Занятие №8 «Общие принципы регуляции физиологических функции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №8 «Общие принципы регуляции физиологических функции»



 

Исходный уровень знаний

1. Что такое вегетативные и соматические функции?

2. Нервная регуляция и ее особенности.

3. Что такое «внутренняя секреция»?

4. Что такое «эндокринная система»?

5. Какие вещества называют гормонами?

6. Какие органы и ткани называют «мишенями» для гормонов?

 

Основные вопросы темы: 1. Понятие о вегетативных и соматических функциях. 2. Нервная регуляция функций. Обратная связь. 3. Регуляция по отклонению и возмущению. 4. Особенности нервной и гуморальной регуляции. 5. Понятие нейро-гуморальной регуляции. 6. Местная гуморальная саморегуляция. 7. Гормональная регуляция функций. Эндокринная система, ее основные компоненты. Звенья гормональной регуляции функций, их краткая характеристика. 8. Виды, пути и механизмы действия гормонов. Система вторичных посредников. 9. Рефлекс как начальный (базисный) уровень нейро-гуморальной регуляции функций. Системный характер регуляции функций в целостном организме. Студент должен уметь: · нарисовать схему нервной (рефлекторной) и гуморальной систем регуляции; · схему обратной связи в рефлекторной регуляции. Основная литература: 1. Материалы лекции 2,3. Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. М. Медицина. 2005. -с.129-32 3,4. Материалы лекции. 6. Нормальная физиология. 2005. -с.154-7. 7. Нормальная физиология. 2005. -с.147-50. 8. Нормальная физиология. 2005. -с.150-4. 9. Нормальная физиология. 2005. -с.133-5. Дополнительная литература: · Физиология человека Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002. · Нормальная физиология. Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006. · Физиология человека. Под ред. Бабского Е.Б. 1972. · Начала физиологии / Под ред. Ноздрачева А. СПб, «Лань», 2001. · Физиология в задачах. Казаков В. Н., Леках В. А., Тарапата Н. И. / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ

№1. Объясните следующие термины:

· рефлекс;

· саморегуляция;

· обратная связь.

№2. Решите следующие задачи и объясните их решение:

1. Назовите основные отличительные признаки гормонов от биологически активных веществ.

2. Изобразите звенья гормональной регуляции функций.

 

№3. Тестовые задания:

1. Симпатическая и парасимпатическая иннервация: А) всегда вызывают противоположные ответы; В) регулируют деятельность всех органов; С) всегда реализуют эффекты через разные медиаторы; D) вызывают как антагонистические, так и синергические эффекты.

 

2. Симпатическая нервная регуляция вызывает: А) сужение бронхов; В) усиление секреции пищеварительных желез; С) учащение сердечных сокращений; D) угнетение секреции потовых желез.

 

3. Парасимпатическая нервная регуляция вызывает: А) расширение артериальных сосудов скелетных мышц; В) уменьшение частоты сердечных сокращений; С) расслабление гладких мышц бронхов; D) уменьшение секреции слюнных желез.

 

4. К гормонам, действующим через мембранные клеточные рецепторы, относятся: А) пептидные гормоны; В) кортикостероиды; С) гормоны щитовидной железы; D) половые гормоны.

 

5. Гормональная регуляция в отличие от нервной характеризуется: А) быстротой эффектов; В) локальной избирательностью эффектов; С) и тем и другим; D) ни тем, ни другим.

 

6. Гормоны регулируют деятельность; А) всех органов, имеющих кровоснабжение; В) всех органов, имеющих иннервацию; С) органов, имеющих к ним рецепторы; D) органов, не регулируемых нервной системой.

 

7. Внутренняя секреция отличается от внешней: А) выделением веществ в кровь или в лимфу; В) образованием специальных молекул-регуляторов; С) и тем, и другим; D) ни тем, ни другим.

 

8. Избыток гормонов во внутренней среде устраняется с помощью: А) метаболического разрушения; В) органов выделения; С) угнетения их образования; D) всех приведенных механизмов.

 

9. Интенсивность гормонального эффекта зависит от: А) количества секретируемого гормона; В) связывания гормона с белками плазмы крови; С) количества рецепторов в органах мишенях; D) всех приведенных факторов.

 

10. Регуляция эндокринных желез осуществляется: А) вегетативной нервной системой; В) гормонами гипофиза; С) содержанием в крови регулируемого субстрата; D) для каждой железы по-разному.

 

11. Гормоны регулируют в организме: А) интенсивность и направленность обмена веществ; В) остроту зрения; С) адаптацию уха к громким звукам; D) защитную реакцию одергивания руки от горячих предметов.

 

12. Вторичными посредниками регуляторных сигналов называют: А) нейромедиаторы, например, ацетилхолин; В) БАВ. например, гистамин; С) ферменты, активность которых регулируется гормонами или медиаторами, например, фосфорилаза печени; D) вещества, образующиеся в клетке под влиянием медиаторов или гормонов, приводящие к изменению метаболизма, например, цАМФ.

 

13. Нервная регуляция в отличие от гуморальной: А) вызывает эффект более общий, сразу во многих системах организма; В) вызывает эффект более медленно, но на больший срок времени; С) и то, и другое; D) ни то, ни другое.

 

Занятие №9 «Рефлекторый принцип деятельности нервной системы»

 

Исходный уровень знаний

1. Что является функциональной единицей нервной деятельности?

2. Что такое рефлекс?

3. Сколько нейронов входит в состав простой рефлекторной дуги?

4. Обязательно ли участие ЦНС в осуществлении рефлекса?

5. Что такое рефлексогенная зона?

 

Основные вопросы темы: 1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Анализ рефлекторной дуги. Понятие об обратной связи. 2. Рецепция. Виды рецепторов. Механизм рецепции. Рецепторный и генераторный потенциалы. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 1. Рефлекторные движения эмбриона и плода. 2. Основные двигательные рефлексы новорожденного ребенка. 3. Развитие рефлекторных реакций постнатальной жизни. 4. Гетерохронность развития рефлексов, входящих в состав различных функциональных систем. Студент должен уметь: · нарисовать схему строения рефлекторной дуги; · провести исследование сухожильных рефлексов у человека; · провести анализ рефлекторной дуги в эксперименте, возникновение утомления в разных частях нервно-мышечного синапса; · объяснить разницу в действии деполяризующих и недеполяризующих релаксантов; · схематически изобразить нейро-моторную единицу. Основная литература: 1. Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. М. Медицина. 2005. -с.129-32; 133-5. 2. Нормальная физиология. 2005.135-136 3. Материалы лекции.   Дополнительная литература: · Физиология человека Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002. · Нормальная физиология. Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006. · Физиология человека. Под ред. Бабского Е.Б. 1972. · Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. / СПб, «Лань», 2001. · Физиология в задачах. Казаков В. Н., Леках В. А., Тарапата Н. И. / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ

№1. Решите следующие задачи и объясните их решение:

1. Может ли меняться время одного и того же рефлекса? Почему?

 

2. Время какого рефлекса будет наименьшим, а какого – наибольшим и почему:

· коленный рефлекс;

· мигательный рефлекс:

· глотательный рефлекс;

· ахиллов рефлекс;

· рвотный рефлекс.

 

№2. Тестовые задания:

1. Что называют рефлекторной дугой?: А) структурная единица ЦНС, состоящая из рецепторов и рабочего органа; В) путь, связывающий между собой центральную нервную систему и рабочий орган; С) совокупность афферентных и эфферентных нейронов; D) путь, по которому проходят нервные импульсы от рецепторов до исполнительного органа.

 

2. Перечислите основные части рефлекторной дуги: А) рецептор, нервные проводники, афферентный, вставочный и эфферентный нейроны, рабочий орган.; В) экстерорецептор, чувствительный нейрон, нервный центр, рабочий орган; С) афферентный, промежуточный и эфферентный нейроны; D) рецепторный нейрон, контактный нейрон, эффекторный нейрон.

 

3. Из скольких нейронов состоит наиболее простая рефлекторная дуга?: А) из двух; В) из трех; С) из одного; D) из четырех.

4. Где расположены симпатические ганглии?: А) в боковых рогах спинного мозга; В) внутриорганно; С) в передних рогах спинного мозга; D) цепочкой вдоль позвоночного столба.

 

5. Где расположены парасимпатические ганглии?: А) в задних рогах спинного мозга; В) возле органа или внутриорганно; С) вдоль позвоночного столба; D) в передних рогах спинного мозга.

 

6. Что называется рецептивным полем рефлекса?: А) скопление на небольшом участке кожи множества рецепторов; В) небольшой участок тела с рецепторами, раздражение которого вызывает определенный рефлекс; С) определенный участок тела, имеющий большое скопление различных рецепторов; D) небольшой участок ткани, не содержащий рецепторов.

 

7. Будет ли осуществляться рефлекс, если выключить рецепторы его рефлекторной дуги?: А) нет; В) будет у холоднокровных; С) да; D) будет при сверхпороговом раздражении.

 

8. Можно ли с одного рецептивного поля вызвать несколько разных условных рефлексов?: А) можно; В) возможно только у детей; С) невозможно; D) возможно только у холоднокровных.

 

9. Можно ли с нескольких рецептивных полей вызвать один и тот же условный рефлекс?: А) нет; В) возможно только у детей; С) можно; D) возможно только при заболеваниях нервной системы.

 

10. Что называют временем рефлекса?: А) время от начала раздражения рецепторов до появления ответной реакции; В) время перехода возбуждения в нервном центре с афферентного нейрона на эфферентный; С) время, необходимое для проведения импульса по афферентному нейрону, нервному центру и эфферентному нейрону; D) время от начала раздражения рецепторов до возбуждения нервного центра.

 

11. Что в наибольшей степени определяет время рефлекса?: А) время от начала раздражения рецепторов до возбуждения нервного центра; В) время перехода возбуждения с афферентного нейрона на эфферентный; С) время от начала раздражения рецепторов до появления ответной реакции; D) время, необходимое для проведения импульса по афферентному нейрону, нервному центру и эфферентному нейрону.

 

12. Что является основным специфическим проявлением деятельности ЦНС?: А) сознание; В) проводимость электрических импульсов; С) рефлексы; D) потенциал покоя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.016 с.)