Тема:  Инструментальная мелодия и вокальная мелодия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:  Инструментальная мелодия и вокальная мелодия



Тема:  Инструментальная мелодия и вокальная мелодия

Цели: провести анализ рассказов детей о встречах с музыкой во время летних каникул; повторить правила вокализирования, «му­зыкальной разминки», певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения, обозначения средств музыкальной выразительности, термин «концерт», приемы вокально-хоровой работы и требования к пению (координация по руке учителя, певческая позиция); рабо­тать над выстраиванием унисона; разучить новую песню.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правилам ги­гиены голоса при возрастных изменениях голосового аппарата; повторят основные правила певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения; сопоставят признаки народной и авторской музыки; разучат новые упражнения и начало песни.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песни о России» композитора В. Локтева.

Оформление доски: портреты композиторов М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта, Э. Грига, Л. Бетховена, СВ. Рахманинова; схема с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра; репродукции картин с разными пейзажами, например «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина, «Золотая осень» И.И. Левитана.

Ход урока

II. Работа в тетрадях - сообщение темы урока

— Подпишите обложку тетради: тетрадь по музыке ученика (или ученицы) 4 класса «(буквенное обозначение класса)», далее ваши фамилия и имя в родительном падеже. (Школьники подписывают тетради.)

— Какие записи вы делали в тетрадях в предыдущие годы? (Записывали названия музыкальных произведений, имена их авторов, новые термины музыкального искусства, отвечали на вопросы педагога.)

В этом году характер записей останется прежним, только от­носиться они будут к новым музыкальным сочинениям. Сначала запишите тему сегодняшнего занятия: «Инструментальная мело­дия и вокальная мелодия». (Школьники записывают тему урока.)

— Что такое мелодия? (Главное средство музыкальной вырази­тельности.)

Мелодии бывают простыми и сложными. Вспомните напе­вы знакомых песен и приведите примеры простых мелодий, можете их даже пропеть, а весь класс за вами их повторит.

Но вы уже знакомы и с другой музыкой, той, в которой встре­чаются мелодии другого типа — инструментальные, написанные специально для оркестров.

— Приведите примеры таких мелодий — сложных, а я попы­таюсь их показать на инструменте.

Какие еще средства музыкальной выразительности вы знаете? (Ритм, темп, тембр, регистр, штрихи)

Какая музыка называется вокальной? (Та, точена для исполнения голосом.)

Какая музыка называется инструментальной? (Та, которая предназначена для исполнения на музыкальных инструментах).

Как называется главная мелодия, главная тема  произведения? (Лейтмотив.)

III. Актуализация знаний

1. Правила охраны голоса

Вы стали учениками 4 класса, подросли, стали сильнее! Развилась ваша мускулатура, а это значит, что окрепли и голосовые связки, дыхательный аппарат. Вы обратили внимание на то, что ваши голоса стали громче? Но в вашем возрасте ни в коем случае нельзя очень громко говорить, а тем более кричать или визжать вы можете сорвать ваши еще неокрепшие голосовые связки, и вместо нормального голоса придется разговаривать с хрипотой или сипением.

Конечно, на уроках музыки по-прежнему придется немало петь - и упражнений, и песен. Но все упражнения и песни подбираются педагогами в зависимости от вашего физического развития. Вспомните: ведь в 1 и 2 классах вы исполняли песни более простые, их мелодия строилась всего на 4-5 звукам. Пелись такие произведения в среднем регистре, чтобы не напрягать сильно голосовые связки. Потом пришла пора песен более сложных, их мелодия расширилась, она стала строиться не только в среднем регистре, но и в высоком, и в низком. В мелодиях более слож­ных песен появлялись большие скачки, трудные места в них вам даже приходилось разучивать отдельно. Композиторы, которые создают детские песни, знают особенности растущего организма и учитывают их при сочинении мелодий.

В настоящее время по телевидению показывают много кон­курсов юных певцов. Дети в возрасте 7—10 лет поют песни в ми­крофон, при этом двигаются, бегают по сцене. А взрослые все это видят и оценивают - кто, по их мнению, поет лучше. На такое детское пение бывает страшно смотреть, а тем более слушать его, по нескольким причинам.

Как правило, на подобных конкурсах поют песни, не пред­назначенные для детского голоса. Есть такое понятие в музыке — диапазон. С этим словом вы встречались на уроках. Оно обозна­чает расстояние от самого верхнего звука, который встречается в песне, до самого нижнего.

В простых песнях для детей диапазон не очень большой — до 7—8 звуков. Дети, которые принимают участие в эстрадных конкурсах, нередко поют песни, предназначенные для взрос­лых певцов. В таких песнях диапазон, как правило, огромный — до 15—16 звуков, полторы октавы, а то и более. Поэтому при исполнении самых сложных мест — на высоких нотах — юным певцам приходится не петь, а почти кричать, давиться звуком. Такое чудовищное отношение к собственному голосу не может пройти даром, и голосовые связки быстро выходят из строя.

Кроме того, во время пения дети выполняют резкие движе­ния - например, бегают по сцене с одного ее края на другой, что­бы их было всем хорошо видно. От таких движений им приходится усиленно дышать, просто захлебываться воздухом. И это также может привести к срыву голосовых связок, их воспалению.

Поэтому, если вы захотите принять участие в каком-то пе­сенном конкурсе, то сначала посоветуйтесь со мной и покажите песню, которую вы хотите исполнить, а я скажу, подойдет ли вы­бранная песня для вашего голоса.

А пока давайте запишем в тетрадях правила охраны ваших голосовых связок.

— Каким еще словом можно назвать охрану голосовых связок? (Гигиена.)

(Школьники записывают: «Гигиена голосовых связок». Пе­дагог диктует текст или показывает плакат.)

Основные правила охраны голоса

1. Нельзя говорить громко и кричать, особенно зимой на улице.

2. Петь надо легким звуком, без напряжения.

3. При пении следует активно брать дыхание и тщательно про­говаривать слова.

2. Повторение правил певческой позиции

— С чего должны начинаться пение, вокальная работа? (С пев­ческой позиции.)

Правильная певческая установка готовит вас к серьезной, активной работе голосом. Вспомните правила певческой установки. Как должны располагаться голова, подбородок? Какой должна быть ваша осанка?

Положение головы и корпуса должно быть выпрямленным, но ненапряженным, естественным. Плечи слегка опущены, а подбородок приподнят. Такая позиция помогает правильному взятию дыхания. При пении ноги должны быть немного вытянуты вперед и стоять всей ступней на полу, руки опущены на коле­ни или лежат на столах, а во время пения стоя — опущены вдоль туловища. На правильную певческую позицию следует обращать внимание постоянно, так как от нее зависит успех музыкаль­ной работы. Певческая установка организует процесс дыхания, а значит, и весь процесс пения. Ведь дыханию во время пения принадлежит важная роль, старые учителя пения говорили так: «Искусство пения — это искусство вдоха и выдоха». И это вер­но, потому что появление певческого звука зависит от того, как набранный вами воздух сомкнет голосовые связки. Вот почему пихание перед пением надо брать активно, чтобы его хватило на всю музыкальную фразу.

Потренируйтесь в правильном взятии дыхания по взмаху моей руки.

IV. Музыкальная разминка

- Для чего нужна музыкальная разминка? (Чтобы разогреть горло, подготовить его к работе над более сложными произ­ведениями.)

- Сейчас вы повторите необходимые певческие умения. По­слушайте мелодию знакомой вам песни.

Примите правильную певческую позицию. Теперь возьмите дыхание и спойте 1-ю фразу песни от разных звуков. Петь надо легко, хорошо открывая рот, правильно формируя губами гласные туки.

VI. Повторение изученного

Музыка — искусство муз

Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции. Словом «муза» греки называли богинь — покровительниц разных видов  искусств, например танца, истории, музыки серьёзной и вокальной, даже шахмат. Поэтому в переводе слово «музыка» означает  «искусство муз», и в Древней Греции к музыке относились с уважением. Она сопровождала разные события —домашние праздники, городские торжества, государственные церемонии. В те времена не существовало богатого разнообразия инструментов, поскольку многие из них, например распространенные  сегодня пианино или гитара, не были даже изобретены. Н основном в оркестрах музыканты играли на струнньо инструментах - лире, арфе, лютне, дудочке, свирели конечно, звучали и ударные - барабаны.

— Прочитайте на плакате: какие группы инструментов есть в составе симфонического оркестра. (Ответы детей.)

— Какие инструменты входят в эти группы? (Ответы детей.)

I. Слушание музыки

Послушайте новый лейтмотив.

Расскажите о характере этого лейтмотива.

— Попробуйте спеть этот лейтмотив на слог «та». (Школьники разучивают и поют тему концерта.)

— Теперь послушайте в записи начало 3-го Концерта для фор­тепиано с оркестром СВ. Рахманинова. Когда вы услышите знакомую вам мелодию, можете смело подпевать. (Слушание фонозаписи с пением лейтмотива.)

— Кто первым исполнил главную тему произведения — пиа­нист или оркестр? (Пианист.)

Верно, сначала следует небольшое вступление, потом лейт­мотив звучит в исполнении рояля. А оркестр исполняет лейтмо­тив только после того, как вы услышите его на рояле. Мелодия повторяется оркестром и вместе с солистом, иногда она немного видоизменяется, но все равно ее можно узнать.

Вы убедились в том, что лейтмотив концерта похож на народ­ный песенный напев, но эта мелодия авторская. Когда самому композитору сказали о сходстве и поинтересовались, не заим­ствована ли его тема из народной песни, то он ответил следующее: «Просто так "написалось"! Я хотел "спеть" на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это "пение" сопровождение. Вот и все!»

— Посмотрите на нотную запись лейтмотива 3-го Концерта Рахманинова. (Показ нотной записи лейтмотива.)

— Расскажите, глядя на эту запись, какая мелодия была со­здана для этого произведения композитором — плавная или скачкообразная? (Плавная, без скачков, с тесным расположе­нием звуков.)

Какая картина может возникнуть в воображении, когда слу­шаешь этот концерт? Можно ли при звуках этого концерта представить картину природы? (Ответы детей.)

— Выберите из репродукций на доске ту, что созвучна музыке Рахманинова.

(Дети выбирают картину с осенним пейзажем.)       

— В чем выбранная вами картина имеет сходство с музыкой 3-го Концерта Рахманинова? (Ответы детей.)

У человека, который любит свою Родину, картины родной природы вызывают восхищение.

Россия... Родина моя, Россия...

Я с каждым днем люблю тебя сильней.

Любая неказистая осина,

Звенящая среди болотных пней

Ветла какая-нибудь у дороги

Да и сама дорога впереди

Мне так близки, что только сердце

И разольется нежностью в груди.

Имеет ли это стихотворение сходство с музыкой Рахманинова?

- По каким признакам вы это определите?

- На ваш взгляд, главная тема 3-го Концерта написана в мажоре или в миноре? {В миноре.

В ней есть особые мягкость, грусть, задушевность русским народным песням.

- 3-й Концерт Рахманинова - музыка вокальная ментальная? {Инструментальная.)

- Весь ли 3-й Концерт можно спеть голосом?

не более 3—4 октав, а на клавиатуре пианино умещаются 8 октав, не каждый звук инструмента можно спеть голосом. Кроме того, голосом можно исполнить только одну вокальную линию, а ин­струментальная музыка чаще всего многоголосная, состоит из со­четания и одновременного звучания нескольких голосов — аккор­дов, подголосков. Инструментальную музыку в симфонических концертах исполняют сразу около 100 музыкантов — у каждого инструмента свой голос и свой тембр.

Информация о композиторе

Сергей Рахманинов был одновременно блистательным и ком­позитором, и дирижером, и пианистом.

(Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Рахманинов окончил консерваторию сразу по двум специаль­ностям - как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. Учителем Рахманинова в консерватории был великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Опера Рахманинова «Алеко», которую он сочинил как выпуск­ное задание, была сразу же поставлена в Большом театре.

Произведения, написанные им для фортепиано, — концер­ты, прелюдии, пьесы - лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом-виртуозом XX в. У Рахманинова были совершенно уникальные руки - с большой и сильной ладонью, с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Аме­рике Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».

Судьба композитора сложилась трудно, он был выну­жден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. Но о своей родине он не забывал никогда. Даже в годы Вели­кой Отечественной войны там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 г., но он успел узнать о разгроме фашистских полчищ под Ста­линградом.

Вы знакомы с замечательной пьесой С. Рахманинова «Италь­янская полька». (Педагог исполняет начало пьесы.)

Эту музыку вы слушали, под ее звуки выполняли игровые дви­жения. А сегодня вы узнали новое сочинение этого композитора -3-й Концерт для фортепиано с оркестром.

VIII «Песня о России»

I Знакомство с новой песней

— Кто исполнял «Песню о России»? (Детский хор и фортепиано.)

— В чем разница между 3-м Концертом Рахманинова и «Пес­ней о России»? (В исполнителях: концерт исполняли солист-пианист и оркестр, «Песню о России» — детский хор и рояль; концерт написан в миноре, «Песня о России» — в мажоре.)

— К какой музыке — вокальной или инструментальной - от­носится «Песня о России»?

— Почему это произведение вокальное? (В мелодии песни всего полторы октавы, она сочинена специально для детского голо­са, чтобы ее можно было спеть.)

Разучивание новой песни

— Послушайте и запомните слова 1-го куплета «Песни о Рос­сии».

(Разучивание текста 1-го куплета «Песни о России» и его ме­лодии, после чего класс исполняет 1-й куплет.)

— Мелодия этой песни отличается повторами одного и того же звука.

(Педагог демонстрирует отрывки мелодии, где содержатся повторы одного звука.)

Почти все начало поется на одном звуке: «Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой». Чтобы повторение одного звука не было скучным, надо такие фразы начинать негромко, но при исполнении делать некоторое усиление звучности. (Педагог вокально демонстрирует правильное исполнение: каждое место с повторами исполняется в динамике «крещендо», школьники повторяют нужную манеру пения.)

— Какой дирижерский жест нужен для этой песни? (Жест песенныйплавная вертикаль.)

— В каком характере надо петь эту песню? (Плавно, растяну­то, неторопливо.)

Призовите на помощь свое воображение и представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и музыкой, - скло­нившуюся над уснувшей рекой иву, ветерок, который прорвался сквозь кольцо облаков, любимую всеми ромашку, которая тянется к солнышку.

IX. Вокальная импровизация

- Сегодня вы вспомните разные характеры народных песен. Какие вы знаете жанры русских народных (Плясовая, хороводная, лирическая, трудовая колыбельная.)

- Самый древний жанр русской народной песни новообрядовый. Повторите это словосочетание

- В какое время года и при каких событиях их исполняли? (Осенью, при уборке урожая.)

XI. Блицопрос

(Школьники в тетрадях письменно дают ответы т вопросы.) Какое музыкальное произведение тебе сегодня запомнилось больше остальных?

- Почему оно тебе так запомнилось?

XII. Рефлексия

- Почему в вашем возрасте надо беречь голосовые связки?

- Как надо беречь голосовые связки?

- Почему дети, поющие недетский репертуар, могут потерять голоса?

- Какие знакомые музыкальные произведения вы повторяли в начале урока?

- Какое новое произведение вы слушали?

- Что вы узнали о композиторе Сергее Рахманинове?

- Какой великий русский композитор был учителем Рахма­нинова?

- Какое произведение Сергея Рахманинова вам было знакомо?

- Кто исполнял 3-й Концерт С. Рахманинова?

- Каким был характер главной мелодии 3-го Концерта?

- Что означает музыкальный жанр под названием «концерт»?

- Какой концерт для фортепиано с оркестром является самым знаменитым?

- Как переводится с французского слово «рояль»?

— Почему рояль называют королем всех музыкальных инстру­ментов?

— Какую песню вы начали разучивать?

— О чем в ней поется?

— Какая она по характеру?

— Как надо петь места, в которых повторяется одна и та же нота?

— Назовите жанры народных песен.

— Для каких исполнителей создается инструментальная ме­лодия? (Для музыкальных инструментов.)

Для каких исполнителей создается вокальная мелодия? (Для певцов.)

— Всегда ли инструментальная мелодия может быть спета го­лосом?

— В чем разница между исполнением музыки одним певцом и симфоническим оркестром?

Сегодня вы вновь встретились с музыкальным искусством, причем с произведениями, которые называют классическими, т. е. теми, которые уже несколько столетий радуют человечество. Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что «гим­настика выпрямляет тело, а музыка выпрямляет душу». Класси­ческие произведения не зря причисляют к шедеврам, способным «выпрямлять» душу человека. Именно такие произведения вы будете слушать и исполнять на уроках музыки.

Ход урока

I. Повторение изученного

1. Охрана здоровья во время пения

- Расскажите об изменениях, которые происходят ворганизме человека в возрасте 10—11 лет.

- Почему надо всегда внимательно относиться к своему здоровью?

- Как меняются голосовые связки в вашем возрасте и с чем это связано?

- Какие свойства приобретают голосовые связки в вашем воз­расте и почему надо непременно беречь голосовые связки?

- Как надо охранять голосовые связки? (Работа с тетрадями.)

- Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока

- Какая музыка называется инструментальной? Приведите примеры.

- Какая музыка называется вокальной? Приведите примеры.

- Всегда ли можно инструментальную музыку исполнить голосом?

2. Повторение правил певческой позиции

Ритмический диктант

- Я буду показывать хлопками в ладоши ритмические рисун­ки известных песен, которые вы должны отгадать и вместе со мной их прохлопать.

На прошлом занятии начальные фразы этих песен вы пели в виде музыкальной разминки, сегодня повторим эти упраж­нения. (Распевание на начальных фразах этих песен от разных звуков восходящей хроматической гаммы.)

— Отгадайте еще одну вам знакомую песню.(Педагог показывает ритмический рисунок песни «Наш край», после ее отгадывания первая фраза также поется от разных звуков в виде распевания. Повторение упражнения «Родина моя» на про­должительность дыхания.)

— Что такое канон? (Ответы детей.)

В музыке это особый прием исполнения — на несколько го­лосов. Причем каждый голос поет одно и то же. Но вот начинают петь голоса не все сразу, а поочередно. Благодаря такому отста­ванию получается необычное звучание.

— Какие каноны вы знаете? (Русская народная песня «Со вью­ном я хожу», норвежская народная песня «Камертон», канон В.-А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру».)

— Узнайте название канона, послушав начало его мелодии. (Игра «Угадай-ка»: педагог исполняет на инструменте мело­дию канона, школьники вспоминают ее название.)

Вспомним русскую народную песню «Со вьюном я хожу». Сначала споем ее всем классом в один голос, а потом класс по­делится на две группы, и каждая будет петь свой голос в каноне.

(Повторение 1, 2 и 3-го куплетов русской народной песни «Со вьюном я хожу» сначала унисоном, потом в виде канона.)

Для того чтобы вы научились в песнях отчетливо произносить слова, на музыкальной разминке вы будете разучивать скорого­ворки и проговаривать их — сначала медленно, а потом все быст­рее. Вот какую скороговорку я предлагаю вам разучить сегодня: «В голубятне — голуби, а на дубе — желуди».

— Повторите текст этой скороговорки. (Школьники повторяют слова скороговорки в спокойном ра­бочем темпе.)

— Теперь скажем все вместе эти же слова, но чуть-чуть бы­стрее. При этом надо активно работать губами, чтобы все слова были понятны. (Класс повторяет текст в более быстром темпе.)

— Кто хочет повторить скороговорку самостоятельно? (Отве­ты детей.)

IV. Актуализация знаний

Жанры народных песен

На прошлом уроке вы вспоминали названия жанров русских народных песен и записывали их в тетради.

— Найдите эту запись, прочитайте, какие существуют жанры русских народных песен.

(Школьники читают названия жанров.)

— Как узнать по характеру музыки, к какому жанру принад­лежит русская народная песня? (У каждого жанра свои средства музыкальной выразительноститемп, динамика, регистр, характер.)

И конечно, у каждого жанра свое содержание. По этим пара­метрам - содержанию и средствам музыкальной выразительно­сти - опишите характер каждого жанра русской народной песни.

— Расскажите о жанре колыбельной песни: о чем в ней по­ется, когда ее поют, какие у нее темп, динамика, регистр, характер? (По данной схеме далее проводят разбор остальных жанров русских народных песен - хороводных, плясовых, лирических, игровых, военных, шуточных, трудовых.)

— А теперь вам будет интересно сравнить песни разных жан­ров, чтобы узнать, чем они различаются. Сравните колы­бельную песню и плясовую, солдатскую песню и трудовую, лирическую песню и хороводную.

V. Вокальная импровизация

На прошлом уроке вы вспоминали особенности каждого жанра народной песни и сочиняли вокальные импровизации.

VI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы)

Концерт какого композитора вы сегодня слушали?

 Какой русский композитор сочинил самый знаменитый в мире концерт для фортепиано с оркестром?

VII. Рефлексия

- Расскажите, как вы заботитесь о здоровье.

- Соблюдаете ли вы правила охраны ваших связок?

- Какое произведение композитора СВ. Рахманинова напоминает напев русской народной песни?

- Какие жанры русской народной песни вы знаете?

- Какой жанр вам нравится больше остальных и почему?

- Каким жанрам близка «Песня о России»?

- Приведите примеры вокальной музыки.

- Приведите примеры инструментальной музыки.

Ход урока

I. Повторение изученного

III. Актуализация знаний

«Песня о России»: повторение, работа над художественным исполнительством

(Покуплетное повторение песни с дирижированием.)

- Вы уже выяснили, что «Песня о России» близка по харак­теру и содержанию русским народным песням. Вспомните, как иногда начинаются русские народные песни —  сразу же их начинает исполнять хор или хоровому исполнению что-то предшествует? (Песня может начинаться с исполнения ее запевалой.)

Верно, чтобы слушатели смогли оценить красоту песни, прочувствовать ее содержание, иногда ее начинал петь солист, или, как его иначе называют, запевала.

— Можно ли «Песню о России» начать с исполнения ее соли­стом-запевалой? (Да.)

Попробуем и мы ее сейчас так исполнить. (Педагог назначает солиста для исполнения и поясняет мо­менты его вступления.)

Солист будет петь только 1 -й куплет. Затем всю остальную песню — два припева и два куплета — исполнит весь класс. Но со­лист еще пропоет начало последнего припева, до повторения его последних строчек. Это повторение споет весь класс.

— Солист запомнил, в каких местах надо петь самостоятельно? (1-й куплет и припев после 3-го куплета.) (Всю остальную песню солист поет хором вместе с классом.)

— Прежде чем спеть песню, расскажите, с чего она начинает­ся. (С инструментального вступления.)

— В каком еще месте прозвучит инструментальное вступле­ние? (После 2-го куплета.)

Здесь вам надо глубоко подышать, чтобы отдохнуть перед фи­налом песни.

— Как надо дирижировать инструментальным вступлением? (Одной рукой.)

— Кто хочет выступить в роли дирижера? (Педагог выбирает дирижеров для каждого куплета и припевов, проводится исполнение песни с солистом-запевалой и дирижерами.)

— Какая музыка в этом произведении — вокальная или ин­струментальная?

— Кто исполнял вокальную музыку? (Детский хор и солист-запевала.)

— Кто исполнял инструментальную музыку? (Музыкальный инструмент — фортепиано.)

V. Повторение изученного

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

- Кто такая солистка?

- Какое произведение для исполнения его солисткой вы се­годня слушали?

IX. Рефлексия

- Какой новый жанр, где сочетается музыка вокальная и ин­струментальная, вы сегодня узнали?

— В каких песнях и ариях вам ранее встречались вокализы?

— Для какого голоса сочинен «Вокализ» С. Рахманинова?

— Назовите фамилию певицы, которая его первой исполняла.

— Какие арии композиторы поручили исполнять сопрано?

— Что такое речитатив?

— О чем можно сложить песню?

— Как вы понимаете слова писателя Н.В. Гоголя: «Под пес­ни... рождается, женится и хоронится русский человек»?

— Какое новое название жанра русской народной песни вы сегодня узнали?

— Когда исполнялись плачи?

— Кто исполнял плачи?

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевания «Родина моя» на широкое дыхание. Повторяют гамму до-мажор.

Класс делится на две группы.

Первая группа поет на слова «мы идем» звукоряд из трех звуков до, ре, ми.

Эту же мелодию повторяет вторая группа.

Первая группа продолжает вокальную линию, на слова «вверх и кем» исполняет звуки «ми», «фа», «соль».

Вторая группа повторяет эту же партию первой.

Первая группа поет на слова нисходящий ход «а теперь назад» звукоряд «до — соль».

Вторая группа повторяет нисходящий ход.

Это упражнение-перекличка исполняется 3-4 раза от разных туков.)

II. Актуализация знаний

Песня о России»: повторение

- Как вы исполняли на прошлом уроке «Песню о России»? (С солистом-запевалой.)

Добавим к песне еще один куплет, который вы будете петь без слов, на слог «ла». Таким образом, в этой песне добавится куплет-вокализ. Исполните куплет на слог «ла». (Класс поет куплет на слог «ла».)

Припев после этого куплета спойте, как обычно, только в са­мом его конце сделайте замедление, чтобы подчеркнуть, что песня заканчивается. (Класс исполняет припев с замедлением в финале.)

Для исполнения «Песни о России» потребуются 4 дирижера на каждый куплет, 4 дирижера на каждый припев и два солиста -для начала 1-го куплета и припева, который будет исполняться в финале.

- Дирижеры, не забудьте про инструментальные проигрыши в начале и после 2-го куплета.

(Педагог назначает дирижеров и солистов, после чего песня исполняется полностью.)

Повторение понятия «плач»

- На прошлом уроке вы познакомились с новым жанром на­родной песни — плачем. Как возник этот жанр?

- Когда на Руси исполнялись плачи?

— Вы начали слушать рассказ писателя М. Горького «Как сло­жили песню». О чем вы узнали?

— Вот какие слова сочинили женщины для начала своей песни:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке, Светлой ноченькой, при месяце Беспокойно мне, девице молодой. Все тоскою сердце мается.

— Расскажите о характере созданной песни.

— Что означает слово «речитатив»?

III. Изучение нового

V. Вокальная импровизация

— Послушайте слова, которыми закончилась песня в рассказе М. Горького, и попробуйте создать для них свой мотив.

Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели,

Поглядеть бы на родные-то поля!

Погулять бы с милым другом по лесам!

Обратите внимание: чтобы получился более точным ритми­ческий рисунок, в первой строчке в слове «жаворонок» изменит­ся место ударения. Надо будет петь «жаворонок». Помните, что такая манера переноса ударения вам уже встречалась в народных песнях.

— Каким может быть характер этого куплета?

— Можно ли в этом куплете передать два характера, например песенный и танцевальный?

(Школьники показывают свои напевы для данного текста.)

VI. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Как менялся характер песни в рассказе «Как сложили песню»?

— Как менялся характер музыки в песне «Точка, точка, за­пятая»?

VII. Рефлексия

— Какой жанр народной песни вы сегодня вспоминали?

— Чем необычен жанр плача? — Какую музыку вы сегодня слушали?

— Какой композитор сочинил 3-й Концерт для фортепиано с оркестром и «Вокализ»?

— В чем сходство лейтмотивов этих двух произведений?

— Кто исполнял 3-й Концерт и кто — «Вокализ»? — Какую музыку композитора Г. Гладкова вы знаете? — Чем вам нравится музыка этого композитора?

— Какую песню Г. Гладкова вы начали разучивать?

— О чем говорится в этой песне? — Как меняется характер музыки в этой песне?

— Какой куплет вы сегодня добавили к «Песне о России»?

VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Вокализ» СВ. Рахманинова;

• песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова;

• 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова.)

Ход урока

II. Актуализация знаний

1. Жанры народных песен

— Какие жанры народных песен вы помните? Расскажите об особенностях каждого жанра.

— Когда исполнялись трудовая и календарно-обрядовые песни?

— Как можно отличить песню колыбельную от плясовой?

— Как можно отличить песню солдатскую от трудовой?

— Как можно отличить песню лирическую от хороводной?

— В чем особенность песни-плача?

— Послушайте напев русской народной песни «Милый мой хоровод».

(Педагог демонстрирует мелодию и слова песни, школьники ее запоминают, повторяют и исполняют.)

Милый мой хоровод,

Милый мой хоровод,

Стой, не расходись,

Стой, не расходись.

— Какие признаки русской народной песни вы услышали в этом произведении? (Плавность голосоведения, повторы слов, распевы слогов.)

А еще часто русские народные песни исполнялись без сопро­вождения музыкальных инструментов. Поэтому и вам тоже при­дется научиться петь эту песню без сопровождения фортепиано. Чтобы спеть как можно точнее, надо стараться исполнять звуки аккуратно, прислушиваться к тому, как поет ваш сосед, добиваясь пения как можно более слитного и чистого. Помните, есть такое слово в музыке — ансамбль, что означает «вместе». Вот вам сейчас надо поработать над хорошим, слаженным ансамблем. (Пение песни акапелла.)

— К какому жанру относится эта песня? (К хороводному.)

— Представим, будто мы поем ее, находясь в движении, тан­цуя в плавном хороводе. Поднимитесь со своих мест, руки опустите вдоль корпуса. Расправьте плечи, приподнимите головы. (Школьники готовятся к исполнению песни.)

— Теперь начнем петь песню. Приподнимитесь чуть-чуть на носочки, переступайте на месте и плавно поднимайте руки вверх в ритм песне, а потом опускайте их. (Класс разучивает и демонстрирует пение вместе с движением.)

— Спойте этот куплет еще раз, постарайтесь, чтобы пение и жесты как можно лучше совпадали. (Повторное исполнение песни с жестами.)

— Прошу вас сесть на свои места. Прослушайте мелодию и текст второй народной песни, она называется «А мы про­со сеяли». Эта песня очень старинная, поэтому в ней встре­тятся незнакомые слова в припеве — «дид Ладо». Повторите эти слова. (Школьники 2-3 раза повторяют слова, запоминая их.)

— Теперь послушайте 1-й куплет.

1. — А мы просо сеяли, сеяли!

Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли!

— А мы просо вытопчем, вытопчем!

Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

— Слова здесь довольно простые, повторите их вместе со мной.

(Класс вместе с учителем повторяет слова песни.)

— Вы услышали, что в этой песне ведется разговор двух групп?

— Какие группы здесь разговаривают между собой? (Девушки и парни.)

Послушайте, какие будут мелодии у каждой из групп. (Педагог демонстрирует напевы песни и разучивает их с классом.)

— О чем поют девушки?

— Каков характер их музыки?

— О чем поют парни?

— Каков характер их музыки?

— Отличается мелодия девушек от мелодии парней?

— Кто помнит, как называется сочетание противоположных характеров в музыке? (Контраст.)

— Спойте эту песню по ролям. Начинают пение девочки, они исполняют свой куплет. А в ответ им споют мальчики свой куплет. (Пение песни по ролям приемом «перекличка».)

— С какими русскими народными песнями вы сейчас позна­комились?

— Вы пели эти песни в классе, а как вы думаете, где обычно их исполняли?

В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она яв­лялась лучшим местом для забав, прогулок и развлечений.

Для молодых людей, девочек и мальчиков 10-12 лет в рус­ской деревне издавна главной забавой были музыкальные игры и развлечения. Девушки стайкой, парни ватагой ходили по всей улице и пели песни, беззлобно подшучивая друг над другом. Иногда, встретившись где-нибудь - на околице, на полянке, на площади, на мосту, — они все вместе пели, танцевали, водили хороводы и разыгрывали песенные инсценировки. Вот с таки­ми старинными играми и песнями русских людей вы сегодня познакомились.

2. «Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рах­манинова

— Вспомните название знакомого вам произведения по его началу.

(Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» С.В. Рах­манинова.)

— Как называется это произведение?

— Какой композитор сочинил «Вокализ»?

— Кто был учителем Рахманинова?

— Что отличает вокализы от других вокальных сочинений - оперы, песни?

— Исполните начало лейтмотива «Вокализа». (Школьники пропевают начало «Вокализа» СВ. Рахманинова и слушают отрывок из этого произведения.)

— Какое произведение начинается таким лейтмотивом? (Педагог исполняет начальные такты 3-го Концерта С.В. Рах­манинова.)

— Расскажите о музыкальном жанре под названием «концерт». (Школьники пропевают лейтмотив произведения, проводят его анализ и слушают начало 3-го Концерта СВ. Рахманинова.)

— В чем сходство этих двух произведений одного компози­тора?

— В чем сходство этих двух авторских сочинений и русской народной песни?

IV. Повторение изученно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.216 с.)