Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изложение основного материала.

Поиск

1. Современное состояние внутреннего туризма в России. Эффективность сферы туризма во многом определяется наличием и полнотой достоверных источников статистической информации, однако по внутреннему туризму в России на данный момент не ведется систематическое наблюдение, а всеохватывающая статистическая отчетность практически отсутствует, что создает проблемы для оценки объема внутреннего туристского потока, структуры туристских расходов и пр. [7]. Несмотря на то, что отечественная статистика не в состоянии предоставить полную и достоверную оценку рынка туристских услуг, все же, по данным учета разнообразных субъектов внутреннего туристского рынка, региональной сводке Росстата и анализу числа отправленных турфирмами россиян в туры по России, мы можем охарактеризовать современное состояние внутреннего туризма в России.

Анализ показателей развития внутреннего туризма в РФ (Таблица 1) позволяет сделать следующие выводы: доля валовой добавленной стоимости туриндустрии в ВВП РФ в 2014-2016 гг. практически оставалась стабильной (3,3%) с небольшим повышением на 0,1% в 2016 году, в 2017 году этот показатель увеличился до 3,8%, что в целом означает незначительное увеличение роли сферы туризма в экономике России. Однако данный показатель у России существенно меньше, чем в ряде развитых стран, в которых он составляет примерно 8-12%. Объем туристских услуг, оказанных населению, за период 2014-2018 гг. возрос и в 2018 году составил 172,1 млрд рублей, что показывает повышение заинтересованности российских туристов в отдыхе по России. Увеличился и объем платных услуг гостиниц и иных средств размещения с 175 млрд руб. в 2014 году до 255,7 млрд руб. в 2018 году. Положительная динамика наблюдается также среди показателей числа коллективных средств размещения, а также номеров и мест в них. Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличилась в 2018 году по сравнению с 2014 годом почти в 2 раза и составила 62,2 млн человек, что почти в 6 раз больше численности размещенных иностранцев за тот же год.

 

Таблица 1 – Показатели развития туризма в Российской Федерации за 2014-2018 годы [9]

Показатели

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

Доля валовой добавленной стоимости туриндустрии в ВВП РФ, %

3,3

3,3

3,4

3,8

-
Объем туристских услуг, оказанных населению, млрд рублей

147,5

158,3

161,3

166,5

172,1

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд руб.

175,7

189,0

213,3

219,9

255,7

Число коллективных средств размещения

15590

20.135

20534

25292

28072

Число номеров в коллективных средствах размещения, тыс.

670,8

770,4

794,8

884,3

975,1

Число мест в коллективных средствах размещения, тыс.

1573,3

1762,6

1848,1

2167,9

2414,5

Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. 33798,5 43656,9 48338,7 53534,4 62210,1

Продолжение Таблицы 1

Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. 4607,9 5627,3 6092,2 8028,8 11483,8
Численность граждан РФ, отправленных в туры по России, тыс. человек 1974,2 2628,2 3284,2 3285,4 3374,6
Численность граждан РФ, отправленных в зарубежные туры, тыс. человек 6512,9 5261,0 3422,1 5630,0 5486,3
Число туристских фирм 11614 11893 12395 13579 13674
Число туристских организаций 72744 85115 86.968 114779 113009
Из них прибыльных: 53390 62592 64821 87169 85870
Убыточных: 19354 22523 22147 27610 27139

 

В туры по России в 2018 году было отправлено 3,4 млн граждан РФ, за период 2014-2018 гг. наблюдается ежегодный рост этого показателя. Однако это число все же меньше численности граждан РФ, отправленных в зарубежные туры (5,5 млн человек в 2018 году), хотя динамика данного показателя нестабильна на протяжении всего рассматриваемого периода в связи с падением курса рубля, напряжением политической обстановки и другими факторами.

Число туристских организаций в России в 2018 году составило 113 тысяч, наблюдается их уменьшение по сравнению с предыдущим 2017 годом (Таблица 1). Из них прибыльными в 2018 году оказались 76%, убыточными соответственно – 24%, возможной причиной чего могут послужить экономические препятствия на пути у субъектов малого и среднего бизнеса. На данный момент число занятых на внутреннем туристском рынке России составляет 1,4% от общей занятости (983 тыс. человек), с учетом рабочих мест в отрасли около 5,6% (4 млн человек).

Анализ реализованных российским гражданам турпакетов (Таблица 2) показал, что всего в 2018 году было реализовано 4,6 млн турпакетов (учитывался въездной, выездной и внутренний туризм) – это является наибольшим количеством за период 2014-2018 гг. Из них 1,6 млн в 2018 году относилось к внутреннему туризму, что составляет около 35,7% от общего числа, в 2015 и 2017 годах к внутреннему туризму относилось 33,1% и 35,4% реализованных турпакетов соответственно. Наибольший скачок доли турпакетов по внутреннему направлению наблюдается в 2016 году, когда показатель был равен 46,5%. Стоимость реализованных населению турпакетов в 2018 году составила 303,7 млрд руб., всего лишь 19,6% из них относится к внутреннему туризму. Из этого следует то, что въездной и выездной туризм пока приносят российским турфирмам большую прибыль, чем внутренний, доля его в общей стоимости слишком мала. Показатель средней стоимости одного турпакета по направлениям внутреннего туризма за весь рассматриваемый период намного меньше средней стоимости по всем направлениям (почти в 2 раза), что может являться предпосылкой его распространения среди населения РФ. В целом, показатели развития рынка в период 2016-2018 гг. демонстрируют положительную динамику, как по количеству реализованных туров по России, так и по их стоимости.

 

Таблица 2 – Число и стоимость реализованных населению турпакетов в РФ за 2014-2018 годы [9]

Показатели

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

Число реализованных населению турпакетов, тыс. 4384 4024 3352 4389,6 4585,6
в том числе внутренний туризм 992 1331 1529 1552,5 1635,2
Стоимость реализованных населению турпакетов, млрд руб. 243,5 239,6 192,6 281,2 303,7
в том числе внутренний туризм 25,4 50,5 49,2 52,3 59,6
Средняя стоимость одного турпакета в тыс. руб. 55,5 59,5 57,5 64,1 66,2
в том числе внутренний туризм 25,6 38,0 32,2 33,7 36,4

Среди наиболее предпочитаемых туристами направлений (Рисунок 1) по доле отправленных по турпутевке российских туристов лидируют Краснодарский край, Республика Крым и г. Санкт-Петербург. В 2018 году доля отправленных туристов в Краснодарский край была равна 24,3%, что составляет почти ¼ всех продаж. Республика Крым после присоединения к России также стала популярным местом для отдыха с долей 14% в 2018 году. Эти два направления являются привлекательными для пляжного и оздоровительного туризма, которые выделяются среди предпочтений россиян. Наблюдается уменьшение доли этих направлений в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Чуть менее распространенным направлением является г. Санкт-Петербург с 9,6% в 2018 году. Столицу России в том же году предпочли посетить всего лишь около 5% туристов. Другие чуть менее популярные направления: Республика Карелия, Татарстан, Ставропольский край, Московская, Калужская и Ленинградская области, занимающие менее 5% каждое. Остальные не перечисленные здесь субъекты Российской Федерации отправляют менее 2% российских туристов, их суммарная доля в 2018 году равна 30,9%. В целом, наблюдается повышение интереса российских туристов к Республике Карелия, Ставропольскому краю, Московской и Калужской областям и понижение – к курортам Краснодарского края и Республики Крым.

 

Рисунок 1 – Структура отправленных российских туристов в туры по РФ

(в % от общего числа отправленных российских туристов по РФ) [9]

 

Что касается конкурентоспособности путешествий и туризма Российской Федерации, по оценке World Economic Forum, в 2019 году Россия заняла 39 место из 140 с общей оценкой 4,3/7, что по сравнению с 2017 годом означает повышение рейтинга России на 4 места вперед [11]. В разрезе оцениваемых факторов Россия отстает от европейских и мировых средних показателей по обустройству бизнес-среды (92 место, на что повлияли низкая оценка имущественных прав, эффективности законодательной базы в данной области, общей ставки налога и т.д.), охраны и безопасности (98 место из-за недостаточной надежности полицейских служб и высокого уровня преступности), приоритетности путешествий и туризма (86 место по причине низкого финансирования сферы туризма государством, неэффективности маркетинга и брендинга для привлечения туристов, недостаточной статистической отчетности данной сферы), а также международной открытости (123 место из 140, на что повлияли низкая оценка визовых требований и открытости авиасообщения страны).

Высокие показатели России достигаются в сфере здоровья и гигиены населения (6 место в мире), инфраструктуры воздушного транспорта (23 место), ценовой конкурентоспособности (27 место из-за низкого уровня цен на топливо и по ППС), высоко оценивается и рынок труда в России (35 место). По количеству природных ресурсов Россия заняла 34 место в общем рейтинге стран. Большое влияние при оценке оказало количество природных объектов всемирного наследия, по которому Россия занимает 4 место в мире. Культурные же ресурсы России заняли в рейтинге 18 место не только из-за богатства культурных объектов всемирного наследия, но и высокой оценки населением развитости культурно-развлекательного туризма России.

По показателю туристской инфраструктуры Россия находится на среднемировом уровне, однако отмечается недостаточная обеспеченность гостиничного фонда страны и низкое качество дорожной инфраструктуры и инфраструктуры туризма в целом. Число коллективных средств размещения на 2018 год составляет около 28 тысяч по данным Росстата. Анализ данных за 2010 и 2018 годы показал, что число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось почти в 3 раза (7866 в 2010 г. и 21300 в 2018 г.). В то же время сокращается количество объектов туристской инфраструктуры, обеспечивающих специализированные предложения туристских услуг различным социальным группам. В частности, отрицательная динамика характерна для количества санаториев и пансионатов (1945 в 2010 г., 1755 в 2018 г.). Данные тенденции иллюстрируют усиление стандартизированного, усредненного подхода к потребителю туристских продуктов и сокращение дифференцированных предложений туристских услуг.

Помимо недостатка туристской инфраструктуры, в частности коллективных средств размещения, успешному развитию внутреннего туризма в России мешает также ряд определенных проблем [1, с. 153-154]:

1) Высокая стоимость транспортировки туристов при низком качестве услуг также ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в России. Она связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др. На российском рынке практически отсутствуют иностранные перевозчики, осуществляющие внутренние перелеты, вследствие чего в авиационных перевозках пассажиров отсутствует здоровая конкуренция.

2) Низкий уровень сервиса и несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, в частности услуг размещения, питания и перевозок. Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги и воспользоваться ими могут лишь немногие гости столицы. Вместе с тем, проблема низкого уровня сервиса также связана с недостатком квалифицированных кадров в сфере туризма.

3) Слабое продвижение туристского продукта внутри страны. Причиной тому служит слабая реклама и продвижение туристских продуктов и дестинаций, а также недостаточное использование современных технологий, отсутствие единого портала туристских услуг, содержащего информацию о каждом регионе в области туристских дестинаций, средствах размещения, вариантов туристских маршрутов и комбинированных туров, путеводителей и советов туристам, планирующим путешествие в тот или иной регион. Учитывая, что зачастую туристские поездки внутри страны граждане России организуют самостоятельно, развитие информационных технологий важно не только в качестве оптимизации работы турфирмы, но и для упрощения получения информации, необходимой для организации туристской поездки внутри страны [10, c.149].

4) Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, обусловленный, в том числе, низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая.

Таким образом, можно сделать вывод, что по большинству показателей развития внутреннего туризма наблюдается положительная динамика за последние годы: количество турфирм и объем реализованных туров с каждым годом увеличиваются; происходит постепенная переориентация с выездного туризма на внутренний туризм; прибыль организаций туриндустрии растет, как и инвестиции в основной капитал. В целом, туристский сектор РФ обладает большим потенциалом для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. Многие регионы России успешно реализуют свои туристские проекты и разрабатывают новый турпродукт. Однако сфера внутреннего туризма в России еще не так сильно развита, чтобы считаться серьезным конкурентом для зарубежных рынков, об этом свидетельствует наличие ряда факторов, препятствующих развитию туризма, а также то, что преобладающее число российских туристов предпочтет отдых за рубежом, чем в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.197 (0.011 с.)