Объекты                        Имена                                    Значения свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты                        Имена                                    Значения свойства



                                  свойств объектов                       с именем цвет

1. Карандаш                   1. Цвет                                          1. Красный

2. Ручка                           2. Длина                                  2. Синий

3. Мелок                          3. Форма                                      3. Чёрный

Слово ≪круглый≫ не удастся записать ни в один список, так как это значение свойства ≪форма≫.

Сообщение номера домашнего задания

Достаточно сообщить номер задания: предварительные пояснения не требуются.

Практическая работа на тему ≪ Составление списков ≫

Работа посвящена формированию навыка составления списков. Для этого используется компьютерная программа ≪В магазине ≫ или задание 15 учебника. В рамках задания проводится подготовка детей к восприятию темы ≪Упорядоченные списки ≫.

Задание 15

a. Если задание выполняется в учебнике, следует обсудить с детьми, что значит ≪в порядке возрастания цены устройства ≫:

— Это значит сначала записать самое дешёвое устройство, потом то, что подороже. Последним в списке будет самое дорогое устройство.

В результате получатся два списка, состоящие из одних и тех же элементов, но записанных в разном порядке.

Устройства ввода                                                          Устройства ввода

(упорядочены по алфавиту)                           (упорядочены по возрастанию цены)

1. Клавиатура                                                                        1. Мышь

2. Мышь                                                                                2. Клавиатура

3. Сканер                                                                               3. Сканер

b. Для привычного по содержанию задания предложена новая формулировка. Раньше ученику предлагалось отметить истинные высказывания буквой И, а ложные — Л. Теперь задание звучит так: ≪Оцени истинность высказываний ≫. Это другая формулировка того же самого задания, но понимает ли это ребёнок? Если нет — подскажите. Новая формулировка задания готовит детей к последующему рассмотрению свойства ≪истинность ≫ объекта ≪высказывание ≫. Правильный ответ:

И   Сканер — самое дорогое устройство ввода.

Л   Клавиатура — самое дешёвое устройство ввода.

После того как задание будет выполнено, спросите детей, что они использовали в качестве источника информации при определении истинности высказывания— рисунок или список.

Если список, то какой из двух. Хорошо, если дети придут к выводу, что для определения самого дорогого и самого дешёвого в магазине устройства ввода лучше всего использовать список, в котором эти устройства упорядочены по возрастанию цены.

с. В Мишином списке устройств вывода два элемента (монитор и принтер).

Домашнее задание (задание 16)

a. Задание выполняется в тетради в клетку. Список гостей в порядке их появления:

Гости

1. Трясогузка

2. Журавль

3. Коршун

4. Болотный лунь

5. Вороны

b. Ученик сверяет свой список с рисунком. Если элементов в списке меньше, чем нарисовано птиц, надо добавить недостающий элемент в нужное место списка.

c. Не позднее коршуна прилетели трясогузка и журавль. Не ранее коршуна прилетели болотный лунь и ворона.

Выполняя этот пункт, дети могут заметить, как удобен список с подходящим способом упорядочивания.

Урок 5

Тема: Порядокэлементовв списке. Вишнякова

Цель урока: Познакомитьучениковс понятием≪упорядоченныйсписок≫ и различнымиспособамиупорядочивания;формировать умения выбора эффективных способов решения задач в зависимостиот конкретных условий.

Компьютерная программа: Самый-самый.

Материал учебника: Теорияна с. 19; задания17, 18, 19, 20.

Домашнее задание: Задание20.

План урока

1. Беседа на тему ≪Порядок элементов в списке ≫.

2. Составление списков.

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему ≪Поиск дополнительной информации ≫.

Ход урока

Беседа на тему ≪ Порядок элементов в списке ≫

Для организации беседы используется рисунок и теоретический материал с. 19.

Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок на с. 19, объясняет, как упорядочены списки детей — № 1 и № 2. Важно произнести во 2-м списке фразу: ≪Элементы списка расположены в порядке возрастания значения свойства с именем Возраст ≫. Возможно, целесообразно попросить детей самих перечитать на с. 19 текст о 2-м списке. Далее ученикам предлагается завершить предложение об упорядочивании элементов 3-го списка. Предполагается, что ученик устно ответит: ≪Элементы списка 3 расположены в порядке убывания свойства рост≫. В конце учитель излагает текст об упорядоченных списках, помеченный знаком i  на с. 19.

Составление списков

Задания 17 и 18 выполняются под руководством учителя. Для детей может составлять трудность выделение свойств, значения которых используются как основа упорядочивания списка, и использование терминов ≪возрастание ≫ и ≪убывание≫.

Задание 17

Требуется составить два списка одних и тех же объектов — воздушных змеев, упорядоченных по-разному. Для списка 1 указано имя свойства(длина хвоста) и направление упорядочивания (возрастание). По ходу работы учитель задаёт детям направляющие

вопросы:

— Мы хотим составить список воздушных змеев, упорядоченный по возрастанию длины хвоста. Первым в списке будет стоять змей с самым коротким хвостом или с самым длинным? (Ответ: с самым коротким.) Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает им словами: ≪Расположить по возрастанию значения свойства, значит начать с меньшего значения и двигаться к большему ≫.

— Как мы назовём змея с самым коротким хвостом? (Ответ: змей с голубями.)

— Запишем это название в список под номером1.

— У какого змея средняя длина хвоста? (Ответ: у бабочки.)

— Запишем это название в список под номером 2.

— Как мы назовём оставшегося змея? (Ответ: дети придумают название, которое будет напоминать крайнего слева змея, например Ромбик, или змей в форме ромба.)

— Запишем это название в список под номером 3.

Дети могут дать воздушным змеям другие названия. Лишь бы названия однозначно показывали, о каком змее идёт речь. Нельзя, например, написать ≪самый красивый змей≫, так как представления о том, что красиво, а что — нет, у разных людей разное.

Прежде, чем составлять второй список, ученики под руководством учителя определяют, какое свойство змеев можно использовать как основу упорядочивания. Как основу для упорядочивания можно использовать свойства, значениями которых являются числа. Свойство ≪форма ≫, например, использовать как основу упорядочивания нельзя, так как к значениям этого свойства неприменимы понятия ≪возрастание ≫ и ≪убывание ≫. В данном случае можно использовать следующие свойства:

·  Длина верёвки;

·  Количество бантиков на хвосте.

Лучше выбрать свойство ≪количество бантиков на хвосте ≫. Учитель просит детей записать имя свойства на отведённой для этого строке. Затем выбирается направление упорядочивания — ≪возрастание ≫ или ≪убывание ≫ и записывается в учебник. Предпочтительнее ≪убывание ≫, так как по возрастанию упорядочен список 1. После того как характеристики упорядочивания определены, можно попросить детей самостоятельно записать элементы списка 2. Лучше записывать список карандашом, чтобы можно было исправить ошибку.

Задание 18

Задание выполняется, если имеется свободное время. В ходе его выполнения формируется навык использования понятия ≪элемент списка ≫. Из нарисованных предметов нельзя приносить в компьютерный класс: футбольный мяч, бутерброд, пакет с соком и котёнка. Можно приносить в компьютерный класс: учебник по информатике, тетрадь и ручку. Можно

ли приносить в компьютерный класс дискету и лазерный диск — предмет обсуждения. С одной стороны, это устройства компьютера. И ребёнок может принести дискету, например, чтобы продолжить дома работу, начатую в классе, или показать учителю, что он сделал дома. Лазерный диск ученик может принести, чтобы предложить учителю и одноклассникам новую интересную программу. С другой стороны, принеся в класс свой носитель информации, ребёнок может занести вирусы в школьный компьютер и школьную компьютерную сеть. Решение этого вопроса обычно за школьным учителем информатики,

отвечающим за кабинет.

а. Количество элементов в каждом из двух списков зависит от того, можно ли приносить в данный компьютерный класс дискету и лазерный диск.

После того как дети ответят на поставленные вопросы, поинтересуйтесь, к какому списку они отнесли каждый объект и почему.

b. Все объекты, которые можно приносить в кабинет информатики, обладают двумя свойствами:

*  не могут повредить компьютерам;

*  не могут помешать работе за компьютерами.

Обсудите свойства, названные учениками, и подведите их к двум указанным здесь свойствам. Если дети не смогут сформулировать такие два свойства, назовите их.

c. Номер последнего элемента списка всех объектов, которые есть на рисунке, совпадает с их числом: 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.01 с.)