Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V . Метроритмические движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте В предыдущие годы вы разучивали ритмическое упражнение, которое называется «Считалочка». Я напомню вам это упражнение, сначала послушайте и повторите его текст. (Педагог напоминает текст «Считалочки».) Раз-два — острова. Три-четыре — мы приплыли. Пять-шесть — сходим здесь. Семь-восемь — сколько сосен! Девять-десять — мы в пути. Досчитал до десяти! Попробуйте вместе со мной исполнить нужные движения. Пока сделайте это сидя. Сначала вспомним движения для самой последней строчки — «досчитал до десяти». Помните, слова здесь мы произносим по слогам и на каждый слог выполняем определенное движение. Движения надо выполнить в ритме этих слогов, начиная с правой руки. (Учитель показывает движения, которые школьники синхронно повторяют в медленном темпе.) «До-» — правую ладонь положить на голову; «-счи-» — левую ладонь положить под подбородок; «-тал» — правую ладонь приложить к правой щеке; «до» — левую ладонь приложить соответственно к левой щеке; «де-» — правую руку вытянуть вперед; «-ся-» — левую руку вытянуть вперед; «-ти» — сделать хлопок ладонями рук, вытянутых вперед. (Движения финала можно повторить 2-3 раза - по рядам и индивидуально отдельными учениками.) Теперь попробуем вспомнить движения всей «Считалочки». Сделаем это неторопливо, чтобы не было ошибок. (Произнося текст, педагог выполняет движения, школьники их повторяют и запоминают.) Раз-два - острова. (Два хлопка в ладоши, полукруг одной p укой в сторону, затем другой: «рисуем острова».) Три-четыре — мы приплыли. (Два хлопка в ладоши, затем волнообразные. движения руками вперед от себя: «плывем», Пять-шесть — сходим здесь. (Два хлопка, затем два движения ладонями вниз, будто хлопаем по мячу.) Семь-восемь — сколько сосен! (Два хлопка, затем правая рука поднимается вверх, после нее — левая.) Девять-десять — мы в пути. (Два хлопка, пальцами рук выполняются «шаги» До-счи-тал до де-ся-ти! (Ранее выученные движения финала.) Вы вспомнили и правильно научились выполни нашу «Считалочку». Я прошу вас подняться со своих мест и сделать это упражнение стоя. VI. Повторение изученного Музыка — искусство муз Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции. Словом «муза» греки называли богинь — покровительниц разных видов искусств, например танца, истории, музыки серьёзной и вокальной, даже шахмат. Поэтому в переводе слово «музыка» означает «искусство муз», и в Древней Греции к музыке относились с уважением. Она сопровождала разные события —домашние праздники, городские торжества, государственные церемонии. В те времена не существовало богатого разнообразия инструментов, поскольку многие из них, например распространенные сегодня пианино или гитара, не были даже изобретены. Н основном в оркестрах музыканты играли на струнньо инструментах - лире, арфе, лютне, дудочке, свирели конечно, звучали и ударные - барабаны. — Прочитайте на плакате: какие группы инструментов есть в составе симфонического оркестра. (Ответы детей.) — Какие инструменты входят в эти группы? (Ответы детей.) Мелодия — главное средство музыкальной выразительности Вы уже вспомнили много произведений с разными мелодиями — простыми и сложными. Теперь попробуйте отгадать, каким произведениям принадлежат эти главные темы — лейтмотивы. Вот, оказывается, как много разных музыкальных произведений вы уже слушали и пели и как много имен великих композиторов знаете! — Посмотрите еще раз на портреты великих композиторов, вспомните их фамилии и принадлежащие им музыкальные сочинения. (Школьники называют имена композиторов и их произведения.) — По какому признаку мы в первую очередь узнаем знакомую музыку? (По ее мелодии.) VII. Знакомство с новым материалом I. Слушание музыки Послушайте новый лейтмотив. Расскажите о характере этого лейтмотива. — Попробуйте спеть этот лейтмотив на слог «та». (Школьники разучивают и поют тему концерта.) — Теперь послушайте в записи начало 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова. Когда вы услышите знакомую вам мелодию, можете смело подпевать. (Слушание фонозаписи с пением лейтмотива.) — Кто первым исполнил главную тему произведения — пианист или оркестр? (Пианист.) Верно, сначала следует небольшое вступление, потом лейтмотив звучит в исполнении рояля. А оркестр исполняет лейтмотив только после того, как вы услышите его на рояле. Мелодия повторяется оркестром и вместе с солистом, иногда она немного видоизменяется, но все равно ее можно узнать. Вы убедились в том, что лейтмотив концерта похож на народный песенный напев, но эта мелодия авторская. Когда самому композитору сказали о сходстве и поинтересовались, не заимствована ли его тема из народной песни, то он ответил следующее: «Просто так "написалось"! Я хотел "спеть" на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это "пение" сопровождение. Вот и все!» — Посмотрите на нотную запись лейтмотива 3-го Концерта Рахманинова. (Показ нотной записи лейтмотива.) — Расскажите, глядя на эту запись, какая мелодия была создана для этого произведения композитором — плавная или скачкообразная? (Плавная, без скачков, с тесным расположением звуков.) — Какая картина может возникнуть в воображении, когда слушаешь этот концерт? Можно ли при звуках этого концерта представить картину природы? (Ответы детей.) — Выберите из репродукций на доске ту, что созвучна музыке Рахманинова. (Дети выбирают картину с осенним пейзажем.) — В чем выбранная вами картина имеет сходство с музыкой 3-го Концерта Рахманинова? (Ответы детей.) У человека, который любит свою Родину, картины родной природы вызывают восхищение. Россия... Родина моя, Россия... Я с каждым днем люблю тебя сильней. Любая неказистая осина, Звенящая среди болотных пней Ветла какая-нибудь у дороги Да и сама дорога впереди Мне так близки, что только сердце И разольется нежностью в груди. Имеет ли это стихотворение сходство с музыкой Рахманинова? - По каким признакам вы это определите? - На ваш взгляд, главная тема 3-го Концерта написана в мажоре или в миноре? {В миноре. В ней есть особые мягкость, грусть, задушевность русским народным песням. - 3-й Концерт Рахманинова - музыка вокальная ментальная? {Инструментальная.) - Весь ли 3-й Концерт можно спеть голосом? не более 3—4 октав, а на клавиатуре пианино умещаются 8 октав, не каждый звук инструмента можно спеть голосом. Кроме того, голосом можно исполнить только одну вокальную линию, а инструментальная музыка чаще всего многоголосная, состоит из сочетания и одновременного звучания нескольких голосов — аккордов, подголосков. Инструментальную музыку в симфонических концертах исполняют сразу около 100 музыкантов — у каждого инструмента свой голос и свой тембр. Информация о композиторе Сергей Рахманинов был одновременно блистательным и композитором, и дирижером, и пианистом. (Педагог демонстрирует портрет композитора.) Рахманинов окончил консерваторию сразу по двум специальностям - как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. Учителем Рахманинова в консерватории был великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора.) Опера Рахманинова «Алеко», которую он сочинил как выпускное задание, была сразу же поставлена в Большом театре. Произведения, написанные им для фортепиано, — концерты, прелюдии, пьесы - лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом-виртуозом XX в. У Рахманинова были совершенно уникальные руки - с большой и сильной ладонью, с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америке Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов». Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. Но о своей родине он не забывал никогда. Даже в годы Великой Отечественной войны там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 г., но он успел узнать о разгроме фашистских полчищ под Сталинградом. Вы знакомы с замечательной пьесой С. Рахманинова «Итальянская полька». (Педагог исполняет начало пьесы.) Эту музыку вы слушали, под ее звуки выполняли игровые движения. А сегодня вы узнали новое сочинение этого композитора -3-й Концерт для фортепиано с оркестром. VIII «Песня о России» I Знакомство с новой песней — Кто исполнял «Песню о России»? (Детский хор и фортепиано.) — В чем разница между 3-м Концертом Рахманинова и «Песней о России»? (В исполнителях: концерт исполняли солист-пианист и оркестр, «Песню о России» — детский хор и рояль; концерт написан в миноре, «Песня о России» — в мажоре.) — К какой музыке — вокальной или инструментальной - относится «Песня о России»? — Почему это произведение вокальное? (В мелодии песни всего полторы октавы, она сочинена специально для детского голоса, чтобы ее можно было спеть.) Разучивание новой песни — Послушайте и запомните слова 1-го куплета «Песни о России». (Разучивание текста 1-го куплета «Песни о России» и его мелодии, после чего класс исполняет 1-й куплет.) — Мелодия этой песни отличается повторами одного и того же звука. (Педагог демонстрирует отрывки мелодии, где содержатся повторы одного звука.) Почти все начало поется на одном звуке: «Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой». Чтобы повторение одного звука не было скучным, надо такие фразы начинать негромко, но при исполнении делать некоторое усиление звучности. (Педагог вокально демонстрирует правильное исполнение: каждое место с повторами исполняется в динамике «крещендо», школьники повторяют нужную манеру пения.) — Какой дирижерский жест нужен для этой песни? (Жест песенный — плавная вертикаль.) — В каком характере надо петь эту песню? (Плавно, растянуто, неторопливо.) Призовите на помощь свое воображение и представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и музыкой, - склонившуюся над уснувшей рекой иву, ветерок, который прорвался сквозь кольцо облаков, любимую всеми ромашку, которая тянется к солнышку. IX. Вокальная импровизация - Сегодня вы вспомните разные характеры народных песен. Какие вы знаете жанры русских народных (Плясовая, хороводная, лирическая, трудовая колыбельная.) - Самый древний жанр русской народной песни новообрядовый. Повторите это словосочетание - В какое время года и при каких событиях их исполняли? (Осенью, при уборке урожая.)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.007 с.) |