II . Работа в тетрадях - сообщение темы урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Работа в тетрадях - сообщение темы урока



— Подпишите обложку тетради: тетрадь по музыке ученика (или ученицы) 4 класса «(буквенное обозначение класса)», далее ваши фамилия и имя в родительном падеже. (Школьники подписывают тетради.)

— Какие записи вы делали в тетрадях в предыдущие годы? (Записывали названия музыкальных произведений, имена их авторов, новые термины музыкального искусства, отвечали на вопросы педагога.)

В этом году характер записей останется прежним, только от­носиться они будут к новым музыкальным сочинениям. Сначала запишите тему сегодняшнего занятия: «Инструментальная мело­дия и вокальная мелодия». (Школьники записывают тему урока.)

— Что такое мелодия? (Главное средство музыкальной вырази­тельности.)

Мелодии бывают простыми и сложными. Вспомните напе­вы знакомых песен и приведите примеры простых мелодий, можете их даже пропеть, а весь класс за вами их повторит.

Но вы уже знакомы и с другой музыкой, той, в которой встре­чаются мелодии другого типа — инструментальные, написанные специально для оркестров.

— Приведите примеры таких мелодий — сложных, а я попы­таюсь их показать на инструменте.

Какие еще средства музыкальной выразительности вы знаете? (Ритм, темп, тембр, регистр, штрихи)

Какая музыка называется вокальной? (Та, точена для исполнения голосом.)

Какая музыка называется инструментальной? (Та, которая предназначена для исполнения на музыкальных инструментах).

Как называется главная мелодия, главная тема  произведения? (Лейтмотив.)

III. Актуализация знаний

1. Правила охраны голоса

Вы стали учениками 4 класса, подросли, стали сильнее! Развилась ваша мускулатура, а это значит, что окрепли и голосовые связки, дыхательный аппарат. Вы обратили внимание на то, что ваши голоса стали громче? Но в вашем возрасте ни в коем случае нельзя очень громко говорить, а тем более кричать или визжать вы можете сорвать ваши еще неокрепшие голосовые связки, и вместо нормального голоса придется разговаривать с хрипотой или сипением.

Конечно, на уроках музыки по-прежнему придется немало петь - и упражнений, и песен. Но все упражнения и песни подбираются педагогами в зависимости от вашего физического развития. Вспомните: ведь в 1 и 2 классах вы исполняли песни более простые, их мелодия строилась всего на 4-5 звукам. Пелись такие произведения в среднем регистре, чтобы не напрягать сильно голосовые связки. Потом пришла пора песен более сложных, их мелодия расширилась, она стала строиться не только в среднем регистре, но и в высоком, и в низком. В мелодиях более слож­ных песен появлялись большие скачки, трудные места в них вам даже приходилось разучивать отдельно. Композиторы, которые создают детские песни, знают особенности растущего организма и учитывают их при сочинении мелодий.

В настоящее время по телевидению показывают много кон­курсов юных певцов. Дети в возрасте 7—10 лет поют песни в ми­крофон, при этом двигаются, бегают по сцене. А взрослые все это видят и оценивают - кто, по их мнению, поет лучше. На такое детское пение бывает страшно смотреть, а тем более слушать его, по нескольким причинам.

Как правило, на подобных конкурсах поют песни, не пред­назначенные для детского голоса. Есть такое понятие в музыке — диапазон. С этим словом вы встречались на уроках. Оно обозна­чает расстояние от самого верхнего звука, который встречается в песне, до самого нижнего.

В простых песнях для детей диапазон не очень большой — до 7—8 звуков. Дети, которые принимают участие в эстрадных конкурсах, нередко поют песни, предназначенные для взрос­лых певцов. В таких песнях диапазон, как правило, огромный — до 15—16 звуков, полторы октавы, а то и более. Поэтому при исполнении самых сложных мест — на высоких нотах — юным певцам приходится не петь, а почти кричать, давиться звуком. Такое чудовищное отношение к собственному голосу не может пройти даром, и голосовые связки быстро выходят из строя.

Кроме того, во время пения дети выполняют резкие движе­ния - например, бегают по сцене с одного ее края на другой, что­бы их было всем хорошо видно. От таких движений им приходится усиленно дышать, просто захлебываться воздухом. И это также может привести к срыву голосовых связок, их воспалению.

Поэтому, если вы захотите принять участие в каком-то пе­сенном конкурсе, то сначала посоветуйтесь со мной и покажите песню, которую вы хотите исполнить, а я скажу, подойдет ли вы­бранная песня для вашего голоса.

А пока давайте запишем в тетрадях правила охраны ваших голосовых связок.

— Каким еще словом можно назвать охрану голосовых связок? (Гигиена.)

(Школьники записывают: «Гигиена голосовых связок». Пе­дагог диктует текст или показывает плакат.)

Основные правила охраны голоса

1. Нельзя говорить громко и кричать, особенно зимой на улице.

2. Петь надо легким звуком, без напряжения.

3. При пении следует активно брать дыхание и тщательно про­говаривать слова.

2. Повторение правил певческой позиции

— С чего должны начинаться пение, вокальная работа? (С пев­ческой позиции.)

Правильная певческая установка готовит вас к серьезной, активной работе голосом. Вспомните правила певческой установки. Как должны располагаться голова, подбородок? Какой должна быть ваша осанка?

Положение головы и корпуса должно быть выпрямленным, но ненапряженным, естественным. Плечи слегка опущены, а подбородок приподнят. Такая позиция помогает правильному взятию дыхания. При пении ноги должны быть немного вытянуты вперед и стоять всей ступней на полу, руки опущены на коле­ни или лежат на столах, а во время пения стоя — опущены вдоль туловища. На правильную певческую позицию следует обращать внимание постоянно, так как от нее зависит успех музыкаль­ной работы. Певческая установка организует процесс дыхания, а значит, и весь процесс пения. Ведь дыханию во время пения принадлежит важная роль, старые учителя пения говорили так: «Искусство пения — это искусство вдоха и выдоха». И это вер­но, потому что появление певческого звука зависит от того, как набранный вами воздух сомкнет голосовые связки. Вот почему пихание перед пением надо брать активно, чтобы его хватило на всю музыкальную фразу.

Потренируйтесь в правильном взятии дыхания по взмаху моей руки.

IV. Музыкальная разминка

- Для чего нужна музыкальная разминка? (Чтобы разогреть горло, подготовить его к работе над более сложными произ­ведениями.)

- Сейчас вы повторите необходимые певческие умения. По­слушайте мелодию знакомой вам песни.

Примите правильную певческую позицию. Теперь возьмите дыхание и спойте 1-ю фразу песни от разных звуков. Петь надо легко, хорошо открывая рот, правильно формируя губами гласные туки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.122 (0.009 с.)