Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балеты Родиона Константиновича Щедрина

Поиск

«Анна Каренина» Балет в 3-х действиях Лирические сцены

Либретто Б. Львова-Анохина. Балетмейстер М. Плисецкая совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым.

Москва, Большой театр, 1972 год.

Действующие лица:

Анна. Вронский. Каренин. Сережа. Станционный мужик. Тверской. Бетси. Кити. Княжна Сорокина.

Обращение к Толстому было смелым, и, на первый взгляд, дерзким,            даже рискованным шагом, ибо роман великого

русского писателя – это целый огромный мир человеческих судеб, переживаний, раздумий.


Создавая балет на эту тему, Щедрин доказывает ее несомненную актуальность для нашего времени: ведь человеческие чувства по сути дела не меняются, и конфликт, лежащий в основе отношений Анны, Каренина, Вронского, понятен и близок нам – людям XX века. Для характеристики внешних отношений композитор обращается к творчеству Чайковского – современника персонажей романа Толстого.

Композитор смело применяет в балете тематизм, свойственный его симфоническим и кантатно-ораториальным произведениям, тематизм

явно «нетанцевального характера».

Краткость отдельных эпизодов, их быстрый, порой весьма резкий переход от одного к другому создают общую динамическую устремленность действия, столь свойственную музыкальному театру нашего времени и особенно Щедрина. Вместе с тем подобная драматургия вызвана намерением автора зафиксировать только наиболее важные, поворотные моменты в жизни Анны, Каренина и Вронского, приобретающие в таком случае поистине симфоническое значение, отсюда и необычный, новый для балета жанр

«лирических сцен», встречающийся ранее лишь в опере «Евгений Онегин» П.Чайковского.

«Анна Каренина» Л. Толстого осуществлена как балетный спектакль благодаря инициативе и творческим усилиям              целой    группы

высоких профессионалов. Сценарий

написан опытным и талантливым

драматическим

режиссёром, знатоком балетного театра

Б. А. Львовым-Анохиным. Музыка принадлежит одному из интереснейших советских композиторов Р.К.Щедрину, также проявившему себя и как автор балетной музыки. Поставлен спектакль в Большом театре – Н. И. Рыженко, В. В. Смирновым-Головановым и М. М. Плисецкой.

«Лирические сцены» - так обозначен жанр спектакля. И действительно, в центре балета – лирические дуэты, призванные выразить

сложность эмоционального мира героини. Постановщики сосредоточили внимание на раскрытии столкновения гордой, искренней Анны с мёртвой, ложной моралью, носителем которой является высшее общество. К числу находок спектакля можно отнести образ станционного мужика, который воплощает мучительность переживаний Анны, постепенно вызревающую в её сознании мысль о смерти.


Балет «Анна Каренина» броскостью формы и зрелищностью привлёк многие театры, либо перенесшие постановку Большого театра, либо создавшие свою версию этого спектакля.

«Чайка»

Балет в 2-х действиях

Либретто В. Левенталя и Р. Щедрина.

Балетмейстер М. Плисецкая.

Москва, 27 мая 1980г.

Действующие лица:

Чайка (Нина Заречная). Константин Треплёв. Тригорин. Полина Андреевна. Сорин. Маша. Дорн, врач. Аркадина.

Не менее сложная задача встала перед постановщиками, задумавшими обратиться к драматургии А. П. Чехова – его «Чайке». Музыка была написана Р. Щедриным, хореография М. Плисецкой. Она же, как и в

«Анне Карениной», исполняла центральную роль.

Композитор избрал необычайную для хореографического театра форму  прелюдий.

Опыт хореографической трактовки  этого

жанра существовал уже с начала века, но использование прелюдий как основы музыкальной драматургии целого спектакля – такого еще не было.

«Чайка» Щедрина – балет душевно-психологических состояний. В его музыке элегическую лирику озаряют вспышки драматизма.

Впервые композитор дает хореографическое наименование – Большое Adagio. Но как оно далеко от традиционного, классического.

Как бы в двух измерениях существует героиня Нина Заречная. Она – центр сценических событий, но одновременно и символ мечты, поэзии, и в этом качестве возникает в летящей позе вознесённая высоко над озером.

Непосредственным предшественником «Анны Карениной» (как в хронологическом, так и образно-эмоциональном плане) стал балет

«Карменсюита», жанр которого скорее можно определить как симфоническую поэму. «Кармен-сюита» интересна еще и тем, что представляет собой возрожденный композитором жанр транскрипции, оказавшийся состоятельным и перспективным и в наше время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.009 с.)