Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформация деятельности музеев в современном миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Трансформация [78] деятельности музеев в современном мире. В условиях рыночной конкуренции деятельность современных музеев все чаще выходит за рамки традиционной и уже не ограничивается сбором научных данных, созданием новых экспозиций, организацией и проведением экскурсий. Не вступая в противоречие с традиционной практикой, музеи стремятся быть максимально открытыми для массовой аудитории. Безусловно, во многом это связано с потребностями современного потребителя музейных услуг. Наряду с сохранением своей главной цели – быть центром просвещения и науки – осуществляется поиск альтернативных путей развития и более активного участия в туристской деятельности, в частности в продвижении музейного туризма. Поэтому в борьбе за посетителя, желающего самостоятельно получать интересующие его сведения в режиме онлайн (здесь и сейчас), создается возможность использования умных сервисов, зачастую заменяющих «живое слово» экскурсовода. На фоне мощной конкуренции с многочисленными центрами развлечений, проводится колоссальная работа по изменению внутреннего музейного пространства. Весьма востребованной у туристов остается тенденция посещения уникальных музейных зданий, которые иногда сами становятся самостоятельным предметом изучения. В условиях кардинальных преобразований и трансформации музеев – от центров науки и просвещения к центрам досуга и развлечения – постепенно возрождается понимание важности сохранения социокультурных функций и установление естественного баланса развития. Transformation of museums in the modern world. In the conditions of market competition, the activities of modern museums are increasingly going beyond the traditional ones, which are already limited to collecting scientific data, creating new expositions, organizing and conducting excursions. Of course, this is largely due to the needs of the modern consumer of Museum services. Without contradicting traditional practices, museums strive to be as open as possible to a mass audience. Along with maintaining its main goals – to be centers of education and science, alternative ways of development and more active participation in tourist activities, in particular in the promotion of Museum tourism, are being sought. Therefore, in the fight for the visitor who wants to independently get the information they are interested in online (here and now), it is possible to use smart services that often replace the «live word» of the guide. Against the background of strong competition with numerous entertainment centers, a huge amount of work is being done to change the internal Museum space. The trend of visiting unique Museum buildings, which sometimes become an exhibit themselves, remains very popular among tourists. Under the conditions of radical transformations and transformation of museums from centers of science and education to centers of leisure and entertainment, the understanding of the importance of preserving socio-cultural functions and establishing a natural balance of development is gradually revived. Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы процессов трансформации деятельности музеев и их значимость в современном обществе широко освещаются специалистами различных отраслей знания – музеологии, философии, истории, культурологии, социологии, регионалистики, этнологии и других. Анализируя причины, происходящие в музейном туризме, автор обращается к работам А.В. Романчука, Е.Н. Мастеницы, Л.М. Шляхтиной, Т.П. Калугиной. Основные принципы архитектурно-пространственных решений музеев конца XX – начала XXI вв. находят отражение в научных трудах А.В.Иконникова Д.О. Швидковского, И.Н. Захарченко. Выделение нерешенной проблемы. Музеи XXI века – это практически кардинальная смена привычного образа, многофункциональность и реализация запросов современного посетителя. В настоящее время они позиционируют себя не только как научно-образовательные институты, стремящиеся удовлетворить эстетические потребности и сохранить культурные ценности для будущих поколений. Выступая в качестве отправной точки экскурсионного маршрута и места изучения культуры страны, они также выполняют роль путеводителей по истории и географии, служат иллюстрацией к знакомству с туристскими дестинациями. В связи с предъявляемыми к музеям требованиям, они все чаще заявляют о себе как о досугово-развлекательном ресурсе, востребованном в туриндустрии. Во многих странах мира это рассматривается как инновационный стимул для обеспечения экономического роста и занятости в разного рода традиционных и новых индустриях. По этой же причине наблюдается отход от традиционной деятельности музеев: сбора, изучения, хранения и экспонирования предметов. Тем самым ставится под сомнение само название учреждения музеем. Поэтому изменения, происходящие в работе современных музеев, закономерны. Актуальным остается поиск «золотой середины», которая бы реализовывала стратегические задачи музеев как центров просвещения и отвечала бы потребностям современного потребителя музейных услуг. Цель. Цель данного исследования – анализ трансформации в деятельности музеев и реализация связанных с ней альтернативных форм работы с посетителями. Изложение основного материала. В условиях рыночной конкуренции традиционный подход к работе музеев в некоторых случаях уже не отвечает требованиям, которые предъявляют посетители. Они вынуждены корректировать свою деятельность в соответствии со спросом на предлагаемый ими продукт. Сохраняя функцию хранителей собираемых экспонатов, в стремлении быть популярным и востребованным местом отдыха, музеи сочетают хорошо зарекомендовавшие себя традиционные практики с новыми подходами. Осуществляя разнообразные культурные проекты, они не ограничиваются только образовательными программами: создаются условия для проведения исторических фестивалей, фольклорных праздников, народных гуляний, ярмарок и др. Это позволяет не только привлечь посетителей, но и рассчитывать на их повторное посещение. Многие годы наблюдается успешная реализация метода «музейных диалогов» при котором музей в качестве посредника помогает посетителям творчески подходить к изучению музейных экспонатов. Поэтому на смену привычным в прошлом атрибутам – табличкам-указателям «экспонаты руками не трогать!», «осторожно!», «не садиться!» приходят призывы к тактильному приобщению знакомства с музейными ценностями – «трогать разрешается!». Посетитель становится участником или руководителем процесса. Это, как показывает практика, приводит к популяризации музеев, заметно улучшает возможности работы с музейными экспонатами и позволяет знакомиться с ними широкому кругу посетителей. В борьбе за посетителей они активно включаются в разработку новых программ с использованием компьютерной графики, виртуальных реконструкций, трехмерного моделирования и прочих интерактивных приемов. Гости все чаще обращаются к цифровыми сервисам, экономящим время на поиск нужных сведений, не прибегая к посторонней помощи. Поэтому, несмотря на тревожную тенденцию – устойчивое снижение интереса к работе экскурсовода – музеи продолжают смелые эксперименты. Они поддерживают идеи массового увлечения медиатехнологиями, рассматривая их в качестве инструментов, применяемых для сохранения музеев как научных институтов, реализующих образовательные и просветительские функции. Посетителей уже давно не удивляет использование радиогидов или использование звукового ряда. К примеру, в свое время большой интерес вызвало появление QR Codes (QR – Quick Response – быстрый отклик) – так называемого двухмерного штрихкода в основу которого заложена информация, распознаваемаяспециально установленным приложением на мобильном телефоне. QR-код нашел применение при организации и проведении музейных квест-экскурсий – нестандартном подходе, органично сочетающим экскурсию с элементами игры. Это, в свою очередь, мотивирует участников к использованию гаджетов, расширяя их кругозор, способствуя освоению навыков информационного поиска и его вдумчивого использования. Активное привлечение экскурсантов к самостоятельному знакомству с музейными экспонатами усиливает остроту восприятия, делая посещение музея эффектным и более запоминающимся. Привлекателен своей необычностью опыт знакомства с музейными экспонатами используя интерактивные инсталляции. Виртуальная реальность (VR) заменяет реальную картину окружающего мира, а возникающие ощущения воспринимаются пользователем как реальность. Это позволяет создавать уникальные в своем роде экскурсии с возможностью виртуального посещения музеев, в том числе людям с ограниченными физическими возможностями. Так, в Национальной портретной галерее Вашингтона благодаря оцифровке нескольких объектов посетители могут «прикоснуться» к бороде легендарного президента США Авраама Линкольна, «погладить» мамонта или «постучать» по фюзеляжу самолета братьев Райт. Шведский музей Средиземноморья при помощи VR «оживил» египетские мумии, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Мультимедиатоннель с видеопроекциями и объемным звуком в Музее естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто создает иллюзию полета над Альпами или спуска по сложной трассе. А Датский национальный морской музей в Хельсингере позволяет своим посетителям ощутить реальное нахождение в открытом океане и дает «возможность» погрузиться в морскую пучину при помощи проекторов, создающих гигантскую панорамную проекцию. В интерактивном пространстве Gallery One Кливлендского художественного музея (США) взрослые и дети «играют» с экспонатами при помощи системы Microsoft Kinect. Веб-камера распознает мимику и движение, а потом в режиме реального времени находят двойников среди персонажей произведений искусства из коллекции музея. Футуристический музей Мирайкан в Токио «запускает» своих гостей в полет на орбиту Земли. Благодаря приложению Skin and Bones «оживают» скелеты животных, выставленные в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне. Интересен опыт использования 3D технологий в американском Национальном музее дизайна Купер-Хьюитт. Гаджет в виде ручки позволяет ощутить себя дизайнером. Посетитель может оказаться в виртуальном интерьере выбранной им эпохи, а, изобразив цветок на интерактивном столе, появляется возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений. 5 D-аттракционы с высокореалистичной графикой и объемным звуком – интерактивные кабины путешествий – востребованы при проведении музейных игр-приключений. Посетителям при помощи специального устройства, подключенного к компьютеру, предоставляется виртуальная возможность отправиться в космос, погрузиться в глубины океана, познакомиться с внеземными цивилизациями. Широкий отклик у посетителей музеев получила разработка компании Google и подключившихся к ней крупных музеев мира, запустивших масштабный проект Art Project. Он позволяет из любой точки планеты совершить виртуальную онлайн-экскурсию, например, в лондонскую галерею Tate, мадридский музей Тиссен-Борнемисса, нью-йоркский Метрополитен-музей, парижский Версаль, Музей Ван Гога в Амстердаме и другие. Благодаря используемым технологиям тысячи картин в высоком разрешении (около 7 миллиардов мегапикселей) оказались размещенными в интернет-пространстве. Это дает возможность рассматривать детали, которые невозможно заметить невооруженным глазом при обычном посещении музея. Среди представленных картин, к примеру, «Спальня Винсента в Арле» и «Звездная ночь» Ван Гога, «В консерватории» Эдуарда Мане, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Разработанный интерфейс в качестве дополнения предлагает перейти от рассмотрения произведений искусства к изучению истории произведения, истории самих музеев и информации о художниках. Более того, интерактивные функции нового сервиса позволяют создавать собственные альбомы, делиться ими с другими пользователями, переходить на тематические видео и так далее. В последние годы большой интерес вызывает технология LinkRay, которая позволяет с помощью мобильного приложения AppStore или GooglePlay считывать сопроводительную информацию с предметов, снабженных логотипом LinkRay и имеющих светодиодную подсветку или излучающие LED-свет (лайт-бокс, дисплей, светильник). Таким образом может быть представлена необходимая сопровождающая экспозицию информация – история создания выставочного объекта, данные об эпохе, факты, связанные с реставрацией, видеоряд, ссылки на сетевые ресурсы и т.д. Техническая уникальность другой разработки – Light ID – позволяет оперативно считывать световой код с дальнего расстояния. Это обеспечивает возможность навигации по всей территории выставки, выстраивать маршрут от одного экспоната до другого, даже если они находятся в разных местах. К тому же важное преимущество технологии Light ID – ее способность собирать статистические данные о том, сколько пользователей обратилось за информацией о конкретном объекте, как меняется количество запросов в течение определенного времени, на каких языках запрашивается информация и т.д. В перспективе это даст возможность использовать Light ID как дополнительный маркетинговый инструмент, позволяющий музеям учитывать запросы аудитории. Все более востребованными становятся проекты, предоставляющие возможность создания индивидуального музейного маршрута для каждого желающего. После регистрации в программе выбирается наиболее приемлемый вариант: на смартфон или планшет скачивается личный интерактивный гид, подсказывающий в каком направлении следует двигаться. При выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения, а желающие делятся своими впечатлениями на сайте музея и делают репост в соцсетях. Эта технология хорошо зарекомендовала себя в музеях Франции и Греции и набирает популярность в других странах. В целом, используемая виртуальная информационная система позволяет обеспечить социальную функцию музея за счет своей доступности и открытости широкому кругу посетителей. Безусловно, нельзя не принимать во внимание и тот факт, что использование музейных экспонатов в контексте коммерческого интереса вызывает опасение однобокого использования культурно-исторического наследия, опирающегося лишь на интерес туристов. А отсутствие музейного подхода грозит «вольной интерпретацией» самобытной местной культуры, исторических событий и т.п. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на большое количество технических новинок, применяемых в музеях, на сегодняшний день не представляется возможным полностью отказаться от традиционных подходов. Так, по-прежнему не теряют актуальности экскурсии, ориентированные на сенсорное (через органы чувств) восприятие информации. Например, при знакомстве с традициями праздничных гуляний, быта или изготовления аутентичных продуктов питания. Практически всегда беспроигрышным вариантом является посещение музеев сыра, вина, шоколада и других гастрономических специалитетов. Визуальный эффект, как правило, усиливается дегустацией, сопровождающимся рассказом о культуре и обычаях застолья. Этнографические музеи часто обращаются к теме сохранения национального колорита и привлекают внимание посетителей мастер-классами по изготовлению поделок (игрушек, украшений и т.п.). В данном случае экскурсовод предстает в совершенно ином образе – образе мастера, умельца. Обращаясь к практикам организации массовых мероприятий с активным привлечением экскурсантов, сотрудники музеев предоставляют возможность попробовать свои умения в приготовлении блюд. При этом важная роль в данном мероприятии отводится экскурсоводу, как главному организатору и идейному вдохновителю. Большой интерес у туристов вызывают музеи под открытым небом, интерактивные зоны, мастерские и ремесленные центры. Появляется возможность использовать накопленный научный материал в образовательных и просветительских целях. Музеи создают идеальную площадку для организации продуктивной культурно-образовательной деятельности. Это позволяет расширить контингент посетителей. Образовательные программы музеев тесно связаны с реконструкцией, экспериментальной археологией, историческим моделированием. Так, во многих странах мира широко используется практика «первобытных поселков», созданных на основе раскопок археологических памятников. В них детально реконструированы жилые и хозяйственные постройки, фортификационные сооружения и многое другое. Последние десятилетия в мире наблюдается «бум» в области музейного строительства. Во многих городах рассматриваются проекты их радикального расширения и перестройки. Прежде музей ассоциировался с определенным типом зданий, например, памятниками истории, культуры и архитектуры, в некоторых случаях со старыми замками, дворцами, усадьбами и т.д. По оценке ЮНЕСКО, на них приходится около 80% музеев. Ныне при проектировании все больше акцент делается на внешнюю зрелищность здания, конкурирующую с многочисленными культурными учреждениями, тематическими парками и другими развлекательными объектами. Сохраняется тенденция, при которой музей из скромного вместилища для коллекций сам становится архитектурной достопримечательностью и объектом показа. Часто они выступают в качестве градостроительной доминанты или места рождения новых течений в искусстве. Современные технологии позволяют использовать ультрасовременные материалы и элементы: стеклянные стены, полы и потолки, прозрачные лифты, голографические экраны для мультимедийных шоу и многое другое. Музейная архитектура становится более наглядной чем тогда, когда, к примеру, художественные и естественнонаучные музеи были архитектурно неразличимы. Для успешного выживания музей должен выглядеть современно и вызывающе. Таким, к примеру, является Музей искусств Милуоки в США, где белоснежное здание «Солнечный бриз» удивляет туристов своеобразно раскрывающимися «крыльями» в солнечную погоду и складывающимися ночью. Проводится кропотливая работа и по созданию уникального музейного пространства, кардинальным образом меняющим представление посетителей о музеях в целом. Так, крупнейший по величине естественноисторический музей Северной Америки – Королевский музей Онтарио в виде кристаллов, стал домом, наполненным звуками природы. Обращают на себя внимание музеи современного искусства, в которых наряду с традиционными экспозициями широко представлены инсталляции, абстракции и авангардные работы. К примеру, здания музеев, построенных в стиле деконструктивизма, использующие принципы дисгармонии и асимметрии, тяготеющие к остроугольным и наклонным плоскостям: Музей современного искусства Гуггенхайма в г. Бильбао, Музей Соломона Гуггенхайма в г. Нью-Йорке. Неординарные архитектурные проекты реализуют идею появления необычных зданий, которые задолго до формирования постоянной выставки функционируют как архитектурный объект. Так, новое здание Еврейского музея в г. Берлине, построенное в виде разорванной звезды Давида, в течение двух лет, пока не было экспозиций, посетили около 400 тыс. человек. Там посетителей удивляет отсутствие прямого входа в музей, цинковый фасад с хаотическими узкими оконными прорезями, голые стены из серого бетона, наклонный пол, абсолютно пустые пространства. Эти и многие другие архитектурные элементы, безусловно, нуждаются в определенных комментариях экскурсовода. Архитектура Гронингенского художественного музея в Нидерландах производит сильное впечатление глубоким спиралевидным спуском, ведущим к многофункциональным павильонам. Следуя запросам и потребностям публики, музеи все больше стремятся проявить свои коммуникативные функции, направленные на максимальное взаимодействие с посетителями. Так, Национальный музей искусств XXI века Maxxi в г. Риме представляет собой образовательно-просветительский и научный центр, где проводятся разного рода общественные мероприятия. Современные технологии позволяют архитекторам реализовывать концепцию «Музея без стен» (или «Воображаемого музея»), созданную еще в 30-е гг. прошлого века Андре Мальро. Это, к примеру, нашло отражение при создании Музея современного искусства фонда Картье в Париже – шестиэтажное здание из стекла и стали или Музея на набережной Бранли, прозрачная стена которого протянулась вдоль берега Сены на десятки метров. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что архитектурный образ здания современных музеев, иногда становится важнее самой музейной коллекции, отодвигая на второй план реализацию главных его задач – научно-просветительских. Выводы. XXI век кардинально трансформировал деятельность музеев в современном обществе. Активно используя различные технические достижения и применяя интерактивные методы работы, существенно расширяются возможности работы с музейными экспозициями. Это, с одной стороны формирует уникальную музейную среду и привлекательное музейное пространство, с другой – наблюдается тенденция, при которой главное и неоспоримое преимущество музеев – подлинные предметы, все чаще заменяются виртуальными, не несущими исторической ценности, а сами музеи напоминают центры отдыха и досуга. Развитие телекоммуникационных сетей и информационных технологий изменило потребности людей. Внедрение разнообразных и удобных в применении сервисов существенно экономит время на знакомство с интересующими экспонатами, а факт получения услуги напрямую (здесь и сейчас) зачастую ставит под вопрос необходимость посещения самого музея. Особенно ярко это проявилось в период вынужденной самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19. Но даже этот факт не может остановить процесс активного использования музеями технических достижений. Следует отметить, что в современных реалиях существенно изменились методы работы музейных экскурсоводов. Шагая в ногу со временем, они осваивают современные мультимедиа, умело используют их в своей работе, вызывая у посетителей азарт исследователя и сохраняя главную функцию музея – реализацию научно-просветительской деятельности. Безусловно, технологии не стоят на месте и, возможно, в ближайшем времени роль «живого слова» будет уменьшаться, но на сегодняшний день в музеях сохраняется его значимость и востребованность. Существенные изменения произошли при создании современной музейной архитектуры, созвучной с коллекциями музейных экспонатов. Современных туристов привлекает необычная форма здания музей. Архитектурные решения, используемые в строительстве музеев, поражают посетителей новизной облика здания и дизайном. Новаторские решения и необычные проекты музеев часто становятся визитной карточкой городов и местом возрождения культурной жизни. Несмотря на использование современных технических средств для получения разнообразной музейной информации, деятельность музеев как объектов культурно-исторического наследия, по-прежнему значима. Бесспорным является тот факт, что в стремительно меняющемся мире музеям жизненно необходимо сочетать традиционные практики с использованием передовых технологий. Список использованных источников: 1. Антонова, А.Б. Интерактивные информационные технологии как ключевой тренд развития индустрии туризма [Текст] / А.Б. Антонова, Е.А. Иванов, К.О. Дубинина // Экономика. Право. Инновации. – 2016. – № 2. – С.47-51. 2. Бирюкова, М.В. Музей как феномен кластерной культуры [Текст] / М.В. Бирюкова, А.В. Ляшко // Общество. Среда. Развитие. – 2019. – № 3 (52). – С.74-79. 3. Вершинина, М.В. Внедрение инноваций в туристическое музейное обслуживание [Текст] / М.В. Вершинина // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. Орел: Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс, 2015. – С.181-185. 4. Михайлова, К.Ю. Инновационные направления развития мировой туристской индустрии [Текст] / К.Ю. Михайлова // Вестник АПК Ставрополья. – 2016. – № 1 (21). – С. 260-264. 5. Мухин, А.С. Музей на перепутье: новые вызовы и перспективы [Текст] / А.С. Мухин // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. – 2018. – № 1 (34). – С.109-115. 6. Степановская, Г.В. Использование инновационных технологий в развитии познавательного туризма [Текст] / Г.В. Степановская // Социально-экономический ежегодник. – 2016. – С.82-88.
Ключевые слова: музей,интерактив, медиатехнологии, музейная архитектура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.93.232 (0.01 с.) |