркала (подолгу смотрят или наоборот, завешивают зеркало чем-либо).

2). Сверхценные идеи:

Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

3). Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.
Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями). Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).

4). Навязчивые идеи (состояния):

- это явления, которые возникают против желания больного. Больной борется с ними, но они наплывают все сильнее.

Отличия навязчивых идей от бредовых:

- больные понимают, что это патология,

- пытаются противостоять этим состояниям.

Отличия навязчивых идей от насильственных мыслей: мысли воспринимаются не как чужие, а как свои.

Виды навязчивых состояний:

1). Навязчивые мысли (идеи)

2). Навязчивый счет

3). Навязчивые сомнения

4). Навязчивые воспоминания (обычно о неприятном)

5). Навязчивые страхи

6). Навязчивые влечения (чаще неприятные для человека). Сюда же относят контрастные навязчивости (оскорбляющие нравственность самого человека).

7). Навязчивые действия

8). Ритуалы

№11? Мышление. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления. Бредовые идеи. Клиническая характеристика.

Мышление – это форма познавательной деятельности, II ступень познания (логическая). Это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее закономерных и наиболее существенных связях и отношениях.

Понятие - отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Благодаря мышлению познавательные способности человека расширяются, он познает сущность предметов.

У здорового человека мышление опирается на ощущение, восприятие и представление, оно также тесно связано с практикой (без нее оно становится нелогичным). Мышление тесно связано с речью, поэтому, когда оценивают речь, обращают внимание на:

1). Содержательность речи

2). Ее понятность

3). Выразительность речи

4). Воздейственность речи.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обощения, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

II. НАРУШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

1). Бредовые идеи:

Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

По степени систематизации бредовые идеи делят на:

- систематизированные (чаще при хронической патологии),

- несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

Первичный бред – патология суждения вследствие логически неправильного умозаключения бред, когда больной из группы фактов выбирает только те, которые доказывают его бредовые идеи.(систематизированный бред).

Вторичный бред- на фоне депрессии или маниакакльного состояния. Это чувственный (образный) брединсценировки, симптом ложного узнавания, симптом положительного и отрицательного двойника. Одним из проявлений чувственногог бреда м.б. фантастический бред.

2). Сверхценные идеи:

Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

3). Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.
Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями). Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).

4). Навязчивые идеи (состояния):

- это явления, которые возникают против желания больного. Больной борется с ними, но они наплывают все сильнее

 

 

№12. Особенности режима психиатрических стационаров.

Психиатрические больницы лечебного типа устраиваются обычно где-нибудь за городом, на участке, обладающем достаточным количеством земли и лесных насаждений. Желательно, чтобы больница была соединена с городом удобными путями сообщения для облегчения связи ее с населением. Ввиду разнообразного состава больных, находящихся в психиатрических больницах, каждая благоустроенная больница должна иметь несколько отделений: 1) приемно-наблюдательное отделение для остробольных, 2) беспокойное отделение, 3) полубеспокойное отделение, 4) отделение для выздоравливающих, 5) отделение для случаев с затяжным течением (не для неизлечимых хроников в собственном смысле), 6) отделение для слабых, 7) отделение для детей и подростков

Режим психиатрического стационара предусматривает предупреждение побегов, попыток к самоубийству, самоповреждению. Вместе с тем уход и наблюдение за больными должны осуществляться по принципу нестеснения, с наименьшими ограничениями свободы и созданием условий для максимального проявления интересов больных. В некоторых психиатрических отделениях успешно применяется система «открытых дверей». Однако ее внедрение должно проводиться дифференцированно, с учетом профиля отделения, психического состояния больных и др. Система «открытых дверей» дополняет комплекс социотерапевтических мероприятий, направленных на адаптацию психически больных к условиям окружающей среды, восстановление социальных связей и др. Обстановка психиатрического стационара должна способствовать проведению в полном объеме мероприятий по социально-трудовой реабилитации и реадаптации.

Архитектура больничных зданий, их планировка, материально-техническая оснащенность, число мест в палате, возможность хранения личных вещей и одежды больных в отделении должны создавать предпосылки для терапии средой.

№13? Мышление (содержание понятия). Сверхценные и навязчивые идеи.

Мышление – это форма познавательной деятельности, II ступень познания (логическая). Это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее закономерных и наиболее существенных связях и отношениях.

Понятие - отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Благодаря мышлению познавательные способности человека расширяются, он познает сущность предметов.

У здорового человека мышление опирается на ощущение, восприятие и представление, оно также тесно связано с практикой (без нее оно становится нелогичным). Мышление тесно связано с речью, поэтому, когда оценивают речь, обращают внимание на:

1). Содержательность речи

2). Ее понятность

3). Выразительность речи

4). Воздейственность речи.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения и обощения, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

Сверхценные идеи:

Содержание сверхценных идей – так же многообразно, как и бредовых, но отличаются от бредовых идей 2-мя признаками:

- правдоподобное содержание,

- обычно связаны с каким-либо важным переживанием.

Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением.

Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный поэт, и вести себя соответствующим образом. (сверхценные идеи собственной исключительности)

Возможны сверценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, ревности, коллекционирования. Есть дисморфофобные (физ. Недостаток) – ему уделяется большее внимание. У людей с паранойяльной акцентуацией характера.

Бредоподобные фантазии:

так же разнообразны, как и бредовые идеи, но в отличие от них нет убежденности в своей правоте.
Манера изложения мыслей – по нарастающей (история обрастает все более небывалыми подробностями).

 

Для бредоподобных фантазий характерно:

- необычайная стойкость,

- оторванность от реальности,

- причудливость содержания,

- дезадаптация.

Виды патологический фантазий у детей:

а). Игровое перевоплощение,

б). Стереотипные игры,

в). Синдром образного фантазирования (чаще в дошкольном и младшем школьном возрасте) – может быть вплоть до садизма.

г). Фантазирование познавательного характера – выражается в рисовании схем, несуществующих карт.

д). Синдром самооговоров (ребенок наговаривает на себя).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.39 (0.011 с.)