Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №5. Учение о группах крови и Методы ее переливанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Актуальность темы: На сегодняшний день переливание крови и ее препаратов прочно вошло в медицинскую практику. Его выполняют врачи разных специальностей. Иногда только благодаря своевременному переливанию крови можно спасти человеческую жизнь. Но переливание крови это не просто механическое введение жидкости в организм человека, а сложная операция по пересадке инородной ткани с возможными неблагоприятными последствиями. Для того чтобы перелить кровь надо руководствоваться необходимыми показаниями, учитывая противопоказания, провести пробы на совместимость перелитой крови и крови пациента, выбрать методы и пути введения крови. Без этого не возможно переливать кровь с положительным эффектом. И если учесть, что переливание крови - это врачебная манипуляция, а за неблагоприятные последствия, связанные с переливанием крови отвечает врач, проводивший инфузию, то становится очевидной актуальность этого занятия. 2. Общая цель занятия: уметь определять группы крови и методы ее переливания в клинической практике. 3. Для решения общей цели занятия необходимо выделить следующие конкретные целые и исходные знания и умения: Конкретные цели Исходные знания и умения: Уметь: Знать: 1. Определять группы крови по 1. Проводить забор крови из пальца системе АВ0 и резус фактор; вены, определять и интерпретировать антигенные свойства крови (каф. анатомии, физиологии); 2. Определять показания и 2. Определять необходимый объем противопоказания к переливанию циркулирующей крови (каф. крови; физиологии);
3. Выирать методы переливания крови; 3. Интерпретировать анатомию магистральних сосудов; (каф. анатомии) 4. Примечание: информацию по перечисленным пунктам студенты получают на кафедрах анатомии, нормальной физиологии человека при этом, информацию, необходимую для формирования исходных знаний и умений можно найти в таких пособиях: · Б.М. Шевчук Нормальная физиология человека.- К.:«Здоров’я», 2001; С.123-146. · Р.Д. Синельников Атлас анатомии человека.- М.: «Медицина»,1973 С. 273-281; С. 392-402 5. Чтобы Вы смогли понять, отвечает ли исходный уровень знаний и умений необходимому, предлагается выполнить ряд задач, правильность решения которых можно проверить, сравнивая с эталонами ответов: 1) Вам необходимо взять кровь из пальца для определения группы крови. В какой части ІV пальца вы сделаете прокол кожи? а) возле основания ногтевой фаланги; б) на кончике ногтевой фаланги по ладонной поверхности; в) на кончике ногтевой фаланги, возле ногтевой слойинки; г) на кончике ногтевой фаланги несколько сбоку
2) Предположим, что Вам необходимо взять кровь из пальца для определения ее группы. Пункцию какого пальца Вы сделаете? Обоснуйте ответ. а) І-го; б) І І -го; в) І І І -го; г) ІV-го; д) V-го.
3) При определении гемоглобина крови у 40 летней женщины получили показатель 110 г/л. О чем говорит данный показатель гемоглобина? а) показатель превышает нормальное значение гемоглобина; б) показатель находится в пределах нормальных значений; в) показатель ниже значение нормальных величин.
4) Какие из перечисленных веществ обладают антигенными свойствами? а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) полисахариды; д) спирты;
5) В хирургическое отделение доставили больного в тяжелом состоянии с признаками кровотечения. Провести пункцию периферических вен не удалось. Необходимо провести венесекцию. Вы выбрали для этой цели большую подкожную вену на голени. По отношению к каким анатомическим образованиям Вы сделаете разрез кожи? а) позади внутренней лодыжки; б) впереди внутренней лодыжки; в) позади внешней лодыжки; в) впереди внешней лодыжки; г) в проекции средней клинообразной лодыжки.
6) Какую из периферических вен Вы выберете для пункции, с целью забора крови для анализа или внутривенного введения медицинских препаратов, в первую очередь? а) локтевую; б) лучевую; в) среднюю локтевой ямки; г) основную; д) головную. 6. После усвоения необходимых исходных знаний и умений переходите к изучению теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности: · Иммунобиологические основы учения о группах крови; · Основные групповые системы крови человека. Свойства аглютиногенов и агглютининов; · Характеристика системы АВО; · Разновидности резус-фактора. Классификация Винера и Фишера-Райса; · Характерные признаки резус-антител и агглютининов α и β. Виды агглютинации. Феномен Томпсона. · Перечислите показания и противопоказания к переливанию крови; · Какие вы знаете методы переливания крови? · Какие существуют пути введения крови?
7. Для изучения вышеприведенных теоретических вопросов рекомендуем использовать следующие источники: Основная литература: · Загальна хірургія //Под ред.С.П. Жученка, М.Д. Желибы, С.Д. Химича//.-К.:"Здоров я", 1999. - С. 146-157, 160-161, 164-165. · С.В.Петров Общая хирургия.- Санкт-Петербург: Питер, 2002. - С. 235-276. Дополнительная литература: · І. П.Черенько, Ж.М. Ваврик. Загальна хірургія. К.:”Здоров¢я”, 1999. – С. 131-148. 8. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов: 1. При определении группы крови у пациента с помощью стандартных сывороток реакции агглютинации не состоялось ни в одной из лунок. К какой группе крови принадлежит исследуемая кровь? a) 0 (І); б) A (ІІ); в) B(ІІІ); г) AB (ІV); д) результат реакции считается не действительным.
2. Какие из антигенов системы крови занимают ведущее место при определении ее группы по системе АВ0? a) антигены эритроцитов; б) антигены лейкоцитов; в) антигены тромбоцитов; г) плазмовые антигены; д) сывороточные антигены.
3. В лунки тарелки-планшетки к гемаглютинирующим стандартным сывороткам добавили по капле исследуемой крови в отношении 1:10. На протяжении какого времени необходимо следить за реакцией агглютинации при определении группы крови? a) на протяжении 30 сек; б) на протяжении 1 мин; в) на протяжении 2 мин; г) на протяжении 3 мин; д) на протяжении 5 мин.
4. При определении резус принадлежности крови необходимо иметь анти-резусную сыворотку. Анти-резусная сыворотка какой группы крови для этого может быть универсальной? a) собственной (исследуемой); б) первой группы; в) второй группы; г) третьей группы; д) четвертой группы.
5. Какая цель, из показаний для переливания крови на сегодняшний день, является основной? a) дезинтоксикация организма; б) стимуляция иммунных сил; в) субституция; г) гемостатическая; д) повышение онкотичного давления.
6. У больного при лечении острого инфаркта миокарда возникло профузное желудочно-кишечное кровотечение. Потеря крови составляет 1700 мл. Показано ли переливание крови пациенту? a) переливать кровь нельзя в связи наличием противопоказания; б) от переливания крови можно воздержаться; в) переливание крови является абсолютно необходимым; г) -;
7. У больного в результате разрыва селезенки возникло внутрибрюшное кровотечение. Кровопотеря составляет 1500 мл. Какая интраоперационная тактика в данном случае будет наболее целесообразной? a) проведение аутогемотрансфузии; б) проведение прямого переливания крови; в) проведение косвенного переливания консервированной крови; г) проведение реинфузии; д) проведение непрямого переливания свежо гепаринизированной крови. 8. На фоне массивного кровотечения у больного наступила остановка сердца. Сердцебиение восстановлено закрытым массажем сердца. Какое из главных мероприятий необходимо провести в комплексе инфузионной терапии? a) внутривенное капельное переливание крови; б) внутривенное струйне переливание крови; в) внутрикостное струйное переливание крови; г) внутриартериальное капельное переливание крови; д) внутриаортальное струйное переливание крови. Тактический алгоритм «Определение групп крови по системе АВО с помощью стандартних сывороток" Оборудование: стандартные сыворотки І, ІІ и ІІІ групп крови двух разных серий, стерильная игла, предметное стекло, или стеклянные палочки, пипетки, спирт, вата, тарелка-планшетка с маркированием групп крови, флакон с физиологическим раствором NaCl. 1 этап. - подготовка к определению групп крови. На тарелку-планшетку, соответственно меткам, наносят в луночки по 2 капли сывороток О(І), А(ІІ), В(ІІІ) групп двух разных серий. Обрабатывают подушечку ногтевой фаланги ІV пальца 96% спиртом. Прокалывают кончик ногтевой фаланги стерильной иглой. 2 этап - проведение реакции агглютинации. Берут 6 капель крови и помещают их на тарелку рядом с каплями сывороток в соотношении 1:10. Перемешивают стеклянной палочкой. Для улучшения реакции необходимо периодически покачивать тарелку на протяжении 3-х минут. Потом в каждую лунку, где наступила агглютинация, добавляют по 1 капле физиологического раствора и периодически покачивают еще на протяжении 2-х минут. 3 этап - учет реакции. Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации) и отрицательной (отсутствие агглютинации). Различные комбинации положительных и отрицательных результатов дают возможность судить о принадлежности исследуемой крови к той или другой группе согласно приведенной таблицы:
(+) -наличие агглютинации ( -) - отсутствие агглютинации При положительной реакции агглютинации в трех лунках необходимо провести реакцию с сывороткой AB (ІV) группы крови (контроль). Только при отрицательной реакции можно говорить о том, что исследуемая кровь группы AB (ІV). Положительная реакция агглютинации указывает на то, что мы имеем дело или с реакцией панаглютинации (феномен Томпсона), которая наблюдается при разных патологических состояниях, или с гиперслойическим типом крови. Для определения группы крови в таких случаях пользуются перекрестной реакцией (со стандартными эритроцитами), которую, как правило, проводят на станции переливания крови. Тактический алгоритм "Определение групп крови по системе АВО с помощью моноклональных антител (цоликлонов)" Оборудование: флаконы с моноклональними антителами (цоликлонами) анти-А и анти-В, стерильная игла, предметное стекло, или стеклянные палочки, пипетки, спирт, вата, тарелка-планшетка с маркированием групп крови, флакон с физиологическим раствором. 1 этап. - подготовка к определению групп крови. На тарелку-планшетку, соответственно с метками, наносят в луночки по 2 капли диагностикума анти-А и анти-В. Обрабатывают подушечку ногтевой фаланги ІV пальца 96% спиртом. Прокалывают кончик ногтевой фаланги стерильной иглой. 2 этап - проведение реакции агглютинации. Берут по 1-й капле крови и наносят их в луночки на тарелке рядом с каплями диагностикума в соотношении 1:10. Перемешивают стеклянной палочкой и через 1 минуту учитывают результат. 3 этап - учет реакции. Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации) и отрицательной (отсутствие агглютинации).
(+) -наличие агглютинации ( -) - отсутствие агглютинации
9.Краткие методические указания к самостоятельной работе студентов. Вначале занятия проводится тестовый контроль знаний исходного уровня и домашнего задания на протяжении 15 минут. Потом демонстрируют методику определения групп крови и резус-фактора, а также другие антигенные системы крови на таблицах и слайдах (30 минут). После этого проводят самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя по определению групп крови и резус-фактора один у другого с разъяснением полученных результатов (25 минут), а также упражнения на тренажере (30 минут). Завершают занятие подведением итогов (20 минут) с указанием на допущенные ошибки и недостатки в процессе выполнения работы. Самые типичные ошибки студентов: а) Неверное соотношение капли исследуемой крови и стандартной сыворотки; б) Поспешный учет результатов; в) Неверная интерпретация результатов реакции.
Эталоны ответов к п.4: 1) г; 2) г. 3) в; 4) а; 5)б; 6) в В клинической практике проводят пункцию ногтевой фаланги 4-го пальца. Это связано прежде всего с анатомическими особенностями сухожильных сумок. Сухожильные сумки 2,3,4 пальцев проходят обособленно от общей сухожильной сумки кисти и заканчиваются на уровне проксимальных головок пястных костей, поэтому при возникновении воспалительного процесса, в случае нарушения правил асептики, воспалительный процесс не будет распространяться на всю кисть. Во-вторых судьба 4-го пальца в повседневной работе значительно ниже, чем первых трех пальцев. Поэтому при проколе 4-го пальца трудоспособность пациента не будет снижаться. В связи с этим у правши прокол пальца делают на левой кисти и, наоборот, у левши - на правой.
Граф логической структуры занятия :" Учение о группах крови и методах ее переливания".
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.008 с.) |