Выполнение алгоритмов с ветвлением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение алгоритмов с ветвлением



Задание 21

В данном задании обязательно выполнить оба пункта — a и b, чтобы сравнить высказывания, образованные с помощью логического сложения и логического умножения. Обсуждение каждого пункта задания начинается одинаково.

Учитель просит учеников прочитать условие и задаёт следующие вопросы:

— Это простое высказывание или сложное? (Ответ: это сложное высказывание.)

— Из каких простых высказываний оно состоит? Прочтите первое простое высказывание.

— Прочтите второе простое высказывание.

Продолжение решения отличается для пунктов a и b задания.

a. Учитель:

— Какое действие объединяет простые высказывания? (Ответ: логическое сложение, или действие ИЛИ.)

— Когда данное сложное высказывание истинно? (Ответ: данное сложное высказывание истинно, если хотя бы одно из простых высказываний истинно.)

— Отметьте первый слева четырёхугольник галочкой. Выполним алгоритм для этого четырёхугольника.

Учителю следует убедиться, что все дети выбрали один и тот же четырёхугольник. После того, как дети пометили ромб (крайний слева четырехугольник), учитель продолжает:

— У фигуры все стороны равны. Это истина или ложь? (Ответ: истина.)

Если дети затрудняются с ответом, учитель просит их проверить равенство сторон с помощью циркуля или линейки.

— У фигуры все углы прямые. Это истина или ложь? (Ответ: ложь.)

— Одно из двух простых условий истинно. Они связаны действием ИЛИ. Следовательно, сложное высказывание истинно. Прочтите команду, которую надо выполнить. (Ответ: подчеркнуть фигуру красным).

Аналогично алгоритм выполняется для всех четырёхугольников. В результате трапеция (третья фигура слева) будет подчёркнута синей линией, а остальные — красной.

b. Задание выполняется аналогично. Разница заключается в том, что простые высказывания в условии соединены с помощью действия логического умножения (действие И). Поэтому сложное высказывание истинно только тогда, когда оба простых истинны. В результате выполнения алгоритма красным будет подчёркнут только квадрат (крайний справа четырёхугольник). У него и углы прямые и стороны равны. Остальные четырёхугольники

будут подчёркнуты синим.

Задание 22

Один и тот же алгоритм выполняется три раза — для разных значений переменной X. Значения переменной и ход выполнения алгоритма фиксируются в таблице. Для первого значения X алгоритм выполняется фронтально.

Учитель:

— Рассмотрите первую строку таблицы. Чему равно значение переменной X, записанное в первой строке? (Ответ: значение переменной X равно трём.)

— Начинаем выполнять алгоритм для X = 3. Результаты работы будем записывать в первую строку таблицы. Блок № 1 — Начало. В столбике ≪Выполненные блоки ≫ запишем единицу.

В дальнейшем учитель обращается по очереди к разным ученикам.

Каждый ученик должен:

·  Назвать номер блока, который надо выполнить;

·  Прочитать команду, записанную в этом блоке;

·  объяснить, как выполнить команду;

·  для блока проверки условия определить истинность условия и назвать следующий блок, к которому надо перейти.

Первым ученикам учитель задаёт наводящие вопросы, сокращая по мере выполнения алгоритма количество вопросов. Учитель, обращаясь к конкретному ученику:

— Назови номер блока, который надо выполнить. (Ответ: 2.)

— Дети, запишите число 2 в колонку ≪Выполненные блоки ≫.

— Прочти команду, которая записана в блоке № 2. (Ответ: записать букву Б.)

— Дети, запишите букву Б в колонку ≪Выписанные буквы ≫.

Учитель, обращаясь к следующему ученику:

— Назови номер блока, который надо выполнить. (Ответ: 3.)

— Дети, запишите число 3 в колонку ≪Выполненные блоки ≫.

— Этот блок имеет форму ромба. Как он называется? (Ответ: блок проверки условия.)

— Прочти условие, записанное в блоке. (Ответ: X > 10 ИЛИ X = 10.)

— Сейчас X равен трём. Как ты думаешь, условие истинно или ложно? (Ответ: 3 > 10 — ложь, 3 = 10 — ложь. Следовательно, сложное высказывание ложно.)

— Так как условие ложно, пойдём по дорожке, помеченной буквой Л. Какой блок будем

Выполнять следующим? (Ответ: блок № 4.)

Аналогично выполняем алгоритм до конца. В результате из записанных в таблицу букв образуется слово БУЛАВКА.

Те ученики, которые поняли, как выполняется задание, могут самостоятельно выполнить его для других значений переменной X. С остальными учениками работа продолжается фронтально.

В результате выполнения задания таблица должна быть заполнена так:

Значение Х Выполненные блоки Выписанные буквы
3 1, 2, 3, 4, 6, 9, 12, 13 БУЛАВКА
10 1, 2, 3, 5, 7, 10, 12, 13 БАНКА
16 1, 2, 3, 5, 7, 11, 12, 13 БАРАНКА

Если X равно 4, 5, 6, 7, 8 или 9, получится слово БУКАШКА. Сильным ученикам можно задать дополнительный вопрос, на который они будут искать ответ, пока остальные выполняют основную часть задания:

— В алгоритме спрятано ещё одно слово. Что это за слово и при каких значениях переменной X оно получается? У детей могут возникнуть трудности с определением следующего блока, который надо выполнить. Например, может возникнуть вопрос:≪К какому блоку надо идти после блока № 9 — к блоку № 8, или 12, или 10?≫. Помочь в этом случае может такое правило: Двигаться по отрезкам, соединяющим блоки можно только по направлению вниз (вправо и вниз, влево и вниз). Вверх (вправо и вверх, влево и вверх) двигаться нельзя. Если требуется движение по направлению вверх на отрезках рисуется стрелка, указывающая направление. В 3 классе такие случаи не возникнут, поэтому о стрелках детям на этом этапе освоения темы можно не сообщать.

Если выполнение задания идёт очень медленно, алгоритм можно выполнить только для двух значений переменной X.

Выполнение задания заканчивается обсуждением текста, помеченного знаком

i, где вводятся принятые в программировании знаки нестрогих неравенств >= и <=. Они соответствуют математическим знакам нестрогих неравенств ≥ и ≤.

Задание 23

Если задание выполняется на компьютере, дети принимают решение об истинности высказываний в блоках проверки условий и вводят слова ≪истина ≫ или ≪ложь≫ с помощью клавиатуры. Каким считать условие — истинным или ложным, зависит только от желания ребёнка. В результате работы на экране компьютера возникает один рассказ из четырёх возможных. Этот рассказ можно распечатать на принтере или записать на диск в виде текстового файла.

Если компьютеры не используются, задание можно выполнять устно или письменно.

·  Учитель записывает на доске информацию об истинности условий и просит учеников цветным карандашом отметить блоки, которые надо выполнить, и устно составить рассказ по блок-схеме. Информация об истинности условий может быть записана, например, так:

Блок № 3 — ИСТИНА.

Блок № 6 — Л ОЖЬ.

Блок № 7 — ИСТИНА.

·  Затем ученики работают парами.

Возможны варианты:

1. Дети вместе выбирают один рассказ, отмечают каждый в своём учебнике выполненные блоки. Затем обсуждают, куда они ≪добрались ≫.

2. Соседи по парте по указанию учителя выбирают разные рассказы. Д ля этого они договариваются о номерах блоков проверки условия, в которых они по-разному оценят

истинность. Каждый составляет устно свой рассказ, пересказывает его напарнику, и дети обсуждают, где в итоге ≪оказался ≫ каждый из них.

3. Сильные ученики могут решить обратную задачу: выбрать рисунок места — цели путешествия и совместно найти маршрут к нему.

4. Сильные ученики решают обратную задачу. Выбирают друг для друга рисунок — место, куда напарнику надо ≪прибыть ≫. Д алее каждый выбирает свой рассказ (отмечает выполненные блоки) и пересказывает его напарнику. Дети могут обсудить место, до которого каждый из них ≪доберётся ≫.

Домашнее задание ( задание 24)

Ученику предлагается такая же блок-схема, как в предыдущем задании. Задача ученика — заполнить блоки фрагментами рассказа и условиями, истинность которых определяет выбор продолжения рассказа. Если используется компьютерная программа ≪Рассказ с продолжением ≫, учитель может предложить ученикам одну или несколько тем рассказа, для которых в программе есть готовые иллюстрации.

Текст рассказа должен быть записан именно в блок-схеме, а не в тетради. Если ребёнок придумал рассказ, который не помещается в блок-схему, он не успеет набрать его на компьютере за один урок.

Урок 23

Тема: Составлениеи выполнениеалгоритмовс ветвлением.

Цель урока: Формироватьумения составленияи выполненияалгоритмовс ветвлением;развивать логические УУД.

Компьютерная программа: Рассказс продолжением.

Материал учебника: Теорияна с. 19; задания25, 26, 27, 28.

Домашнее задание: Задание28.

План урока

1. Определение истинности нестрогих неравенств (12 мин).

2. Беседа на тему ≪Линейные участки алгоритма и ветвление ≫(10 мин).

3. Комментарий к домашнему заданию (3 мин).

4. Практическая работа ≪Рассказ с продолжением ≫ (15 мин).

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.012 с.)