Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль культуры коренных народов канады в формировании туристского интереса

Поиск

Роль [86] культуры коренных народов Канады в формировании туристского интереса. Культура – это фундаментальная основа процесса развития, сохранения, укрепления независимости и самобытности народа. Но, обращаясь к истории формирования этого понятия в прошлом, следует отметить, что термин «культура» имел два оттенка. Л.А. Сугай так высказывался об этом: «Отметим, что в конце ХVIII века первое значение «культуры» – это господство над природой с помощью знания и ремесел, второе значение – духовное богатство личности» [3]. В ХХ веке А. Белый старался осмыслить культуру, как категорию, и писал следующее: «Понятие «культура» отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие «наука», «искусство», «быт», а культура – цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности, проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом смысле она есть творчество самой жизни» [1]. В результате А. Белый определил «культуре» свое собственное место и в жизни каждого человека, и в жизни народа в целом. Из этого можно сделать вывод, что «культура» в ХХ веке стала объектом, который можно изучать и исследовать.

Культурное самовыражение народа всегда вызывало интерес, а сегодня особенно. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков Земли и населяющих ее народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры другого народа – одна из задач, которую решает туристская деятельность.

Канада является территорией смешения большого количества этносов, обладающая этнокультурными территориальными комплексами коренных народов. Многие из них задействованы в туристской деятельности в большей или в меньшей степени. Туристская среда создается в зонах их сегодняшнего постоянного проживания (этнический аспект) и близлежащих природных зонах, территориях, национальных парках (охота, рыбалка, собирательство, как элемент туристской активности).

The role of Canada's indigenous culture in generating tourist interest. Culture is the fundamental basis of the process of development, preservation, strengthening of the independence and identity of the people. But turning to the history of the formation of this concept in the past, it should be noted that the term «culture» had two shades. L.A. Sugai spoke about this in the following way: «Let us note that at the end of the 18th century, the first meaning of «culture» is domination over nature with the help of knowledge and crafts, the second meaning is the spiritual wealth of a person» [3]. In the twentieth century. A. Bely tried to comprehend culture as a category and wrote the following: «The concept of «culture» is distinguished by its extraordinary complexity; it is easier to define the concept of «science», «art», «everyday life», and culture is a wholeness, an organic combination of many aspects of human activity, the problems of culture in the proper sense arise already when: everyday life, art, science, personality and society are organized; culture is a style of life, and in this sense it is the creation of life itself» [1]. As a result, A. Bely defined «culture» its own place both in the life of each person and in the life of the people as a whole. From this we can conclude that «culture» in the twentieth century. has become an object that can be studied and investigated.

Cultural self-expression of the people has always aroused interest, and today especially. The natural curiosity of the tourist in relation to various parts of the World and the peoples inhabiting it form one of the most powerful motivating tourist motives. Combining recreation with learning about the life, history, and culture of another nation is one of the tasks that tourist activity solves.

Canada is a mixed territory of a large number of ethnic groups, with ethnocultural territorial complexes of indigenous peoples. Many of them are involved in tourism activities to a greater or lesser extent. The tourist environment is created in the areas of their current permanent residence (ethnic aspect) and nearby natural areas, territories, national parks (hunting, fishing, gathering, as an element of tourist activity).

Анализ последних исследований и публикаций. Теме культуры коренных народов и аборигенного туризма, а также специфике его функционирования в Канаде, были посвящены работы следующих авторов: Н.А. Карелиной, Б.М. Суртаева, В.А. Курина и др. Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы и развитие данного вида туризма в Канаде, также в них рассматриваются основные направления, специфика аборигенного туризма.

Выделение нерешенной проблемы. Рассматривая культуру, как элемент туристского интереса для посетителей резерваций канадских коренных народов, следует сразу оговориться, что материальное наследие аборигенного населения любой канадской провинции будет всегда уступать нематериальному. Сегодня именно фестивали, народные промыслы, традиции автохтонных народов Канады имеют повышенную привлекательность для туристов. Их культура и этнокультурный облик активно популяризируется и используется в туриндустрии, как основной ресурс этнографического туризма.

Цель статьи заключается в изучении специфики влияния культуры коренных народов Канады на формирование туристского интереса.

Изложение основного материала. Если перечислять множество определений понятия «культура», то получится очень широкий спектр, но в данной публикации основным определением, которого мы придерживаемся, является вот это: «Культура – (от лат. Cultura – «развитие», «воспитание», «возделывание», «почитание», «образование») исторически определенный уровень развития общества, выражаемый в материальных и духовных ценностях, а также в типах и формах жизнедеятельности людей и их взаимоотношениях» [2, с.493].

Культурное самовыражение народа всегда вызывало интерес, а сегодня особенно. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков Земли и населяющих ее народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры другого народа – одна из задач, которую решает туристская деятельность. Культурное наследие любого народа это не только полотна художников, произведения музыкантов, труды ученых и творения архитекторов, это еще и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т.д.

Канада является территорией смешения большого количества этносов, обладающая этнокультурными территориальными комплексами коренных народов или, как их называют согласно Конституции Канады 1982 года, «первые нации» [6]. Конституция – это основной законодательный акт, который регулирует отношения между коренными народами и правительством Канады [4]. К «первым нациям» согласно данному документу относят инуитов, метисов и индейцев. Многие из них задействованы в туристской деятельности в большей или в меньшей степени. Туристская среда создается в зонах их сегодняшнего постоянного проживания (этнический аспект) и близлежащих природных зонах, территориях, национальных парках (охота, рыбалка, собирательство, как элемент туристской активности).

От общего количества жителей в Канаде коренное население составляет 4,9% [5]. На долю инуитов приходится показатель – 65 025 человек, метисов – 587 545 человек, индейцев – 977 230 человек. Общее количество аборигенов Канады – 1 673 780 тыс. чел. (данные переписи 2016 г.). Такое этническое разнообразие бесспорно привлекает туристов, как из близлежащих районов, так и из других провинций и стран, несмотря на то, что многие десятилетия культура коренных народов Канады была под угрозой исчезновения. Сегодня этнические и культурные особенности представителей «Первых наций» вызывают неподдельный интерес со стороны туристов.

К сожалению, этнокультурное развитие многих племен очень сильно пострадало в результате насильственной ассимиляции, которая продолжалась с конца XIX века до 1970-х гг. Сейчас этническая память народа племени или «степень преемственности поколений» у различных племен находится на разных этапах возрождения или наоборот исчезновения. У каждой общины своя собственная история и перспективы в будущем.

После событий 2008 г., когда Правительство Канады в лице премьер-министра С. Харпера принесло официальные извинения автохтонному населению своей страны, начался новый этап взаимодействия «первых наций» и государства. Одной из форм поддержки коренных народов, одним из способов вовлечения их в экономическую сферу стало развитие аборигенного туризма в рамках резерваций коренных народов, а также этнографического туризма по всей территории Канады. Проводя анализ историческим этапам взаимодействия и сотрудничества «первых наций» и «новых европейских хозяев» канадских земель, конечно, не стоит забывать обо всех проблемах, с которыми сталкивались обе стороны. И одной из современных точек соприкосновения сегодня стала туристская отрасль. Несмотря на имеющиеся сложности, туристский сектор уверенно лидирует среди других секторов сотрудничества аборигенов и провинциального правительства. Как пример, в провинции Онтарио в 2017 году в секторе аборигенного туризма было задействовано 12 924 человек. Это лидирующий показатель среди всех административно-территориальных единиц Канады. Второе место у провинции Британская Колумбия с числом 6 957 рабочих мест, провинция Квебек на третьем месте – 4 083 рабочих места [7]. Такие высокие показатели занятости в сфере аборигенного туризма, безусловно, доказывают наличие туристского интереса со стороны, как канадцев, так и иностранных туристов.

Ассоциация Туризма Коренных Народов Канады (Indigenous Tourism Association of Canada – ITAC), образованная в 2015 году для укрепления позиции коренного населения в туристской отрасли, в 2018 году проводило исследование. Результатом этого процесса стали весьма важные цифры и показатели: 60% туристских компаний и организаций аборигенных народов Канады определили для себя культурно-познавательный туризм в качестве приоритетного. Все представители этих туркомпаний говорили о том, что продвижение местной культуры для каждого племени становится главной целью на сегодняшний день, т.к. потеря языка, традиций и обычаев в племенах – весьма распространенная вещь среди молодого поколения. Всему виною длительная насильственная ассимиляция и очень быстрая цифровизация, которая все стремительнее отдаляет молодежь от их корней. Именно в туристской отрасли представители старого поколения видят возможность для сохранения и популяризации своей культуры.

В таблице 1 представлена сводная информация опроса 267 операторских компаний Канады, ориентированных на аборигенный туризм на 2019 г.

 

Таблица 1 – Маркетинговая направленность тур операторов аборигенного туризма Канады (региональная статистика на 2019 г. (%); n = 267) [7]

 

Название провинции / территории Эта же провинция / территория Другая территория Канады США Европа Китай Другие страны Азии Другие страны Общее кол-во (n)
Нью-Фаундленд и Лабрадор   86   57   36   21   0   0   14   14
Остров Принца Эдуарда   100   100   100    33   0   0   33   3
Новая Шотландия 100 50 25 0 25 0 25 4
Нью - Брансуик 100 50 75 50 25 0 0 4
Квебек 97 39 32 48 10 6 16 31
Онтарио 88 55 38 26 12 2 14 42
Манитоба 91 74 39 26 13 9 22 23
Саскачеван 92 58 17 0 8 0 0 12
Альберта 88 61 39 33 18 9 30 33
Британская Колумбия 92 75 53 39 18 8 16 51
Территория Юкон 65 76 47 24 6 0 18 17
Северо – Западные территории   77   59   32   23   9   9   18   22
Территория Нунавут 73 45 27 27 18 18 27 11
Канада 88 61 40 30 13 13 18 267

 

Из данных таблицы 1 видно, что 88% из 267 опрошенных туркомпаний аборигенного туризма ориентированы на внутреннего туриста из своей же провинции / территории. В таких провинциях как Остров Принца Эдуарда, Новая Шотландия и Нью-Брансуик этот ориентир составляет 100%, а у территории Юкон – самый низкий показатель ориентира на своих региональных туристов, т.к. основная ставка делается на канадских туристов из других провинций, а также туристов из США. Самое большое количество компаний было опрошено в провинции Британская Колумбия, а у провинций Квебек и Нью-Брансуика наблюдается самый повышенный интерес / ориентир на туристов из Европы: 48% и 50% соответственно. Мы видим, что 40% компаний в целом ориентированы на туристов из США, 30% – на европейского туриста, а также 18% – на другие страны мира. Отдельной графой идет Китай с общим количеством в 13%.

Выводы. В качестве заключения можно сказать следующее: аборигенный туризм сегодня представляет особый интерес для ценителей традиционной культуры, и количество таких туристов с каждым годом возрастает. Это является исключительной возможностью для коренных жителей Канады сформировать устойчивое развитие и сохранить собственную культуру путем передачи ее молодым поколениям.  

Список использованных источников:

1. Белый, А. Пути культуры [Текст] / А. Белый // Вопросы философии. – 1990. – № 11. – С. 91-94.

2. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т.14. КОН-КУМ. – М.: Астрель, 2010. – С. 493.

3. Сугай, Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX – нач. XX века [Текст] / Л.А. Сугай // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. – М.: ГАСК, 2000. – С.39-53.

4. Толстых, О.Н. Региональная политика в сфере туризма на примере северной территории Нунавут (Канада) [Текст] / О.Н. Толстых // Актуальные проблемы развития туризма. Материалы международной научно-практической конференции. – М.: ГЦОЛИФК, 2019. – С. 310-315.

5. Толстых, О.Н. Регионализация в современной Канаде на примере коренных народов: демографический, культурный и географический аспекты [Текст] / О.Н. Толстых, М.Е. Беломестнова // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 6. – С. 76-79.

6. Сайт законов о правосудии Канады [Электронный ресурс]. – URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/const/page-16.html#h-52 (дата обращения: 24.09.2020).

7. Отчет «Сектор туризма коренных народов Канады: выводы и экономические последствия» (Canada’s Indigenous Tourism Sector: Insights and Economic Impacts) [Электронный ресурс]. – URL: https://indigenoustourism.ca/corporate/wp-content/uploads/2019/05/10266_IndigenousTourismSector_RPT.pdf (дата обращения: 24.09.2020).

 

УДК 379.851                                                                                                       Фаронова Ю.В.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры туризма, геоурбанистики

и экономической географии,

Исламова Г.И.,

обучающаяся 4 курса бакалавриата

направления подготовки «Туризм»,

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Уфа, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.228.11 (0.008 с.)