Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полонез и мазурка в «польском» действии оперыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В опере образы поляков раскрываются через звуки их танцев -полонеза и мазурки. Познакомьтесь с тем, как М.И. Глинка гениально вводит их лейтмотивы в музыкальную драматургию оперы. Итак, 3-е действие оперы: мы попадаем в село под Костромой, где живет Сусанин со своей семьей. В доме Ивана Сусанина готовятся к свадьбе его дочери Антониды. Вот как об этом сообщает сам Сусанин. (Педагог исполняет или показывает в записи отрывок партии Сусанина на слова «Вот наконец я дожил до свадьбы дочери моей».) — Казалось бы, мы слышим радостный рассказ Сусанина о предстоящей свадьбе. Но что-то необычное звучит в сопровождении оркестра? (Звуки полонеза.) — О чем это говорит? (Скоро появятся поляки.) И потом, чуть позднее, сын Сусанина Ваня восклицает: «Я слышу конский топот». Здесь снова звучит мазурка, и врываются поляки, которые требуют, чтобы Сусанин показал дорогу на Москву. — Напомните, какие вокальные партии дал М.И. Глинка полякам, захватчикам. (Короткие, на 1—2звуках.) Вот и сейчас они не поют, а кричат на одной ноте, требуя: «Старик! Веди нас!» — Мог Сусанин отказаться? (Да.) — Что могло бы произойти потом, если бы он отказался? (Поляки убили бы его, но нашелся кто-то другой, кто провел бы их туда, куда надо врагам.) И Сусанин решает пожертвовать своей жизнью, но вместе с тем и погубить врагов. Тогда они предлагают Сусанину деньги, и он так отвечает: «Да, ваша правда! Деньги — сила!» Но композитор с помощью музыки показывает, о чем НА САМОМ ДЕЛЕ думает Сусанин: оркестр в этот момент исполняет мазурку — польский лейтмотив. То есть, Сусанин обманывает врагов, он только ДЕЛАЕТ ВИД, что соглашается. Он прощается с дочерью, а Ваню отсылает предупредить русское войско о том, что отведет поляков в непроходимую чащу, и вместе с врагами уходит из дома. — Какую роль играет мелодия мазурки в момент ответа Сусанина? И наконец, последний момент звучания мазурки в опере — сцена в заснеженном лесу, куда Сусанин завел врагов. Помните, в «польском» действии, когда поляки собирались захватить Москву, мазурка звучала горделиво, хвастливо. А здесь, в глухом морозном лесу она звучит устало, очень тихо, а сами поляки поют свою арию в две ноты плаксиво, измученно: «Устали мы, продрогли мы». (Педагог показывает изменение интонации мазурки.) — Менялся ли характер мазурки в опере? (Да.) — Каким был характер мазурки в «польском» действии? — Каким был характер мазурки в сцене в лесу? — В каких еще эпизодах оперы звучала мазурка и о чем она рассказывала? — Как одна и та же музыкальная тема (мазурка) использована композитором в разных моментах музыкальной драматургии? — В каких моментах в опере звучал полонез? — Что показывала музыка полонеза в разных действиях оперы? V. Актуализация знаний Повторение арии Сусанина — Всцене в лесу поляки понимают, что Сусанин привел их на погибель. А сам Иван Сусанин понимает, что враги не оставят его в живых? — Как ведет себя герой перед лицом опасности? — Как это передается в характере музыки его последней арии? (Слушание и исполнение школьниками арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».) Прелюдия» СВ. Рахманинова — повторение (Повторение слушания «Прелюдии» С.В. Рахманинова и ее разбор по вопросам предыдущего урока.) — Если бы вы делали переложение «Прелюдии» для оркестра, то какой инструмент выбрали бы для исполнения 1-й темы — низкой, гулкой, мощной? (Орган или колокол.) VI. Знакомство с новым материалом Слушание музыки — Вкакой стране родился и начал сочинять музыку композитор Ф. Шопен? (В Польше.) Но он был вынужден покинуть свою родину и жить в другой стране. Однако вот как композитор вспоминал о Польше в своих письмах: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца — мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончился». Композитор горячо откликался на события, которые происходили на его родине. Так, после того как в Польше было поднято восстание, Ф. Шопен создал особое музыкальное произведения — «Этюд № 12», который получил название «Революционный». Запишите это название: «Этюд № 12» («Революционный»), композитор Ф. Шопен». В живописи слово «этюд» означает набросок для картины. В музыке слово «этюд» означает упражнение для развития беглости пальцев. Это название хорошо знакомо тем, кто учится музыке. Этюд — несложное упражнение, маленькое учебное произведение камерного жанра. — Но может ли произведение камерного жанра перерасти в концертное? (Да.) Вспомните жанр «соната», расскажите о знакомых вам сонатах композитора Л. Бетховена. Вот и Ф. Шопен создал такой этюд, который представляет собой поистине концертную вещь — эффектную, динамичную, которая по силам только исполнителю-виртуозу. Сейчас вы в этом убедитесь. (Прослушивание произведения.) — Для какого инструмента создал Ф. Шопен это произведение? — Что в первую очередь поражает слушателя в этом произведении? (Быстрый темп, напористость, динамичность, громкий звук.) — Что напоминает начальная мелодия, которая звучит в правой руке пианиста? (Словно мы слышим какой-то призыв к действию или удары колокола.) (Педагог демонстрирует лейтмотив начала произведения.) — Какая по характеру эта тема? (Уверенная, громкая, повторяющаяся, настойчивая, победная.) Словом «революционный» этюд назвал не сам композитор, а его современники, которые услышали в музыке отголоски польского восстания. У других композиторов также в жизни были случаи, когда их произведения получали названия, данные другими людьми. Например, «Лунная соната» (Соната № 14) Л. Бетховена. Ведь название, под которым ее сейчас знает весь мир, — «Лунная» — принадлежит не самому Л. Бетховену, а другому человеку, который, слушая 1-ю часть сонаты, представил себе картину лунной ночи и луну, которая отражается в реке. — Вы помните главную тему «Лунной сонаты»? Вы сможете узнать это произведение по его первым тактам? (Педагог исполняет начало «Лунной сонаты».) — Теперь, я думаю, вы точно так же навсегда запомните и «Революционный этюд» Ф. Шопена. (Педагог исполняет начало произведения.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.007 с.) |