Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Новый материал - знакомство

Поиск

Послушайте еще два музыкальных произведения, которые можно отнести к жанру миниатюры. Это прелюдии композитора Ф. Шопена — № 7 и 20. Запишите их названия в тетрадях: «Пре­людия № 7, Прелюдия № 20, композитор Ф. Шопен».

В каждой миниатюре вам надо определить место, где распо­ложена кульминация - высшая точка развития пьесы. Покажите место кульминации взглядом.

(Прослушивание пьес с определением в них кульминаций.)

- Из скольких частей состоит каждая прелюдия? (Из одной части. Это произведения одночастные.)

- Эти две прелюдии сходные между собой или контрастные? (Контрастные.)

- В чем заключается их контраст? (В динамике, в темпе, в на­строении, в регистре.)

- В каких жанрах созданы прелюдия № 7 и прелюдия № 20? (№ 7— танец-вальс, №20- похоронный марш.)

- В каких ладах написаны эти произведения? (№ 7- в мажо­ре, №20-в миноре.)

- Что вы знаете о композиторе Ф. Шопене? (Ответы детей.) Ф. Шопен родился и начал сочинять музыку в родной Поль­ше, но потом был вынужден уехать оттуда и много лет прожил во Франции. Чаще всего Ф. Шопен создавал свои музыкальные произведения для исполнения на фортепиано, и в числе его сочи­нений много фортепианных миниатюр. В основном это танцы — вальсы, мазурки, полонезы.

- Чем отличается танец вальс? (Трехдольным ритмом, его тан­цуют в парах и при этом кружатся.)

Вот как описывал свои впечатления о вальсе писатель и поэт И. Бунин.

Вальс

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных, —

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный –

И веет, веет ветер бальный

Теплом пушистых опахал.

Новые для вас названия танцев — мазурка и полонез. Это на­звания музыкальных жанров, запишите их определения в тетра­дях: «Мазурка — веселый народный польский танец с подскока­ми. Полонез — торжественный танец-шествие, переводится как "польский"». С этими музыкальными жанрами вы еще встрети­тесь на уроках.

— Послушайте некоторые сочинения композитора Ф. Шо­пена.

(Прослушивание сочинений Ф. Шопена или начальных от­рывков из них, школьники отгадывают на слух жанры вальса и мазурки.)

— В какой стране родился композитор Ф. Шопен?

— Для какого инструмента он чаще всего сочинял музыку?

— В каких музыкальных жанрах созданы его произведения?

— Какие музыкальные миниатюры вы слушали?

— Можно ли по этим сочинениям определить, что их автор польский композитор?

— По каким признакам это можно определить? (Ф. Шопен использовал в музыке напевы и жанры польских народных танцев.)

VI. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают слова для импровизации, обсуждают их характер и выбирают средства музыкальной выразительности, после чего исполняют свои вокальные напевы.)

Вот наш сад, танцоры в ряд,

Как цветы, стоят.

Теплым днем, ясным днем

Мы плясать начнем.

Ю. Хазанов

— Можно ли исполнить этот текст в жанре мазурки?

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какой голос исполняет романс «Сирень»?

— Для какого инструмента чаще всего сочинял музыку ком­позитор Ф. Шопен?

VIII. Рефлексия

— Музыку каких жанров вы слушали сегодня на уроке?

— В какой форме написана пьеса «Старый замок»?

— Кто ее автор?

— Какую еще музыку написал композитор М.П. Мусоргский?

— В какую сюиту входит пьеса «Старый замок»?

— К какому жанру относится романс «Сирень» композитора СВ. Рахманинова?

— Какие еще музыкальные миниатюры вы слушали?

— Чем отличается танец мазурка?

— Чем отличается танец полонез?

— По каким особенностям произведений можно догадаться, что Ф. Шопен польский композитор?

IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• пьеса «Старый замок» М.П. Мусоргского;

• романс «Сирень» СВ. Рахманинова,

• прелюдия № 7 Ф. Шопена.

Тема: Камерная музыка

Цели: повторить жанры камерной музыки; закрепить приемы разных видов дыхания во время вокализирования; сформировать умение разбираться в стилях разных композиторов; проанализи­ровать музыкальные образы музыкальных произведений; отра­ботать выстраивание унисона в песне; ввести новое понятие - «соната».

Планируемые результаты: учащиеся научатся технике во­кального исполнительства, закрепят знания о камерных жанрах; повторят новые музыкальные понятия; выполнят творческое за­дание.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание романса «Сирень» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гам­ме» композитора Г. Струве.

Оформление доски: репродукции картин П. Кончаловского «Сирень», И. Левитана «Весна. Сирень», В. Борисова-Мусато­ва «Весна»; портреты композиторов Л. Бетховена, Ф. Шопена, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

В ходе урока педагог может продемонстрировать учащимся видеозапись концертного исполнения романса «Сирень» ком­позитора СВ. Рахманинова, которую можно найти в Интернете.

Для обсуждения картин с изображениями сирени можно под­готовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение распевания, дыхательного упражнения «Люби­мый аромат».)

Сделаем произносимую вами фразу еще более длинной: «Мне нравится прекрасный аромат этого удивительного цветка, кото­рый мы нашли в саду под кустом, где свил гнездо соловей». По­вторите ее, чтобы запомнить слова, и несколько раз произнесите ее на одном выдохе.

(Разучивание 1-го куплета французской народной песни «Бра­тец Яков». Русский текст И. Мазнина.)

1. Ах, какой же, братец Яков,

Ты лентяй, ты лентяй,

Если по неделе ты лежишь в постели!

Ай-яй-яй, ай-яй-яй!

(Исполняют сначала одноголосно всем классом и по рядам, потом в виде двухголосного канона по подгруппам.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.006 с.)