Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления гастрономическим туризмом в туристских дестинациях

Поиск

 

Особенности [41] управления гастрономическим туризмом в туристских дестинациях. В статье рассматриваются основы гастрономического туризма, его суть, понятие, особенности. Отдельное внимание уделено аспектам управления данным видом туризма на туристских территориях. Рассмотрено влияние гастрономического туризма на развитие туризма в том или ином регионе и его выделение в отдельную сферу деятельности.

Features of gastronomic tourism management in tourist destinations. The article discusses the basics of gastronomic tourism, its essence, concept, features. Special attention is paid to aspects of managing this type of tourism in tourist areas. The influence of gastronomic tourism on the development of tourism in a particular region and its allocation to a separate area of activity is considered.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема гастрономического туризма и его специфика на современном этапе развития недостаточна исследована.

Возможности развития гастрономического туризма и социально-экономические основы управления гастрономическим туризмом исследовали зарубежные ученые: С. Беккерман, Д. Говард, Ю.С. Лин, Т.Е. Пирсон, С. Райан, Ю. Хендерсон, А. Хьялагер, Л. Цай, С. Чейни, С. Шеной и др., а также отечественные специалисты Г.Г. Вишневская, В.Э. Гордин, О.Р. Железова, Т.С. Куклина, Н.Е. Нехаева, С.Е. Саламатина, В.О. Сычева, Ю.С. Терехова, Ю.Г. Трабская, К.С. Шпенькова и др. Основным содержанием их работ являются современное состояние, перспективы и развитие данного вида туризма, также рассматриваются основные направления, специфика гастрономического туризма.

В то же время остаются почти не изученными важные вопросы формирования маркетинговой стратегии развития гастрономического туризма и многие другие вопросы.

Выделение нерешенной проблемы. В России гастрономический туризм развит довольно слабо, в отличие от стран Европы и Азии. Полноценных гастрономических туров нет как таковых, а есть лишь отдельные элементы основной программы тура.

Кроме того, туристский бизнес находится в той стадии своего развития, когда пляжный и экскурсионный отдых отходят на второй план. Сегодня новое и перспективное развитие получили этнические и гастрономические туры, привлекающие ценителей и знатоков национальных кухонь мира. Развитие этно-гастрономического туризма в любой стране изначально запрограммировано на успех, так как невкусных кухонь не бывает, а, следовательно, растет спрос на рестораны, предлагающие не просто возможность отведать блюда национальной кухни, но и изучить атмосферу традиций и культуры страны именно через вкусовые рецепторы.

Цель статьи – изучить этапы управления гастрономическим туризмом на туристской территории.

Изложение основного материала. По мере роста глобального туризма и усиления конкуренции между направлениями, уникальное местное и региональное нематериальное культурное наследие становится все более заметным фактором для привлечения туристов.

Для многих направлений приготовление пищи является неотъемлемой частью их истории и самобытности и становится ключевым элементом имиджа бренда страны. Гастрономия дает возможность оживить и диверсифицировать туризм, содействовать местному экономическому развитию, задействовать множество различных профессиональных секторов и привнести новые виды использования в основной сектор. Следовательно, гастрономия способствует продвижению и брендингу направлений, поддержанию и сохранению местных традиций и разнообразия, а также использованию подлинности [5, с. 206].

Комитет по туризму и конкурентоспособности (КТК) ЮНВТО определяет гастрономический туризм как вид туристической деятельности, который характеризуется опытом посетителей, связанным с едой и сопутствующими продуктами и видами деятельности во время путешествий. Наряду с аутентичными, традиционными и инновационными кулинарными впечатлениями, гастрономический туризм может также включать другие связанные с этим мероприятия, такие как посещение местных производителей, участие в кулинарных фестивалях и посещение кулинарных уроков [3].

Гастрономия — это область междисциплинарного знания, которая изучает и генерирует физико-химические, культурные и социально-экономические процессы, в которых человек потребляет качественные продукты и напитки, которые влияют на его физическое, психическое и социальное благополучие.

Гастрономия всегда была частью туризма, но отношения между ними значительно изменились за последние десятилетия. В последние годы возрастающий интерес к еде привел отношения между гастрономией и туризмом к развитию в направлении новых моделей, порождая новый сегмент туристской отрасли – гастрономический туризм. Потребность в еде одинакова для всех людей, но это также и отличает их друг от друга. Гастрономический туризм возник именно из-за этой разницы: разница между туристами, которые просто питаются во время своих путешествий и теми, для кого гастрономия оказывает решающее влияние на их выбор места назначения и кто хочет удовлетворить их гедонистический и культурный аппетит в дополнение к их физиологической потребности в еде [1, с. 189].

За последние десятилетия гастрономический туризм ушел за пределы сервировки стола и теперь включает в себя все сектора продовольственной и туристической сети назначения – производители (сельское хозяйство, рыболовство и т.д.), перерабатывающие фирмы (молокозаводы, оливковые мельницы, консервные заводы, винные заводы и т.д.), туризм и гостиничный сектор (рестораны, специализированное размещение, гастрономическая деятельность фирм и т.д.), сектор розничной торговли, сектор торговли (продажа продукции) и даже сектор знаний.

Гастрономический туризм сегодня пронизывает многие сферы туризма. Это расширило возможности для удовольствия и знания, предлагаемые качественной местной гастрономией, продукты на разных территориях и по видам деятельности, которые возможны в их производстве и обработке продуктов. Поэтому гастрономический туризм основан на концепции знать, учиться, есть, дегустировать и получать положительные эмоции от гастрономической культуры, которая отождествляется с территорией.

Отличительная черта гастрономического туризма заключается в том, что территория является основой гастрономии, потому что пейзажи, культура, продукты, методы и блюда определяют ее кулинарную идентичность и являются основой туристского опыта, предлагаемого посетителям. Сейчас во всем мире развиваются направления стратегии развития кулинарной идентичности территории и продвигаются предложения, посредством которых ее гастрономия и ее особенности могут оказать важное влияние на решение туристов поехать туда или привлечь гастрономических туристов, которые хотят познакомиться с гастрономической культурой посещаемых мест [4, с. 85].

С точки зрения спроса, одним из основных препятствий для количественной оценки гастрономических туристов и измерения влияния гастрономического туризма во всем мире является отсутствие четкого, стандартизированного определения гастрономического туризма и методологии для сравнения. Тем не менее, как исследование рынка, так и статистика, доступная в некоторых местах, указывает на рост так называемых гастрономических туристов, а также указывают, что эти туристы потребляют больше, они более требовательны, проницательны, ценят подлинность и отвергают единообразие.

Для развития и управления гастрономическим туризмом на территории важно определить, провести инвентаризацию и проанализировать потенциал и степень развития различных элементов в цепочке создания продукта гастрономического туризма: производители в первичном и вторичном секторах, фирмы в третичном секторе, предложение общественного питания, размещение, специализированную торговлю, фирмы по предоставлению гастрономических мероприятий и услуг (кулинарные семинары, дегустационные школы и т. д.), а также кулинарные и гостиничные школы, рынки, рынки оптовой торговли, аукционы и места распространения гастрономической культуры, ярмарки, фестивали и события, и также природные и культурные ресурсы [2, с. 10].

Это количественная и качественная идентификация и анализ гастрономического туризма может содержать следующие элементы:

1. Гастрономическое наследие: природные, культурные и гастрономические ресурсы – гастрономические маршруты, пейзажи, рецепты, типичные блюда, кулинарные ремесла и т.д.;

2. Гастрономические продукты, производители продуктов питания отрасли, производственные мощности и сопутствующий туризм, развлекательные мероприятия;

3. Сектор гостеприимства (питание и проживание): количественный и качественный – количество заведений, виды (высокая кухня и авторская кухня, традиционные кухня, популярная кухня, тапас-бары, гастробары, и т. д.), географическое распределение, виды, знаки качества, связанные с гастрономией;

4. Специалисты по торговле: традиционные рынки, уличные рынки, местные продукты, деликатесы, винные погреба и т.д.;

5. Мероприятия по распространению гастрономической культуры: ярмарки и рынки, предлагающие продукцию сельского хозяйства, рыболовства, гастрономии, мероприятия, гастрономическая деятельность фирм;

6. Места для гастрономического образования: музеи и центры интерпретации вина и еды;

7. Центры гастрономических исследований и обучения: гастрономические университеты, школы гостеприимства и учебные центры и др.

Такой анализ может позволить идентифицировать продукты и места для гастрономического туризма, имеющих специальное или дифференциальное значение, определяющее значение пункта назначения, а также предложить и проанализировать текущие и потенциальные продукты, их продвижение и маркетинг. Также важно изучать, как гастрономический туризм дополняет другие туристические продукты, существующие в пункте назначения.

Выводы. Таким образом, еда стала важным стимулом для дифференцирования направления туризма и сделала его привлекательным, а гастрономический туризм стал отдельным сегментом туристского рынка. Сегодня существует широкий консенсус относительно того, что гастрономический туризм может способствовать устойчивому развитию. Гастрономической туризм имеет существенные возможности для развития сельских поселений, экономического роста, создания рабочих мест, ответственного потребления и производства. Сценарий, в котором гастрономический туризм может стать существенным активом для туристических направлений и предлагать большие возможности для всего сектора и общества в целом, вполне реалистичен. Однако стоит учитывать, что гастрономия – это сильно меняющаяся среда, где необходимо планировать и определять стратегии, которые определят дорожную карту для консолидированных и новых направлений гастрономического туризма.

Список использованных источников:

1. Егорова, Е.А. Гастрономический туризм как перспективное направление развития туризма [Текст] / Е.А. Егорова, О.А. Лях // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции / Отв. ред. О.А. Лях. – Чита: Забайкальский гос. университет, 2016. – С. 188-193.

2. Лагусев, Ю.М. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций [Текст] / Ю.М. Лагусев, К.А. Балынин // Сервис Plus. – 2016. – № 2. – С. 9-16.

3. Национальная ассоциация гастрономического туризма России. [Электронный ресурс]. –URL: http://агтр.рф (дата обращения: 05.04.2020).

4. Нехаева, Н.Е. Гастрономический туризм, как перспективное направление развития регионов России [Текст] / Н.Е. Нехаева, Ю.С. Терехова // Естественные и математические науки в современном мире. – 2015. – № 34. – С. 82-87.

5. Чеглазова, М.Е. Гастрономический туризм – изюминка культурно-познавательного туризма в Крыму [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научной конференции, г. Алушта, 26-27 апреля 2018 г. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. – С. 204-208.

 

Ключевые слова: гастрономический туризм, туризм, турист, туристические продукты.

 

УДК 338.48                                                                                                         Чеглазова М.Е.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры туризма,

                                                            Стукальский А.А.,

обучающийся 4 курса направления подготовки «Туризм»,

ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»,

                                                                                                             г. Симферополь, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.124 (0.013 с.)