Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изложение основного материала.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Современное состояние внутреннего туризма в России. Эффективность сферы туризма во многом определяется наличием и полнотой достоверных источников статистической информации, однако по внутреннему туризму в России на данный момент не ведется систематическое наблюдение, а всеохватывающая статистическая отчетность практически отсутствует, что создает проблемы для оценки объема внутреннего туристского потока, структуры туристских расходов и пр. [7]. Несмотря на то, что отечественная статистика не в состоянии предоставить полную и достоверную оценку рынка туристских услуг, все же, по данным учета разнообразных субъектов внутреннего туристского рынка, региональной сводке Росстата и анализу числа отправленных турфирмами россиян в туры по России, мы можем охарактеризовать современное состояние внутреннего туризма в России. Анализ показателей развития внутреннего туризма в РФ (Таблица 1) позволяет сделать следующие выводы: доля валовой добавленной стоимости туриндустрии в ВВП РФ в 2014-2016 гг. практически оставалась стабильной (3,3%) с небольшим повышением на 0,1% в 2016 году, в 2017 году этот показатель увеличился до 3,8%, что в целом означает незначительное увеличение роли сферы туризма в экономике России. Однако данный показатель у России существенно меньше, чем в ряде развитых стран, в которых он составляет примерно 8-12%. Объем туристских услуг, оказанных населению, за период 2014-2018 гг. возрос и в 2018 году составил 172,1 млрд рублей, что показывает повышение заинтересованности российских туристов в отдыхе по России. Увеличился и объем платных услуг гостиниц и иных средств размещения с 175 млрд руб. в 2014 году до 255,7 млрд руб. в 2018 году. Положительная динамика наблюдается также среди показателей числа коллективных средств размещения, а также номеров и мест в них. Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличилась в 2018 году по сравнению с 2014 годом почти в 2 раза и составила 62,2 млн человек, что почти в 6 раз больше численности размещенных иностранцев за тот же год.
Таблица 1 – Показатели развития туризма в Российской Федерации за 2014-2018 годы [9]
Продолжение Таблицы 1
В туры по России в 2018 году было отправлено 3,4 млн граждан РФ, за период 2014-2018 гг. наблюдается ежегодный рост этого показателя. Однако это число все же меньше численности граждан РФ, отправленных в зарубежные туры (5,5 млн человек в 2018 году), хотя динамика данного показателя нестабильна на протяжении всего рассматриваемого периода в связи с падением курса рубля, напряжением политической обстановки и другими факторами. Число туристских организаций в России в 2018 году составило 113 тысяч, наблюдается их уменьшение по сравнению с предыдущим 2017 годом (Таблица 1). Из них прибыльными в 2018 году оказались 76%, убыточными соответственно – 24%, возможной причиной чего могут послужить экономические препятствия на пути у субъектов малого и среднего бизнеса. На данный момент число занятых на внутреннем туристском рынке России составляет 1,4% от общей занятости (983 тыс. человек), с учетом рабочих мест в отрасли около 5,6% (4 млн человек). Анализ реализованных российским гражданам турпакетов (Таблица 2) показал, что всего в 2018 году было реализовано 4,6 млн турпакетов (учитывался въездной, выездной и внутренний туризм) – это является наибольшим количеством за период 2014-2018 гг. Из них 1,6 млн в 2018 году относилось к внутреннему туризму, что составляет около 35,7% от общего числа, в 2015 и 2017 годах к внутреннему туризму относилось 33,1% и 35,4% реализованных турпакетов соответственно. Наибольший скачок доли турпакетов по внутреннему направлению наблюдается в 2016 году, когда показатель был равен 46,5%. Стоимость реализованных населению турпакетов в 2018 году составила 303,7 млрд руб., всего лишь 19,6% из них относится к внутреннему туризму. Из этого следует то, что въездной и выездной туризм пока приносят российским турфирмам большую прибыль, чем внутренний, доля его в общей стоимости слишком мала. Показатель средней стоимости одного турпакета по направлениям внутреннего туризма за весь рассматриваемый период намного меньше средней стоимости по всем направлениям (почти в 2 раза), что может являться предпосылкой его распространения среди населения РФ. В целом, показатели развития рынка в период 2016-2018 гг. демонстрируют положительную динамику, как по количеству реализованных туров по России, так и по их стоимости.
Таблица 2 – Число и стоимость реализованных населению турпакетов в РФ за 2014-2018 годы [9]
Среди наиболее предпочитаемых туристами направлений (Рисунок 1) по доле отправленных по турпутевке российских туристов лидируют Краснодарский край, Республика Крым и г. Санкт-Петербург. В 2018 году доля отправленных туристов в Краснодарский край была равна 24,3%, что составляет почти ¼ всех продаж. Республика Крым после присоединения к России также стала популярным местом для отдыха с долей 14% в 2018 году. Эти два направления являются привлекательными для пляжного и оздоровительного туризма, которые выделяются среди предпочтений россиян. Наблюдается уменьшение доли этих направлений в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Чуть менее распространенным направлением является г. Санкт-Петербург с 9,6% в 2018 году. Столицу России в том же году предпочли посетить всего лишь около 5% туристов. Другие чуть менее популярные направления: Республика Карелия, Татарстан, Ставропольский край, Московская, Калужская и Ленинградская области, занимающие менее 5% каждое. Остальные не перечисленные здесь субъекты Российской Федерации отправляют менее 2% российских туристов, их суммарная доля в 2018 году равна 30,9%. В целом, наблюдается повышение интереса российских туристов к Республике Карелия, Ставропольскому краю, Московской и Калужской областям и понижение – к курортам Краснодарского края и Республики Крым.
Рисунок 1 – Структура отправленных российских туристов в туры по РФ (в % от общего числа отправленных российских туристов по РФ) [9]
Что касается конкурентоспособности путешествий и туризма Российской Федерации, по оценке World Economic Forum, в 2019 году Россия заняла 39 место из 140 с общей оценкой 4,3/7, что по сравнению с 2017 годом означает повышение рейтинга России на 4 места вперед [11]. В разрезе оцениваемых факторов Россия отстает от европейских и мировых средних показателей по обустройству бизнес-среды (92 место, на что повлияли низкая оценка имущественных прав, эффективности законодательной базы в данной области, общей ставки налога и т.д.), охраны и безопасности (98 место из-за недостаточной надежности полицейских служб и высокого уровня преступности), приоритетности путешествий и туризма (86 место по причине низкого финансирования сферы туризма государством, неэффективности маркетинга и брендинга для привлечения туристов, недостаточной статистической отчетности данной сферы), а также международной открытости (123 место из 140, на что повлияли низкая оценка визовых требований и открытости авиасообщения страны). Высокие показатели России достигаются в сфере здоровья и гигиены населения (6 место в мире), инфраструктуры воздушного транспорта (23 место), ценовой конкурентоспособности (27 место из-за низкого уровня цен на топливо и по ППС), высоко оценивается и рынок труда в России (35 место). По количеству природных ресурсов Россия заняла 34 место в общем рейтинге стран. Большое влияние при оценке оказало количество природных объектов всемирного наследия, по которому Россия занимает 4 место в мире. Культурные же ресурсы России заняли в рейтинге 18 место не только из-за богатства культурных объектов всемирного наследия, но и высокой оценки населением развитости культурно-развлекательного туризма России. По показателю туристской инфраструктуры Россия находится на среднемировом уровне, однако отмечается недостаточная обеспеченность гостиничного фонда страны и низкое качество дорожной инфраструктуры и инфраструктуры туризма в целом. Число коллективных средств размещения на 2018 год составляет около 28 тысяч по данным Росстата. Анализ данных за 2010 и 2018 годы показал, что число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось почти в 3 раза (7866 в 2010 г. и 21300 в 2018 г.). В то же время сокращается количество объектов туристской инфраструктуры, обеспечивающих специализированные предложения туристских услуг различным социальным группам. В частности, отрицательная динамика характерна для количества санаториев и пансионатов (1945 в 2010 г., 1755 в 2018 г.). Данные тенденции иллюстрируют усиление стандартизированного, усредненного подхода к потребителю туристских продуктов и сокращение дифференцированных предложений туристских услуг. Помимо недостатка туристской инфраструктуры, в частности коллективных средств размещения, успешному развитию внутреннего туризма в России мешает также ряд определенных проблем [1, с. 153-154]: 1) Высокая стоимость транспортировки туристов при низком качестве услуг также ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в России. Она связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др. На российском рынке практически отсутствуют иностранные перевозчики, осуществляющие внутренние перелеты, вследствие чего в авиационных перевозках пассажиров отсутствует здоровая конкуренция. 2) Низкий уровень сервиса и несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, в частности услуг размещения, питания и перевозок. Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги и воспользоваться ими могут лишь немногие гости столицы. Вместе с тем, проблема низкого уровня сервиса также связана с недостатком квалифицированных кадров в сфере туризма. 3) Слабое продвижение туристского продукта внутри страны. Причиной тому служит слабая реклама и продвижение туристских продуктов и дестинаций, а также недостаточное использование современных технологий, отсутствие единого портала туристских услуг, содержащего информацию о каждом регионе в области туристских дестинаций, средствах размещения, вариантов туристских маршрутов и комбинированных туров, путеводителей и советов туристам, планирующим путешествие в тот или иной регион. Учитывая, что зачастую туристские поездки внутри страны граждане России организуют самостоятельно, развитие информационных технологий важно не только в качестве оптимизации работы турфирмы, но и для упрощения получения информации, необходимой для организации туристской поездки внутри страны [10, c.149]. 4) Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, обусловленный, в том числе, низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая. Таким образом, можно сделать вывод, что по большинству показателей развития внутреннего туризма наблюдается положительная динамика за последние годы: количество турфирм и объем реализованных туров с каждым годом увеличиваются; происходит постепенная переориентация с выездного туризма на внутренний туризм; прибыль организаций туриндустрии растет, как и инвестиции в основной капитал. В целом, туристский сектор РФ обладает большим потенциалом для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. Многие регионы России успешно реализуют свои туристские проекты и разрабатывают новый турпродукт. Однако сфера внутреннего туризма в России еще не так сильно развита, чтобы считаться серьезным конкурентом для зарубежных рынков, об этом свидетельствует наличие ряда факторов, препятствующих развитию туризма, а также то, что преобладающее число российских туристов предпочтет отдых за рубежом, чем в России.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.197 (0.011 с.) |