Предромантический балет: сюжет, особенности драматургии в том числе музыкальной: «Сильфида», М. Тальони 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предромантический балет: сюжет, особенности драматургии в том числе музыкальной: «Сильфида», М. Тальони



Романтический балет: А.Адан «Жизель»

Композитор Адольф Шарль Адан. Известен "Жизелью" и "Корсаром".

Жюль Перро — постановщик, Сен Жорж - балетмейстер и либреттист.

Жюль Корелли - тоже якобы постановщик (был указан на афише).

Адан. Его отец был хорошим пианистом и педагогом, но не хотел, чтобы сын стал музыкантом. Адан учился в Парижской консерватории. Обладал публицистическим талантом, сотрудничал со многими театрами. Мечтал о своём и создал его, но после революции 1848 года театр был распущен. Позже на его основе возникла "Опера-лирик". Адан был в России и написал "Морского разбойника" для Марии Тальони.

Вершина творчества - "Жизель". Подхватил эпоху романтического спектакля. Теофиль Готье написал либретто (его работы: "Дочь Фараона", "Ночь в Египте", "Павильон Армиды"). Наткнулся на легенду о виллисах (невестах, умерших до свадьбы и мстящих мужчинам).

Балет из 2х актов:

I - реальный мир, пьеса

II - ирреальный мир, грёзы, мало сюжета, тонкие ассоциации, ноктюрн.

Жюль Перро - внёс в танцы смысл и действие. Танец - характер лица и его отношения к происходящему. Хореографическая драматургия. У Адана - зачатки симфонизма. у Перро - пластические лейтмотивы. В балетных формах воплощение идейного замысла.

Музыка. Появление лейтмотивов. 1 лейтмотив у лесничего - важный. Сцена сумасшествия впервые поставлена с большим накалом (все мотивы, которые были в балете).

Есть лейтмотив деревни. Лейтмотивы Жизели и Альберта выражают чувства. Тема любви, тема мечтаний. Тема охоты: ход золотой валторны.

Лейтмотивы появляются в сцене сумасшествия и преобразуются во втором акте.

То, что Адан писал оперы очень помогло ему в написании балета. Вводит новые танцы: вальс, полька, галоп, ноктюрн, салонный романс (обогащение балета). Приближение балетных форм к оперным (арии).

Pas de deux (па-де-де):

1. Вступление

2. Adagio (уже балетная форма)

3. Вариации № 1 и № 2

4. Кода

В конце II акта Жизели (когда Альберт приходит на кладбище) Адан написал фугу, в которой виллисы гоняются за лесничим и затанцовывают его.

Интродукция II акта. На фоне арпеджио арфы звучат 4 засурдиненных скрипки в высоком регистре (появление Мирты - главной виллисы).

Сюита танцев виллис: много движений, симфонические зачатки.

 

Предромантический балет: сюжет, особенности драматургии в том числе музыкальной: «Сильфида», М. Тальони

Балет – театральное синтетическое искусство: танец, музыка, пантомима, сценография, свет и пр. На заре балета, в нём было ещё пение и декламация. Балет появился в конце XVI века (раньше оперы). 1581 г. – комедийный балет королевы. Истоки балета: комедия дель арте и народные танцы. Церковь ненавидела танец, но даже там присутствовали церемониальные танцы-представления. Балет – движение, требует пространства. Наиболее ярко воплотился стиль барокко. Симультанное действие (на разных плоскостях сцены одновременно может быть воспроизведено всё либретто).

В светских представлениях 2 группы:

1. комедийный танец (быстрый, скачки, повороты).

2. благородный танец (медленный).

Музыка в балете имела подчинённое значение. Мориска (мавританский танец) – буффонный, близкий к жиге, часто воинственный и с элементами пантомимы.

2 страны, где зарождался балет: Франция и Италия. Музыка стала выдвигаться на 1 позицию, особенно в эпоху арс нова. Танец превращается в профессиональное искусство (XV-XVI). Гульельмо Эбрео сказал, что «танец – свободомыслящая наука». Появляются танцы, в которых отображается какая-то черта характера человека, например, «Нелюбезная», «Грозная».

Фабрицио Карозо и Чезаре Негри создали труды по классификации танца, в которых впервые появились танцевальные позиции («Танцовщик» 1581 г.).

В начале XVI в. 2 основы хореографии:

- пантомима (ритмованная на музыке)

- танец (без сюжета)

Часто балет становился одним из эпизодов оперы.

Истинная родина – Франция XVIII в., золотая эпоха Людовика XIV. Отличительная черта – стремление к строгости и красоте форм. Сложился фигурный танец (круг, крест, квадрат, колонны). Брондо – прототип балетного апофеоза.

Женщины в балете с 1610 по 1681 г. не танцевали.

Большое внимание уделялось костюму. Мужские движение более сложные.

В конце XVI-XVII балет становится частью придворных увеселений.

Виды:

1. балет-маскарад

2. балет драматический

3. балет с выходами

Также сложилась схема балета:

1. Антре – выход музыкантов

2. Набор танцев (сюита)

3. Грандбалет

4. Бал (общие танцы)

 

Танцевали в Лувре, в ратуше. Сюжеты упростились (к примеру, «Алхимики-надувалы», «Церковные старосты», «Турки и чёрные мавры», «Китайские принцы»). Основа балета – сюита (опера – драматическая пьеса). Появляется мелодраматический балет (рыцарская или античная тема у сюжетов).

1632 г. балет «Замок Бисетр». Большое внимание также уделялось ариям и речитативам. Балет «Освобождение Рено» по мотивам Тассо «Освобождение Иерусалима». Композитор – Пьер Гидрон, 1617 г.

Несложные построения (размеры простые 2/4, 3/4).Сложились основы музыкальной балетной формы: пантомима, танцы, в т.ч. и действенные (трюки, связь с комедией дель арте), фигурный танец или грандбалет.

Пример балета-выхода: «Балет фей Сен-Жерменского леса» (первый в своём роде). В этой постановке было 5 условных танцев.

1651 г. балет Кассандры, в котором дебютирует Людовик XIV (затем ещё 20 лет танцевал на сцене). 1653 год – балет Ночи (композитор Берфор). Также один из композиторов того времени Ж. Б. Люли принимал участие в балетных постановках.

 

Жан Жорж Новер

Танец у Новера стал действенным, а не набор виртуозных па. Делится на 2 вида:

Механистический танец – рассчитан на эстетику и наслаждение

Действенный – выражает переживания, душу

Конец 18 века – начало 19го – эпоха преромантизма. Этот термин типичный только доля балета.

Пьер Горден – высвободил танец от жестких норм классицизма». Балеты «Телеман» и «Психея». Чувство здесь – меняется рисунок танца, это давало танцовщику свободу в выражении чувств.

Полет вошел в танец

1831г. – Луи Маллон «Нина или сумасшедшая от любви». Первое действие – сцена сумасшествия – предвещает балет Жизель Адольфа Адана (Жизель умерла сойдя с ума).

Сальваторе Вигано - Италия, ставил балеты героического типа. Бетховен балет «Прометей».

1801 – поставлен «Прометей». Вигано решает улучшить балет Бетховена, добавляет в балет музыку Моцарта, Гайдна и свою. 1813 – «большой Прометей», вторая постановка. Бетховен рассорился с Вигано и они больше не сотрудничали. Это была хореодрама.

В балете начались процессы, которые уже шли в музыке – тяготение к программности, привело к эмоциональной раскрепощенности и технической виртуозности. Балет отказался от мифологической и античной тематики. Балет привлекает легенды, сказания, таинственные страны и др.

Сказочные герои вытеснили греческих богов.

Первые ростки романтического балета появились в недрах оперы «Роберт-дьявол» Мейербера. Ижен скрипт – либретто. Роберт на кладбище, должен был найти талисман, дающий власть. Монашки встают из могил и танцуют инфернальный вальс – это было толчком вперед. (вальс в то время был запрещён как чрезмерно откровенный танец)

Мария Тальони – танцовщица, не красавица, короткая талия, немного сутулая («маленькая горбунья»), крохотная. Папа Филипп решил седлать из нее настоящую балерину романтического типа. Французы, по мнению Филиппа, не имеют острые границы, их балет расслаблен. Филипп воспитывал Марию в итальянском духе балета – четкие, мелкие, отточенные движения. Тренировались ежедневно по часам. Она умела стоять на пальчиках, ее осанка, длинные руки – достоинства. Отличалась очень хорошим апломбом – устойчивостью, когда хорошо стоишь на 1й ноге и на пальцах.

 

Мария очень легка. Парила в воздухе «баллон» (и элевация). Отец дал ей костюм – лиф с оголенными плечами, венок, легкие юбки.

Вальс для романтического балета – лейтжанр, очень важен. Появляются новые сюжеты – добро/зло. Любовь/смерть. Несовместимость героя с реальной действительностью, стремление к мечте.

Эта раздвоенность проявлялась в балете как противопоставление 2х миров 0 реального и идеального, фантастического.

1832 – перелом в балете. Шнейцхоффер (французский композитор) – балет Сельфида. Хореография симфонизированна – Адольф Нури’ – сценарист, сын певца, тенор и драматург. Создан балет по фантастической новелле Шарля Нодье. Взял ее после поездки в Шотландию. Главный герой – Джеймс. 2 любовных треугольника – 1й – Джеймс, его невеста Эффи, Сильфида. 2й – Джеймс, его друг Гурн, Эффи. Джеймс находится во сне, в его комнату влетает Сильфида, целует его. Он влюбляется в нее. Просыпается – не находит себе места, и Сильфида постоянно от него ускользает. Помолвка с Эффи – появляется старуха – колдунья, вымокшая от бури – Мэрш. Джеймс хочет выгнать ее, она злится. Но по умолению Эффи он ее оставляет, колдунья начинает всем гадать. Эффи нагадала – что ты выйдешь замуж, но не за Джеймса, за другого. Все в ужасе, Джеймс выгоняет колдунью. Проявляется Сильфида – Джеймс убегает за ней. Джеймса ищут, а его нет, убежал в лес. Там Мэрш варит зелье, шабаш ведьм. Джеймс просит поймать ей Сильфиду, а Мэрш говорит – возьми шарф, окрути ее торс и руки – крылышки отвалятся, и она уже не улетит от тебя. Сильфида говорит Джеймсу – я и так с тобой останусь, только не лови меня. Но он все равно ее ловит и окутывает шарфом, крылья опадают и Сильфида умирает. Джеймс в шоке, замечает, что рядом с ним идет процессия – его невеста Эффи и его друг Гурн. Джеймс падает без чувств.

Нури изменил сюжет, упростил его, добился ясности и простоты. Находка – неожиданный поворот, убийство своей мечты, трагедия.

Проявились черты романтизма. Балет делится на 2 действия

1 – все в реальности, харАктерные танцы, сюита

2 – все в сказке, классические танцы

Основное выразительные средства Не мимика, а ТАНЕЦ. Противостояние 2х сюит.

В первом действии Джеймс почти лишен танцевальной партии, все внимание на Сильфиду (у Бурнонвилля тут потрясающая партия Джеймса)

Танец Тальони – совершенство. 1838 – 1842 – гастроли в Петербурге, заездами. Глинка под впечатлением от Тальони написал вальс-=фантазия для ф-но.

Потом появляются пуанты – легче стоять в них на пальцах. Раньше подъем на пальцы служил окончанием, то теперь это начало романтического парения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.017 с.)