Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №5. Учение о группах крови и Методы ее переливанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 1. Актуальность темы: На сегодняшний день переливание крови и ее препаратов прочно вошло в медицинскую практику. Его выполняют врачи разных специальностей. Иногда только благодаря своевременному переливанию крови можно спасти человеческую жизнь. Но переливание крови это не просто механическое введение жидкости в организм человека, а сложная операция по пересадке инородной ткани с возможными неблагоприятными последствиями. Для того чтобы перелить кровь надо руководствоваться необходимыми показаниями, учитывая противопоказания, провести пробы на совместимость перелитой крови и крови пациента, выбрать методы и пути введения крови. Без этого не возможно переливать кровь с положительным эффектом. И если учесть, что переливание крови - это врачебная манипуляция, а за неблагоприятные последствия, связанные с переливанием крови отвечает врач, проводивший инфузию, то становится очевидной актуальность этого занятия. 2. Общая цель занятия: уметь определять группы крови и методы ее переливания в клинической практике. 3. Для решения общей цели занятия необходимо выделить следующие конкретные целые и исходные знания и умения: Конкретные цели Исходные знания и умения: Уметь: Знать: 1. Определять группы крови по 1. Проводить забор крови из пальца системе АВ0 и резус фактор; вены, определять и интерпретировать антигенные свойства крови (каф. анатомии, физиологии); 2. Определять показания и 2. Определять необходимый объем противопоказания к переливанию циркулирующей крови (каф. крови; физиологии);
3. Выирать методы переливания крови; 3. Интерпретировать анатомию магистральних сосудов; (каф. анатомии) 4. Примечание: информацию по перечисленным пунктам студенты получают на кафедрах анатомии, нормальной физиологии человека при этом, информацию, необходимую для формирования исходных знаний и умений можно найти в таких пособиях: · Б.М. Шевчук Нормальная физиология человека.- К.:«Здоров’я», 2001; С.123-146. · Р.Д. Синельников Атлас анатомии человека.- М.: «Медицина»,1973 С. 273-281; С. 392-402 5. Чтобы Вы смогли понять, отвечает ли исходный уровень знаний и умений необходимому, предлагается выполнить ряд задач, правильность решения которых можно проверить, сравнивая с эталонами ответов: 1) Вам необходимо взять кровь из пальца для определения группы крови. В какой части ІV пальца вы сделаете прокол кожи? а) возле основания ногтевой фаланги; б) на кончике ногтевой фаланги по ладонной поверхности; в) на кончике ногтевой фаланги, возле ногтевой слойинки; г) на кончике ногтевой фаланги несколько сбоку
2) Предположим, что Вам необходимо взять кровь из пальца для определения ее группы. Пункцию какого пальца Вы сделаете? Обоснуйте ответ. а) І-го; б) І І -го; в) І І І -го; г) ІV-го; д) V-го.
3) При определении гемоглобина крови у 40 летней женщины получили показатель 110 г/л. О чем говорит данный показатель гемоглобина? а) показатель превышает нормальное значение гемоглобина; б) показатель находится в пределах нормальных значений; в) показатель ниже значение нормальных величин.
4) Какие из перечисленных веществ обладают антигенными свойствами? а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) полисахариды; д) спирты;
5) В хирургическое отделение доставили больного в тяжелом состоянии с признаками кровотечения. Провести пункцию периферических вен не удалось. Необходимо провести венесекцию. Вы выбрали для этой цели большую подкожную вену на голени. По отношению к каким анатомическим образованиям Вы сделаете разрез кожи? а) позади внутренней лодыжки; б) впереди внутренней лодыжки; в) позади внешней лодыжки; в) впереди внешней лодыжки; г) в проекции средней клинообразной лодыжки.
6) Какую из периферических вен Вы выберете для пункции, с целью забора крови для анализа или внутривенного введения медицинских препаратов, в первую очередь? а) локтевую; б) лучевую; в) среднюю локтевой ямки; г) основную; д) головную. 6. После усвоения необходимых исходных знаний и умений переходите к изучению теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности: · Иммунобиологические основы учения о группах крови; · Основные групповые системы крови человека. Свойства аглютиногенов и агглютининов; · Характеристика системы АВО; · Разновидности резус-фактора. Классификация Винера и Фишера-Райса; · Характерные признаки резус-антител и агглютининов α и β. Виды агглютинации. Феномен Томпсона. · Перечислите показания и противопоказания к переливанию крови; · Какие вы знаете методы переливания крови? · Какие существуют пути введения крови?
7. Для изучения вышеприведенных теоретических вопросов рекомендуем использовать следующие источники: Основная литература: · Загальна хірургія //Под ред.С.П. Жученка, М.Д. Желибы, С.Д. Химича//.-К.:"Здоров я", 1999. - С. 146-157, 160-161, 164-165. · С.В.Петров Общая хирургия.- Санкт-Петербург: Питер, 2002. - С. 235-276. Дополнительная литература: · І. П.Черенько, Ж.М. Ваврик. Загальна хірургія. К.:”Здоров¢я”, 1999. – С. 131-148. 8. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов: 1. При определении группы крови у пациента с помощью стандартных сывороток реакции агглютинации не состоялось ни в одной из лунок. К какой группе крови принадлежит исследуемая кровь? a) 0 (І); б) A (ІІ); в) B(ІІІ); г) AB (ІV); д) результат реакции считается не действительным.
2. Какие из антигенов системы крови занимают ведущее место при определении ее группы по системе АВ0? a) антигены эритроцитов; б) антигены лейкоцитов; в) антигены тромбоцитов; г) плазмовые антигены; д) сывороточные антигены.
3. В лунки тарелки-планшетки к гемаглютинирующим стандартным сывороткам добавили по капле исследуемой крови в отношении 1:10. На протяжении какого времени необходимо следить за реакцией агглютинации при определении группы крови? a) на протяжении 30 сек; б) на протяжении 1 мин; в) на протяжении 2 мин; г) на протяжении 3 мин; д) на протяжении 5 мин.
4. При определении резус принадлежности крови необходимо иметь анти-резусную сыворотку. Анти-резусная сыворотка какой группы крови для этого может быть универсальной? a) собственной (исследуемой); б) первой группы; в) второй группы; г) третьей группы; д) четвертой группы.
5. Какая цель, из показаний для переливания крови на сегодняшний день, является основной? a) дезинтоксикация организма; б) стимуляция иммунных сил; в) субституция; г) гемостатическая; д) повышение онкотичного давления.
6. У больного при лечении острого инфаркта миокарда возникло профузное желудочно-кишечное кровотечение. Потеря крови составляет 1700 мл. Показано ли переливание крови пациенту? a) переливать кровь нельзя в связи наличием противопоказания; б) от переливания крови можно воздержаться; в) переливание крови является абсолютно необходимым; г) -;
7. У больного в результате разрыва селезенки возникло внутрибрюшное кровотечение. Кровопотеря составляет 1500 мл. Какая интраоперационная тактика в данном случае будет наболее целесообразной? a) проведение аутогемотрансфузии; б) проведение прямого переливания крови; в) проведение косвенного переливания консервированной крови; г) проведение реинфузии; д) проведение непрямого переливания свежо гепаринизированной крови. 8. На фоне массивного кровотечения у больного наступила остановка сердца. Сердцебиение восстановлено закрытым массажем сердца. Какое из главных мероприятий необходимо провести в комплексе инфузионной терапии? a) внутривенное капельное переливание крови; б) внутривенное струйне переливание крови; в) внутрикостное струйное переливание крови; г) внутриартериальное капельное переливание крови; д) внутриаортальное струйное переливание крови. Тактический алгоритм «Определение групп крови по системе АВО с помощью стандартних сывороток" Оборудование: стандартные сыворотки І, ІІ и ІІІ групп крови двух разных серий, стерильная игла, предметное стекло, или стеклянные палочки, пипетки, спирт, вата, тарелка-планшетка с маркированием групп крови, флакон с физиологическим раствором NaCl. 1 этап. - подготовка к определению групп крови. На тарелку-планшетку, соответственно меткам, наносят в луночки по 2 капли сывороток О(І), А(ІІ), В(ІІІ) групп двух разных серий. Обрабатывают подушечку ногтевой фаланги ІV пальца 96% спиртом. Прокалывают кончик ногтевой фаланги стерильной иглой. 2 этап - проведение реакции агглютинации. Берут 6 капель крови и помещают их на тарелку рядом с каплями сывороток в соотношении 1:10. Перемешивают стеклянной палочкой. Для улучшения реакции необходимо периодически покачивать тарелку на протяжении 3-х минут. Потом в каждую лунку, где наступила агглютинация, добавляют по 1 капле физиологического раствора и периодически покачивают еще на протяжении 2-х минут. 3 этап - учет реакции. Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации) и отрицательной (отсутствие агглютинации). Различные комбинации положительных и отрицательных результатов дают возможность судить о принадлежности исследуемой крови к той или другой группе согласно приведенной таблицы:
(+) -наличие агглютинации ( -) - отсутствие агглютинации При положительной реакции агглютинации в трех лунках необходимо провести реакцию с сывороткой AB (ІV) группы крови (контроль). Только при отрицательной реакции можно говорить о том, что исследуемая кровь группы AB (ІV). Положительная реакция агглютинации указывает на то, что мы имеем дело или с реакцией панаглютинации (феномен Томпсона), которая наблюдается при разных патологических состояниях, или с гиперслойическим типом крови. Для определения группы крови в таких случаях пользуются перекрестной реакцией (со стандартными эритроцитами), которую, как правило, проводят на станции переливания крови. Тактический алгоритм "Определение групп крови по системе АВО с помощью моноклональных антител (цоликлонов)" Оборудование: флаконы с моноклональними антителами (цоликлонами) анти-А и анти-В, стерильная игла, предметное стекло, или стеклянные палочки, пипетки, спирт, вата, тарелка-планшетка с маркированием групп крови, флакон с физиологическим раствором. 1 этап. - подготовка к определению групп крови. На тарелку-планшетку, соответственно с метками, наносят в луночки по 2 капли диагностикума анти-А и анти-В. Обрабатывают подушечку ногтевой фаланги ІV пальца 96% спиртом. Прокалывают кончик ногтевой фаланги стерильной иглой. 2 этап - проведение реакции агглютинации. Берут по 1-й капле крови и наносят их в луночки на тарелке рядом с каплями диагностикума в соотношении 1:10. Перемешивают стеклянной палочкой и через 1 минуту учитывают результат. 3 этап - учет реакции. Реакция в каждой капле может быть положительной (наличие агглютинации) и отрицательной (отсутствие агглютинации).
(+) -наличие агглютинации ( -) - отсутствие агглютинации
9.Краткие методические указания к самостоятельной работе студентов. Вначале занятия проводится тестовый контроль знаний исходного уровня и домашнего задания на протяжении 15 минут. Потом демонстрируют методику определения групп крови и резус-фактора, а также другие антигенные системы крови на таблицах и слайдах (30 минут). После этого проводят самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя по определению групп крови и резус-фактора один у другого с разъяснением полученных результатов (25 минут), а также упражнения на тренажере (30 минут). Завершают занятие подведением итогов (20 минут) с указанием на допущенные ошибки и недостатки в процессе выполнения работы. Самые типичные ошибки студентов: а) Неверное соотношение капли исследуемой крови и стандартной сыворотки; б) Поспешный учет результатов; в) Неверная интерпретация результатов реакции.
Эталоны ответов к п.4: 1) г; 2) г. 3) в; 4) а; 5)б; 6) в В клинической практике проводят пункцию ногтевой фаланги 4-го пальца. Это связано прежде всего с анатомическими особенностями сухожильных сумок. Сухожильные сумки 2,3,4 пальцев проходят обособленно от общей сухожильной сумки кисти и заканчиваются на уровне проксимальных головок пястных костей, поэтому при возникновении воспалительного процесса, в случае нарушения правил асептики, воспалительный процесс не будет распространяться на всю кисть. Во-вторых судьба 4-го пальца в повседневной работе значительно ниже, чем первых трех пальцев. Поэтому при проколе 4-го пальца трудоспособность пациента не будет снижаться. В связи с этим у правши прокол пальца делают на левой кисти и, наоборот, у левши - на правой.
Граф логической структуры занятия :" Учение о группах крови и методах ее переливания".
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |