Характер. Выразительными позами, жестами передаются повадки птиц и зверей. Исполняются танцы под бубен, напев и выкрики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер. Выразительными позами, жестами передаются повадки птиц и зверей. Исполняются танцы под бубен, напев и выкрики.



Танец, бытовавший в народе, носил характер коллективного творчества. Среди фольклорных танцев ведущими формами являются – хоровод и пляска.

История народных танцев, в частности хороводов, насчитывает более двух тысяч лет. Охороs (греческое) – хоровод, хороводная пляска с пением, вереница.


Хороводы по своей форме делятся на две основные группы: круговые и некруговые (сомкнутые и разомкнутые), хороводные игры и хороводы- шествия. Для русских танцев наиболее типичны круговые (сомкнутые) хороводы. В основном движение происходит в левую сторону, «по солнцу». В композиции встречаются и два круга – один внутри другого.

Некруговым (разомкнутым) формам свойственно линейное построение. В этих формах наблюдается движение шеренг либо в одном направлении, либо навстречу друг другу, движение расходящихся колонн, зигзагообразное движение в форме восьмёрки и т.д.

В хороводах-шествиях на первый план выдвигается танцевальное начало. Песни, которые сопровождали хороводы, в своих названиях чётко отвечали содержанию и форме хоровода.

По темпу хороводы делятся на быстрые, ритмизованные (припляски), и медленные – торжественного характера. В некоторых случаях впереди медленно идущих участников приплясывают несколько девушек.

Хороводы по содержанию делятся также на две группы: игровые и неигровые (орнаментальные). К неигровым, орнаментальным хороводам относятся хороводы-шествия, наборные и разборные хороводы. Собственно хороводы были игровыми.

Хороводы исполнялись весной, летом, осенью и даже зимой. Местом проведения и разыгрывания хороводов были луга, берега рек и озёр, а зимой – улица или помещения в избах.

В русских хороводах в основном участвовали девушки, хотя могли присоединяться к ним мужчины. Хороводы, как правило, сопровождались песнями, поэтому по содержанию песен их можно разделить на трудовые, семейно-бытовые и величальные хороводы.

Хороводы в своей естественной среде отличаются от сценических хороводов; они «водились», а не танцевались тогда, как выразительным средством сценических хороводов является танец. Основными признаками тех и других хороводов является наличие рисунков, большое количество исполнителей и предельно малое количество движений. Хоровод как бы не имеет ни начала, ни конца. В этом отличие хоровода от других форм народного танца.

Второй из наиболее распространённых форм русского народного (фольклорного) танца является пляска.


Пляска – это одна из основных форм народного танца. Пляске, как и многим формам народного танца, свойственна импровизация, свободное варьирование движений и рисунков. Многие славянские народы в своих праздниках и обрядах использовали пляску. У разных народов пляски имели разные названия. Так, у поляков это «краковяк» или «куявяк»; у югославов

«коло», у белоруссов «лявониха», у украинцев «гопак».

Пляска как элемент была включена в игровые хороводы, но со временем стала выделяться как самостоятельный вид народного художественного зрелища. Внутри самой пляски стали выявляться разнообразные формы. Это

«собственно» пляска, перепляс, сольная пляска; женская и мужская пляски, кадриль; хороводная пляска.

В композиции пляски простейшие движения объединяются в танцевальные фразы, а из них складываются танцевальные фигуры.

Русские пляски были сольными и массовыми. Массовые пляски – прежде всего пляски-игры, хороводы, а позднее – кадрили, ланцы. В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение, высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передать содержание танца зрителю.

Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи.

Скоморохи-плясуны разыгрывали иногда танцевально-пантомимные представления импровизированного характера. Иногда мужчины рядились женщинами.

Русский народный танец развивался в разнообразных направлениях. В те времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Хороводы и игровые песни долго хранили следы быта, труда и религиозных верований.

Наряду со скоморохами существовал народный, и самодеятельный театр. Как и искусство скоморохов, он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. В различных формах этого театра (игрища, героическая комедия, интермедии, шедшие между актами школьной драмы, разновидности кукольной комедии

«Петрушка») танец всегда занимал значительное место.

Русский народный танец в своем развитии будет иметь несколько отличительные особенностей, которые во многом повлияют на становление сценической хореографии и классического балета в России. Это, во-первых, различия в характере, манере и движениях мужского и женского танцев. Во-вторых, выразительность пластики всего тела (корпуса рук, головы) в сочетании с техническими движениями ног.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.005 с.)