Полонез и мазурка в «польском» действии оперы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полонез и мазурка в «польском» действии оперы



В опере образы поляков раскрываются через звуки их танцев -полонеза и мазурки. Познакомьтесь с тем, как М.И. Глинка гениально вводит их лейтмотивы в музыкальную драматургию оперы. Итак, 3-е действие оперы: мы попадаем в село под Костромой, где живет Сусанин со своей семьей. В доме Ивана Сусанина го­товятся к свадьбе его дочери Антониды. Вот как об этом сообщает сам Сусанин.

(Педагог исполняет или показывает в записи отрывок пар­тии Сусанина на слова «Вот наконец я дожил до свадьбы дочери моей».)

— Казалось бы, мы слышим радостный рассказ Сусанина о предстоящей свадьбе. Но что-то необычное звучит в со­провождении оркестра? (Звуки полонеза.)

О чем это говорит? (Скоро появятся поляки.)

И потом, чуть позднее, сын Сусанина Ваня восклицает: «Я слышу конский топот». Здесь снова звучит мазурка, и врыва­ются поляки, которые требуют, чтобы Сусанин показал дорогу на Москву.

— Напомните, какие вокальные партии дал М.И. Глинка по­лякам, захватчикам. (Короткие, на 1—2звуках.)

Вот и сейчас они не поют, а кричат на одной ноте, требуя: «Старик! Веди нас!»

— Мог Сусанин отказаться? (Да.)

— Что могло бы произойти потом, если бы он отказался? (По­ляки убили бы его, но нашелся кто-то другой, кто провел бы их туда, куда надо врагам.)

И Сусанин решает пожертвовать своей жизнью, но вместе с тем и погубить врагов. Тогда они предлагают Сусанину деньги, и он так отвечает: «Да, ваша правда! Деньги — сила!» Но компо­зитор с помощью музыки показывает, о чем НА САМОМ ДЕЛЕ думает Сусанин: оркестр в этот момент исполняет мазурку — поль­ский лейтмотив. То есть, Сусанин обманывает врагов, он только ДЕЛАЕТ ВИД, что соглашается. Он прощается с дочерью, а Ваню отсылает предупредить русское войско о том, что отведет поляков в непроходимую чащу, и вместе с врагами уходит из дома.

— Какую роль играет мелодия мазурки в момент ответа Сусанина? И наконец, последний момент звучания мазурки в опере —

сцена в заснеженном лесу, куда Сусанин завел врагов. Помни­те, в «польском» действии, когда поляки собирались захватить Москву, мазурка звучала горделиво, хвастливо. А здесь, в глухом морозном лесу она звучит устало, очень тихо, а сами поляки поют свою арию в две ноты плаксиво, измученно: «Устали мы, про­дрогли мы».

(Педагог показывает изменение интонации мазурки.)

— Менялся ли характер мазурки в опере? (Да.)

— Каким был характер мазурки в «польском» действии?

— Каким был характер мазурки в сцене в лесу?

— В каких еще эпизодах оперы звучала мазурка и о чем она рассказывала?

— Как одна и та же музыкальная тема (мазурка) использо­вана композитором в разных моментах музыкальной дра­матургии?

— В каких моментах в опере звучал полонез?

— Что показывала музыка полонеза в разных действиях оперы?

V. Актуализация знаний

Повторение арии Сусанина

— Всцене в лесу поляки понимают, что Сусанин привел их на погибель. А сам Иван Сусанин понимает, что враги не оставят его в живых?

— Как ведет себя герой перед лицом опасности?

— Как это передается в характере музыки его последней арии? (Слушание и исполнение школьниками арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)

Прелюдия» СВ. Рахманинова — повторение

(Повторение слушания «Прелюдии» С.В. Рахманинова и ее разбор по вопросам предыдущего урока.)

— Если бы вы делали переложение «Прелюдии» для орке­стра, то какой инструмент выбрали бы для исполнения 1-й темы — низкой, гулкой, мощной? (Орган или колокол.)

VI. Знакомство с новым материалом

Слушание музыки

— Вкакой стране родился и начал сочинять музыку компози­тор Ф. Шопен? (В Польше.)

Но он был вынужден покинуть свою родину и жить в другой стране. Однако вот как композитор вспоминал о Польше в своих письмах: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в раз­луке с тобой?.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца — мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончился».                             

Композитор горячо откликался на события, которые проис­ходили на его родине. Так, после того как в Польше было поднято восстание, Ф. Шопен создал особое музыкальное произведения — «Этюд № 12», который получил название «Революционный». За­пишите это название: «Этюд № 12» («Революционный»), компо­зитор Ф. Шопен».

В живописи слово «этюд» означает набросок для картины. В музыке слово «этюд» означает упражнение для развития бег­лости пальцев. Это название хорошо знакомо тем, кто учится музыке. Этюд — несложное упражнение, маленькое учебное про­изведение камерного жанра.

— Но может ли произведение камерного жанра перерасти в концертное? (Да.)

Вспомните жанр «соната», расскажите о знакомых вам сонатах композитора Л. Бетховена. Вот и Ф. Шопен создал такой этюд, который представляет собой поистине концертную вещь — эф­фектную, динамичную, которая по силам только исполнителю-виртуозу. Сейчас вы в этом убедитесь. (Прослушивание произведения.)

— Для какого инструмента создал Ф. Шопен это произведение?

— Что в первую очередь поражает слушателя в этом произведе­нии? (Быстрый темп, напористость, динамичность, громкий звук.)

Что напоминает начальная мелодия, которая звучит в пра­вой руке пианиста? (Словно мы слышим какой-то призыв к действию или удары колокола.)

(Педагог демонстрирует лейтмотив начала произведения.)

— Какая по характеру эта тема? (Уверенная, громкая, повто­ряющаяся, настойчивая, победная.)

Словом «революционный» этюд назвал не сам композитор, а его современники, которые услышали в музыке отголоски поль­ского восстания.

У других композиторов также в жизни были случаи, когда их произведения получали названия, данные другими людьми. Например, «Лунная соната» (Соната № 14) Л. Бетховена. Ведь название, под которым ее сейчас знает весь мир, — «Лунная» — принадлежит не самому Л. Бетховену, а другому человеку, кото­рый, слушая 1-ю часть сонаты, представил себе картину лунной ночи и луну, которая отражается в реке.

— Вы помните главную тему «Лунной сонаты»? Вы сможете узнать это произведение по его первым тактам? (Педагог исполняет начало «Лунной сонаты».)

— Теперь, я думаю, вы точно так же навсегда запомните и «Ре­волюционный этюд» Ф. Шопена. (Педагог исполняет начало произведения.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.009 с.)