Современный танец – на грани тысячелетий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный танец – на грани тысячелетий



В понятие «эстрадный танец» входят и стилизации народных танцев, спортивные танцы, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много постановок, решенных средствами джазового танца или танца модерн.

Таким образом, понятие «эстрадный танец» объединяет достаточно много направлений хореографического искусства.

Более 70 лет мы были оторваны от процесса развития мирового хореографического искусства. Это произошло по целому ряду объективных и субъективных причин. В «застойные годы» царил и господствовал классический танец – национальная слава и гордость. В своих строго очерченных рамках развивался народный танец, полулегально существовал степ и бальный танец, и это практически все направления танца, которые тогда существовали. Наконец, все стены и барьеры рухнули, более 10 лет наше хореографическое искусство соприкасается и пытается влиться в общемировой процесс, но, к сожалению, до сих пор понятие «современный танец» в нашем сознании сводится к стилям бытовой хореографии.

Исторически первым возник и существует до сих пор фольклорный танец. Мы даже примерно не можем определить, когда это произошло.


Именно фольклорный танец послужил той основой, на которой впоследствии развивались все направления хореографического искусства.

На основе фольклорного танца родился народный танец – сценическая форма фольклорного танца, который стал видом хореографического искусства и продолжает существовать и развиваться в наше время.

Также на основе фольклорного танца родился историко-бытовой танец, используемый в обыденной жизни. В разные эпохи модными были те или иные танцы: менуэт, павана, сарабанда, вальс, полька и множество других. Именно из историко-бытового танца родился бальный или, как его сейчас называют, «спортивный» танец.

Танцы, которые составляют европейскую и латиноамериканскую программы, были популярны вначале и середине XX века. Но и те направления бытового танца, которые были популярны в конце XX века – диско, брейк, хип-хоп и другие стили, которые рождаются и умирают вместе с музыкальной модой, по сути – историко-бытовые, и, возможно, будут когда- то изучаться в предмете «историко-бытовой танец».

Из историко-бытового танца в XVI веке родился классический танец. Классический танец стал видом хореографического искусства, со своей эстетикой, лексикой, а главное – школой, позволяющей воспитывать исполнителей.

В отличие от классического корни возникновения джазового танца уходят в фольклорный танец, и конкретно в страны Африки. Джазовый танец, прежде чем превратиться в сценическую форму, проделал громадный путь. История возникновения джазового танца начинается с XVIII века, когда искусство «черного» населения США получило равные права с искусством белых американцев. Именно слияние «черного» и «белого» танцев дало толчок к появлению сценической формы танца, который впоследствии получил название джазовый танец, а произошло это вначале XX века. Причем джазовый танец был воистину всеяден. Он использовался в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, варьете и драматических спектаклях. Его стилистика часто заимствовалась бытовым танцем. Это происходило потому, что джазовый танец по своей природе – дансантный. Ему чужды идеи и философия танца модерн или изысканная романтичность и возвышенность классического балета. Джазовый танец,  прежде  всего,  танец эмоций, танец энергии и силы. Однако именно джазовый танец стал второй системой танцевального искусства со своей стилистикой, лексикой и главное – школой. Детищем XX века стал танец модерн. И, если исследовать корни возникновения этого направления танца, то можно заметить, что модерн возник как авторский танец, он не связан ни с фольклорным, ни с бытовым танцем, он сам по себе.  И первые «пионеры» танца модерн – А.Дункан, М.Грэхем, Т.Шоун, Х.Хольм – были создателями своего собственного видения мира и выражения его через движение. Танец модерн, прежде всего, танец идеи и определенной философии. А движение «изобретается» в


зависимости оттого, что хочет выразить исполнитель. Наиболее известными и используемыми многими исполнителями и педагогами стали две школы: М.Грэхем и Д.Хэмфри.

Шли годы. Танец модерн продолжал развиваться и совершенствоваться. Одновременно с развитием танца модерн шло и развитие джазового танца. Именно из джазового танца выделился степ и стал отдельным видом хореографического искусства. Одновременно шел процесс все большего сближения джазового танца с танцем модерн и заимствование элементов и движений из классического балета. Так, на стыке нескольких танцевальных направлений, родился в 70-е годы XX века модерн-джаз танец, техника которого органически соединила ранее, казалось, несоединимые вещи – энергию, ритм, координацию, силу и ловкость джазового танца, идею и философию, свободный позвоночник, работу с дыханием и весом тела из танца модерн и движения из классического балета, который позволяет выработать

устойчивость, шаг, выворотность, прыжок и вращение.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют четыре основные системы танца: классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народный танец.

Одновременно существуют и развиваются определенные направления танцевального искусства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко и, конечно же, социальный или бытовой танец.

Приложение 1

Латиноамериканские танцы

Высокий уровень балетного театра влияет на стиль бального исполнения.

Все излюбленные танцы XIX века берут начало от старинных народных славянских танцев. Бальная мазурка заимствовала фигуры, ритмы и стиль у шмехетской мазурки. В народе мазурка исполняется эффектно и бравурно. В бальной мазурке движения плавные, сдержанные, им присуща аристократическая позировка.

Ведущее место на балах в XIX веке отводилось вальсу, который соответствовал новым нормам общественной жизни. В 20-х годах XX века неукротимые в своей фантазии и энергии американцы произвели на свет разновидность вальса – вальс-бостон.

Международные федерации разделили танцы на 2 крупных жанра: бальные танцы (вальс, танго, мазурка, полька, фокстрот и квикстеп) и современные танцы, родившиеся по ту сторону Атлантики в результате смешения различных музыкальных культур.

За исключением пасодобля, появившегося в Испании, все остальные зародились в огромном музыкальном «котле», который представляют собой Американские континенты.


Латиноамериканские и Антильские танцы представляют собой жанры одновременно и близкие, и далёкие. У них общее географическое происхождение – кроме пасодобля, являющегося типично испанским танцем, – и стиль, чётко отличающий их от традиций исполнения европейских танцев.

По сравнению с вальсом или мазуркой, заатлантическая музыка даёт больше свободы для импровизации, особенно со стороны дамы, которая подчёркивает свою женственность посредством выразительных жестов телосложений.

Практически все Латиноамериканские танцы зародились в конце прошлого века между Кубой, Соединёнными Штатами и Южной Америкой, но корни их теряются в исторических недрах Старого Света. Эти танцы были закодифицированы международными федерациями, и теперь все па в румбе или самбе исполняются одинаково во всём мире, поэтому и все термины, используемые для определения той или иной фигуры, базируются на основах английского языка, являющегося международным.

Антильские танцы, хотя исходят из той же географической зоны, но почти полностью выдержаны в духе афро-кубинских традиций музыки. Кроме того, в Европе они появились лишь после второй мировой войны, вначале сальса и меренга, а затем мамбо.

Самба

Музыкальный размер – 4/4

До того, как самба обрела нынешний статус, это был всего лишь обрядовый танец плодородия, широко распространенный в Анголе. В Бразилию его завезли рабы-африканцы. И он как бы слился с другим африканским танцем – ланду, более известным под названием «бразильское танго», весьма модным в 1870-х годах. Вначале самба исполнялась в основном в сельской местности, городов же она достигла в виде кандомбле – видоизмененной литургии, возникшей при слиянии католицизма с религиозными африканскими обрядами. В дальнейшем самба утратила свой религиозный характер и превратилась в танцевальную музыку.

Ча-ча-ча

Музыкальный размер – 4/4

Сравнительно молодой танец по сравнению с другими. Его стали исполнять на соревнованиях позже остальных Латиноамериканских танцев.


Ча-ча-ча подвергалась различным модификациям, которые позволяют танцевать несколькими способами. Танец ча-ча-ча образовался от румбы и мамбо. Его можно исполнять в паре и на расстоянии друг от друга.

Румба

Музыкальный размер – 4/4

Румба произошла от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями породил двух очень разных сестер – танго и румбу. На Кубе хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией – и возникла румба, более африканский по своей сути танец. Темп – от медленного до быстрого (в медленном – Болеро, в быстром – Гуарача).

Пасодобль

Музыкальный размер – 4/4

Эта музыка родилась в начале XX века в Испании как сопровождение выхода квадрильи – группы участников

корриды во главе с матадором на арену. Все фигуры пасодобля символически изображают борьбу человека с быком. В танце тореадора изображает кавалер, а дама символизирует плащ,

которым тореадор привлекает внимание быка. Воинственный, сдержанный   ритм пасодобля, несомненно, родственен

фламенко, покорил всю Испанию, страну, в которой коррида

считается самой древней и самой истинной глубочайшей традицией испанского народа.

 

Джайв

Музыкальный размер – 4/4.

Развитие джазовой музыки способствовало возникновению новых   танцевальных движений, рождённых синкопированными джазовыми ритмами. Как результат – появились так называемые джазовые танцы, в 20-х годах – свинг и регтайм, в 40-х – буги-вуги, би-боп и рок. С приходом на эстраду электроинструментов изменилась манера исполнения музыки и танцев, и этот период совпал с рождением рок-н-ролла, популярность

которого достигла своего пика в 60-е годы. В конце 80-х рок-н-ролл возродился в синтезе с элементами акробатики. Танцевальный рок- н-ролл – упрощенная форма джайва, популярного среди молодёжи и обязательного для любителей и профессионалов (джайв включен в конкурсную программу спортивных бальных танцев). А сам джайв


происходит от акробатического танца «Джиттербиг», движения которого, со временем упростившись, стали доступны для массового исполнения. Своеобразие танца составляют различные переходы и повороты партнёров со сменой позиций рук. Этот танец свободной композиции исполняется на месте или с незначительным продвижением, что делает возможным исполнение джайва даже на небольшой танцевальной площадке.

 

Меренга

Меренга зародилась на острове Испаньола. Ее основным отличием от других танцев данного региона являются скользящие шаги – па глиссе.

 

Сальса

По-испански «сальса» означает

«соус». Если применить это определение к танцу, то сальса – это смесь различных

музыкальных жанров

и танцевальных традиций разных стран Центральной и Латинской Америки. Поэтому ее ритмы и фигуры сочетают в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается колыбелью сальсы. Именно там, в начале XX века, и зародились эти мелодии.

Сальса – более медленная и элегантная версия румбы, при которой танцоры никогда не соприкасаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.018 с.)