Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точка, точка, запятая» — продолжение разучивания, исполнение

Поиск

Выуже отмечали, что в этом произведении неоднократно ме­няется характер мелодии - от игривого, заводного до задумчивого, серьезного, размышляющего.

— Какие части поются в шуточном, игровом характере? (Две части припева.)

Чтобы придать припеву еще больше шутливости, добавим в него подголосок — маленький вокализ в самом начале. Помните, я просила вас обязательно тянуть окончания всех фраз в начале припева: «запятая-а-а», «смешная-а-а», «огуречи-и-ик». Такие продолжительные окончания нужны для того, чтобы на их фоне красивее звучал подголосок на слоги «ля-ля, ля-ля». Послушайте, в каком месте надо его исполнить — по окончании первых трех строчек, когда весь хор поет протяжный гласный звук. Давайте отработаем это место. (Партию подголоска можно петь двумя приемами — группой класса или солистом, который обладает звонким голосом с устой­чивой интонацией. Педагог назначает солиста, проводится отра­ботка пения начала припева с подголоском.)

В связи с тем, что здесь появляется подголосок, у дирижеров усложняется задача. Одной рукой они должны будут показывать пение всего хора, а второй рукой — партию солиста, поющего под­голосок. Давайте отработаем этот дирижерский момент. (Отработка дирижерского жеста с показом подголоска.)

Песня продолжается не совсем обычно. Вам уже было ска­зано, что после 2-го куплета у припева песни новый текст. И это не единственное нововведение в припеве. Там появится еще и ме­сто, где будет звучать только инструмент, а весь хор должен будет молчать. Придется поработать над этим завершающим песню припевом отдельно.

— Запомните слова последнего припева.

Припев.    Это знают даже дети,

Как он должен жить на свете,

Легче этого вопроса

Нету, нету ничего.

(Класс повторяет слова и поет их на мелодию начала припева.)

Дальше две музыкальные фразы будут звучать только на ин­струменте, потому что вы в этом месте должны собрать свое вни­мание и дыхание, чтобы выразить главную мысль песни.

Просто надо быть правдивым,

Благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым,

Только и всего!

— Исполните эти слова на мелодию, которая последует после инструментального проигрыша.

Соединим полностью весь последний припев, споем его в среднем темпе, чтобы вы запомнили, где надо молчать и слу­шать только инструмент.

- Какой подголосок вы сегодня разучили специально для припева? («Ла-ла, ла-ла».)

Этот подголосок сохранится и в последнем припеве. Давайте исполним новый, только что разученный припев с подголоском.

- Объединим второй куплет песни («Как все просто удает­ся...») с новым, только что выученным припевом.

V. Слушание музыки

- К какому жанру относится эта русская народная песня? (Педагог исполняет начало песни «Солдатушки, бравы ребя­тушки».)

Верно, это солдатская песня.

- Какова она по характеру? (Ответы детей.)

Поиграем в игру под названием «Я утверждаю, что...». Я буду произносить вперемежку правильные и неправильные определе­ния этой музыки. Ваша задача - правильные определения повто­рить всем вместе хором. А на неправильные слова - промолчать. (Педагог перечисляет следующие определения характера му­зыки: бравая, тихая, четкая, маршевая, вялая, ритмическая, му­жественная, плавная, огневая, решительная. Неверные определения выделены в тексте курсивом.)

- Как принято называть произведения, прославляющие ге­роев нашей Родины? (Героические.)

- Знаете ли вы произведения героического характера, создан­ные русскими композиторами? (Оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский».)

- Кто помнит содержание оперы М.И. Глинки «Иван Суса­нин»? (Герой Иван Сусанин из города Костромы пожертвовал своей жизнью и завел вражеский отряд поляков в лес.)

- Какой сценой заканчивается опера «Иван Сусанин»? (Фи­нал на Красной площади, куда приходят дети Ивана Сусанина и рассказывают о его подвиге, после чего хор славит героя, говоря о том, что подвиг его не забудут и через века.)

- Как называется хор, который звучит в финале на Красной площади? («Славься!»)

- Как оценили хор «Славься!» русские композиторы? (Ком­позитор П.И. Чайковский назвал хор «Славься!» архигени­альным.)

- Послушайте финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Отметьте его характер и исполнителей. (Прослушивание хора «Славься!».)

- Как называется человек, если в опере он поет один? (Со­лист.)

— А если поют все, кто присутствует на сцене? (Хор.) Сейчас вы услышите, как поет хор. Хор бывает разным. Ко­гда поете хором вы, такой хор называется детским. Когда поют одни мужчины - это мужской хор, одни женщины - женский. А когда поют и мужчины, и женщины - смешанный. Хор, ко­торый поет «Славься!», — смешанный. Повторите всем классом, как называется хор, в котором сливаются мужские и женские голоса.

(Школьники хором повторяют термин «смешанный», после чего проводится прослушивание хора.)

- Есть ли сходство у хора «Славься!» и у народной песни? (Да, в хоре «Славься!» встречается распев слогов.)

Сла-а-вься, славься, ты Русь моя, Славься, ты русская наша земля. Да-а будет во веки веков сильна Роди-имая на-аша родная страна.

- В какой динамике звучал хор? («Очень громко», фортиссимо.)

— Звуки какого инструмента ввел композитор для придания торжественности этой сцене? (Колокола.)

— Близка ли музыка гимну? Какие черты делают ее похо­жей на гимн? (Торжественность, героичность, парадность, праздничность, маршевость.)

Сам М.И. Глинка назвал ее «гимн-марш». Слушая музыку фи­нального хора «Славься!», можно заметить, что ее звучание близко старинным русским торжественным песням — кантам.

- Запишите в тетради определение: «Кант - старинная рус­ская песня торжественного характера».

Чаще всего канты рассказывали о военных победах и сраже­ниях. Были канты, посвященные героям.

— Какой музыкальный термин образован от слова «кант»? (Кантата.)

VI. Вокальная импровизация

- Вспомните, что такое штрихи. (Манера исполнения.)

Каким штрихом вы пели припев в песне «Точка, точка, за­пятая»? (Нонлегато, стаккато.)

— Какой понадобился штрих в запеве этой песни? (Легато.)

- Запомните текст для импровизации, где две части надо спеть разными штрихами. Дадим этому отрывку название -«Птица и лягушонок».

(Педагог читает стихотворение поэта С. Козлова «Фантазии». Школьники повторяют текст и запоминают его.)

Стоит руки мне раскинуть —

Сразу птицей становлюсь.

Стоит мне чуть-чуть попрыгать —

Лягушонком становлюсь.

— Какой штрих нужен для 1-й части этого текста — «Птицы»? (Легато.)

— Какой штрих нужен для 2-й части этого текста — «Лягушон­ка»? (Нон легато.)

— Сосредоточьтесь на минуту, представьте, какая мелодия должна быть в разных частях этого стихотворения. (Школьники сочиняют импровизацию внутренним слухом, после чего исполняют свои варианты напевов.)

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Приведите примеры героической музыки.

— Какие жанры народной музыки вы сегодня слушали?

VIII. Рефлексия

— Какие народные песни вы сегодня исполняли?

— Какую русскую народную песню вы продолжили разучивать?

— В каком новом виде вы сегодня встретились с «Вокализом»?

— О каком месте Москвы написаны стихи?

Снежная симфония

...Снег идет...

Пьедестал осыпает гранитный

В тихом темпе, в стеснительно медленном ритме.

Но Чайковский к беззвучью его, словно к звуку,

Протянул вдохновенно изящную руку

И над улицей в гуле машинного бега

Дирижирует белой симфонией снега...

И трепещут, сверкая серебряной пылью,

Лебединого озера легкие крылья...

Снег струится, и памятник — строгий, певучий —

Утопает в снегу, словно в мире созвучий,

И Чайковского облик — не бронза и камень,

А медалью серебряной в площадь вчеканен.

А. Созаев. Пер. с балкарского Л. Шерешевского

Почему перед Московской консерваторией установлен памятник композитору П.И. Чайковскому?

— Какие бывают хоры?

— Какой хор исполнял финал оперы «Иван Сусанин»? (Сме­шанный.)

— Какой оркестр звучал в финале оперы? (Симфонический.)

— Какая музыка, услышанная вами сегодня, близка канту? (Хор «Славься/».)

— В каких песнях вы исполняли отрывки с вокализами? («А мы просо сеяли», «Точка, точка, запятая».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.007 с.)