Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Актуализация знаний: повторение 3-го Концерта СВ. РахманиноваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Школьники повторяют лейтмотив 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова, прослушивают начало произведения и производят его разбор.) — Почему рояль называют королем всех музыкальных инструментов? V. Вокальная импровизация — Послушайте слова, которыми закончилась песня в рассказе М. Горького, и попробуйте создать для них свой мотив. Жаворонок над полями поет, Васильки-цветы в полях зацвели, Поглядеть бы на родные-то поля! Погулять бы с милым другом по лесам! Обратите внимание: чтобы получился более точным ритмический рисунок, в первой строчке в слове «жаворонок» изменится место ударения. Надо будет петь «жаворонок». Помните, что такая манера переноса ударения вам уже встречалась в народных песнях. — Каким может быть характер этого куплета? — Можно ли в этом куплете передать два характера, например песенный и танцевальный? (Школьники показывают свои напевы для данного текста.) VI. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.) — Как менялся характер песни в рассказе «Как сложили песню»? — Как менялся характер музыки в песне «Точка, точка, запятая»? VII. Рефлексия — Какой жанр народной песни вы сегодня вспоминали? — Чем необычен жанр плача? — Какую музыку вы сегодня слушали? — Какой композитор сочинил 3-й Концерт для фортепиано с оркестром и «Вокализ»? — В чем сходство лейтмотивов этих двух произведений? — Кто исполнял 3-й Концерт и кто — «Вокализ»? — Какую музыку композитора Г. Гладкова вы знаете? — Чем вам нравится музыка этого композитора? — Какую песню Г. Гладкова вы начали разучивать? — О чем говорится в этой песне? — Как меняется характер музыки в этой песне? — Какой куплет вы сегодня добавили к «Песне о России»? VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях: • «Вокализ» СВ. Рахманинова; • песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова; • 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова.) Тема: Праздник праздников, торжество из торжеств. Цели: провести отработку приемов двухголосного пения; проанализировать жанры народных песен; вспомнить понятия «контраст» и «ансамбль»; провести пробное исполнение a cappella; продолжить разучивание новой песни; повторить художественное исполнение музыки. Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному исполнительству песен продолжительного звучания; приобретут новые теоретические и практические знания в области народной музыки. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова. Оформление доски: репродукции картин из школьной жизни; портреты композиторов СВ. Рахманинова, М.И. (Глинки, С.С. Прокофьева; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра. Ход урока I. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции (Повторение распеваний «Мы поем» (на развитие двухголосия, в форме переклички) и «По ступенькам» (на развитие широкого дыхания).) Разучивают скороговорку: «Ела киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска». Класс повторяет текст сначала спокойно, потом быстрее.) II. Актуализация знаний 1. Жанры народных песен — Какие жанры народных песен вы помните? Расскажите об особенностях каждого жанра. — Когда исполнялись трудовая и календарно-обрядовые песни? — Как можно отличить песню колыбельную от плясовой? — Как можно отличить песню солдатскую от трудовой? — Как можно отличить песню лирическую от хороводной? — В чем особенность песни-плача? — Послушайте напев русской народной песни «Милый мой хоровод». (Педагог демонстрирует мелодию и слова песни, школьники ее запоминают, повторяют и исполняют.) Милый мой хоровод, Милый мой хоровод, Стой, не расходись, Стой, не расходись. — Какие признаки русской народной песни вы услышали в этом произведении? (Плавность голосоведения, повторы слов, распевы слогов.) А еще часто русские народные песни исполнялись без сопровождения музыкальных инструментов. Поэтому и вам тоже придется научиться петь эту песню без сопровождения фортепиано. Чтобы спеть как можно точнее, надо стараться исполнять звуки аккуратно, прислушиваться к тому, как поет ваш сосед, добиваясь пения как можно более слитного и чистого. Помните, есть такое слово в музыке — ансамбль, что означает «вместе». Вот вам сейчас надо поработать над хорошим, слаженным ансамблем. (Пение песни акапелла.) — К какому жанру относится эта песня? (К хороводному.) — Представим, будто мы поем ее, находясь в движении, танцуя в плавном хороводе. Поднимитесь со своих мест, руки опустите вдоль корпуса. Расправьте плечи, приподнимите головы. (Школьники готовятся к исполнению песни.) — Теперь начнем петь песню. Приподнимитесь чуть-чуть на носочки, переступайте на месте и плавно поднимайте руки вверх в ритм песне, а потом опускайте их. (Класс разучивает и демонстрирует пение вместе с движением.) — Спойте этот куплет еще раз, постарайтесь, чтобы пение и жесты как можно лучше совпадали. (Повторное исполнение песни с жестами.) — Прошу вас сесть на свои места. Прослушайте мелодию и текст второй народной песни, она называется «А мы просо сеяли». Эта песня очень старинная, поэтому в ней встретятся незнакомые слова в припеве — «дид Ладо». Повторите эти слова. (Школьники 2-3 раза повторяют слова, запоминая их.) — Теперь послушайте 1-й куплет. 1. — А мы просо сеяли, сеяли! Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли! — А мы просо вытопчем, вытопчем! Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем! — Слова здесь довольно простые, повторите их вместе со мной. (Класс вместе с учителем повторяет слова песни.) — Вы услышали, что в этой песне ведется разговор двух групп? — Какие группы здесь разговаривают между собой? (Девушки и парни.) — Послушайте, какие будут мелодии у каждой из групп. (Педагог демонстрирует напевы песни и разучивает их с классом.) — О чем поют девушки? — Каков характер их музыки? — О чем поют парни? — Каков характер их музыки? — Отличается мелодия девушек от мелодии парней? — Кто помнит, как называется сочетание противоположных характеров в музыке? (Контраст.) — Спойте эту песню по ролям. Начинают пение девочки, они исполняют свой куплет. А в ответ им споют мальчики свой куплет. (Пение песни по ролям приемом «перекличка».) — С какими русскими народными песнями вы сейчас познакомились? — Вы пели эти песни в классе, а как вы думаете, где обычно их исполняли? В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она являлась лучшим местом для забав, прогулок и развлечений. Для молодых людей, девочек и мальчиков 10-12 лет в русской деревне издавна главной забавой были музыкальные игры и развлечения. Девушки стайкой, парни ватагой ходили по всей улице и пели песни, беззлобно подшучивая друг над другом. Иногда, встретившись где-нибудь - на околице, на полянке, на площади, на мосту, — они все вместе пели, танцевали, водили хороводы и разыгрывали песенные инсценировки. Вот с такими старинными играми и песнями русских людей вы сегодня познакомились. 2. «Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова — Вспомните название знакомого вам произведения по его началу. (Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» С.В. Рахманинова.) — Как называется это произведение? — Какой композитор сочинил «Вокализ»? — Кто был учителем Рахманинова? — Что отличает вокализы от других вокальных сочинений - оперы, песни? — Исполните начало лейтмотива «Вокализа». (Школьники пропевают начало «Вокализа» СВ. Рахманинова и слушают отрывок из этого произведения.) — Какое произведение начинается таким лейтмотивом? (Педагог исполняет начальные такты 3-го Концерта С.В. Рахманинова.) — Расскажите о музыкальном жанре под названием «концерт». (Школьники пропевают лейтмотив произведения, проводят его анализ и слушают начало 3-го Концерта СВ. Рахманинова.) — В чем сходство этих двух произведений одного композитора? — В чем сходство этих двух авторских сочинений и русской народной песни?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.006 с.) |