Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарий к домашнему заданию↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитель просит открыть задание 60, излагает условие задачи, а затем предлагает детям придумать имена четырёх переменных, в которые Считайка запишет массу капуцина, мартышки, павиана и гиббона. Дети записывают имена переменных в учебнике рядом с рисунками обезьян. Учитель: — Каждый рисунок весов даёт информацию, необходимую для решения задачи. На первом этапе надо определить, в каком порядке использовать информацию рисунков для решения задачи. На втором этапе можно записать алгоритм для Считайки. — Если вы забыли, как записывается алгоритм для этого исполнителя, рассмотрите задачи, которые вы решали раньше. Вам может помочь, например, задание 11 на с. 15. Данное задание нельзя отнести к простым. Ученикам со слабой математической подготовкой или с плохим алгоритмическим мышлением вместо этого задания можно предложить разработать алгоритм вычисления массы игрушек для задачи, приведённой в конце с. 59 учебника. Практическая работа по разработке и выполнению алгоритмов со сложными высказываниями Работа ведётся за компьютером в программе ≪В магазине ≫ либо в учебнике (задание 59). Задание 59 a. Длина рулона ткани, который надо переложить на стол, должна быть одновременно не меньше 7 м и не больше 12 м. Следовательно, в качестве условия надо записать сложное высказывание с помощью логического умножения (действие И). Записать его можно с помощью знаков сравнения или заменить их словами: * длина >= 7 м И длина <= 12 м; * длина не меньше 7 м И длина не больше 12 м. Для того чтобы дети использовали знаки, надо обсудить с ними, что: · Слова ≪не меньше ≫ означают то же самое, что слова ≪больше или равно ≫. Следовательно, можно использовать знак >=; · Слова ≪не больше ≫ означают то же самое, что слова ≪меньше или равно ≫. Следовательно, можно использовать знак <=. ≪Выполняя ≫ алгоритм, дети соединяют линиями со столом 3 рулона ткани, на которых стоят ценники: 7, 8, 12. b. Задание сложнее предыдущего, так как, во-первых, от выражений ≪не дороже ≫, ≪не дешевле ≫ детям труднее перейти к неравенствам и, во-вторых, надо учитывать значения двух свойств одновременно — цвета и цены. Начинают выполнять это задание дети самостоятельно. В случае необходимости учитель оказывает им помощь. Учитывая, что ≪не дороже 300≫ можно записать как ≪<= 300≫, а ≪не дешевле 570≫ — как ≪>= 570≫, блок-схему можно заполнить так: (См. PDF). ≪Выполняя ≫ алгоритм, дети соединяют линиями рубашки с полками. Домашнее задание (задание 60) Разобьём работу на два этапа: на первом решим, в каком порядке определять массу обезьян, на втором — запишем алгоритм на языке Считайки. Этап 1. Составляется укрупнённый алгоритм, который может быть записан, например, так: Начало Найти массу мартышки (нижние весы). Найти массу капуцина (верхние весы). Найти массу гиббона (третьи сверху весы). Найти массу павиана (вторые сверху весы). Конец Этап 2. Будем считать, что для вычисления дети использовали следующие переменные: · M — масса мартышки; · G — масса гиббона; · K — масса капуцина; · P — масса павиана. Тогда алгоритм может выглядеть так: Начало M:= 10: 2 Покажи M K:= M + 1 K:= K: 3 Покажи K G:= K + M Покажи G P:= G • 3 P:= M + P P:= P – K Покажи P Конец Так с детьми прямо не обсуждалось, умеет ли Считайка вычислять значения сложных выражений, приведённый ниже алгоритм также можно считать допустимым. Начало M:= 10: 2 Покажи M K:= (M + 1): 3 Покажи К G:= K + M Покажи G P:= M + G • 3 – K Покажи Р Конец Результат выполнения алгоритма: M = 5, K = 2, G = 7, P = 24. УРОК 33 Тема: Урок итогового повторения и обобщения. Цель урока: Обобщить материал второго полугодия и проверить усвоение материала. Компьютерная программа: Не используется. Материал учебника: Задания 9–14 раздела ≪Твои успехи ≫. Домашнее задание: Задание 15 раздела ≪Твои успехи ≫. План урока 1. Выполнение заданий 9–14 раздела ≪Твои успехи ≫. 2. Комментарий к домашнему заданию. Ход урока Выполнение заданий 9—14 раздела ≪ Твои успехи ≫ Задания 9–14 раздела ≪Твои успехи ≫ сгруппированы в два равноценных варианта: I вариант — задания 9–11; II вариант — задания 12–14. Варианты I и II похожи между собой тематически, по содержанию, форме заданий и примерно по сложности. Они могут выполняться учениками полностью самостоятельно или с предварительным обсуждением. Решение зависит от уровня подготовки учеников. Урок может быть организован одним из трёх способов: 1. Выполнение заданий организовано как самостоятельная работа, ученики делают работу по вариантам. 2. Задания выполняются под руководством учителя. Используются задания одного из двух вариантов по выбору учителя. 3. Сильные ученики выполняют вариант II как самостоятельную работу. В это время остальные ученики под руководством учителя выполняют задания варианта I. Предпочтение следует отдать второму или третьему способу. Вариант I, задание 9 a. Выполняя алгоритм для каждого корабля на рисунке, ребёнок ставит рядом с ним его номер по таблице. На рисунке показано, как надо пронумеровать корабли. b. Из подписей под рисунками и проставленных номеров кораблей следует, что первое кругосветное путешествие совершил корабль № 3. Затем из таблицы ребёнок узнаёт, что корабль № 3 — это каравелла Виктория из Португалии. Получается: название — каравелла Виктория, страна — Португалия. c. Из таблицы следует, что пароход Джона Фитча имел двигатель. По таблице определяется его номер — 4. Из рисунка или из блок-схемы алгоритма (кому как проще) ребёнок узнаёт, что пароход № 4 не имел парусов. Поэтому простое высказывание ≪Пароход Джона Фитча имел паруса ≫ — ложно, а высказывание ≪Пароход Джона Фитча имел двигатель ≫ — истинно. В результате истинность сложных высказываний определяется так: Л Пароход Джона Фитча имел паруса. И Пароход Джона Фитча имел двигатель. И Пароход Джона Фитча имел паруса. ИЛИ Пароход Джона Фитча имел двигатель. Вариант I, задание 10 Задание требует математических знаний о периметре и площади квадрата. Площадь квадрата будем записывать в переменную S, а длину стороны — в переменную А (ребёнок может выбрать другие имена переменных). Тогда алгоритм для Считайки будет иметь вид: Начало A:= P: 4 S:= A • A Покажи S Конец Вариант I, задание 11 Показан рисунок, (См. PDF) который ребёнок получит, выполняя алгоритм Чертёжника ≪Цветок ≫. ≪Стебель ≫ дан в задании. Ребёнок должен нарисовать только сам ≪цветок ≫. Первые шесть отрезков (многоугольник обходим против часовой стрелки)он рисует красным карандашом, а остальные — синим. Вариант II, задание 12 Так как площадь в математике принято обозначать через S, то переменную B отведём под ширину прямоугольника. Тогда алгоритм для Считайки будет иметь вид: Начало B:= A – 2 S:= A • B Покажи S Конец Если ученик иначе использовал переменные, это не следует считать ошибкой. Допустим алгоритм вида: Начало S:= A – 2 B:= A • S Покажи B Конец Вариант II, задание 13 Показан рисунок, который ребёнок получит, выполняя алгоритм Чертёжника. Всё рисуется синим. (См. PDF). Вариант II, задание 14 а. Выполняя алгоритм для каждой монеты на рисунке, ребёнок ставит справа её номер по таблице. Если возникнет вопрос, что означает условие ≪Форма правильная ≫, поясните, что имеется в виду монета, изображённая с помощью известной геометрической фигуры, — здесь это: круг, равносторонний восьмиугольник и кольцо (круг вырезан из круга). Показан рисунок (См. PDF), на котором проставлены номера монет по таблице. b. Из рисунка, на котором уже имеются номера монет, следует, что восьмиугольная форма у монеты № 5. Затем по таблице ребёнок определяет: эта монета из Ирака. c. По таблице ученик узнаёт, что гривна имеет номер 1 и ещё, что она сделана из серебра. Изображение монет показывает, что на гривне нет рисунка. Поэтому оба простых высказывания — ≪Гривна сделана из серебра ≫ и ≪На гривне нет рисунка ≫ истинны. Следовательно, оба сложных высказывания истинны: И Гривна сделана из серебра. И На гривне нет рисунка. И Гривна сделана из серебра. ИЛИ На гривне нет рисунка. Домашнее задание (задание 15 раздела «Твои успехи») Задание 15 трудоёмко и требует не только умения исполнять алгоритмы с ветвлениями со сложными высказываниями в качестве условий, но и неплохого знания деления чисел на 3 и на 5. Но оно полезно как с точки зрения изучения информатики, так и с точки зрения изучения математики. Выполняется по желанию ученика и оценивается у тех, кто с ним успешно справился, как дополнительная контрольная работа. На рисунке (См. PDF) показаны раскрашиваемые участки (их границы— замкнутые линии— выделены толстыми линиями) и названы цвета, которыми каждый раскрашивается: к — красный, (вместо 80, 81, 149), г — голубой (вместо 0), з — зелёный (269), ж — жёлтый (270, 340), с — салатовый (810). Если цвет не назван, значит, участок остаётся белым (369). ПОЯСНЕНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ ВТОРОЙ ЧАСТИ УЧЕБНИКА Дополнительные задания различаются между собой не только тематикой, но и широтой охвата в одном задании различных тем данного курса информатики, вовлечённостью материала, изучаемого в курсе математики, использованием и отработкой математических навыков, уровнем сложности. Они позволяют легче варьировать обучение информатике с учётом уровня класса, уровня отдельных учеников, математической подготовки и программы по математике. Так, задания Д 2, Д 3 и Д 4, Д 24 в равной степени связаны с информатикой и математикой и могут выполняться: · на уроке информатики; · на уроке математики; · в качестве домашнего задания по информатике; · в качестве домашнего задания по математике. Задания совершенно необязательно использовать в том порядке, в каком они приведены. Задание Д1 Выполняется дома в текущей тетради в клетку или, если хотите устроить выставку или составить классную книгу рецептов, на отдельных листах. Желательно, чтобы материал содержал: 1. Название блюда или рецепта. 2. Источник информации. Этот источник должен быть подробно описан, что связано с уважением права собственности на информацию. Назовём некоторые возможные источники. · Книга. Ученик должен указать автора, название, издательство, год издания. · Компьютерный диск (данные списываются с диска и обычно похожи на данные о книге), сайт сети Интернет. · Кто-нибудь из родных или друзей с указанием имени. Например: бабушка, Петрова Татьяна Ивановна. · Учительница труда. 187 3.Описание исходных данных для разработки и выполнения алгоритма — продуктов и кухонных принадлежностей. Кухонные принадлежности лучше всего задавать списком. В зависимости от найденной информации в отношении продуктов логично использовать один из двух способов её организации — список или таблицу, в которой второй столбец содержит количество компонента. Например: Продукты
4. Сам алгоритм. Он может быть записан с помощью предложений русского языка. Ребёнок может придумать, описать и использовать условные обозначения (как, например, у Переливайки) или же показать алгоритм последовательностью рисунков. Задание Д2 Задание выполняется в тетради в клетку. a. Если к моменту выдачи задания дети уже знакомы с методом последовательной детализации, можно предложить им составлять алгоритм в два этапа. Укрупнённый алгоритм, составляемый на этапе 1,— план решения задачи будет выглядеть, например, так: Начало 1. Найти, сколько банок клубничного варенья в течение недели ежедневно съедал Карлсон. 2. Найти, сколько всего банок варенья в течение недели ежедневно съедал Карлсон. 3. Определить, сколько банок варенья съел за неделю Карлсон. Конец Ниже приведён соответствующий алгоритм для Считайки с результатами выполнения, записанными согласно требованиям пункта b. В этом алгоритме использованы 3 переменные: B — количество банок вишнёвого варенья, K — количество банок клубничного варенья, V — общее количество банок варенья, съеденного Карлсоном. Начало K:= B + 2 K = 7 V:= B + K V = 12 V:= V • 7 V = 84 Покажи V Конец Ответ: 84 банки. Задание Д3 В задании три независимых пункта разной сложности. Дети могут выполнять все пункты либо часть из них. Можно разные пункты дать разным ученикам или в разное время. Выдавая задание, обязательно прокомментируйте, что на экран необходимо вывести не только разницу между начальным и конечным числами цепочки, но и сообщение, какое число больше. Это можно сделать двумя способами. 1. Вписав в блоки вывода — параллелограммы слова, например:≪начальное число больше ≫. 2. Записав в блоки действий (прямоугольники) указания, например: вывести ≪начальное число больше ≫. Способ, который Вы посоветуете детям, зависит от момента, когда будет дано задание (до знакомства с блоками вывода в задании 23 или после него). Алгоритм записывается в тетрадь в клетку. При выполнении алгоритма результат выполнения команд присваивания, в которых производятся вычисления, вписывается в соответствующие звенья цепочек в учебнике (за исключением ответа, выводимого на экран,— он записывается в тетрадь). Отведём переменные: F — первое (начальное) число цепочки; L — последнее (конечное) число цепочки; D — разница между начальным и конечным числами. a. Самый простой из трёх пунктов, так как вычисляется только конечное число и выполнять нужно только прямые операции. b. Здесь вычисляется только начальное число и одни обратные операции, которые у детей со слабой математической подготовкой могут вызвать затруднения. c. Здесь ребёнок должен вначале найти одно заполненное звено, а затем вычислить конечное число с помощью прямых операций и начальное число с помощью обратных операций. Что определять сначала — начальное число или конечное — не имеет значения. Если к моменту выдачи задания(данного пункта задания) дети уже знакомы с методом последовательной детализации, можно предложить им составлять алгоритм в два этапа. Укрупнённый алгоритм, составляемый на этапе 1, будет выглядеть, например, так: Начало 1. Вычислить конечное число. 2. Вычислить начальное число. 3. Определить, какое число больше и на сколько. Конец Шаги 1 и 2 можно поменять местами. Ниже приведены алгоритмы, цепочки, заполненные в ходе их выполнения, и результаты их выполнения. Алгоритмы отличаются двумя первыми блоками действий, в которых формируются начальное и конечное число. a. Ответ: конечное число больше на 4. b. Ответ: начальное число больше на 16. c. Д ля данного алгоритма введём четвёртую переменную: заданное число в цепочке. Ответ: конечное число больше на 1. Задание Д4 Команды исполнителя Продавец имеют параметр и, кроме того, используется запись свойства объекта, состоящая из имени объекта и имени свойства. Поэтому задание можно дать не раньше знакомства с командами с параметрами и с таким способом записи. То есть нельзя давать задание раньше знакомства с исполнителем Чертёжник (урок 25 согласно Примерным планам уроков, предлагаемым в настоящем пособии). Ещё легче детям выполнять это задание после знакомства с исполнителем Пожарный (вторым исполнителем, в командах которого есть параметры), и свойствами объектов Пожарный и пожар (урок 29 согласно Примерным планам уроков, предлагаемым в настоящем пособии). Дети могут выполнять оба пункта задания либо один из них. Можно разные пункты дать разным ученикам или в разное время. a. Ребёнок символически рисует в учебнике на весах гири: * 500 г — на правой чаше; * 100 г — на левой чаше; * 10 г — на левой чаше. Затем вычисляет, что масса яблока равна 390 г. Записывает в учебнике ответ: ЯБЛОКО. МАССА = 390 г c. Если все гири ставить на одну чашу, то получится: 585 = 500 + 50 + 10 • 3 + 5, то есть нужно ставить 6 гирь. Если же гири поставить на разные чаши, то получится: 585 = 500 + 100 – (10 + 5), то есть нужно ставить 4 гири. В задании на алгоритм накладывается дополнительное условие: чтобы команд было меньше. Поэтому выбираем второй способ. Алгоритм, который ребёнку следует записать в тетрадь в клетку, зависит от того, на какой чаше весов он расположит белку. Алгоритм ≪Взвешивание белки≫
В обоих алгоритмах любые команды можно менять местами. Задание Д5 a. Ребёнок записывает число параметров у команд исполнителя: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ 2 ПЕРЕЛОЖИ НА СТОЛ 1 a. Это сложное задание. Оно одновременно требует: во-первых, умения пользоваться командами с одним и двумя параметрами. Два параметра были только у Пожарного, и вместе задавали привычный со 2 класса адрес клетки; во-вторых, хорошего знания устройств компьютера (в пределах пройденного); в-третьих, умения работать с таблицами; в- четвёртых, большого внимания, так как на рисунке много предметов, распределяемых между пятью полками и одним столом; в- пятых, из- за ограниченности размеров полок, алгоритмического мышления — следует освободить полку от предмета, которому на ней не место, раньше, чем положить на неё устройство, которое должно там находиться. · Степень самостоятельности учеников в выполнении задания зависит в первую очередь от их круга. Если это весь класс или вся группа (при делении класса пополам или при кружковой работе и т.д.), то разработку алгоритма можно начать вместе, а затем дети продолжат работу самостоятельно (на занятии или дома). Можно предложить также, чтобы дети парами (или группами до четырёх человек) обсудили, как, в конце концов, должны быть расставлены все показанные на рисунке предметы, а затем каждый составлял алгоритм самостоятельно (в школе или дома). Из условия следует, что в результате работы исполнителя на столе должны оказаться предметы, не являющиеся устройствами компьютера: будильник (на рисунке он и был на столе) и книга, посвящённая операционной системе Windows (была на полке № 1). Остальные предметы — устройства компьютера, они должны оказаться на полках в соответствии с таблицей: · На полке № 1 устройства ввода –вывода (УВВ), обязательные для каждого современного компьютера, — дисковод жёсткого диска (всегда вместе с диском, был на полке № 1), мониторы (были на полках № 2 и 5) и клавиатура (была на полке № 3). · На полке № 2 необязательные УВВ. Там будут дисковод гибкого диска (был на столе), мышь (была на столе), сканер (был на полке № 3) и принтер (был на столе). · На полке № 3 устройства дополнительной памяти (они все необязательные, поэтому и называются устройствами дополнительной памяти) — дискета (была на столе) и флэш-память (была на полке № 4). · На полке № 4 другие устройства компьютера, то есть не устройства ввода –вывода и не устройства дополнительной памяти — системная плата (была на полке № 4) и процессор (был на столе). Без этих устройств компьютер не существует. · На полке № 5 пусто. Необязательные устройства, не относящиеся ни к УВВ, ни к дополнительной памяти, в учебниках 2 и 3 классов не встречались и на рисунке отсутствуют. Но они существуют, и поэтому в таблице для них названа полка (пример такого устройства — звуковая карта). Не стоит добиваться, чтобы любой ученик, который будет выполнять задание, учёл ограниченность размеров полок. Поэтому ниже рассматриваются два алгоритма — упрощённый, не учитывающий ограниченность размеров полок, и тот, что её учитывает. Сначала рассмотрим упрощённый алгоритм. В нём последовательность команд не играет роли. Поэтому можно идти подряд, полка за полкой, затем стол, рассматривая лежащие на них предметы. Если обнаруживается, что предмет лежит не там, где надо, в алгоритм добавляется команда, по которой исполнитель берёт этот предмет и кладёт его на нужное место. Начнём с полки № 1. Там два предмета — книга и жёсткий диск с его дисководом. Книга (товарный номер 30) не является устройством компьютера и, согласно условию задачи, должна находиться на столе. Поэтому записываем: ПЕРЕЛОЖИ НА СТОЛ (30) Дисковод жёсткого диска (товарный номер 87) — это устройство ввода -вывода, обязательное для современного персонального компьютера. Согласно таблице, такое устройство должно быть на полке№ 1,где оно и находится. Никаких команд не требуется. Перейдём к полке№ 2. На ней монитор (22) — обязательное устройство ввода -вывода. Его место — на полке № 1. Продолжаем: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (22, 1) Полка № 3. На ней два УВВ — сканер и клавиатура. Сканер (47) — необязателен. Его место— на полке № 2. Продолжаем: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ(47, 2) Клавиатура (70) обязательна. Её место — на полке № 1: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (70, 1) На полке № 4 два устройства — системная плата и флэш-память. Системная плата (товарный номер 54) —обязательное устройство, место которого на полке № 4, где оно и находится. Поэтому никаких команд для него не записываем. Флэш-память (19) —устройство дополнительной памяти. Его место на полке № 3: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (19, 3) На полке № 5 жидкокристаллический монитор. Монитор (26) —обязательное УВВ. Его место на полке № 1. Продолжим: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (26, 1) Рассмотрим стол. Будильник остаётся на столе (команды не нужны). Остальные предметы раскладываем согласно таблице: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (42, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (63, 3) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (58, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (37, 4) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (80, 2) В результате получен упрощённый алгоритм, в котором последовательность команд можно произвольно менять: Алгоритм для Грузчика. № 1 Начало ПЕРЕЛОЖИ НА СТОЛ (30) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (22, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (47, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (70, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (19, 3) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (26, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (42, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (63, 3) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (58, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (37, 4) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (80, 2) Конец Рассмотрим алгоритм, учитывающий ограниченность размеров полок. В нём последовательность команд очень важна, но не однозначна. И его составление потребует не только хорошего алгоритмического мышления, но и беглой ориентации в изученных устройствах компьютера и лёгкости в использовании таблицы. Будем составлять алгоритм, например, так: 1. Полка № 1 значительно длиннее других полок. На ней два предмета (дисковод жёсткого диска с неотделяемым от него жёстким диском и книга по Windows), занимающие меньше половины полки. Вполне есть место для монитора (22) с полки № 2: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (22, 1) 2. Теперь полка № 2 пуста. Переносим на неё все необязательные УВВ: с полки № 3 — сканер (47) и со стола — дисковод гибкого диска (42), мышь (58), и принтер (80): ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (47, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (42, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (58, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (80, 2) 3. На столе стало свободно. Перенесём книгу (30) с полки № 1: ПЕРЕЛОЖИ НА СТОЛ (30) 4. На полке № 1 нет больше лишних предметов. Переносим на неё все обязательные УВВ, которых там ещё нет, — клавиатуру (70) с полки № 3 и монитор (26) с полки № 5: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (70, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (26, 1) 5. Полка № 3 пуста. Переносим на неё все устройства дополнительной памяти — флэш-память (19) с полки № 4 и дискету (63) со стола: ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (19, 3) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (63, 3) 6. На полке № 4 нет больше лишних предметов. Переносим на неё со стола процессор (37): ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (37, 4) Получаем: Алгоритм для Грузчика. № 2 Начало ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (22, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (47, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (42, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (58, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (80, 2) ПЕРЕЛОЖИ НА СТОЛ (30) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (70, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (26, 1) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (19, 3) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (63, 3) ПЕРЕЛОЖИ НА ПОЛКУ (37, 4) Конец Ребёнок может дать команды в другой последовательности. Эта последовательность зависит, в частности, от субъективной оценки по рисунку свободного места на полках перед конкретным шагом. Алгоритм ребёнка может оказаться верным или неверным; в любом случае важно узнать, как он рассуждал. Задание Д6 Чтобы при H = 35 эти высказывания были истинными, в первом (слева) высказывании нужно поставить любое число меньше 35, во втором — больше 35, в третьем — не больше 35, в четвёртом — не меньше 35. Приведёмдва примера ответа. H > 34 H < 36 H >= 35 H <= 35 H > 3 H < 60 H >= 3 H <= 60 Задание Д7 Требуется выбрать знаки сравнения (>, <, =, >=, <=) так, чтобы при Z = 20 высказывание было истинным. Выдавая задание, не нужно перечислять знаки сравнения — это будет слишком откровенной подсказкой. Если не всем удалось выполнить задание самостоятельно, то при его проверке (или выполнении, если оно происходит на уроке), можно, например, вызвать ученика к доске: — Какие знаки должна содержать запись с числами или латинскими буквами, или буквами и числами, чтобы её можно было рассматривать как истинное или ложное высказывание? Напиши их на доске. (Предположим, записаны: >, <, =.) — А ещё? (Ответ: >=, <=.) — Какие из этих пяти знаков можно поставить между буквой Z и числом 20, чтобы получилось истинное или ложное высказывание? Впишите их в голубые прямоугольники в учебнике. Приведём ответ. Z = 20 Z >= 20 Z <= 20 Задание Д8 Это обычное по уровню, хотя и отличающееся по форме, задание на сложные высказывания. Приведём ответ. Эта книга — учебник информатики. И В этой книге 96 страниц. Эта книга — учебник математики. ИЛИ В этой книге 96 страниц. Задание Д9 Ответ: Л t < 60 И t > 60 И r < 700 ИЛИ r >= 700 p = 20 ИЛИ p <= 20 Л p > 30 И p <= 30 Л t < 300 И t >= 300 Л w – w >=1 И a <= 5 ИЛИ a >= 5 И y × 1 <= y Задание Д10 Алгоритмы записываются в тетради в клетку. Можно использовать сокращённую запись команд. Оба пункта задания независимы друг от друга; a — проще, b — немного сложнее. a. Можно задавать любое время после знакомства с исполнителем Чертёжник. Имеет два равноценных решения: Начало Начало ОПУСТИТЬ ПЕРО Опустить перо ВПРАВО (20) ВВЕРХ (7) Вверх (7) Вправо (20) ВЛЕВО (20) Вниз (7) ВНИЗ (7) Влево (20) Конец Конец b. Лучше не задавать раньше, чем дети познакомятся с планом создания алгоритма для исполнителя (урок 26 согласно Примерным планам уроков), который, по сути, является укрупнённым алгоритмом. Пусть дети составят такой план, а затем — алгоритм для исполнителя. Это задание проще любого пункта задания 39, выполняя которое дети впервые сами предварительно составляют план. Оно может быть использовано в более слабом классе или для снижения трудности, когда ученик делает ошибки. Можно дать это задание ученикам после знакомства с методом последовательной детализации (урок 30 согласно Примерным планам уроков), предложив составить алгоритм в два этапа. Пусть сами дети догадаются, что на первом этапе составляется тот самый план, с которым они знакомились, когда работали с исполнителем Чертёжник. Алгоритм этапа 1 выглядит так: Начало 1. Начертить внешний квадрат. 2. Подвести перо к одной из вершин внутреннего квадрата. 3. Начертить внутренний квадрат. Конец Приведём два из нескольких равноценных алгоритмов: Начало Начало А:= 4 А:= 4 ОПУСТИТЬ ПЕРО ОПУСТИТЬ ПЕРО ВПРАВО (А) ВВЕРХ (А) ВВЕРХ (А) ВПРАВО (А) ВЛЕВО (А) ВНИЗ (А) ВНИЗ (А) ВЛЕВО (А) ПОДНЯТЬ ПЕРО ПОДНЯТЬ ПЕРО ВПРАВО (1) ВПРАВО (1) ВВЕРХ (1) ВВЕРХ (1) А:= 2 А:= 2 ОПУСТИТЬ ПЕРО ОПУСТИТЬ ПЕРО ВПРАВО (А) ВВЕРХ (А) ВВЕРХ (А) ВПРАВО (А) ВЛЕВО (А) ВНИЗ (А) ВНИЗ (А) ВЛЕВО (А) Конец Конец
Задание Д11 Задание может выполняться дома, на уроке или частично дома, а частично на уроке. На уроке дети сначала по двое обсуждают, кто и в каком количестве изображён на каждом рисунке; затем каждый ребёнок самостоятельно выполняет пункты задания — на уроке или дома. Оба пункта задания (a и b) выполняются независимо друг от друга, и истинность высказываний оценивается по отдельности для каждого рисунка. Результаты и ход рассуждений даны в таблице.
Задание Д12 a. Требуется заполнить пропуски в блоках действий (прямоугольниках), при выполнении которых записываются буквы так, чтобы с помощью алгоритма можно было составить 4 слова: КОТ, КИВИ, КИТ, КРОТ. Обратимся к блок-схеме. Первый блок действий, при выполнении которого записываются одна или несколько букв,— это блок 2. Он раньше первого ветвления. Следовательно, в нём должны быть одна или несколько букв, имеющихся в начале всех четырёх слов. Посмотрев на слова, вписываем букву К. (См. PDF). Между буквой К, которая вписана в блок 2 и выводится первой, и одной или несколькими буквами, которые будут выводиться последними при выполнении блока 11, в одном из слов не должно быть никаких букв (когда при исполнении алгоритма блок 11 выполняется сразу за блоком 9), в другом слове будут одна или несколько букв, которые необходимо вписать в блок 10. Посмотрев на слова, видим, что есть только один способ обеспечить это — вписать в блок 11 буквы ОТ, а в блок 10 — букву Р. Для тех значений q, при которых выполняются блоки 1, 2, 3, 9, 11, 12, получится слово КОТ, а для тех значений q, при которых выполняются блоки 1, 2, 3, 9, 10, 11, 12, — слово КРОТ. Осталось обеспечить получение слов КИВИ и КИТ. Часть блок-схемы справа от блока проверки условия 3 обеспечивает получение слов КОТ и КРОТ. Следовательно, получение слов КИВИ и КИТ обеспечивается левой по отношению к блоку 3 частью. Буква К вписана в блок 2. Значит, в блок 5, который выполняется для обоих оставшихся слов, нужно вписать букву И. Далее имеется два равноценных варианта: либо вписать в блок 7 буквы ВИ, которые останутся от слова КИВИ, а в блок 8 —букву Т, либо, наоборот, в блок 7 —Т, а в блок 8 —ВИ.(См. PDF) b. Заполненная таблица выглядит так. Вариант I
Вариант II
Задание Д13 Приведём ответы. a. Нижняя блок-схема. b. Верхняя блок-схема. Задание Д14 Сложное высказывание истинно для дисководов гибкого и жёсткого диска. Может возникнуть вопрос о флэш-памяти. Но это именно устройство внешней памяти. Ввод и вывод информации осуществляет непосредственно порт USB. Задание Д15 Оценим простые высказывания при D = 70: · D > 40 — истина; · D < 70 — ложь; · D < 90 — истина. Отсюда получаем ответ: Л D > 40 И D < 70 И D > 40 ИЛИ D < 70 И D > 40 И D < 90 И D > 40 ИЛИ D < 90 Задание Д16 Выполняется позднее, чем задание Д 12. Дети могут подходить к разработке блок-схемы по-разному. 1. Кто-то вспомнит задание12 и увидит аналогию между группами слов (см. таблицу).
Сопоставив слова, ребёнок перерисует блок-схему из задания 12 и заполнит её по аналогии. (См. PDF). 2. К похожим блок-схемам (но, наверное, с одной переменной) ребёнок может п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.014 с.) |