Пластическая интерпретация не балетной музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пластическая интерпретация не балетной музыки



У этого направления есть несколько истоков:

1. Балеты-двойники. Брали за основу оперу, тогда все легче поймут в балете. Балеты двойники композитора Гретри «Зимира и Азор», глюк «Орфей и Эвридика» и др. в России «паэзиэлло» «севильский цирюльник, Соколовский «мельник, колдун, обманщик и сват». Эта тенденция и сейчас существует. Сайковский пиковая дама на музыку 6й симфонии. (Ролан Пети).

2. Практика использования в балете инструментальные сочинения. 1821г Компиляция разных сочинений в одном. Конёк-горбунок Ц.Пуни, балетмейстер Сен Леон добавил цитат из Алябьева «соловей», Россини Танкред, произведения Листа, Дворжака, Брамса. Лев Иванов на музыку 2й венгерской рапсодии Листа 1900г поставил балет.

3. Бессюжетный балет. «зефир и флора» на музыку КАвоса. Сюжет не главный, на первом плане выделены пластические лейтмотивы. 1806 – проложил путь для шопенианы Фокина, лебединых сцен в лебедином озере, сцены теней из балета Баядерка.

4. Балетные сцены в операх. Мейербер Роберт-дьявол, Гуно Фауст, Бизе Искатели жемчуга, Иван Сусанин, Руслан и Людмила Глинки.

5. Музыка к драматическим спектаклям. Островский поставил Снегурочку с музыкой Чайковского, хор+кордебалет+актеры+певцы!

6. Эмиль Жак даль Кросс создал искусство ритмической гимнастики, где ученики двигались под музыку Баха, Бетховена, Гайдна – нет программы.

7. Искусство Люи фуллер - американская танцовщица, номер – серпантин под классическую музыку, продолжила ее опыты Айседора Дункан. 1904г приехала в Россию, Шопен, Шуман, Бетховен. Интерпретировала, отрицала важность хореографической школы.

8. Под Дункан Фокин поставил Шопениану, Шехерезаду. Он создал Карнаваол, бабочки – Шуман, Исламей – Балакирев, Тамара – Балакирев, Прелюды – Лист, Времена года – Чайковский, Медуза – 6 симфония Чайковского!. Балеты на музыку серенады для струнного оркестра Чайковский вынес огромный вклад.

9. Вацлав Нижинский – Дебюсси, послеполуденный отдых фавна 1912.

10. Леонид Мясин – Джорджи Баланчин. Мясин – предзнаменования на 5 симфонию Чайковского. Баланчин брал не балетную инструментальную музыку и на нее ставил. Установил соответствия тональностей, диезы - открытые движения, бемоли – закрытые.

 

 

7. Антреприза С. Дягилева и её роль в развитии и пропаганде балетного жанра (см. Нестьев И. Дягилев и музыкальный театра XX века)

Н. Бердяев: «Русский культурный ренессанс» - начало XX века.

Главное достижение – создание самоценности культуры. Эстетическое преобладает на этическим. Бескорыстное искусство. Характерен контакт разных искусств. Тенденция синтеза в творчестве символистов в Москве и «мирискусстников» в Питере.

У символистов главный жанр – мистерия с соединением различных искусств. Мечтали о хоровой мистерии, соборности, неограниченности во времени и пространстве.

А в Питере – главный жанр балет, бессловесный. Одноактный балет ограничен сценой и временем.

Балетный театр в России: А. Горский ставил балеты в театре Аквариум на известную музыку, Лопухов ставил на музыку 4 симфонии Бетховена балет «Величие мироздания».

Дягилева считали провинциалом, но он быстро уничтожил свои пробелы (учился в СпбГК). Его пригласили в Мариинский театр (всего на год) инспектором. Выезжал в Париж с операми (частями и сценами).

Почему балет?

1. Не нужно много декораций и костюмов, труппа не постоянная.

2. Одноактный балет

3. Отсутствие языкового барьера

Сначала привёз Сильфиду. Первый сезон в 1909. Программы формировались из 3-4 одноактных балетов. Сжатость сценического действия. Создавались сборные балеты из новелл.

Приглашает М. Фокина. В 1 сезоне: Половецкие пляски из Князя Игоря, балеты «Клеопатра» на музыку разных композиторов, «Пир», «Павильон Армиды» (художник Александр Бенуа).

Во 2 сезоне: «Карнавал», «Шахерезада», «Ориенталии». В 1910 – балет «Жар-птица» специально создан для этого сезона.

В 1911-12 балет «Петрушка» (лирико-романтическая трагедия). Воцлав Нижинский. Все 4 картины – это 4 симфонии (можно играть как симфонию).

В 1913 «Весна священная» - фурор.

Балет стал популярным. Музыку пишут Пуленк, Барабо, Дебюсси, Стравинский.

Расширились возможности балетмейстеров: Б. Нижинская, Л. Мясин, Серж де Фаль.

Сценическое оформление достигает совершенства.

Дягилев говорил «Балет –это движущаяся живопись».

 

8. Михаил Михайлович Фокин окончил Петроградское театральное училище в 1898 (ученик П. Карсавина, Н. Волкова, А. Ширяева, П. Гердта, Н. Легата). Артист Мариинского театра с 1898 по февраль 1918 (с 1904 первый танцовщик, с 1910 балетмейстер, с 1917 председатель комиссии по текущим делам балета). Одновременно педагог училища (с 1904). Исполнитель главных партий в классических балетах, а также в своих постановках. В сезоне 1917/18 танцевал партии Эроса («Эрос») и Арлекина («Карнавал»).

В 1909-12 и 1914 ведущий танцовщик и балетмейстер «Русских сезонов» и труппы русского балета С. Дягилева в Париже, где впервые поставил: «Половецкие пляски» (опера «Князь Игорь», 1909), «Шехеразада», «Жар-птица» (оба — 1910), «Нарцисс» Н. Черепнина, «Видение розы», «Петрушка» (все — 1911), «Синий бог» Р. Ана, «Тамара» на муз. М. Балакирева, «Дафнис и Хлоя» (все — 1912), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, «Золотой петушок» на муз. Н. Римского-Корсакова (оперно-балетная версия), «Мидас» М. Штейнберга (все — 1914). В 1913 поставил для труппы А. Павловой «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей горного короля» А. Спендиарова.

Начиная с сезона 1912 года отношения между Фокиным и Дягилевым становились все более напряженными. Фокин перестал быть единственным балетмейстером дягилевской труппы, и он весьма болезненно переживал то, что Дягилев привлек к балетмейстерской работе блистательного танцовщика Вацлава Нижинского. После осуществления нескольких постановок («Синий бог» Гана, «Тамара» Балакирева, «Дафнис и Хлоя» Равеля) Фокин покинул труппу Дягилева и продолжил работу в Мариинском театре как танцовщик и балетмейстер. Однако казенная сцена не могла предоставить Фокину той свободы творчества, к которой он привык у Дягилева.

В начале 20 века балет переживал не лучшие времена, он считался умирающим искусством, ему требовался новый толчок для развития. Танец нуждался в новом творце-спасителе, и таким балетмейстером для русского балета стал Михаил Фокин. Творчество этого художника навсегда изменило представления о классическом танце и дало балету новый толчок к развитию. Реформа Фокина заключалась в том, что он предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Также его заслугой было возрождение мужского танца, который совсем уже исчезал к тому времени. Он создает новые жанры: балеты-миниатюры, бессюжетные пластические зарисовки.

Работал в Мариинском театре, перенес на его сцену некоторые парижские постановки, а также поставил танцы в опере «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Бабочки» на муз. Р. Шумана, «Исламей» на муз. М. Балакирева (оба — 1912), «Сон» на муз. М. Глинки, «Эрос», «Франческа да Римини»; «Стенька Разин» на муз. А. Глазунова (все — 1915), «Арагонская хота»; «Ученик чародея» на муз. П. Дюка (оба — 1916), танцы в опере «Руслан и Людмила» (нояб. 1917).

В 1918 Фокин уехал в Швецию, с 1919 жил в США. Среди постановок в Нью-Йорке: «Сон маркизы» на муз. В. А. Моцарта, «Громовая птица» на муз. А. Бородина (оба — 1921), «Приключения Арлекина» на муз. Л. Бетховена (1922), «Веселящиеся боги» на муз. П. Чайковского (1923), «Бессмертный Пьеро» на муз. Л. Бетховена (1925).

В 1934 поставил для Иды Рубинштейн в Париже «Болеро» и «Вальс» М. Равеля, «Семирамиду» А. Онеггера, «Диану де Пуатье» Ш. Ибера; в 1935 в «Опера-комик» в Париже — «Психею» на муз. С. Франка и «Мефисто-вальс» на муз. Ф. Листа.

Для труппы «Русский балет Монте-Карло» в 1931-37 поставил «Дон Жуана» К. В. Глюка, «Испытание любви» В. А. Моцарта, «Стихии» на муз. И. С. Баха; для труппы «Русский балет Базиля» — «Золушку» на муз. Ф. д'Эрланже (1938) и «Паганини» на муз. С. Рахманинова (1939).

Последние постановки Фокина осуществлены для труппы «Американский балет»: «Синяя Борода» на муз. Ш. Оффенбаха (1941), балет «Паганини» на музыку Рахманинова (1939), «Русский солдат» на муз. сюиты «Поручик Киже» С. Прокофьева (1942). Сюжет последнего балета (не связанный с тематикой Прокофьева) навеян военными событиями и посвящен «храбрым русским солдатам второй мировой войны».

Впервые в фокинских балетах музыка и живопись стали равноправными с хореографией компонентами спектакля. Одна из характерных особенностей большинства балетов Фокина — их одноактность, контрастирующая с масштабными по размеру спектаклями его предшественников.

«Шехерезада». Балет по мотивам арабских сказок «1001 ночь» на базе симфонической сюиты Шехеразада в одном акте, двух картинах. Балет поставлен на основе музыки одноименной сюиты. В 1910 году, готовя второй Русский сезон в Париже, Сергей Дягилев решил воспользоваться «Шехеразадой» для постановки балета Михаилом Фокиным (1880—1942), уже ярко проявившим себя на протяжении нескольких лет и ставшим постоянным хореографом Русских сезонов. Либретто создавалось совместно Александром Бенуа, Дягилевым и Фокиным. Однако на афише спектакля, премьера которого состоялась 4 июня 1910 года в парижской Grand Opera, автором либретто был назван Бакст, художник спектакля. Автор либретто и хореографии балета Римского-Корсакова известный хореограф Михаил Фокин. Фокинская «Шехерезада» интересна тем, что это была первая постановка, в которой он отказался от условных жестов, характерных для старого балета, применяя только действенные и эмоциональные жесты.

Балет шехерезада. 2 концепции. Это просто страсть, порочная и внезапная. 2я редакция - +3я часть, любовный дуэт, это уже не внезапная связь, восстание рабов – против насилия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.007 с.)