Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №7 «СОЭ и буферные свойства крови»

Поиск

 

Исходный уровень знаний

1. Значения СОЭ в норме.

2. Механизмы формирования СОЭ.

3. рН крови в норме.

4. Буферные системы, поддерживающие постоянство рН плазмы крови.

5. Понятие щелочного резерва.

 

Студент должен знать: 1. Механизмы формирования СОЭ; 2. рН крови и буферные системы; 3. Основные функциональные системы, поддерживающие кислотно-щелочное равновесие; 4. Понятие о щелочном резерве крови. Ацидозы. Алкалозы. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 5. Возрастные нормы СОЭ у детей; 6. Особенности активной реакции крови у плода, новорожденных детей разного возраста. Студент должен уметь: · определять СОЭ методом Панченкова; · анализировать рН крови и сдвиги СОЭ. Основная литература: 1-3. Нормальная физиология человека / Под ред. Б.И. Ткаченко М.Медицина. 2005. -с.37-9. Физиологии человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. М.Медицина. 2009. -с.56. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И.Ткаченко. -СПб-Архангельск. 2001. -с.213-69. 4. Нормальная физиология человека. 2005. -с.661. Физиологические основы здоровья человека. -с.213-69. Материалы лекций. Дополнительная литература: · Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. -СПб, «Лань», 2001. · В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996. · Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ. / М. «Мир». -1986. -т.1.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

№1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое СОЭ?

2. СОЭ в норме у мужчин?

3. СОЭ в норме у женщин?

4. Какова основная причина повышения СОЭ?

5. Что такое рН крови?

6. Какова рН артериальной крови?

7. Какова рН венозной крови?

8. Какие буферные системы имеются в крови?

9. Что такое щелочной резерв крови?

№2. Решите следующие задачи:

1. В какую сторону (алкалоз, ацидоз) будет происходить сдвиг кислотно-щелочного равновесия крови у нетренированного человека в условиях высокогорья?

 

2. Почему у онкологических больных СОЭ начинает расти в 3-4 стадии при наличии метастазирования, а на начальных этапах близко к норме?

 

3. Раненный при аварии потерял до 1 литра крови. Что произойдет с СОЭ? Как будет меняться СОЭ при восполнении потерь физраствором, эритроцитарной массой, донорской кровью?

 

4. Известно, что для глубоководных длительных работ используется смесь О2 с инертными газами. Какие изменения с рН крови произойдут у водолаза, если вместо инертного газа, увеличится подача С02 во вдыхаемом воздухе и его парциальное давление повысится на 20 мм рт. ст.?

№3. Объясните следующие термины: алкалоз - это …..

ацидоз - это …..

гипоксия - это …..

гипоксемия - это …..

№4. Назовите агломерины и антиагломерины.

№3. Тестовые задания:

1. СОЭ во второй половине беременности составляет: А) 0-1 ммоль/л; В) 50-70 ммоль/л; С) 2-15 мм/час; D) 40-60 мм/час.

 

2. СОЭ у новорождённых составляет: А) 2-10 ммоль/л; В) 1-2 ммоль/л; С) 40-60 мм/час; D) 0-1 мм/час.

 

3. СОЭ у детей до 1 года составляет: А) 1-2 мм/час; В) 40-60 мм/час; С) 2-15 мм/час; D) 2-10 ммоль/л.

 

4. Почему для определения СОЭ используют 5% раствор цитрата натрия?: А) потому что в этом растворе происходит разрушение лейкоцитов; В) потому что этот раствор препятствует свёртыванию крови; С) потому что в этом растворе не происходит гемолиз эритроци­тов; D) потому что в этом растворе происходит гемолиз эритроцитов.

 

5. К чему сводится механизм реакции оседания эритроцитов?: А) у эритроцитов больше удельный вес, чем у плазмы, поэтому они складываются в монетные столбики и оседают; В) при увеличении в плазме фибриногена, его электрический заряд снижает заряд эритроцитов, последние складываются в монетные столбики и оседают; С) при увеличении в плазме фракции глобулинов их суммарный заряд снижает заряд эритроцитов, что ускоряет реакцию оседания; D) при увеличении в плазме фракции альбуминов их суммарный электрический заряд нейтрализует заряд эритроцитов, последние складываются в монетные столбики и оседают.

 

6. Какая буферная система крови реагирует на изменение РН первой?: А) фосфатная; В) бикарбонатная; С) гемоглобиновая; D) белковая.

 

7. Какая буферная система крови выводит основное количество ионов водорода?: А) гемоглобиновая; В) фосфатная; С) бикарбонатная; D)белковая.

 

8. Какая буферная система крови обладает наибольшей мощностью?: А) мощность всех буферных систем одинакова; В) бикарбонатная у взрослых и фосфатная у детей; С) гемоглобиновая; D) белковая.

 

9. С каким состоянием легче справляются буферные системы крови?: А) с алкалозом; В) могут справиться только с алкалозом; С) с ацидозом; D) у детей - с ацидозом, у взрослых с алкалозом.

 

10. Какие компоненты плазмы крови ведут себя в щелочной среде как кислоты, а в кислой как щёлочи?: А) липиды; В) белки; С) углеводы; D) мочевина.

 

11. Что понимают под выражением компенсированный или декомпенсированный алкалоз или ацидоз?: А) при "компенсированных" формах нет сдвига в кислотно-щелочном равновесии, а есть уменьшение буферности. При "декомпенсированных" формах буферность исчерпана, имеется сдвиг кислотно-щелочного равновесия крови; В) при "компенсированных" формах еще есть возможность лечения алкоголизма, при декомпенсированных - прогноз безнадежен, наблюдаются психические расстройства; С) при компенсированных формах нет сдвига кислотно-щелочного равновесия в тканях мозга, а имеется сдвиг только в крови, а при декомпенсированных есть сдвиг в тканях мозга; D) при компенсированных формах нет сдвига кислотно-щелочного равновесия в лимфе и мёжтканевой жидкости, а при декомпенсированных есть.

Занятие №8 «Групповые свойства крови, резус фактор»

 

Исходный уровень знаний

 

1. Классификацию групп крови по Янскому и Ландштейнеру.

2. Резус-фактор и дополнительные агглютиногены.

3. Функции перелитой крови.

Студент должен знать: 1. Классификация групп по Янскому и Ландштейнеру; 2. Наследование групп крови; 3. Резус-фактор и дополнительные агглютиногены; 4. Схема переливания крови. 5. Проба на индивидуальную и биологическую совместимость. 6. Кровезаменители и их применение. 7. Правила переливания крови. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 8. Гемолитическая болезнь новорожденных. Студент должен уметь: · определять группу крови; · определять резус-принадлежность. Основная литература: 1,2. Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И. 2005. -с.358-9. Физиологии человека. Compendium / Под ред. Ткаченко Б.И. 2009. -с.139-41. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб-Архангельск, 2001. -с.213-69. 3-7. Нормальная физиология человека. -с.358-62. Физиологии человека. Compendium. -с.139-41. Физиологические основы здоровья человека. 2001. -с.213-69. Материалы лекций Дополнительная литература: · Начала физиологии / Под ред. А. Ноздрачева. -СПб, «Лань», 2001. · Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996. · Физиология человека / Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ. / М. «Мир». -1986. -т.1.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

№1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Кто и когда предложил классификацию групп крови по системе АВО?

2. Сколько групп крови различают по АВО системе?

3. Где содержатся агглютиногены (антигены)?

4. Где содержатся агглютинины (антитела)?

5. Кто и когда открыл резус-фактор?

6. Где содержится резус-фактор?

7. В какой ситуации возникает резус- конфликт при переливании крови?

8. В какой ситуации может возникнуть резус-конфликт при беременности?

9. В каких тканях нашего тела, кроме крови, имеются агглютиногены системы АВО?

10. Что необходимо иметь для определения групп крови?

11. Что необходимо иметь для определения резус-фактора?

№2. Решите следующие задачи:

1. Девочке перелита кровь без учета резус-фактора. Может ли это отразиться впоследствии на ее детородной функции? При каких условиях? Почему?

 

2. Больному с резус-отрицательной кровью произведено первичное переливание резус-положительной крови, а через 2 года повторно перелито большое количество резус-положительной крови. Какая разница в реакции крови реципиента при первичном и повторном переливании крови? Почему?

 

3. При определении группы крови реакции агглютинации нет ни в одной из сывороток. Почему? Какая группа крови?

 

4. Реакция агглютинации произошла с I, II, III группами. Почему? Какая группа крови?

 

5. Больному, укушенному ядовитой змеей, было произведено обменное переливание крови. Для чего? Перелитая кровь была той же группы и резус-принадлежности, что и у больного, однако возникли явления гемотрансфузионной несовместимости. В чем причина?

 

6. Почему при браке резус-положительного мужчины с резус-отрицательной женщиной чаще всего первый ребенок рождается нормальным, а при последующих беременностях возрастает угроза резус-конфликта между матерью и плодом?

№3. Перечислите правила переливания крови.

№4. Напишите схему определения групп крови.

№5. Тестовые задания:

1. Какие основные агглютиногены есть у людей с 1 группой крови?: А) никаких; В) А и В; С) альфа и бета; D) А и альфа.

 

2. Какие агглютинины есть у людей с 1 группой крови?: А) никаких; В) А и В; С) альфа и бета; D) В и бета.

 

3. Какие основные агглютиногены есть у людей со II группой крови?: А) В; В) А; С) альфа и бета; D) никаких.

 

4. Какие агглютинины есть у людей со II группой крови?: А) альфа; В) А; С) В; D) бета.

 

5. Какие основные агглютиногены есть у людей с III группой крови?: А) никаких; В) В; С) альфа; D) А.

 

6. Какие агглютинины есть у людей с III группой крови?: А) никаких; В) А и В; С) А и бета; D) альфа.

 

7. Какие основные агглютиногены есть у людей с IV группой крови?: А) никаких; В) А и В; С) альфа и бета; D) В и альфа.

 

8. Какие агглютинины есть у людей с IV группой крови?: А) никаких; В) А и В; С) А и бета; D) альфа и бета.

 

9. На каком сроке внутриутробной жизни плода можно определить группу его крови?: А) с момента зачатия; В) с 10 недели; С) с 10 дня; D) не ранее 38 недели.

 

10. У какого количества европейцев в крови содержится резус-фактор? А) у 50 - 60%; В) у 15%; С) у всех; D) у 85%.

 

11. Где содержится резус-фактор?: А) в сыворотке крови; В) в эритроцитах; С) в тромбоцитах; D) в плазме крови.

 

12. Где накапливаются резус-антитела?: А) в плазме крови; В) в лейкоцитах; С) в тромбоцитах; D) в эритроцитах.

 

13. Сколько резус-положительной крови достаточно ввести резус-отрицательному реципиенту для образования у него резус-антител?: А) не менее 10 мл; В) 0,1 мл; С) не менее 200 мл; D) образуются только при повторном переливании любого количества крови.

 

14. На каком сроке беременности женщины с резус-отрицательной группой крови резус-положительным пло­дом аборт вызовет образование резус-антител?: А) после 10 недель; В) после 2 недель; С) на любом сроке; D) после 10 дней.

 

15. Что представляет собой резус-фактор и где он содержится?: А) это агглютиноген, содержится в эритроцитах; В) это агглютинин, содержится в плазме крови; С) это мукополисахарид, содержится в тромбоцитах; D) это фактор иммунитета, содержится в Т-лимфоцитах.

 

16. У лиц с какой группой крови по системе АВО может содержаться резус-фактор?: А) только у лиц с IY- группой крови; В) только у лиц с I- группой крови; С) у лиц со II- и с III- группой крови; D) у лиц с любой группой крови.

 

17. У лиц с какой группой крови по системе АВО имеются в норме резус-агглютинины?: А) у всех лиц с любой группой крови по системе АВО; В) у лиц с любой группой крови резус-агглютининов в норме нет; С) только у лиц I и IV группы крови; D) только у лиц II и III группы крови.

 

18. В каких тканях нашего тела, кроме крови, имеются агглютиногены системы АВО?: А) агглютиногены содержатся только в крови; В) агглютиногены кроме крови содержатся только в сперме и в яичниках; С) кроме крови агглютиногены имеются в лимфе, межтканевой жидкости и в слюне; D) кроме крови агглютиногены содержатся во всех тканях нашего тела.

 

19. При каких ситуациях из перечисленных в крови появляются резус-агглютинины?: А) после введения внутривенно, внутримышечно или подкожно крови, содержащей резус-аглютиноген; В) при медицинских абортах сроком более 10 недель; С) после родов у резус-отрицательных женщин, беременных резус-положительным плодом; D) во всех вышеперечисленных, а также при травмах или инспекционных поражениях плаценты резус-отрицательных женщин, беременных резус-положительным плодом.

 

20. Может ли резус-отрицательная женщина родить несколько нормальных резус-положительных детей?: А) не может, без специального лечения может родить только одного нормального ребенка; В) может, если группы крови плода и женщины не совместимы по системе АВО; С) может, если группы крови плода и женщины совместимы по системе АВО; D) может, если и у плода, и у женщины I группа крови.

 

21. Содержит ли кровь животных агглютиногены системы АВО?: А) не содержит; В) содержит; С) содержит только агглютиноген А; D) содержит только агглютиноген В.

 

22. Какие из перечисленных систем агглютиногенов, кроме системы АВО и резус имеются у человека?: А) кроме системы АВО и резус у человека имеется система агглютиногенов MN и система Дафи; В) кроме системы АВО и резус у человека имеется система агглютиногенов Льюеса; С) кроме системы АВО и резус у человека имеются система Кидд и десятки других; D) у человека кроме системы АВО и системы резус имеются все вышеперечисленные системы агглютиногенов.

 

23. Какие из перечисленных агглютиногенов относят к резус-аглютиногенам?: А) Д – агглютиноген; В) Е – агглютиноген; С) С – агглютиноген; D) все вышеперечисленные.

 

24. Какой резус-агглютиноген принимают во внимание при определении резус-принадлежности крови реципиента и почему?: А) С - агглютиноген, как самый агрессивный; В) Д - агглютиноген, как самый агрессивный; С) Е - агглютиноген, как самый агрессивный; D) все вышеперечисленные, т.к. они все агрессивны.

 

25. Какие резус-агглютиногены принимают во внимание при определении резус-принадлежности крови донора?: А) Д - агглютиноген; В) С - агглютиноген; С) Д и Е - агглютиногены; D) С, Д, Е - агглютиногены.

 

26. Каков процент резус-отрицательных лиц в Европе и в Азии?: А) в Европе - 0,5%, в Азии - 15%; В) в Европе - 15%. в Азии - 0.5%; С) в Европе и в Азии по 15%; D) в Европе - 15%, в Азии - 5%.

 

27. Каков процент встречаемости групп крови в системе АВО?: А) I - 20%; II - 30%; III - 30%; IV - 20%; В) I - 39%; II - 40%; III - 15%; IV - 6%; С) I - 19%; II - 59%; III - 5%; IV - 16%; D) I - 40%; II - 15%; III - 6%; IV - 39%.

 

28. Кто из перечисленных действительно имеет "голубую" кровь?: А) потомки египетских фараонов; В) морские глубоководные моллюски и ракообразные; С) "голубой" крови нет в природе, т.к. в составе гемоглобина атом железа, а это обуславливает красный цвет крови; D) грызуны, живущие в горах на высоте более 5000 м.

 

29. Существует ли искусственная кровь, если да, то где она была изобретена?: А) искусственной крови нет в природе; В) изобретена в Англии в 1995 г. во время проведения опытов с клонированием; С) изобретена в СССР в 1969 г., однако изобретатель погиб при невыясненных обстоятельствах и секрет был утерян; D) изобретена в Кейптауне, в ЮАР при разработке операции пересадки сердца человеку.

 

30. Кто и когда первым успешно перелил кровь от человека к человеку?: А) Н.П.Пирогов во время Крымской войны в 1854 г. в России; В) Бландель в Англии в 1820 г; С) Эмерец и Дени во Франции в 1768 г; D) Абу-Али-ибн-Сина (Авицена) в I веке в средней Азии.

 

31. Можно ли использовать как кровезаменитель трупную кровь?: А) ни в коем случае, она содержит трупный яд; В) можно; С) можно не более 200 грамм; D) можно, но только капельно, очень медленно и не более 200 м

 

32. Что из перечисленного совершенно необходимо делать при переливании крови?: А) выдержать кровь в холодильнике не менее 7 дней; В) проводить биологическую пробу на индивидуальную совместимость; С) согреть кровь до 37° С; D) все указанное в п.1 и п.З.

 

33. Укажите основные показания к переливанию крови: А) массивная кровопотеря, шок; В) стимуляция кроветворения, кровоточивость, интоксикация; С) нарушение кислотно-щелочного равновесия и электролитного баланса, расстройства иммунитета; D) все вышеперечисленное.

 

34. Укажите основные противопоказания к переливанию крови: А) аллергические состояния, недостаточность кровообращения; В) тромбоэмболия, болезни печени, почек; С) острый туберкулез, инфекционные заболевания, нарушения коронарного и мозгового кровообращения; D) Все вышеперечисленное.

 

35. Каков механизм гемолитической болезни плода?: А) проникновение вируса А через плацентарный барьер и поражения печени; В) проникновение через плацентарный барьер резус-агглютининов матери в кровь резус-положительного плода и гемолиз эритроцитов плода; С) проникновение через плацентарный барьер резус агглютиногенов матери в кровь резус отрицательного плода и гемолиз эритроцитов; D) гемолиз эритроцитов плода под влиянием интоксикаций, либо инфекций.

 

36. Резус-конфликт возникает при: А) первом переливании резус-положительной крови в резус-отрицательный организм; В) повторных переливаниях резус-отрицательной крови резус-положительному человеку; С) переливании плазмы крови резус-положительного человека в резус-отрицательный организм; D) повторных переливаниях резус-положительной крови резус-отрицательному человеку;

 

37. Имеются ли подгруппы в группах крови по системе АВО?: А) подгруппы имеются только во II группе; В) подгруппы имеются только в III группе; С) подгруппы крови в системе АВО нет; D) подгруппы имеют все группы крови, кроме I группы

 

38. Каков состав диагностических агглютинирующих сывороток крови?: А) в диагностической сыворотке 1 группы содержатся агглютинины альфа и бета; II - бета; III – альфа; В) в диагностической сыворотке 1 группы содержится агглютинины альфа и бета; II - агглютиноген А; в III - агглютиноген В; С) в.диагностической сыворотке 1 группы содержится агглютиноген О; во второй - А; в III – В; D) в диагностической сыворотке 1 группы содержатся агглютинины альфа и бета, а также резус; во II - агглютиноген А и агглютинин бета; в третьей - агглютиноген В и агглютинин альфа.

 

 


РАЗДЕЛ IV



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.01 с.)