Промышленный туризм: проблемы и тенденции развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленный туризм: проблемы и тенденции развития



 

Промышленный[34] туризм: проблемы и тенденции развития. В статье представлена характеристика отдельных проблем организации и развития промышленного туризма, плюсы и минусы этого направления; особое внимание уделено возможностям посещения действующих промышленных предприятий. Выделены факторы реализации промышленного туризма.

Industrial tourism: problems and development trends. The article presents the characteristics of individual problems of the organization and development of industrial tourism, the pros and cons of this direction; special attention is paid to the possibilities of visiting existing industrial enterprises. The factors of industrial tourism implementation are highlighted.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализу различных аспектов промышленного туризма посвящены работы таких авторов, как Гарнов А.П., Заднепровская Е.Л., Клейменова Е.О. [1], Никулина Ю.Н., Юрченко А.А. и др. Несколько ранее зарубежные ученые (Frew, E.A. [2], Govers, R. [3], Swarbrooke, J. [5], Mitchell, M.A. and Orwig, R.A. [4]) предприняли целый ряд исследований в названной сфере, что свидетельствует об актуальности избранной темы.

Выделение нерешенной проблемы. Несмотря на рост публикаций по названной проблематике за последние годы тема промышленного туризма до сих пор остается недостаточно исследованной.

Цель статьи – анализ некоторых проблем и тенденций развития промышленного туризма.

Изложение основного материала. Промышленный туризм – в целом малоизученная сфера, в которой не выявлены четкие представления и понятия. Непосредственно термин «промышленный туризм» используется в разных значениях. Так, например, за рубежом это словосочетание означает коммерческий подход к туризму. В данном контексте, промышленный туризм в маркетинговых исследованиях соответствующего профиля рассматривается как товар для массового потребления. При этом, в отдельных регионах промышленный туризм – это экскурсии на действующие промышленные предприятия, в других – особое значение придается объектам индустриального наследия (ФРГ, Франция) [2].

Современный туризм развивается весьма динамично, уверенно наращивая и показатели количества посещений, и объемы финансового вклада в развитие территорий. Рост реальных доходов населения вкупе с все большим разнообразием предоставляемых туристических услуг способствует увеличению спроса на отдых. 

Значительной части представителей современного турпотока уже недостаточно посещения классических достопримечательностей территории. Им нужны новые, яркие, необычные впечатления, которые вполне может обеспечить сфера индустриального туризма.

Особо привлекательными становятся города, располагающие альтернативным сочетанием и классических достопримечательностей, и промышленных объектов, которые могут вызвать интерес у туристов. Таким образом, формируются новые факторы развития промышленного туризма, стимулируя возможность дополнительного дохода местному бюджету.

Рост популярности промышленного туризма свидетельствует о смещении акцента в пользу образовательной составляющей визитов, позволяющей расширить кругозор туристов за счет новых знаний и впечатлений [1].

Как правило, детальная статистика посещаемости промышленных объектов отсутствует; некоторую информацию все же можно найти в национальных и местных источниках. Так, например, представлена информация по посещаемым объектам сферы промышленного туризма в некоторых странах мира в конце первого десятилетия XXI века. (Таблица 1) [3].

 

Таблица 1 – Посещаемые промышленные объекты в Великобритании, Японии и США (2008)

Объекты промышленного туризма Количество посетителей в год, чел.
Cadbury World (Великобритания, шоколадная фабрика) 400 000
Toyota Motor Corporation (Япония) 300 000
Ben and Jerry's Homemade (США, производство мороженого) 170 000
Wedgwood (США, керамическая фабрика) 100 000
WR Outhwaite & Son (США, производство канатов, тросов) 75 000-100 000
Cumberland Pencil (Великобритания, производство карандашей, канцтоваров) 64 000

 

Судя по данным таблицы, значительное количество посетителей интересует процесс изготовления шоколада или производство автомобилей, мороженого и прочей продукции, причем экскурсанты могут лично убедиться в соответствующем качестве товара, что служит дополнительной рекламой.

Российская действительность может предложить свои примеры. На фоне устойчивой репутации невысокого качества отечественных легковых машин при выпуске новой модели Лада Веста во втором десятилетии XXI века концерн «АвтоВАЗ» столкнулся с проблемой недоверия со стороны потребителей. Приглашенные в цеха журналисты получили возможность убедиться в качественных изменениях производственного процесса. В прессе стали появляться статьи с детальной информацией для населения об этой модели; было сделано множество фотографий, что имело позитивные последствия. 

Количество посещаемых промышленных объектов, как правило, зависит от сезона и от целевой группы. Профессионалы предпочитают посещения промобъектов в феврале-июне и в сентябре-ноябре, изучая опыт в течение недели. Любители (туристы, школьники) ориентируются на период школьных каникул, выходных дней, увеличивая поток посещений.

Путешествующим обычно предлагается полный пакет, в котором налицо объединение основных (музеи, развлечения, парки, соборы и т.д.) и вторичных (отели, рестораны, магазины) туристических продуктов. В случае возможности комбинировать экскурсию на промышленное предприятие с классическими достопримечательностями территории, вероятность приобретения тура потребителем еще выше.

Отдельные регионы отличаются символической продукцией или сферой деятельности, определяющей имидж. Так, например, Германия ассоциируется с угледобычей и энергетикой; В Нидерландах Роттердам – это прежде всего деятельность морского порта; Гауда – производство сыра; Гватемала – бананы и кофе и т.д.    

Выделяются несколько категорий модели классификации продукции промышленного туризма:

- Брендированные товары (автомобили, спортивные товары, пиво и т.д.);

- Потребительские товары (лимонад, пиво, шоколад, газеты, зубная паста и т.д.);

- Товары повседневной жизни (автомобили, часы, бытовая техника и т. д.);

- Предметы роскоши (автомобили, дорогие часы, меха, ювелирные изделия);

- Технологически сложные товары (автомобили, компьютеры, мобильные телефоны, компакт-диски и т.д.);

- Особые товары, представляющие интерес (энергия, вода, телевидение, общественные помещения, еда, театр (за кулисами) и т.д.);

- Востребованные изделия кустарного промысла (изделия из стекла, фарфора, камня, текстиля).

Если продукт относится к нескольким из этих позиций, то он характеризуется большой туристической привлекательностью и стимулирует увеличение спроса на туры. Так, в частности, автомобиль относится ко многим перечисленным категориям: это фирменный товар, роскошь, ключ к повседневному быту, и это – технологически сложный товар. Это отчасти объясняет популярность крупных автозаводов в регионе. Нередко автомобильные компании инициируют посещения своих предприятий, способствуя росту сбыта своей продукции.

Факты свидетельствуют и о том, что объекты пивоваренной и пищевой промышленности очень привлекательны для посетителей. Большая часть индустриальных туристических достопримечательностей во всем мире представлена предприятиями этой сферы деятельности.

Промышленный туризм способствует росту рейтинга, улучшению имиджа бренда, стимулирует лояльность потенциальных покупателей:

- предлагается информация, позволяющая инициировать интерес посетителей к фирме и ее продуктам. Это весьма перспективный инструмент маркетинга, поскольку представители целевой группы, зачастую, высокообразованы и имеют определенный статус;

- промышленный туризм может поддерживать текущий производственный процесс, т.к. на фоне внимания посетителей сотрудники нередко демонстрируют лучшие результаты;

- промышленный туризм может создать возможности для получения некоторого дополнительного дохода компании: продажи обычных видов продукции, сувениров, входных билетов, реализация «некондиционного» продукта и т.д.;

- это один из способов демонстрации корпоративной социальной ответственности: экскурсии могут стать частью стратегии, направленной ​​на обеспечение лицензии для работы. Принимая посетителей, компании могут показать, как они относятся к своему персоналу, окружающей среде, что особенно важно для предприятий, например, химического или энергетического сектора;

- экскурсии в компании помогают найти потенциальных сотрудников, особенно студентов и ученых, заинтересованных в производственном процессе;

- промышленный туризм можно рассматривать как вариант контакта с потенциальным клиентом. Т.е. посещение объектов промышленного туризма следует рассматривать как особый инструмент исследования рынка; процесс, который обеспечивает «обратную связь» и дает возможность учитывать пожелания клиентов [4].

Многие промышленные предприятия в качестве аргументов, препятствующих допуску посетителей на производство, приводят дополнительные расходы. Действительно, требуются определенные финансовые затраты: нужно нанять гида, создать все условия для обеспечения безопасности посетителей, для их удобства. Тем не менее, указанные ранее преимущества зачастую с лихвой покрывают вложенные средства. Следует иметь ввиду, что положительный эффект достигается по истечении определенного периода времени. Т.е. речь идет о среднесрочной и долгосрочной стратегии развития, которая характерна для достаточно крупных компаний, оценивающих маркетинговые преимущества промышленного туризма [4,5].

В качестве барьеров в развитии промышленного туризма можно рассматривать потенциально возможные риски. Наблюдается ряд ограничений, которые могут стать препятствиями для активизации промышленного туризма. Прежде всего, это максимальное количество посетителей, которые могут посетить производственные площадки компании в течение определенного периода времени. В случае превышения оптимального показателя возможны негативные последствия в форме нарушения производственного процесса, что сопряжено с дополнительными расходами для предприятия.

 Некоторые участки должны быть недоступны для посетителей в силу опасности стадий производственного процесса. Одно из инновационных решений в таком случае – наличие в лаборатории, например, туннеля, выполненного из прозрачных материалов.

Возможно, экскурсии небезопасны с точки зрения краж и промышленного шпионажа, хотя на практике все это решаемо для компаний. Риск шпионажа может быть сокращен путем отсутствия доступа к особым подразделениям предприятия (например, лабораториям или исследовательским отделам). В дополнение ко всему, сами сотрудники могут испытывать дискомфорт от присутствия посторонних, что может негативно отразиться на производстве. Но, как показывает практика, в большинстве случаев интерес туристов мотивирует у сотрудников чувство гордости, причастности к общему делу.

Еще одна проблема связана с сезонным характером туризма. Как организовать работу гидов в межсезонье? С одной стороны, компании могут нанять гида только на определенный срок. С другой, – есть возможность использования в качестве экскурсоводов своих сотрудников-пенсионеров. При выборе постоянной работы гидов компании, возможно, придется действовать более активно, настойчиво, чтобы обеспечить постоянный поток посетителей даже в низкий сезон промышленного туризма. Дополнительными заботами компаний являются наличие достаточного количества удобных для посетителей. парковочных мест, санитарных помещений, конференц-залов [6]. Тем не менее, все эти проблемы решаемы в случае заинтересованности в развитии промышленного туризма.

По всей вероятности, стоит фокусировать внимание и на проблеме приобретения нежелаемого имиджа некоторыми компаниями, открывающих свой производственный процесс для экскурсантов. Прежде всего, это касается некоторых сфер пищевой промышленности (например, производство колбасных изделий, мясных консервов), т.к. далеко не все этапы производственного процесса вызывают позитивные эмоции. Или, например, ситуация с табачными фабриками, на которые некогда активно предлагались соответствующие туры. Из-за растущего числа сторонников здорового образа жизни данные объекты промышленного туризма становятся все менее популярными.

В последние годы все чаще экскурсии на производство заменяются посещением музеев соответствующих промышленных объектов. Возможно, для предприятий этот вариант более предпочтителен, т.к. почти не требует дополнительных финансовых вливаний. Но, с другой стороны, посетители больше не могут воочию убедиться в соблюдении всех аспектов технологического процесса и качестве выпускаемой продукции. Это уже менее привлекательный визит, а значит многие из преимуществ промышленного туризма не реализуются в полной мере.

Средоточием промышленных объектов, как правило, характеризуются городские населенные пункты, имеющие разные возможности для реализации экскурсий. Далеко не все города разработали четкую стратегию промышленного туризма с целью увеличения номенклатуры предлагаемых посещений производственных площадок, хотя в современных условиях наблюдается повышенный интерес к этой сфере туризма.

Не стоит забывать о том, что среди участников процесса реализации промышленного туризма выделяются разные целевые группы:

- студенческой аудитории промышленный туризм дает шанс более детального знакомства с технологией производственных процессов; с потенциальными работодателями, что весьма существенно для их будущего;

- профессиональные визитеры: поставщики, потенциальные клиенты, конкуренты, финансисты и другие специалисты, для которых интерес представляют сведения о фирме, с которой осуществляется сотрудничество, а также особенности технологического процесса или концепция промышленного туризма как такового;

- журналисты и исследователи: их мотивы нередко идентичны целям фирм-конкурентов, т.к. основная сфера их интересов касается, прежде всего, инноваций, отличающих данный объект от других участников аналогичного производства.

Для практической реализации промышленного туризма необходимо учитывать четыре основных момента, представленных на рисунке 1 [5].

 

Соответствующий отбор целевой группы
Привлекательность продукта промышленного туризма

 


Факторы
 

Выгоды с точки зрения доходов и имиджа для города и предприятия
Организационная форма

 

 


Рисунок 1 – Факторы реализации промышленного туризма [5]

 

На отдельных моментах целесообразно остановиться более детально.

Объем и масштаб целевой группы определяются привлекательностью (и доступностью) продукта. Целевая группа характеризуется такими параметрами, как возраст (дети, молодые люди или пожилые люди), пол, мотивы поездки (досуг, бизнес, образование), уровень образования, уровень дохода и т. д. Целевую группу могут составлять посетители местного, национального или международного уровня. Отдельные виды промышленного туризма интересны только для относительно небольшого контингента желающих, другие – имеют потенциал для развития массового туризма. Привлекательность промышленного туризма – понятие субъективное и определяется предпочтениями целевой группы.

Как показывает практика, весьма привлекательны для туристов предприятия, производящие средства передвижения (автомобили, мотоциклы), продукты питания (шоколад, вино и пр.) и познавательно-развлекательные виды продукции (например, фильмы). Особенности продукции актуальны для посетителей, ориентированных на отдых, которые демонстрируют желание попробовать или просто прикоснуться к потребительским товарам. Фактором привлекательности могут стать инновации производственного процесса.

Помимо характеристик продукта, имеет значение качество обслуживания посетителей. Привлекательность промышленного туризма стимулируется предоставлением специальных информационных средств для посетителей (интерактивные информационные панели, презентационные буклеты, красочные путеводители), объектов общественного питания; возможностью непосредственно попробовать на ощупь или дотронуться до изделия (или материалов) и т.д.

Доступность объектов вносит свой вклад в развитие промышленного туризма. Прежде всего, важна легкость достижения пункта назначения. Причем это требование особое значение приобретает для такой целевой группы, как посетители с ограниченными физическими возможностями. Прием данной целевой группы сопряжен с дополнительными расходами по организации маршрута удобного передвижения по производственной площадке.

Следует иметь ввиду, что промышленный туризм – относительно новая концепция. По этой причине немногие регионы (города) разработали соответствующую стратегию развития, хотя ее наличие вполне можно рассматривать как фактор конкурентного преимущества. Реализация преимуществ городами возможна при удовлетворении самых разных потребностей туристов, в том числе интереса к промышленным объектам.

При анализе отдельных организационных моментов промышленного туризма очевидно, что большинство вопросов реализуется непосредственно на предприятиях и связано с проблемами нейтрализации негативных последствий присутствия посторонних (туристов) на объектах. Организационная структура, прежде всего, должна обеспечить требования безопасности посетителей и непрерывность производственного процесса. Как правило, обозначенные ранее проблемы успешно решаются, если инициаторы маршрутов промышленного туризма осведомлены об этих (моментах) сложностях. Промышленный туризм можно активизировать в случае создания городом благоприятной организационной среды для компаний.

Выводы. Современнаяпрактика свидетельствует об усилении интереса ко многим аспектам развития промышленного туризма, и по прогнозам такая тенденция сохранится. Этот увлекательный вид туризма становится все более доступным. Тем более, что данное направление не требует специальной подготовки участников процесса или сооружения каких-то особых объектов. Все больше становится тех компаний, которые принимают экскурсантов на своих производственных площадках. В этом ощущается поддержка городских властей, которые помогают предприятиям реализовать потенциальные преимущества, гарантируя качество и привлекательность туров. Регионы, города и отдельные компании демонстрируют близость интересов по улучшению своего имиджа, а также по увеличению доходности туризма производственного направления.

Список использованных источников:

1. Клейменова, Е.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма [Текст] / Е.О. Клейменова, А.О. Чулакова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 256-259.

2. Frew, E.A. Industrial Tourism: a conceptual and empirical analysis. PhDThesis, Victoria University, 2000.

3. Govers, R. Promoting Tourism Destination Image/ Govers, R., Go F, M., Kumar K.// Journal of Travel Research. – 2009. – № 46. – p. 15-23.

4. Mitchell, M.A. and Orwig, R.A. 2002. Consumer experience tourism and brand bonding. Journal of Product and Brand Management, Vol. 11 (no. 1), pp. 30-41.

5. Swarbrooke, J. The Development and Management of Visitor Attractions/ Swarbrooke, J./ 2-nd ed. Burlington. – Butterworth-Heinemann, 2002.

6. Yale, P. From Tourist Attractions to Heritage Tourism/ Yale, P.// Huntingdon and/or Yale, P. 2002. Tourism in the UK. – Huntingdon, 2002.

Ключевые слова: промышленный туризм,посещение промышленных предприятий, факторы развития, ограничения промышленного туризма, целевая группа.

 

 

УДК 379.85                                                                                                         Фаронова Ю.В.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры туризма, геоурбанистики

и экономической географии,

Идрисов И.Р.,

обучающийся 2 курса бакалавриата

направления подготовки «Туризм»,

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Уфа, Россия

 

ЭКСКУРСИЯ «ЧЕХОВСКИЙ ИЮНЬ»

Экскурсия [35] «Чеховский июнь». Экскурсионный маршрут по местам пребывания Антона Павловича Чехова разработан на основе объектов, которые связаны с пребыванием писателя на территории Альшеевского района Республики Башкортостан (РБ). Альшеевский район РБ характеризуется прохождением по его территории железнодорожной магистрали, на которой расположены три станции (Раевка, Шафраново, Аксеново), специализацией на агропромышленном производстве (овцеводство, пчеловодство, птицеводство – основные отрасли сельского хозяйства, сахарный завод «Раевсахар», мясокомбинат – отрасли пищевой промышленности). Рекреационное хозяйство района представлено санаторием «Шафраново», санаторно-оздоровительным лагерем «Карлугач» (село Никифарово), детско-оздоровительным центром «Санаторий им. А.П. Чехова» (пос. Санаторий им. Чехова) [1]. Посещение данной территории А.П. Чеховым можно рассматривать как яркую черту в биографии самого писателя, как уникальную историческую страницу Республики Башкортостан.

Excursion «Chekhov's June». The excursion route to the places of stay of Anton Pavlovich Chekhov was developed on the basis of objects that are associated with the stay of the writer on the territory of the Alsheevsky district of the Republic of Bashkortostan. Alsheevsky district of the Republic of Bashkortostan is characterized by the passage through its territory of the main railway, on which there are three stations (Raevka, Shafranovo, Aksenovo), specialization in agroindustrial production (sheep breeding, beekeeping, poultry farming - the main branches of agriculture, the sugar plant «Raevsakhar», the meat processing plant - the food industry industry). The recreational economy of the district is represented by the Shafranovo sanatorium, the Karlugach sanatorium camp (Nikifarovo village), the Sh. A.P. Chekhov (settlement Chekhov Sanatorium) [1]. A.P. Chekhov can be regarded as a striking feature in the biography of the writer himself, as a unique historical page of the Republic of Bashkortostan.

Анализ последних исследований и публикаций. История возникновения кумысолечебниц на территории современной Башкирии («лечебная колония» при станции Белебей-Аксаково была построена в 1890 г. О.Г. Аксаковой – внучкой писателя С.Т. Аксакова; кумысолечебница в имении помещицы Шафрановой в 5 км от станции Глуховская под названием «Русская Швейцария»; открытие Андреевского санатория в 11 км от станции Аксеново, в котором лечился в 1901 г. А.П. Чехов) раскрыта в работе [5]. Исторические аспекты размещения эвакогоспиталей в период Великой Отечественной войны в санаториях Башкирии, в том числе в санатории имени А.П. Чехова в 1941-45 гг., раскрыты в работе [4]. Факт пребывания Антона Павловича Чехова и его супруги Ольги Леонардовны Книппер после их венчания в мае 1901 г. в Башкирии, в Андреевском туберкулезном диспансере, отражён в работе [8].

Выделение нерешенной проблемы. В статье раскрыт историко-литературный аспект экскурсионного маршрута по территории Альшеевского района РБ, что представляет практический интерес для коммерциализации данного туристско-рекреационного направления. В биографии А.П. Чехова [2] встречается упоминание о Таганроге, Москве, Сахалине, Ялте, Баденвейлере, с которыми связаны жизненные отрезки писателя. Только в краеведческой литературе можно найти сведения о пребывании писателя в Башкирии. Поэтому актуальна разработка экскурсионного маршрута по чеховским местам в Башкирии.

Цель статьи – формирование маршрута экскурсии, технологической карты экскурсии и представление результатов разработки экскурсионного маршрута по местам пребывания А.П. Чехова в Башкирии.

Изложение основного материала. А.П. Чехов по совету Льва Николаевича Толстого проходил курс лечения кумысом в Андреевском санатории в 1901 г., руководил которым профессор А.П. Рубель. Известно, что в 1862 г., затем в июне 1871 г. Лев Толстой посещал степные районы для лечения кумысом (в 130 верстах от Самары, башкирское кочевье на реке Каралык). Л.Н. Толстой купил землю у реки Таналык, в своё степное имение Лев Николаевич приезжал несколько раз. «Для приготовления целительного кумыса был приглашен башкир Мухамет Рахматуллин из деревни Муратшиной Имлеевской волости». Мухамет Рахматуллин (русское население звало его Романычем) знал арабский язык, Коран, хорошо говорил на русском языке. На Каралыке Л.Н. Толстой общался с башкиром Хаджимуратом (Михаил Иванович для русских), с которым играл в шашки. 

В 1873 г. Толстой приехал в свое башкирское имение уже со всей семьей (дети Сергей, Илья, Татьяна, Мария, Лева и только что родившийся Петя). В 1872-1873 гг. в степных районах Поволжья была засуха, поэтому население ближайших к хутору писателя башкирских деревень столкнулось с голодом. Л.Н. Толстой выступил с призывом о помощи, было собрано 1 876 000 рублей и 21 000 пудов хлеба. В 1883 г. писатель последний раз посетил свое имение, хозяйство ликвидировал, землю сдал в аренду крестьянам. По итогам знакомства с жизнью башкирского населения писатель создал рассказы «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно?». В 1900 г. слуга Л.Н. Толстого Иван Забров был в Башкирии. Башкирское население оставило слова о Л.Н. Толстом: «Мы любим графа. Он добрый человек. Дай бог ему долго жить. Когда приедешь, скажи так: «Башкиры кланяются»» [7, 8, 10]. 

Сам санаторий был основан крупным землевладельцем М.И. Дурилиным в 1898 г. на средства умершего от туберкулеза брата Андрея Исидоровича, и был назвал в память брата Андреевским. Однако, в книге А.В. Весновского «Путеводитель по курортам Урала» (1902 г.) отмечается начало деятельности лечебницы М. И. Дурилина в 1900 г. В настоящее время название санатория изменилось, это Санаторий им. А.П. Чехова. Лечебные свойства кумыса были обоснованы врачом Н.В. Постниковым, который описал их так: «nutrit, roborat, etalterat – питает, укрепляет, обновляет». В благотворительных целях в санатории проводился «Праздник белой ромашки» как символ решимости борьбы с туберкулезом. В петлицы люди закрепляли белые ромашки. Проводились акции пожертвования на борьбу с туберкулезом, оказания помощи неимущим, одиноким, на развитие кумысного дела. В этот день Нестор Васильевич Постников читал лекции [11]. В 2020 г. санаторий им. А.П. Чехова отмечает юбилей – 120 лет со дня основания. Эта дата сочетается с 160-летием рождения А.П. Чехова (29.01.1860 – 15.07.1904 гг.) [3].

25 мая 1901 г. А.П. Чехов, после венчания с артисткой Московского Художественного театра Ольгой Книппер, выехал с супругой в Уфимскую губернию. Пароход, на котором плыл А.П. Чехов по рекам Волге, Каме, Белой, пристал в Уфе. Из Уфы писатель ехал по железной дороге до станции в нынешнем селе Аксёново. Там находилась Андреевская кумысолечебница, ныне санаторий им. Чехова. По воспоминаниям О.Л. Книппер-Чеховой, «в Аксеново Антону Павловичу нравилась природа, длинные тени по степи после шести часов, фырканье лошадей в табуне, нравилась флора, река Дема (аксаковская), куда мы ездили однажды на рыбную ловлю. Санаторий стоял в прекрасном дубовом лесу, но устроен был примитивно, и жить было неудобно при минимальном комфорте. В центре усадьбы стояло большое деревянное здание, в котором размещалась столовая. Там мы завтракали, обедали, ужинали. Мы с Антоном Павловичем поместились в небольшом домике (скорее беседке) на две крошечных комнатки-кабинки. В каждой было по одному стулу и кровати. Причем, как оказалось, подушки и постельное белье мы должны были везти с собой, так как казенного белья там не полагалось. Мне пришлось на другой же день ехать в Уфу и покупать подушки, простыни, наволочки и прочие мелочи. Кровать для Антона Павловича была очень короткая, он, как известно, был высокого роста. Для того, чтобы ему было удобнее спать, я каждый вечер подставляла к кровати табуретку, на которую он просовывал ноги сквозь спинку кровати. Но все эти неудобства жизни в первобытном, примитивном санатории искупались чудесной природой, воздухом: кругом были дубовые леса, зеленая сочная трава, ароматные полевые цветы» [2]. В кумысолечебнице писатель занимался творческой деятельностью, общался с местным населением. Целебные свойства кумыса и прогулки по окрестностям, местная природа, рыбная ловля оказали на А.П. Чехова положительное влияние. Любимым местом отдыха А.П. Чехова была невысокая гора с крутыми спусками. Писатель занес на гору самодельный стол и стул. Там он любил сидеть, осматривать окрестности, читать почту, писать письма, здесь он корректировал пятый том своего полного собрания сочинений, издаваемого А.Ф. Марксом. Ныне эта гора получила название «Чеховой горы». Напротив санатория сохранилась «Чеховская беседка». Сама беседка в память о писателе была установлена управляющим Андреевским санаторием А.А.Третьяковым в 1904 г. Дом, в котором жил писатель, находясь на лечении, превращен в музей писателя. В 1913 г. лечившийся в санатории преподаватель Уфимского епархиального женского училища А.А.Гуляев писал о домике писателя и скамейке: «С гор открывается прекрасный вид на всю санаторию; можно видеть, между прочим, и тот (крайний) домик, в котором жил лечившийся от чахотки А.П.Чехов. Этот («Чеховский домик») стоит у самой степи, откуда одиноко-сиротливо выглядывает скамейка. На ней, говорят, любил сидеть покойный писатель» [12]. Во время пребывания в санатории Антон Павлович, кроме прогулок и поездок по живописным окрестностям, совершал поездки в соседние селения, на станцию Аксёново. Сведения об этом собрал башкирский писатель Кирей Мэргэн, который в 1944 г. был в санатории им. Чехова и встречался с местными жителями. А.П. Чехов посетил село Воздвиженка по приглашению инспектора московской мужской гимназии П.М. Веселова, который был зятем помещика Померанцева, и в имении жены проводил летние каникулы. А.П. Чехов был в деревне Самодуровке (ныне Сосновка), в котором было почтовое отделение. Учительница церковно-приходской школы Фаина Васильевна Иванова (Костромина) из деревни Самодуровка вспоминала: «Его приезд в наши края был настоящим событием. Мы, учителя земской школы, знали писателя по его произведениям. А вскоре нам посчастливилось познакомиться с ним. Он был частым гостем в школе, у наших учителей. Бывало, Антон Павлович поедет на станцию на лошадях, а возвращаться любил пешком, и тогда заходил в школу выпить чашку чая, отдохнуть, поговорить. Беседовать с ним было очень интересно. Речь его была мягкой, насыщенной юмором. Интересовался Чехов вопросами деревенской жизни. Расспрашивал о работе школы, о жизни крестьян. О нем у меня сохранилось самое дорогое воспоминание» [12]. 

Из Уфимской губернии А.П. Чехов вернулся в Ялту, и здесь он опять почувствовал себя плохо, о чём писал Максиму Горькому (от 24 июля 1901 года): «Простите, милый Алексей Максимович, не писал Вам так долго, не отвечал на Ваше письмо по законной, хотя и скверной привычке, – похварывал. В Аксеново чувствовал себя сносно, даже очень, здесь же, в Ялте, стал кашлять и прочее, отощал и, кажется, ни к чему хорошему не способен».

15 июля 1904 г. А.П. Чехов умер в немецком городе Баденвейлер.

 

Таблица 1 – Технологическая карта экскурсии «Чеховский июнь».

Участки (этапы) перемещении по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участие маршрута Места остановок Объект показа Продолжит ельность осмотра е минутах Основное содержание информации Указание по организации Методические указания
Андреевский санаторий Село санатория им. Чехова Территория санатория, домики 20

Вступительная беседа, история края, рассказ о кумысолечении, биография Чехова, рассказ о том, как Чехов побывал в Башкирии и прогулка по местам, связанные с ним.

Рассказать о жизни и лечении А.П Чехова в Башкирии. Познакомиться с местами, где он побывал. Рассказать о его воспоминаниях о крае из писем.

Использовать прием объяснения, а также материалы из «портфеля экскурсовода» (фотографии).

Чехова гора Село санатория им. Чехова Гора с прекрасными видами, где писатель любил находиться долгое время 35
Чеховская беседка Село санатория им. Чехова Беседка, построенная в память о писателе 15
Дом-музей писателя Село санатория им. Чехова Дом, где проживал писатель с женой 50

 

Выводы. Экскурсионный маршрут «Чеховский июнь» составлен по местам пребывания А.П. Чехова в Альшеевском районе Республике Башкортостан, может быть ориентирован для разнообразных потребителей, как жителей Башкирии, так и посетителей из других регионов РФ.

Список использованных источников:

1. Администрация Альшеевского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – URL: https://alshei.bashkortostan.ru/district/.

2. Антон Павлович Чехов. Краеведческий портал. [Электронный ресурс]. – URL: https://mozaika.ufa-lib.ru/index.php?id=67.

3. Дом-музей Чехова. [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/clubdomchehova.

4. Киньябулатов, А.У. Санаторно-курортная помощь в эвакогоспиталях Башкирской АССР [Текст] / А.У. Киньябулатов, С.А. Халиков, Ш.З. Загидуллин, А.А. Хазиманова, Е.С. Редькина, Н.Н. Сухарева, Н.А. Дьякова, Е.С. Карпова // Казанская наука. – 2015. – № 10. – С. 56-58.

5. Киньябулатов, А.У. Кумысолечение в Уфимской губернии [Текст] / А.У. Киньябулатов, Н.Х. Шарафутдинова, Ш.З. Загидуллин, А.А. Киньябулатова // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2012. – № 5. – С. 91-92.

6. Культурно-просветительский интернет-портал «Антон Павлович Чехов». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.anton-chehov.info/biografiya.html.

7. Лев Толстой и его любовь к Башкирии [Электронный ресурс]. – URL: https://bash.news/sputnik/koleso-istorii/91400-lev-tolstoj-i-ego-lyubov-k-bashkirii-18732.

8. «Мы любим графа»: Как великий писатель Лев Толстой жил и лечился в краю башкир. Из архива печати РБ. Материалы предоставлены Национальным архивом РБ. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bashinform.ru/news/1403621-my-lyubim-grafa-kak-velikiy-pisatel-lev-tolstoy-zhil-i-lechilsya-v-krayu-bashkir/.

9. Помелов, В.Б. О. Л. Книппер-Чехова: выдающаяся актриса и вятская уроженка [Текст] / В.Б. Помелов // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019). Сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х томах. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – С. 892-902.

10. Рахимкулов Мурат. «Край здесь прекрасный… Лев Толстой и Башкирия (к 190-летию писателя)». [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/kray-zdes-prekrasnyy.

11. Санаторий им. Антона Павловича Чехова. [Электронный ресурс]. – URL: https://rus-luck.livejournal.com/2031.html.

12. Свице Я.С. А.П. Чехов в Уфимской губернии в 1901 году. Часть II. [Электронный ресурс]. – URL: https://janinas.livejournal.com/59399.html.

Ключевые слова: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, Аксёново, Санаторий им. А.П. Чехова, Альшеевский район.

 

УДК 379.85                                                                                                        Фаронова Ю.В.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры туризма, геоурбанистики

и экономической географии,

Кирсанова М.С.,

обучающаяся 2 курса бакалавриата

направления подготовки «Туризм»,

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»,

г. Уфа, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.112.198 (0.098 с.)