Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валерий Гаврилин Балет «Анюта»

Поиск

Балет в 2-х действиях

(по рассказу А.П.Чехова «Анна на шее»)

Либретто А.Белинского и В.Васильева. Балетмейстер В.Васильев ЦТ «Ленфильм» 1 мая 1982г.

Действующие лица:

Анюта. Петр Леонтьевич. Братья Анюты: Петя и Андрюша. Модест Алексеевич. Артынов. Студент. Его сиятельство. Девушки. Офицеры. Цыганки.

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя

детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне

Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым

вырваться из серой, однообразной нищеты и спасти от нищеты свою семью.


Анюта расстается со своей первой любовью – бедным студентом – и переезжает в дом Модеста Алексеевича.

Очень скоро она понимает, что блага, на которые

рассчитывала, – мираж: муж скуп, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет всех своей молодостью, умом и красотой (танцует тарантеллу, один из самых ярких фрагментов балета).

Внимание и любовь высшего общества

провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о глупом, как ей уже кажется, муже, об отце, о несчастных братьях, о недавно еще любимом студенте.

 

Творчество Леонида Вениаминовича

Якобсона

Творчество Л. В. Якобсона – великого хореографа-новатора XX века занимает особое место в истории отечественного и мирового балетного театра. Он открыл сотни дарований, был первым балетмейстером нескольких поколений наших балетных звёзд: от Галины Улановой и Майи Плисецкой до Аллы Осипенко и Михаила Барышникова.

Но главное достижение его творчества – это то, что он  создал собственный пластический язык  –

«хореопластику» и свой уникальный, до сих пор не разгаданный творческий метод. Наконец, он явился создателем первого, принципиально нового, не имеющего в мире аналогов, коллектива – труппы

«Хореографические миниатюры».

Он творил в тоталитарной стране во времена жестокого сталинизма, во времена Хрущёва и Брежнева. Он работал за «железным занавесом»,

отрезанный, как и многие художники, от мирового

хореографического процесса. Но когда «занавес» подняли, оказалось, что Якобсон – один из немногих балетмейстеров, чьё творчество не только не замкнулось в унылых схемах соцреализма, но и во многом – опередило время. Занятия           танцами Якобсон начал в 16 лет. В Петроградском хореографическом училище на вечерних курсах преподавали лучшие педагоги школы: В. А. Семёнов, В. И Пономарёв, Е. П Вечеслова-Снеткова. А учились там будущие знаменитости: Вахтанг Чабукиани, Константин Сергеев, Фея Балабина, Сергей Корень. В отчёте о выпускном спектакле отмечалось: «В танце трёх кавалеров на первом месте, несомненно, Якобсон, танцевавший с большим мастерством». У него был высокий прыжок, лёгкий и мягкий, чёткие,


динамичные вращения. И хотя он был артистом кордебалета, ему доводилось выступать и в сольных партиях.

Но неожиданно у молодого артиста обнаружился незаурядный балетмейстерский дар. Первые номера Якобсон поставил летом 1925 года в Детском Селе, где отдыхали учащиеся Хореографического училища. Это были два вальса на музыку Э Грига и Ф. Шопена. Для Татьяны Вечесловой он сочинил номер на музыку

«Экспромта-фантазии» Ф Шопена. Первые опыты Якобсона одобрила сама А. Я. Ваганова.

Но очень скоро стиль постановок Якобсона

изменился. В них были включены элементы современной пластики и физкультурно-акробатические трюки.. партнёр мог подбросить ученицубалерину в «двойной рыбке» («Восточный танец»). Хореограф мог заставить танцовщицу скользить с плеча учащегося вниз головой до пола.

«Номера Якобсона выделялись на фоне репертуара школы, отучая воспитанников от традиционного хореографического мышления…», – Г. Добровольская. Позже Якобсон осознает своё родство с хореографической культурой прошлого, а М. Фокина назовёт учителем. Во многом сходным было и отношение обоих хореографов к музыке, их образно-пластическое видение музыкальных произведений, изначально не предназначенных для претворения в хореографии.

В 1924 году Ф. Лопухов, руководивший балетом Кировского театра, принимает в труппу молодого Якобсона.

Единственным хореографом, который всегда утверждал, что советскую тему (как и любую современную) нельзя решать классическим танцем – был Якобсон. Свой первый балет на современную тему – «Золотой век» на музыку Д. Шостаковича Якобсон поставил в содружестве с В. Вайноненом и В. Чеснаковы.

С 1933 года Якобсон становится танцовщиком и балетмейстером Большого театра. Напоследок, для выпускного спектакля Ленинградского училища Якобсон поставил одноактный балет «Тиль Эйленшпигель» на музыку Р. Штрауса.

В 50-е годы он ставит «Шурале», а затем «Сольвейг».

Шурале» действительно стал важнейшей вехой в истории отечественной хореографии. С этого балета начались важные перемен на нашей балетной сцене. Якобсон возвращается в Кировский театр.

В качестве примеров решения Якобсоном спектаклей средствами классического танца можно привести озорную «танцсимфонию» «Экзерсис XX», а также «Блестящий дивертисмент» (музыка М. Глинки).

Якобсон всегда считал себя балетмейстером Кировского театра, он проработал в нём 50 лет (с 1925 по 1975).


Творения Якобсона: «Золотой век», «Шурале», «Спартак»,

«Хореографические миниатюры», «Клоп», «Двенадцать», «Вальсы», «Страна чудес»; спектакли для хореографического  училища: «Тиль Эйленшпигель»,

«Ромео и Джульетта», «Испанское каприччио».

 

Вершина отечественной хореографии – балеты Ю. Н. Григоровича

Юрий Николаевич Григорович балетмейстер с мировым именем, поставивший множество спектаклей в различных странах Европы, Азии и Америки. Он трудно входил в жизнь и завоёвывал право на признание. Его новаторство встречало сопротивление консерваторов с первых шагов. Закончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался под руководством педагогов Б. В.

Шаврова и А. А. Писарева. По окончании был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). С самого начала его тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе. В 1948 году он поставил в Ленинградском доме культуры  имени  А.  М.  Горького  балеты  «Аистёнок»  Д.  Л.  Клебанова  и

«Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. Подлинный успех пришёл к Ю. Григоровичу после постановки им балетов «Каменный цветок»

С. Прокофьева и «Легенда любви» А. Меликова.

Вместе со спектаклями Ю. Григоровича вступило в жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения нашего балета в следующие десятилетия. В Ленинграде это А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова, А. И. Грибов, в Москве В. В. Васильев и Е. С. Максимова, Л. М. Лавровский и Н. И. Бессмертнова, Н. В. Тимофеева и М. Э. Лиепа, М.В. Кондратьева и М. М. Плисецкая, Ю. К. Владимиров и Н. И. Сорокина. Все они выросли на спектаклях Григоровича.

В 1961 году Григорович назначается балетмейстером театра имени С. М. Кирова, а в 1964 году приглашён в качестве главного балетмейстера В Большой театр (1964-1995). В Большом театре он поставил двенадцать спектаклей. Первым из них стал «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Григорович создал здесь целиком новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского. Дальнейшее развитие творчества Григоровича получило в постановке балета «Спартак» А. И. Хачатуряна.

В «Спартаке» используется сюжет из истории и получает современное звучание. Эта линия в творчестве Григоровича была продолжена в «Иване Грозном» на музыку С. Прокофьева. Григорович сам создал сценарий этого балета, а композитор М. Чулаки – музыкальную композицию из разных произведений С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Иван Грозный», эпизоды из «Александра Невского» и Третьей симфонии С.


Прокофьева). Из классических балетов Григорович поставил «Раймонду» А. Глазунова, «Баядерку» Л. Минкуса, «Корсар» А. Адана – Ц. Пуни и «Дон Кихот» Л. Минкуса.

До Григоровича в хореографическом искусстве существовало два основных типа балета: спектакля с сюжетной драматургией (так называемая

«хореодрама») и спектакли бессюжетные, где танцевальные композиции развиваются подобно симфонической музыке и на её основе (так  называемая

«танцсимфония»). Григорович сумел синтезировать эти жанры, использовав преимущества каждого из них. В связи с этим необычайно обогатились и приобрели большое разнообразие хореографические формы балета.

Григорович, кроме того, многолетний председатель международных балетных конкурсов в Москве, в Варне и Киеве, а также жюри ежегодного международного приза «Бенуа де ля данс»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.007 с.)