Музыкальное сопровождение в композициях народного танца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное сопровождение в композициях народного танца




Во все времена у многих народов песни сопровождались танцами. Многие танцы своим появлениям обязаны песне. Содержание песни раскрывается через танец. Это особенно свойственно игровым песням.

Как и хоровод, русская пляска сопровождалась песней, которую исполнял хор или небольшой ансамбль духовых и струнных народных инструментов. Во второй половине XIX века пляска стала сопровождаться игрой на гармонике.

Со временем у некоторых народов популярны стали танцы в более быстром темпе под плясовые песни.

Наиболее распространённой формой песенного сопровождения танцев являются частушки.

Ритм и темп влияют на выбор танцевальных движений, а интонация – на характер танца.

Вымирание хоровода началось давно. В разных странах это происходило в разное время и по-разному. В России это произошло в начале XX века, когда крестьян начали выселять на хутора. Появление гармоник способствовало вытеснению танцев «под язык». Использование музыкальных инструментов делало более разнообразным репертуар, обогащало народный танец. Музыкальные инструменты давали возможность усложнять технику танца. Музыканты часто импровизировали.

 

Бытовой танец

Этим названием охватывается почти необозримое множество танцевальных комбинаций, бытовавших в разные эпохи у разных народов.

Можно выделить две разновидности бытового танца по признаку социальной                  принадлежности: собственно бытовой танец и танец

«салонный».

Бытовыми танцами считаются народные танцы. Отличительные признаки собственно бытовых танцев:

• их распространение в «социальных низах» общества;

их связь с природой региона, где они распространены, спецификой быта той или иной этнической общности людей;

их назначение: обеспечение свободного общения людей в сфере досуга, увеселение досуга;

по форме – «грубая» манера исполнения.

Разнообразие движений и рисунков этих танцев очень велико и определяется традициями, обычаями, бытом, национальной принадлежностью их исполнителей. Столь же разнообразна музыка к бытовым танцам, костюмы, в которых они исполнялись в ту или иную историческую эпоху.

Салонные танцы далёкого прошлого иногда именуются историкобытовыми, имея в виду, то, что ныне они в быту не исполняются. Их отличительные признаки:


• это дворцовые танцы, они бытовали в «верхах» общества;

они должны были подчёркивать власть и могущество правителя (короля, герцога, барона и т.д.);

они почти «безнациональны», так как исполнялись в разных владениях по сходным канонам;

их отличал «утончённый» стиль исполнения.

Композиции бального танца делятся на две группы: жанры историко- бытового танца и жанры современного бального танца. К жанрам историко-бытового танца относятся танцы, бытовавшие в быту вплоть до конца XIX века (бранль, ригодон, сарабанда, менуэт, гавот

         
   

Каждый танец, поставленный для оперного или драматического спектакля, можно считать своеобразным символом эпохи, хореографическим выражением этой эпохи.

Так, для XI-XIV веков была характерна простота исполнения движений с обилием мелких движений и поклонов.

XV-XVI века – период, когда популярными были бассдансы. Внимание по-прежнему уделялось мелким деталям в движениях рук, стопы параллельны и это положение сохранилось до XVII века.

Для танцев раннего Средневековья характерна композиция, состоящая из кругов. Основу движений составляли шаги и скачки.

Для композиций позднего Средневековья характерно парное исполнение, появляются более высокие прыжки, добавляются покачивания корпуса.

В эпоху Возрождения господствуют парные танцы, композиция которых построена на более сложных движениях.

XVII век – время сложных композиций. Выросла техника движений, становится выворотным положение ног. Появляются глиссирующий шаг, кабриоли, вращение на одной ноге, положение на полупальцах. В это время создаются новые композиционные формы. В моду входят балы – придворные, общественные и семейные. Создаются сюитные формы. Балы открывались бранлем или курантой, далее исполнялись весёлые танцы. Закрывались балы вольтой, гальярдой и сальтареллой. Самыми популярными в эту эпоху становятся гавот и менуэт.


В начале XVIII века главенствует композиция парных танцев. Это бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт. Но постепенно парные танцы уступают место массовым с более сложной по форме и структуре композицией – контрданс, а затем вальс.

Для Франции XIX века характерны такие танцы как менуэт, гавот, бурре, бранль.

В Англии в это время была популярна – жига.

В России танцевали гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Модными были и танцы польского происхождения. Среди них необходимо отметить мазурку, полонез, краковяк. Танцевали на балах и польку.

Возникновение и становление балетного театра в России (до конца XVIII века)

В XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России, как могучей многонациональной державы. Развивались международные отношения нашей страны, росли ее культурные связи с зарубежными государствами.

Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому. Привлекала и пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, полеты и превращения, роскошь костюмов. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства.

Конец XVII и начало XVIII веков связаны с грандиозными реформами Петра I. Это был переломный период в жизни России, связанный с выходом ее к морю, созданием флота, регулярной армии, основанием Петербурга. Открываются общедоступный театр, учебные заведения, выпускаются газеты. Все это отражается на общественной жизни страны.

По указанию царя вырабатываются правила поведения молодежи, впоследствии изданные под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» (1717 г.). В нем обращалось внимание на поведение в обществе, манеру говорить, носить костюм, приветствовать старших. Во многих из 60 пунктов говорилось о танцах и умении себя вести в общественных местах.

В заграничных путешествиях Петр интересовался танцевальным искусством. Он выписывал из-за границы учителей, которые учили не только иноземным танцам, но и манере поведения. Петр прилагал недюжинные усилия, чтобы вывести женщину из затворничества, привить вкус к общественной жизни.

В 1718 году Петр издает указ об учреждении Ассамблей, тем самым создавая условия для свободного общения людей, разобщенных вековыми предрассудками и домостроевским укладом.


Это были, по сути, первые русские балы, куда являлись одетыми по последней моде и соревновались в танцах и изящных манерах. На Ассамблеях все должны были танцевать, и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воспитанным.

В России иноземные танцы видоизменялись, им придавали живость и неповторимость манеры исполнения. В эпоху Петра Ассамблеи открывались церемониальными танцами.

Менуэт исполнялся без принятого в Европе чинопочитания, менее манерно. Затем, как правило, исполняли «польский» танец, похожий на полонез. Начинались танцы-игры, полные изобретательства, в которых принимал участие и царь. В Петровскую эпоху был популярен танец, в котором участвовали все гости. Он начинался в медленном темпе, затем темп увеличивался до быстрого.

Начиная с Петровской эпохи, во всех учебных заведениях, государственных и частных, а также военных школах танец становится обязательным предметом.

Первыми учителями были заезжие танцмейстеры, учебный репертуар строился на менуэтах, контрдансах и гавотах. Таким образом, приблизив русское общество к танцевальному искусству и светским манерам, Ассамблеи оставили в стороне подлинный народный танец, который бытовал и развивался только в крестьянской среде.

Становление и развитие русской балетной школы началось с организации в 1731 году в Петербурге Шляхетного кадетского корпуса; в учебный план было введено изучение бального танца. Танцмейстером был приглашен француз Жан Батист Ланде. По его прошению была организована «Собственная Ее Величества танцевальная школа» (в 1738 г.), в настоящее время – Академия русского балета имени А.Я.Вагановой (в Санкт-Петербурге). В школу принимали детей из народа. Это был новый и очень важный шаг в борьбе за создание самостоятельной национальной балетной школы. Императрица Елизавета (в 1742г.) издает указ о создании первой русской балетной труппы.

В 1773 году открылась Балетная школа и в Москве (при Воспитательном доме). Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.

Уже в 40-е годы XVIII века в балетных спектаклях стали участвовать русские танцовщицы. Сюжеты балетов были мифологическими, историческими или сказочными.

Во второй половине XVIII века русское балетное искусство шагнуло далеко вперед, стали появляться все больше русских танцовщиковпрофессионалов, русских постановщиков балетов.

Активное становление русской профессиональной школы, постоянные гастроли множества иностранных балетных трупп и самых известных балетмейстеров – Франца Гильфердинга, Гаспаро Анджьолини, Шарля


Лепика и других подготовят почву для стремительного взлета русского балета в XIX веке.

Ф.Гильфердинг с 1759 года стоял во главе русского балета, после смерти Ланде. Он не только знакомил русских учеников с новейшими достижениями зарубежной танцевальной техники, но и развивал их индивидуальность.

В 1765 году из Австрии в Петербург был приглашен Г.Анджьолини – новатор, полемизировавший с Новерром

Он обвинял Новерра в чрезмерной литературности и недостаточной танцевальности балетов.

Анджьолини был талантлив и образован, сам сочинял музыку к некоторым своим балетам и много размышлял о природе хореографии. В России он провел около 15 лет.

Нарождался классицизм, выраженный в формуле трех единств – места, времени и действия. Центром действия становится человек, его судьба, поступки и переживания, посвященные одной цели.

В 1786 году русский балет возглавил французский хореограф – Шарль Лепик, в молодости он был прекрасным танцовщиком. В России он пропагандировал творчество своего учителя Новерра. В постановках Лепика на первый план выступала пышность, заслоняя содержание

балетных трагедий. За 10 лет он поставил свыше 10 балетов.

В 1794 году обязанности руководителя балетной школы принял на себя И.Вальберх (Лесогоров). В результате к концу XVIII века петербургская балетная сцена была окончательно завоевана  русскими  актерами.  В  1794г.  в  России  издается

«Танцевальный учитель» – учебник сценического и бального

танцев, подготовленный педагогом Шляхетного корпуса Иваном Кусковым.

В отличие отпетербургского московский балет второй половины XVIII века формировался преимущественно как общедоступный театр, предназначенный для широких слоев общества.

В репертуаре значились арлекинады, где было множество веселых трюков, переодеваний и превращений. Популярностью пользовались комические балеты на крестьянские темы с незамысловатым сюжетом:

«Деревенский праздник», «Деревенская картина»,

«Деревенская забава».

Вслед за возникновением петербургского и московского балета в России появился крепостной балет (конец XVIII века).

Крепостной балетный театр - характерное лишь для России явление, танцовщиками в котором были подневольные крестьяне. История сохранила их имена, среди которых наиболее известно имя Татьяны ШлыковойГранатовой, исполнительницы главных ролей в балетах крепостного театра графа Шереметева.


Зародившийся в помещичьих усадьбах, он достиг высокого художественного уровня к концу XVIII века. Крепостные балетные актеры лишь в редких случаях имели иностранных учителей и постановщиков. У некоторых помещиков ставили балеты и учили танцоров русские репетиторы и балетмейстеры, обычно тоже из крепостных крестьян.

Балетная труппа графов Шереметевых была наиболее профессиональной среди крепостных театров.

К началу XIX века, с постепенным разложением крепостничества, распался и крепостной театр.

Русский балет, являясь по преимуществу придворным, тем не менее сохранил черты самобытности, которые его сразу обособили от западноевропейского балета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.02 с.)