Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XI . Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях: • финальный хор оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева; • пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» композитора П.И. Чайковского; • пьеса «Ноябрь. На тройке» композитора П.И. Чайковского.) Тема: Приют, сияньем муз одетый… Цели: провести обобщение темы «Музыкальные пейзажи»; отработать выразительное исполнение хора, умение анализировать произведения на одну тему; продолжить работу над разноплановой вокальной импровизацией. Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному пению в форме переклички; закрепят технику разбора средств музыкальной выразительности; углубят анализирование сходных по тематике одножанровых произведений разных видов искусства. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение финального хора из оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева. Оформление доски: репродукции картин с изображением разных времен года — осени и зимы — и тройки коней; портрет П.И. Чайковского; иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»; портреты А.С. Пушкина, его няни; картина Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском». Ход урока I. Музыкальная разминка (Произнесение скороговорки «Метелица» в разной динамике, в разных регистрах и в разных темпах. Повторяют распевание «Школьный сад осенью», каноны «Со вьюном я хожу» и «Камертон». Разучивают двухголосное упражнение-перекличку «Кукушка». Сначала весь класс на слоги «ку-ку» поет общую партию в один голос четвертными длительностями: ля - фа-диез, фа-диез - ре, фа-диез - ре, ля - фа-диез. Мелодию исполняют несколько раз от разных звуков в движении по хроматической восходящей гамме. После разучивания основной мелодии класс делится на две группы. Педагог поясняет, какие эпизоды будет петь каждая. 1-я группа: ля - фа-диез. 2-я группа: фа-диез — ре. 1-я группа: ля — фа-диез. 2-я группа: фа-диез - ре. Отработка исполнения партий приемом перекличка.) А в самом конце обе группы должны 2 раза спеть свои партии вместе, получится красивое двухголосное завершение упражнения.
(Отработка финала упражнения, после чего объединяется все упражнение полностью.) - Спойте это упражнение еще несколько раз от других звуков. (Исполняют еще 2—3 раза в движении по хроматической восходящей гамме.) II. Хор из оперы «Муха-цокотуха» - повторение, отработка художественного исполнения (Повторение всех куплетов хора и финала, их объединение. Педагог напоминает про разнообразие характеров героев и изменение манеры исполнения - темпа, штрихов, динамики. Хор исполняется целиком с дирижированием.) - Посчитайте, сколько героев в каждом куплете. И тогда мы назначим солистов, которые исполнят в виде переклички свои партии. 1-й куплет: сама Муха-цокотуха, Комар, Клоп, Стрекоза, Таракан. 2-й куплет - общий, его вы будете исполнять всем хором. 3-й куплет: снова Муха-цокотуха, Комар, Бабочка, Пчелка с Блошкой. Пчелка с Блошкой будут петь свою строчку вместе, дуэтом. - Кто хочет принять участие в сольном исполнении партий хора? И еще нам понадобится дирижер. (Педагог назначает солистов и дирижера.) Не забывайте во время дирижирования показывать вступления всем солистам, а одной рукой дирижировать инструментальными проигрышами.(Исполнение хора с солистами и дирижером 2—3 раза.) III. Слушание музыки Повторение изученного (Школьники слушают пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке», проводят их разбор и сравнение по сходству и контрасту. Затем школьники слушают две песни на стихи А.С. Пушкина «Зимняя дорога» - народную и композитора А. Шебалина, проводят разбор и сравнение этих произведений.) Новый материал Вы уже знакомы со стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер», которое поэт посвятил своей няне — Арине Родионовне. Зимний вечер (отрывок) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. А. Пушкин Арина Родионовна не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни — когда поэт был сослан в ссылку в глухое селение Михайловское.(Педагог демонстрирует нужную иллюстрацию.)
Там, под завывание вьюги и вой волков, Пушкин коротал глухие зимние вечера с няней. Поэт так писал об этом в письме своему другу: «Она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет ее своей подругой, голубкой. Благодаря своей нянюшке Пушкин записал сюжеты многих народных сказок. А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями Стихотворение «Зимний вечер» оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов. И музыку каждому из них сочинил друг Пушкина, Михаил Яковлев, с которые он вместе учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер» на музыку М. Яковлева. Обратите внимание, как его мелодия передает, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, которые так часто слушал Пушкин, а с другой — ласковую нежность, которую выражает поэт своей няне. (Слушание романса «Зимний вечер» М. Яковлева.) — Какие чувства передаются в этом романсе? — Как рисуется картина вьюги? — Слова этого романса вы все знаете, а теперь запомните мелодию и исполните его начало все вместе. (Педагог демонстрирует мелодию, которую школьники повторяют и исполняют на знакомые стихи А.С. Пушкина.) — Запишите в тетрадях название этого произведения: «"Зимний вечер", романс М. Яковлева на стихи А.С. Пушкина». IV. Вокальная импровизация — На текст какого стихотворения вы сочиняете импровизацию? («Пороша» С. Есенина.) — Вспомните первые четверостишия и спойте их в нужных характерах. — Сколько образов в 1-м четверостишии? — Мелодию какой песни надо передать во 2-м четверостишии? (Колыбельной.) — Кто может спеть большой отрывок со своими импровизациями, объединив все четверостишия, которые вы уже знаете? Послушайте и запомните слова следующего четверостишия. В предыдущем отрывке шла речь о сосне, которая стоит, закутавшись в снег, как старушка в белую косынку. Далее продолжается ее описание. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. (Школьники повторяют и запоминают слова.) — Сколько в этом отрывке художественны образов? (Два.) — Какие они — похожие или, наоборот, Контрастные? (Контрастные.) — Что такое клюка? — Какие средства музыкальной выразительности вы выберете для сочинения музыки для каждого образа — сосны и дятла? — Сосредоточьтесь на мгновение, представьте свои мелодии для этого отрывка, спойте их «в уме», a потом продемонстрируйте всем. — Кто сможет исполнить в виде импровизации все три четверостишия этого стихотворения?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.134 (0.012 с.) |