Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнение алгоритма Считайки

Поиск

Задание 10

Дети по очереди читают команды алгоритма. Один из учеников, у которых домашнее задание вызвало затруднение, играет роль Считайки, другой из них по мере выполнения алгоритма заполняет на доске таблицу следующего вида:

№ команды Значение переменной X после выполнения команды Значение переменной Y после выполнения команды
1 5 -
2 10 -
3 20 -
4 20 5
5 20 20

После этого ученики записывают в учебнике на экране Считайки

ответ: X = 20

       Y = 20.

Практическая работа по выполнению и составлению алгоритмов для Считайки

Используется задание 11 и компьютерная программа ≪Считайка ≫.

Задание 11

a. По алгоритму вычисления стоимости покупки надо определить, какие игрушки купил Считайка. Так как при вычислении к переменной S (стоимость покупки) прибавляется 50, 100, 252, и три раза по 25 (K:= 25 • 3), Считайка купил по одной игрушке ценой 50 рублей, 100 рублей, 252 рубля и три игрушки по 25 рублей. Это котёнок, кукла, телевизор, домик, пирамидка и мяч. Эти игрушки надо ≪переложить ≫ в тележку (в учебнике — отметить рисунок игрушки, на компьютере — перетащить рисунок игрушки в тележку с помощью

мыши).

b. Требуется записать алгоритм подсчёта стоимости покупки, используя информацию о том, что купил Считайка. Приведём два варианта алгоритма.

Вариант1                                                  Вариант2

Начало                                                      Начало

S:= 0                                                         S:= 0                                                  

K:= 3 • 10 (К — стоимость                    K:= 3 • 10 (К — стоимость

                       трёх ручек)                                               трёх ручек)

S:= S + K                                                 S:= S + K

K:= 2 • 15 (К — стоимость                    T:= 2 • 15 (T — стоимость

                       двух тетрадей)                                        двух тетрадей)

S:= S + K                                                 S:= S + T       

S:= S + 65                                                S:= S + 65

Покажи S                                                      Покажи S

Конец                                                       Конец

Ученики могут использовать любые переменные, а также менять порядок команд в алгоритме. Например, можно сначала прибавить к переменной S стоимость альбома, а затем

стоимость других покупок. Однако, если мы используем вспомогательную переменную для вычисления стоимости нескольких одинаковых предметов, надо сначала вычислить значение этой переменной, а затем использовать её в действии сложения.

Дети могут предложить алгоритмы, в которых используются сложные выражения. Например, такие:

Начало                                                          Начало

S:= 0                                                                  S: = S + 3 • 10 + 2 • 15 + 65

S: = S + 3 • 10                                                    Покажи S

S: = S + 2 • 15                                                     Конец

S: = S + 65

Покажи S

Конец

В этом случае учитель может сказать: ≪Мы ещё не знаем, умеет ли Считайка вычислять сложные выражения. Поэтому давайте договоримся пока составлять команды, в которых только одно действие≫.

Домашнее задание (задание 12)

Задание готовит детей к введению понятия ≪алгоритм с ветвлением ≫, или ≪условный алгоритм ≫. Задание основано на том, что в случае, когда стоимость покупки меньше имеющихся в наличии денег, у покупателя останутся деньги после покупки, а если стоимость покупки больше, денег не хватит и выполнить покупку будет невозможно.

a. У Вити было 7 рублей, а карандаш стоил 5 рублей. Следовательно, у Вити останутся лишние деньги после покупки. D — сумма денег, которая останется у Вити.

Заполнить пропуски в алгоритме надо так:

Начало

X:= 5

D:= 7 – X

Покажи D

Конец

b. У Вити было 7 рублей, а карандаш стоил 10 рублей. Следовательно, у Вити не хватит денег на покупку карандаша. S — сумма денег, которой не хватило Вите.

Заполнить пропуски в алгоритме надо так:

Начало

X:= 10

S:= X7

Покажи S

Конец

c. Для того чтобы высказывания стали истинными, буквы D и S надо записать в пропуски так:

Вите не хватило S рублей.

У Вити осталось D рублей.

d. Чтобы алгоритм Считайки для решения данной задачи можно было использовать при любом значении X, надо либо владеть отрицательными числами и уметь определять модуль числа, либо составить алгоритм с ветвлением (условный алгоритм). С отрицательными числами и понятием модуля ученик 3 класса не знаком. С условным алгоритмом дети познакомятся на следующем уроке. То есть к моменту выполнения домашнего задания, ребёнок не может записать такой алгоритм. Поэтому ответ на вопрос задачи — нет. Данная задача призвана поставить проблему, которая решается посредством введения ветвлений.

Урок 20

Тема: Блок-схемаалгоритма.Ветвление.

Цель урока: Познакомитьс алгоритмами,содержащимипроверкуусловияи выборследующегошагаалгоритма;ввестипонятиеблок-схема;продолжить формирование коммуникативных УУД.

Компьютерная программа: В магазине.

Материал учебника: Теория на с. 17, 18, 19; задания 13, 14, 15, 16.

Домашнее задание: Задание 16.

План урока

1. Беседа на тему ≪Блок-схема алгоритма. Ветвление ≫ (12–15 мин).

2. Выполнение алгоритмов, записанных с помощью блок-схемы (8–10 мин).

3. Практическая работа по выполнению алгоритмов с ветвлением (15 мин).

Ход урока

Беседа на тему ≪ Блок-схема алгоритма. Ветвление ≫

Учитель излагает материал от начала с. 17 до вопроса: ≪При каких значениях X алгоритм

 даёт правильный ответ?≫. Если никто из детей не может дать ответ и объяснить своё мнение, учитель предлагает детям более конкретные вопросы:

 — Саша читал по одной странице в день (то есть X = 1). Можно ли получить правильный ответ на вопрос задачи, выполняя алгоритм?(Ответ: да.)

— Саша читал по три страницы в день (то есть X = 3). Можно ли получить правильный ответ на вопрос задачи, выполняя алгоритм? (Ответ: нет.)

Чтобы найти ответы на эти вопросы ученики, по очереди выполняют алгоритм, который составила Маша для решения задачи, и вслух комментируют свои действия, например, так:

— X = 1. За 7 дней Саша может прочитать 7 страниц. В алгоритме переменной S присваивается значение семь умножить на один. Теперь S равно семи.

— Через 7 дней Саше останется прочитать 13 страниц. В алгоритме переменной D присваивается: значение 20 вычесть S, то есть 20 ми-нус 7. Теперь D равно тринадцати.

— На экране Считайки написано D = 13. При X = 1 выполнение алгоритма даёт правильный ответ.

Аналогично выполняется с комментариями алгоритм для X = 3 (в день Саша может прочитать 3 страницы). Выясняется, что для получения значения переменной D надо от двадцати отнять двадцать один. Во-первых, дети не умеют пока из большего числа вычесть меньшее, а во-вторых, в этом случае S = 21, то есть за 7 дней Саша успел бы прочитать всю книгу. Следовательно, D должно быть равно 0 (осталось прочитать 0 страниц).

После этого учитель продолжает изложение материала со с. 17 и 18 до следующих контрольных вопросов, а затем задаёт вопросы со с. 18 и начала с. 19:

— Назови номер блока проверки условия. (Ответ: 3.)

— Какое высказывание является условием? (Ответ: S < 20.)

— Назови любое значение S, при котором условие истинно. (Ответ: например, 1, 4, 19.)

— Назови номера блоков, которые выполняются, если условие истинно. (Ответ: 1, 2, 3, 5, 6, 7.)

— Назови номера блоков, которые выполняются, если условие ложно. (Ответ: 1, 2, 3, 4, 6, 7.)

Если излагаемый материал вызывает большие затруднения у детей или его изложение заняло больше 10–12 минут, материал с. 19 на данном уроке излагать не следует. К нему нужно будет вернуться позже (см. комментарий к уроку 23).

Ответы на контрольные вопросы со с. 19:

— Как ты думаешь, какие блоки обязательно есть в любом алгоритме, а каких может не быть? (Ответ: в любом алгоритме обязательно есть блоки в форме овалов, обозначающие начало и конец алгоритма, и блоки в форме прямоугольника, означающие шаги алгоритма.

Блоков проверки условия может не быть.)

— На линейном участке выполняются все шаги? (Ответ: да.)

— На ветвлении обязательно выполняется каждый шаг? (Ответ: нет.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.006 с.)