Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Метроритмические движения

Поиск

В предыдущие годы вы разучивали ритмическое упражнение, которое называется «Считалочка». Я напомню вам это упражне­ние, сначала послушайте и повторите его текст.

(Педагог напоминает текст «Считалочки».)

Раз-два — острова.

Три-четыре — мы приплыли.

Пять-шесть — сходим здесь.

Семь-восемь — сколько сосен!

Девять-десять — мы в пути.

Досчитал до десяти!

Попробуйте вместе со мной исполнить нужные движения. Пока сделайте это сидя.

Сначала вспомним движения для самой последней строч­ки — «досчитал до десяти». Помните, слова здесь мы произ­носим по слогам и на каждый слог выполняем определенное движение.

Движения надо выполнить в ритме этих слогов, начиная с пра­вой руки. (Учитель показывает движения, которые школьники синхронно повторяют в медленном темпе.)

«До-» — правую ладонь положить на голову;

«-счи-» — левую ладонь положить под подбородок;

«-тал» — правую ладонь приложить к правой щеке;

«до» — левую ладонь приложить соответственно к левой щеке;

«де-» — правую руку вытянуть вперед;

«-ся-» — левую руку вытянуть вперед;

«-ти» — сделать хлопок ладонями рук, вытянутых вперед.

(Движения финала можно повторить 2-3 раза - по рядам и индивидуально отдельными учениками.)

Теперь попробуем вспомнить движения всей «Считалочки». Сделаем это неторопливо, чтобы не было ошибок.

(Произнося текст, педагог выполняет движения, школьники их повторяют и запоминают.)

Раз-два - острова. (Два хлопка в ладоши, полукруг одной p укой в сторону, затем другой: «рисуем острова».)

Три-четыре — мы приплыли. (Два хлопка в ладоши, затем волнообразные. движения руками вперед от себя: «плывем»,

Пять-шесть — сходим здесь. (Два хлопка, затем два движения ладонями вниз, будто хлопаем по мячу.)

Семь-восемь — сколько сосен! (Два хлопка, затем правая рука поднимается вверх, после неелевая.)

Девять-десять — мы в пути. (Два хлопка, пальцами рук выполняются «шаги»

До-счи-тал до де-ся-ти! (Ранее выученные движения финала.)

Вы вспомнили и правильно научились выполни нашу «Считалочку». Я прошу вас подняться со своих мест и сделать это упражнение стоя.

VI. Повторение изученного

Музыка — искусство муз

Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции. Словом «муза» греки называли богинь — покровительниц разных видов  искусств, например танца, истории, музыки серьёзной и вокальной, даже шахмат. Поэтому в переводе слово «музыка» означает  «искусство муз», и в Древней Греции к музыке относились с уважением. Она сопровождала разные события —домашние праздники, городские торжества, государственные церемонии. В те времена не существовало богатого разнообразия инструментов, поскольку многие из них, например распространенные  сегодня пианино или гитара, не были даже изобретены. Н основном в оркестрах музыканты играли на струнньо инструментах - лире, арфе, лютне, дудочке, свирели конечно, звучали и ударные - барабаны.

— Прочитайте на плакате: какие группы инструментов есть в составе симфонического оркестра. (Ответы детей.)

— Какие инструменты входят в эти группы? (Ответы детей.)

Мелодия — главное средство музыкальной выразительности

Вы уже вспомнили много произведений с разными мелодия­ми — простыми и сложными. Теперь попробуйте отгадать, каким произведениям принадлежат эти главные темы — лейтмотивы.

Вот, оказывается, как много разных музыкальных произве­дений вы уже слушали и пели и как много имен великих компо­зиторов знаете!

— Посмотрите еще раз на портреты великих композиторов, вспомните их фамилии и принадлежащие им музыкальные сочинения. (Школьники называют имена композиторов и их произве­дения.)

— По какому признаку мы в первую очередь узнаем знакомую музыку? (По ее мелодии.)

VII. Знакомство с новым материалом

I. Слушание музыки

Послушайте новый лейтмотив.

Расскажите о характере этого лейтмотива.

— Попробуйте спеть этот лейтмотив на слог «та». (Школьники разучивают и поют тему концерта.)

— Теперь послушайте в записи начало 3-го Концерта для фор­тепиано с оркестром СВ. Рахманинова. Когда вы услышите знакомую вам мелодию, можете смело подпевать. (Слушание фонозаписи с пением лейтмотива.)

— Кто первым исполнил главную тему произведения — пиа­нист или оркестр? (Пианист.)

Верно, сначала следует небольшое вступление, потом лейт­мотив звучит в исполнении рояля. А оркестр исполняет лейтмо­тив только после того, как вы услышите его на рояле. Мелодия повторяется оркестром и вместе с солистом, иногда она немного видоизменяется, но все равно ее можно узнать.

Вы убедились в том, что лейтмотив концерта похож на народ­ный песенный напев, но эта мелодия авторская. Когда самому композитору сказали о сходстве и поинтересовались, не заим­ствована ли его тема из народной песни, то он ответил следующее: «Просто так "написалось"! Я хотел "спеть" на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это "пение" сопровождение. Вот и все!»

— Посмотрите на нотную запись лейтмотива 3-го Концерта Рахманинова. (Показ нотной записи лейтмотива.)

— Расскажите, глядя на эту запись, какая мелодия была со­здана для этого произведения композитором — плавная или скачкообразная? (Плавная, без скачков, с тесным расположе­нием звуков.)

Какая картина может возникнуть в воображении, когда слу­шаешь этот концерт? Можно ли при звуках этого концерта представить картину природы? (Ответы детей.)

— Выберите из репродукций на доске ту, что созвучна музыке Рахманинова.

(Дети выбирают картину с осенним пейзажем.)       

— В чем выбранная вами картина имеет сходство с музыкой 3-го Концерта Рахманинова? (Ответы детей.)

У человека, который любит свою Родину, картины родной природы вызывают восхищение.

Россия... Родина моя, Россия...

Я с каждым днем люблю тебя сильней.

Любая неказистая осина,

Звенящая среди болотных пней

Ветла какая-нибудь у дороги

Да и сама дорога впереди

Мне так близки, что только сердце

И разольется нежностью в груди.

Имеет ли это стихотворение сходство с музыкой Рахманинова?

- По каким признакам вы это определите?

- На ваш взгляд, главная тема 3-го Концерта написана в мажоре или в миноре? {В миноре.

В ней есть особые мягкость, грусть, задушевность русским народным песням.

- 3-й Концерт Рахманинова - музыка вокальная ментальная? {Инструментальная.)

- Весь ли 3-й Концерт можно спеть голосом?

не более 3—4 октав, а на клавиатуре пианино умещаются 8 октав, не каждый звук инструмента можно спеть голосом. Кроме того, голосом можно исполнить только одну вокальную линию, а ин­струментальная музыка чаще всего многоголосная, состоит из со­четания и одновременного звучания нескольких голосов — аккор­дов, подголосков. Инструментальную музыку в симфонических концертах исполняют сразу около 100 музыкантов — у каждого инструмента свой голос и свой тембр.

Информация о композиторе

Сергей Рахманинов был одновременно блистательным и ком­позитором, и дирижером, и пианистом.

(Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Рахманинов окончил консерваторию сразу по двум специаль­ностям - как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. Учителем Рахманинова в консерватории был великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Опера Рахманинова «Алеко», которую он сочинил как выпуск­ное задание, была сразу же поставлена в Большом театре.

Произведения, написанные им для фортепиано, — концер­ты, прелюдии, пьесы - лучше самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом-виртуозом XX в. У Рахманинова были совершенно уникальные руки - с большой и сильной ладонью, с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Аме­рике Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов».

Судьба композитора сложилась трудно, он был выну­жден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. Но о своей родине он не забывал никогда. Даже в годы Вели­кой Отечественной войны там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 г., но он успел узнать о разгроме фашистских полчищ под Ста­линградом.

Вы знакомы с замечательной пьесой С. Рахманинова «Италь­янская полька». (Педагог исполняет начало пьесы.)

Эту музыку вы слушали, под ее звуки выполняли игровые дви­жения. А сегодня вы узнали новое сочинение этого композитора -3-й Концерт для фортепиано с оркестром.

VIII «Песня о России»

I Знакомство с новой песней

— Кто исполнял «Песню о России»? (Детский хор и фортепиано.)

— В чем разница между 3-м Концертом Рахманинова и «Пес­ней о России»? (В исполнителях: концерт исполняли солист-пианист и оркестр, «Песню о России» — детский хор и рояль; концерт написан в миноре, «Песня о России» — в мажоре.)

— К какой музыке — вокальной или инструментальной - от­носится «Песня о России»?

— Почему это произведение вокальное? (В мелодии песни всего полторы октавы, она сочинена специально для детского голо­са, чтобы ее можно было спеть.)

Разучивание новой песни

— Послушайте и запомните слова 1-го куплета «Песни о Рос­сии».

(Разучивание текста 1-го куплета «Песни о России» и его ме­лодии, после чего класс исполняет 1-й куплет.)

— Мелодия этой песни отличается повторами одного и того же звука.

(Педагог демонстрирует отрывки мелодии, где содержатся повторы одного звука.)

Почти все начало поется на одном звуке: «Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой». Чтобы повторение одного звука не было скучным, надо такие фразы начинать негромко, но при исполнении делать некоторое усиление звучности. (Педагог вокально демонстрирует правильное исполнение: каждое место с повторами исполняется в динамике «крещендо», школьники повторяют нужную манеру пения.)

— Какой дирижерский жест нужен для этой песни? (Жест песенныйплавная вертикаль.)

— В каком характере надо петь эту песню? (Плавно, растяну­то, неторопливо.)

Призовите на помощь свое воображение и представьте себе картину природы, которая рисуется текстом и музыкой, - скло­нившуюся над уснувшей рекой иву, ветерок, который прорвался сквозь кольцо облаков, любимую всеми ромашку, которая тянется к солнышку.

IX. Вокальная импровизация

- Сегодня вы вспомните разные характеры народных песен. Какие вы знаете жанры русских народных (Плясовая, хороводная, лирическая, трудовая колыбельная.)

- Самый древний жанр русской народной песни новообрядовый. Повторите это словосочетание

- В какое время года и при каких событиях их исполняли? (Осенью, при уборке урожая.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.007 с.)