Берта, мать Жизели. Мирта, царица виллис. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Берта, мать Жизели. Мирта, царица виллис.




В славянских странах живёт предание о ночных плясуньях, носящих имя

«виллисы». Виллисы – невесты, умершие накануне свадьбы; эти злополучные юные существа не могут успокоиться в могиле. В их угасших сердцах не погасла любовь к танцу, которым они

не успели насладиться в жизни. В полночь они встают из могил, собираются у дорог, и горе юноше, повстречавшемуся им: он должен с ними танцевать, пока не упадёт замертво.

В подвенечных нарядах, с венками на голове, с кольцами на

руках, при свете луны, как эльфы, танцуют виллисы; их лица белее снега, всё ещё блещут красотой молодости.

Они смеются весело и коварно, манят соблазнительно.

1- е действие. 1-я сцена – на холмах Тюрингии идёт сбор винограда.

2- я сцена – входит Илларион, с любовью смотрит на хижину Жизели и гневно на хижину Лойса (соперника).

3- я сцена – молодой герцог Альберт, скрывающийся в одежде крестьянина под именем Лойса, выходит из хижины. Он приказывает своему оруженосцу оставить его одного.

4- я сцена – Лойс подходит к хижине Жизели и тихонько стучит в дверь, выходит Жизель. Она рассказывает ему свой сон. Срывает ромашки, гадает по ним о любви Лойса. Илларион не выдерживает и подбегает к Жизели. Лойс отталкивает его, запрещая преследовать Жизель.

5- я сцена – девушки зовут Жизель на работу, но больше всего на свете, после Лойса, она любит танцевать. Жизель предлагает девушкам повеселиться. Из хижины выходит мать Жизели.

6- я сцена – Берта рассказывает девушкам предания о виллисах. Вдали трубит охотничий рог. Лойс обеспокоен. Уводит девушек на работу – на виноградники, Жизель идёт домой.

7- я сцена – Илларион хочет разгадать тайну соперника, он тайком прокрадывается в хижину Лойса.

8- я сцена – появляется князь с дочерью Батильдой, свитой дам и кавалеров. Они просят приюта. Жизель предлагает молоко, фрукты. Батильда дарит ей золотую цепь. Жизель рассказывает о том, кого любит. Батильда хочет видеть жениха Жизели, она обещает дать ей приданное.

9- я сцена – пока Жизель ищет Лойса, Илларион выносит шпагу и рыцарский плащ; наконец он узнал, кто его соперник!

10- я сцена – озираясь идёт Лойс, Жизель бежит к нему. В эту минуту раздаётся весёлая музыка.

11- я сцена – начинается шествие, сбор винограда закончен. По старому обычаю, торжественно несут верхом на бочонке маленького Вакха. Жизель


выбирают царицей праздника и надевают венок из виноградных листьев и цветов. Жизель танцует с Лойсом. Ревность завистливого Иллариона достигает предела и он объявляет Жизели, что Лойс – обманщик, переодетый вельможа и показывает шпагу и плащ Лойса. Внезапное известие страшным ударом сразило Жизель. Альберт старается её успокоить, но Илларион хватает висящий рог и громко трубит. Сбегаются охотники, выходит из хижины князь. Жизель не сомневается в истине и понимает, какое горе её постигло.

12- я сцена – князь удивлён нарядом герцога. Жизель падает на руки матери, которая выходит из двери вместе с юной Батильдой.

13- я сцена – Батильда спрашивает о причине волнения Жизели, но та указывает на Альберта. Батильда удивлена, показывая на кольцо, говорит, что это её жених. Жизель теряет рассудок, из глаз её текут слёзы. Она смеётся неестественным смехом. Схватив лежащую шпагу, сначала играет ею, потом хочет упасть на острый клинок, но мать вырывает оружие. Ей слышится напев, под который она танцевала с Альбертом. Она начинает танцевать. Но неожиданно она падает. Позабыв обо всём, Альберт хочет оживить Жизель, но чувствует, что сердце её больше не бьётся. Он хватает шпагу и хочет поразить себя.

2-е действие. Берег озера. 1-я сцена – несколько лесничих ищут удобное место, где бы можно было подстеречь дичь.

2- я сцена – Илларион говорит, что это место находится в круге танцев виллис. Он показывает на могилу Жизели. Часы бьют полночь. Звучит фантастическая музыка; лесничие бледнеют и разбегаются.

3- я сцена - из растений выпархивает лёгкая Мирта, царица виллис. На белоснежных плечах Мирты дрожат два прозрачных крыла. Она срывает ветку розмарина и касается ею каждого куста, дерева.

4- я сцена – от прикосновения, травы раскрываются и из них вылетают виллисы. Начинаются танцы. Сначала Монна, одалиска, танцует восточную пляску; за ней Зюльма, баядерка, исполняет медленный индусский танец; потом две француженки танцуют менуэт; за ними вальсируют две немки. В финале танцуют две виллисы – девушки умершие слишком рано.

5- я сцена – яркий луч падает на могилу Жизели, растущие на ней цветы выпрямляются.    Жизель

появляется,              укутанная     в лёгкий   саван.    Мирта прикасается к ней веткой розмарина; саван              падает, появляются и растут крылья,

Жизель  превращается в

виллису. Слышится шум, виллисы прячутся в камыши.


6- я сцена – несколько крестьян возвращаются с праздника. Раздаётся музыка танца виллис и крестьян охватывает желание потанцевать. Они окружают крестьян и каждая виллиса танцует свой танец, но старик предупреждает о грозящей опасности. Крестьяне разбегаются.

7- я сцена – Альберт у могилы Жизели. Верный оруженосец умоляет его не останавливаться у роковой могилы, но Альберт просит Вильфрида уйти.

8- я сцена – оставшись один, Альберт предаётся отчаянию. Вдруг перед ним предстаёт странное видение. Альберт узнаёт в нём Жизель.

9- я сцена – Альберт понимает, что перед ним не прежняя Жизель, а Жизель-виллиса. Он осторожно приближается к ней, но она улетает. Эти перелёты повторяются несколько раз. Полный отчаяния, Альберт опускается на колени около креста и начинает молиться.

10- я сцена – Альберт видит преследуемого виллисами Иллариона. Под влиянием волшебных чар он начинает исполнять танец с каждой виллисой. Но тут одна из виллис обнаруживает Альберта и ведёт его в середину волшебного хоровода.

11- я сцена – когда Мирта хочет коснуться Альберта волшебным жезлом, выбегает Жизель и удерживает руку царицы.

12- я сцена – при мысли о предстоящей гибели Альберт застывает от ужаса. Жизель берёт его за руку и направляется к кресту. Мирта и виллисы преследуют их. Альберт успевает коснуться креста. В момент, когда Мирта хочет коснуться Альберта волшебным жезлом, ветка розмарина ломается в её руке. Царица желает отомстить. Она простирает руку над Жизелью. Крылья той раскрываются и она начинает танцевать. Альберт покидает крест – спасение от смерти – и подходит к Жизели. Он хватает ветку розмарина и обрекает себя насмерть. Словно крылья выросли у Альберта, он начинает танцевать с Жизелью. Смертельная усталость начинает овладевать Альбертом. И вдруг начинает светать. Исчезает ночь, и бурный, фантастический хоровод виллис стихает. Альберт несёт Жизель на руках и опускает на холмик, покрытый цветами. В это время раздаются громкие звуки рога.

13- я сцена – Вильфрид ведёт князя, Батильду и многочисленную свиту к Альберту. Жизель всё глубже и глубже медленно опускается в свою могилу. Она указывает Альберту на Батильду, склонившуюся на колени и с мольбой протягивающую к нему руки. Жизель словно просит его отдать его любовь этой девушки. Альберт сражён горем, но приказание виллисы для него священно. Он срывает несколько цветков, прижимает к сердцу и, слабея, падает на руки свиты, протягивая руку Батильде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.006 с.)