Тема №5. Учение о группах крови и Методы ее переливания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №5. Учение о группах крови и Методы ее переливания



1. Актуальность темы: На сегодняшний день переливание крови и ее препаратов прочно вошло в медицинскую практику. Его выполняют врачи разных специальностей. Иногда только благодаря своевременному переливанию крови можно спасти человеческую жизнь. Но переливание крови это не просто механическое введение жидкости в организм человека, а сложная операция по пересадке инородной ткани с возможными неблагоприятными последствиями. Для того чтобы перелить кровь надо руководствоваться необходимыми показаниями, учитывая противопоказания, провести пробы на совместимость перелитой крови и крови пациента, выбрать методы и пути введения крови. Без этого не возможно переливать кровь с положительным эффектом. И если учесть, что переливание крови - это врачебная манипуляция, а за неблагоприятные последствия, связанные с переливанием крови отвечает врач, проводивший инфузию, то становится очевидной актуальность этого занятия.

2. Общая цель занятия: уметь определять группы крови и методы ее переливания в клинической практике.

3. Для решения общей цели занятия необходимо выделить следующие конкретные целые и исходные знания и умения:

Конкретные цели Исходные знания и умения:

Уметь: Знать:

1. Определять группы крови по 1. Проводить забор крови из пальца системе АВ0 и резус фактор; вены, определять и интерпретировать

антигенные свойства крови (каф.

анатомии, физиологии);

2. Определять показания и 2. Определять необходимый объем

противопоказания к переливанию циркулирующей крови (каф. крови; физиологии);

 

3. Выирать методы переливания крови; 3. Интерпретировать анатомию магистральних сосудов; (каф. анатомии)

4. Примечание: информацию по перечисленным пунктам студенты получают на кафедрах анатомии, нормальной физиологии человека при этом, информацию, необходимую для формирования исходных знаний и умений можно найти в таких пособиях:

· Б.М. Шевчук Нормальная физиология человека.- К.:«Здоров’я», 2001; С.123-146.

· Р.Д. Синельников Атлас анатомии человека.- М.: «Медицина»,1973 С. 273-281; С. 392-402

5. Чтобы Вы смогли понять, отвечает ли исходный уровень знаний и умений необходимому, предлагается выполнить ряд задач, правильность решения которых можно проверить, сравнивая с эталонами ответов:

1) Вам необходимо взять кровь из пальца для определения группы крови. В какой части ІV пальца вы сделаете прокол кожи?

а) возле основания ногтевой фаланги;

б) на кончике ногтевой фаланги по ладонной поверхности;

в) на кончике ногтевой фаланги, возле ногтевой слойинки;

г) на кончике ногтевой фаланги несколько сбоку

 

2) Предположим, что Вам необходимо взять кровь из пальца для определения ее группы. Пункцию какого пальца Вы сделаете? Обоснуйте ответ.

а) І-го;

б) І І -го;

в) І І І -го;

г) ІV-го;

д) V-го.

 

3) При определении гемоглобина крови у 40 летней женщины получили показатель 110 г/л. О чем говорит данный показатель гемоглобина?

а) показатель превышает нормальное значение гемоглобина;

б) показатель находится в пределах нормальных значений;

в) показатель ниже значение нормальных величин.

 

4) Какие из перечисленных веществ обладают антигенными свойствами?

а) белки;

б) жиры;

в) углеводы;

г) полисахариды;

д) спирты;

 

5) В хирургическое отделение доставили больного в тяжелом состоянии с признаками кровотечения. Провести пункцию периферических вен не удалось. Необходимо провести венесекцию. Вы выбрали для этой цели большую подкожную вену на голени. По отношению к каким анатомическим образованиям Вы сделаете разрез кожи?

а) позади внутренней лодыжки;

б) впереди внутренней лодыжки;

в) позади внешней лодыжки;

в) впереди внешней лодыжки;

г) в проекции средней клинообразной лодыжки.

 

6) Какую из периферических вен Вы выберете для пункции, с целью забора крови для анализа или внутривенного введения медицинских препаратов, в первую очередь?

а) локтевую;

б) лучевую;

в) среднюю локтевой ямки;

г) основную;

д) головную.

6. После усвоения необходимых исходных знаний и умений переходите к изучению теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

· Иммунобиологические основы учения о группах крови;

· Основные групповые системы крови человека. Свойства аглютиногенов и агглютининов;

· Характеристика системы АВО;

· Разновидности резус-фактора. Классификация Винера и Фишера-Райса;

· Характерные признаки резус-антител и агглютининов α и β. Виды агглютинации. Феномен Томпсона.

· Перечислите показания и противопоказания к переливанию крови;

· Какие вы знаете методы переливания крови?

· Какие существуют пути введения крови?

 

7. Для изучения вышеприведенных теоретических вопросов рекомендуем использовать следующие источники:

Основная литература:

· Загальна хірургія //Под ред.С.П. Жученка, М.Д. Желибы, С.Д. Химича//.-К.:"Здоров я", 1999. - С. 146-157, 160-161, 164-165.

· С.В.Петров Общая хирургия.- Санкт-Петербург: Питер, 2002. - С. 235-276.

Дополнительная литература:

· І. П.Черенько, Ж.М. Ваврик. Загальна хірургія. К.:”Здоров¢я”, 1999. – С. 131-148.

8. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов:

1. При определении группы крови у пациента с помощью стандартных сывороток реакции агглютинации не состоялось ни в одной из лунок. К какой группе крови принадлежит исследуемая кровь?

a) 0 (І);

б) A (ІІ);

в) B(ІІІ);

г) AB (ІV);

д) результат реакции считается не действительным.

 

2. Какие из антигенов системы крови занимают ведущее место при определении ее группы по системе АВ0?

a) антигены эритроцитов;

б) антигены лейкоцитов;

в) антигены тромбоцитов;

г) плазмовые антигены;

д) сывороточные антигены.

 

3. В лунки тарелки-планшетки к гемаглютинирующим стандартным сывороткам добавили по капле исследуемой крови в отношении 1:10. На протяжении какого времени необходимо следить за реакцией агглютинации при определении группы крови?

a) на протяжении 30 сек;

б) на протяжении 1 мин;

в) на протяжении 2 мин;

г) на протяжении 3 мин;

д) на протяжении 5 мин.

 

4. При определении резус принадлежности крови необходимо иметь анти-резусную сыворотку. Анти-резусная сыворотка какой группы крови для этого может быть универсальной?

a) собственной (исследуемой);

б) первой группы;

в) второй группы;

г) третьей группы;

д) четвертой группы.

 

5. Какая цель, из показаний для переливания крови на сегодняшний день, является основной?

a) дезинтоксикация организма;

б) стимуляция иммунных сил;

в) субституция;

г) гемостатическая;

д) повышение онкотичного давления.

 

6. У больного при лечении острого инфаркта миокарда возникло профузное желудочно-кишечное кровотечение. Потеря крови составляет 1700 мл. Показано ли переливание крови пациенту?

a) переливать кровь нельзя в связи наличием противопоказания;

б) от переливания крови можно воздержаться;

в) переливание крови является абсолютно необходимым;

г) -;

 

7. У больного в результате разрыва селезенки возникло внутрибрюшное кровотечение. Кровопотеря составляет 1500 мл. Какая интраоперационная тактика в данном случае будет наболее целесообразной?

a) проведение аутогемотрансфузии;

б) проведение прямого переливания крови;

в) проведение косвенного переливания консервированной крови;

г) проведение реинфузии;

д) проведение непрямого переливания свежо гепаринизированной крови.

8. На фоне массивного кровотечения у больного наступила остановка сердца. Сердцебиение восстановлено закрытым массажем сердца. Какое из главных мероприятий необходимо провести в комплексе инфузионной терапии?

a) внутривенное капельное переливание крови;

б) внутривенное струйне переливание крови;

в) внутрикостное струйное переливание крови;

г) внутриартериальное капельное переливание крови;

д) внутриаортальное струйное переливание крови.

Тактический алгоритм

«Определение групп крови по системе АВО с помощью стандартних сывороток"

Оборудование: стандартные сыворотки І, ІІ и ІІІ групп крови двух разных серий, стерильная игла, предметное стекло, или стеклянные палочки, пипетки, спирт, вата, тарелка-планшетка с маркированием групп крови, флакон с физиологическим раствором NaCl.

1 этап. - подготовка к определению групп крови.

На тарелку-планшетку, соответственно меткам, наносят в луночки по 2 капли сывороток О(І), А(ІІ), В(ІІІ) групп двух разных серий. Обрабатывают подушечку ногтевой фаланги ІV пальца 96% спиртом. Прокалывают кончик ногтевой фаланги стерильной иглой.

2 этап - проведение реакции агглютинации.

Берут 6 капель крови и помещают их на тарелку рядом с каплями сывороток в соотношении 1:10. Перемешивают стеклянной палочкой. Для улучшения реакции необходимо периодически покачивать тарелку на протяжении 3-х минут. Потом в каждую лунку, где наступила агглютинация, добавляют по 1 капле физиологического раствора и периодически покачивают еще на протяжении 2-х минут.

3 этап - учет реакции.

Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации) и отрицательной (отсутствие агглютинации). Различные комбинации положительных и отрицательных результатов дают возможность судить о принадлежности исследуемой крови к той или другой группе согласно приведенной таблицы:

Результат реакции с изогемаглютинирующими сыворотками   Исследуемая кровь принадлежит к группе
0 (I) αβ A (II) β B(III) α AB (IV)o (контроль)
- - -   0 (I)
+ - +   A (II)
+ + -   B(III)
+ + + - AB (IV)

(+) -наличие агглютинации ( -) - отсутствие агглютинации

При положительной реакции агглютинации в трех лунках необходимо провести реакцию с сывороткой AB (ІV) группы крови (контроль). Только при отрицательной реакции можно говорить о том, что исследуемая кровь группы AB (ІV).

Положительная реакция агглютинации указывает на то, что мы имеем дело или с реакцией панаглютинации (феномен Томпсона), которая наблюдается при разных патологических состояниях, или с гиперслойическим типом крови. Для определения группы крови в таких случаях пользуются перекрестной реакцией (со стандартными эритроцитами), которую, как правило, проводят на станции переливания крови.

Тактический алгоритм

"Определение групп крови по системе АВО с помощью моноклональных антител (цоликлонов)"

Оборудование: флаконы с моноклональними антителами (цоликлонами) анти-А и анти-В, стерильная игла, предметное стекло, или стеклянные палочки, пипетки, спирт, вата, тарелка-планшетка с маркированием групп крови, флакон с физиологическим раствором.

1 этап. - подготовка к определению групп крови.

На тарелку-планшетку, соответственно с метками, наносят в луночки по 2 капли диагностикума анти-А и анти-В. Обрабатывают подушечку ногтевой фаланги ІV пальца 96% спиртом. Прокалывают кончик ногтевой фаланги стерильной иглой.

2 этап - проведение реакции агглютинации.

Берут по 1-й капле крови и наносят их в луночки на тарелке рядом с каплями диагностикума в соотношении 1:10. Перемешивают стеклянной палочкой и через 1 минуту учитывают результат.

3 этап - учет реакции.

Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации) и отрицательной (отсутствие агглютинации).

 

Результат реакции агглютинации Исследуемая кровь принадлежит к группе
  Анти-А   Анти-В
- - 0 (I)
+ - A (II)
- + B(III)
+ + AB (IV)

(+) -наличие агглютинации ( -) - отсутствие агглютинации

 

9.Краткие методические указания к самостоятельной работе студентов.

Вначале занятия проводится тестовый контроль знаний исходного уровня и домашнего задания на протяжении 15 минут. Потом демонстрируют методику определения групп крови и резус-фактора, а также другие антигенные системы крови на таблицах и слайдах (30 минут). После этого проводят самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя по определению групп крови и резус-фактора один у другого с разъяснением полученных результатов (25 минут), а также упражнения на тренажере (30 минут). Завершают занятие подведением итогов (20 минут) с указанием на допущенные ошибки и недостатки в процессе выполнения работы.

Самые типичные ошибки студентов:

а) Неверное соотношение капли исследуемой крови и стандартной сыворотки;

б) Поспешный учет результатов;

в) Неверная интерпретация результатов реакции.

 

Эталоны ответов к п.4: 1) г; 2) г. 3) в; 4) а; 5)б; 6) в

В клинической практике проводят пункцию ногтевой фаланги 4-го пальца. Это связано прежде всего с анатомическими особенностями сухожильных сумок. Сухожильные сумки 2,3,4 пальцев проходят обособленно от общей сухожильной сумки кисти и заканчиваются на уровне проксимальных головок пястных костей, поэтому при возникновении воспалительного процесса, в случае нарушения правил асептики, воспалительный процесс не будет распространяться на всю кисть. Во-вторых судьба 4-го пальца в повседневной работе значительно ниже, чем первых трех пальцев. Поэтому при проколе 4-го пальца трудоспособность пациента не будет снижаться. В связи с этим у правши прокол пальца делают на левой кисти и, наоборот, у левши - на правой.

 


Граф

логической структуры занятия :" Учение о группах крови и методах ее переливания".

                                         
   
 
   
ГРУПЫ КРОВИ ПО СИСТЕМЕ АВО И РЕЗУС
     
 
     
 
 
0(I)αβ
 
A(II)β
 
B(III)α,
 
AB(IV)o
   
АУТОИНФУЗИЯ
 
ГЕТЕРОИНФУЗИЯ  
 
 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.047 с.)