Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №5 «Физиология энергетического обмена.

Поиск

Основной обмен»

Исходный уровень знаний

 

1. Понятие об обмена веществ и энергии.

2. Виды обмена веществ.

 

Студент должен знать: 1. Понятие об энергетическом балансе организма. 2.Основной обмен и факторы, его определяющие. 3.Общий обмен. 4.Классификация способов определения интенсивности обменных процессов. 5.Характеристика метода «прямой» калориметрии. 6.Метод «непрямой» калориметрии. 7.Определение дыхательного коэффициента. 8.Регуляция обмена веществ. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 9. Особенности основного обмена у детей. 10. Способы определения энергетического обмена у детей. Студент должен уметь: · рассчитать должные величины основного обмена; · объяснить величину ДК. Основная литература: 1. Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1994. -т.1. -с.340-54. 2. Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1994. -т.2. -с.174-6. 3. Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1998. -т.3. -с.150-75. 4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г. Перев. с англ. М.«Мир». 1986. т.1 -с.216-26. 5. Нормальная физиология человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2005. -с.469-74. 6. Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2009. -с. 223-32. 7. Физиологические основы здоровья человека / Под редакцией Ткаченко Б.И. СПб-Архангельск, 2001. -с.277-99. 9-10. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988. -с.65-72. Дополнительная литература: · Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. -СПб, «Лань», 2001. · Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. · Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. Учеб. пособие для самоподготовки. -Краснодар, 1996. Изд-во Кубанской госмедакадемии. ч.1. · Гриппи М. Патофизиология легких. Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Наточина. – М., 2000. · Аускультация легких. Методические рекомендации для иностр. студентов. Минск, 1999.

Задание для работы:

№1. Ответьте на вопросы:

1. Что называют обменом веществ и энергии?

 

2. Каково назначение обменных процессов?

 

3. Как определяется расход энергии?

 

4. Интенсивность основного обмена у трех испытуемых составляла: 1500 ккал, 3000 ккал, 800 ккал. Какое заключение о функции щитовидной железы у испытуемых можно сделать?

 

№2. Решите следующие задачи:

1. Животное потребляет за 20 мин. 30 мл кислорода, при дыхательном коэффициенте, равном 0,9. Чему равна величина энергорасхода за 1 час?

 

2. Человек за 5 мин. выдохнул 26 л воздуха. В выдохнутом воздухе содержалось 16,23% кислорода и 4,13% углекислого газа. Чему равен расход энергии за 1 час?

 

3. Рассчитайте расход энергии за час, если испытуемый поглощает в 1 мин. 0,3 л кислорода, а ДК = 1.

 

4. Во время работы ручной пилой взрослый человек выдохнул за 5 мин. 95,5 л воздуха (объем воздуха дан приведенным к нормальным условиям, сухим). Выдыхаемый воздух содержал: азота – 79,25%, кислорода – 16,9%, углекислого газа – 3,85%; вдыхаемый воздух: азота – 79,04%, кислорода – 20,93%, углекислого газа – 0,03%. Сколько было поглощено человеком литров кислорода и выделено углекислого газа? Сколько израсходовано организмом при этой работе энергии – кДж (ккал)?

 

5. Рассчитайте объем кислорода, поглощенного в 1 мин., если минутный объем дыхания равен 6 л, во вдыхаемом воздухе содержится 21% кислорода, в выдыхаемом – 17%.

 

6. Рассчитайте энергетические затраты у испытуемого, если по данным непрямой калориметрии по способу Дугласа – Холдена установлено, что минутный объем дыхания равен 10 л.

Состав вдыхаемого воздуха: О2 – 21%, СО2 – 0%. Состав выдыхаемого воздуха: О2 – 16%, СО2 – 4%.

№3. Продолжите определение:

· калорический эквивалент кислорода - это …..

· дыхательный коэффициент в норме для разных видов пищевых веществ составляет …..

 

№4. Тестовые задания:

1. Что называют калорическим эквивалентом кислорода?: А) количество тепла, образуемого при сгорании 1 г. пищи; В) количество тепла, образуемого в организме при потреблении 1 л О2; С) отношение количества потребленного кислорода к выделенному количеству СО2; D) количества тепла, образуемого в организме за сутки при дыхании чистым кислородом.

 

2. Что называют калорическим коэффициентом вещества?: А) количество тепла, образуемое при сгорании 1 г вещества в атмосфере чистого кислорода; В) пластическую ценность вещества; С) количество тепла, образуемого в организме за сутки при потреблении в пищу только определенного типа веществ (углеводов, или белков, или жиров); D) количество кислорода, требуемого для полного сгорания определенного вещества.

 

3. Что такое дыхательный коэффициент?: А) отношение количества принятой пищи к количеству поглощенного кислорода за единицу времени; В) отношение количества поглощенного кислорода к количеству выделенной СО2 за единицу времени; С) отношение количества выделенной СО2 к количеству поглощенного кислорода за единицу времени; D) отношение количества поглощенного кислорода к вентиляции легких за единицу времени (1 мин).

 

4. Основным обменом называют: А) отношение процессов ассимиляции к диссимиляции в организме; В) анаэробный обмен веществ в организме; С) количество энергии дополнительно образуемой в организме при переходе с анаэробных в аэробные условия; D) минимальный уровень энергозатрат, необходимый для поддержания жизнедеятельности в условиях покоя.

 

5. Условиям основного обмена соответствует: А) состояние организма натощак (через 12-14 часов после еды); В) состояние организма в положении лежа сразу после сна; С) состояние организма при температуре комфорта (220 С) и нормальном атмосферном давлении (760 ммHg); D) все перечисленное.

 

6. Рабочей прибавкой называют: А) увеличение массы тела человека при физическом труде; В) увеличение потребления пищи после физической работы; С) уменьшение энергозатрат при работе; D) разница между величиной энергозатрат при физической или умственной работе и основным обменом.

 

7. Специфически-динамическое действие пищи проявляется в виде: А) повышения энергозатрат организма от уровня основного обмена через три часа после еды; В) изменения обмена веществ в организме спустя сутки после приема пищи; С) увеличения уровня глюкозы в крови после еды; D) повышения активности желудочно-кишечного тракта после еды.

 

8. Что составляет сумма основного обмена, рабочей прибавки и специфически-динамического действия пищи?: A) коэффициент изнашивания; B) валовый обмен; C) индекс редукции; D) коэффициент полезного действия.

 

9. Что такое прямая калориметрия?: A) определение энергозатрат организма на нагревание воды. протекающей по трубам в камере - калориметре, в которой находится испытуемый; B) определение энергозатрат организма на основании исследования газообмена; C) определение энергозатрат организма с помощью спирографии; D) определение основного обмена.

 

10. Что такое непрямая калориметрия?: A) определение основного обмена; B) определение энергозатрат организма на нагревание воды, протекающей по трубам в камере - калориметре, в которой находится испытуемый; C) определение энергозатрат организма с помощью спирографии; D) определение энергозатрат организма на основании исследования газообмена.

 

11. Как называется образование и распад сложных органических соединений в организме?: A) основной обмен; B) ассимиляция и диссимиляция; C) коэффициент полезного действия; D) валовый обмен.

 

12. Что такое белковый оптимум?: A) количество в пище белка, которое полностью обеспечивает потребности в нем организма; B) количество белка в пище, которое приводит к развитию ожирения; C) количество белка в пище, необходимое для поддержания жизни в условиях основного обмена; D) количество белка в пище, при котором отсутствует необходимость потребления жиров.

 

13. Какой из отделов центральной нервной системы играет основную роль в регуляции всех видов обмена?: A) кора больших полушарий; B) гипоталамус; C) спинной мозг; D) стриопаллидарная система.

Занятие №6 «Физиология терморегуляции»

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

 

1. Понятие о гипо- и гипертермии.

2. Виды терморецепторов.

3. Виды термогенеза и теплоотдачи.

 

Студент должен знать: 1. Значение постоянства температуры внутренней среды организма. Суточные колебания температуры тела, температурная схема тела. 2. Теплопродукция и теплоотдача – составные части теплорегуляции. 3. Механизм теплопродукции – сократительный и несократительный термогенез. 4. Механизм теплоотдачи. Регуляция деятельности потовых желез. 5. Нервные и гуморальные механизмы терморегуляции. 6. Понятие о перегревании и гипотермии. Значение гипотермии для клиники. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 7. Особенности терморегуляции у новорожденных и детей разного возраста Студент должен уметь: · пользоваться электротермометром, применить знания о механизмах терморегуляции в различных погодных условиях. Основная литература: 1. Основы физиологии человека / Под ред. Ткаченко Б.И. Медицина, 1994. -т.1.с.340-54. 2. Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1994. -т.2. -с.174-6. 3. Основы физиологии человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 1998. -т.3. -с.150-75. 4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ. М. «Мир», 1986. -т.1. -с.216-26. 5. Нормальная физиология человека. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2005. -с.469-74. 6. Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина, 2009. -с.223-32. 7. Физиологические основы здоровья человека - для пед. ф-та. Под редакцией Ткаченко Б.И. / СПб-Архангельск, 2001. -с.277-99. 8. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.- с.65-72. Дополнительная литература: · Начала физиологии. Под ред. А. Ноздрачева / -СПб, «Лань», 2001. · Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах / Ростов-на-Дону. «Феникс», 1996. · Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. Учебное пособие для самоподготовки. -Краснодар, 1996. ч.1. Изд-во Кубанской госмедакадемии. · Гриппи М. Патофизиология легких. Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Наточина. -М., 2000. · Аускультация легких. Методические рекомендации для иностр. студентов. Минск, 1999.

Задание для работы:

№1. Ответьте на вопросы:

1. Влияние адреналина на терморегуляцию.

 

2. Почему оптимальная температура пребывания в воде выше, чем на воздухе?

 

3. Влияют ли эмоции на температуру организма?

 

4. Почему при одной и той же температуре в тумане холоднее, чем при ясной погоде?

 

5. Почему в жару аппетит снижается?

 

6. Правильно ли вы поступите, если в жару съедите мороженое? Почему?

 

7. В некоторых жарких регионах распространено чаепитие. С чем это связано?

 

8. Почему в регионах с жарким климатом, например в Средней Азии, носят ватные халаты?

 

9. С какой целью в жаркую погоду пользуются вентилятором и за счет какого механизма терморегуляции получают эффект?

 

10. У спортсмена после интенсивной длительной тренировки температура тела повысилась до 38 °С. Является ли это признаком заболевания?

 

11. С какой целью при создании искусственной гипотермии человеку вводят миорелаксанты?

 

12. После интенсивной физической работы у испытуемого изменился вес тела. Одинаково ли изменение веса тела работающего при температуре воздуха 20 °С и 38 °С при влажности 65%?

 

13. Температура воздуха 39 °С. Как раздетому человеку легче переносить жару: а) находясь в воде при той же температуре; б) завернувшись в мокрую простыню; в) лежа в постели или стоя?

№2. Тестовые задания:

1. Количество образуемого в организме тепла увеличивается под влиянием: А) соматотропина; В) парасимпатической нервной системы; С) гормонов щитовидной железы; D) белковой пищи.

 

2. Терморецепторы находятся в организме в: А) коже и слизистых оболочках; В) лимфатических сосудах; С) жировой ткани; D) селезенке.

 

3. Центр терморегуляции находится в: А) продолговатом мозге; В) среднем мозге; С) спинном мозге; D) гипоталамусе.

 

4. Искусственная общая гипотермия применяется в медицине, т.к.: А) повышает сопротивляемость организма; В) снижает потребность головного мозга в кислороде; С) вызывает обезболивание и наркоз; D) повышает свертывание крови и уменьшает кровопотерю.

 

5. Повышение температуры тела (гипертермия) ведет к: А) уменьшению энергообмена; В) понижению возбудимости нервной системы; С) повышению потребления кислорода организмом; D) повышению аппетита.

 

6. Как изменяются энергозатраты организма при эмоциональном возбуждении?: A) возрастают не более, чем на 1 - 2%; B) снижаются; C) не изменяются; D) возрастают в прямой зависимости от силы эмоции.

 

7. Температура какого участка тела является внутренней константой терморегуляции?: A) температура кожи на открытых участках тела; B) температура кожи в подмышечной впадине; C) температура в прямой кишке; D) температура в правом предсердии.

 

8. Какие сосуды расширяются при снижении температуры окружающей среды? А) кожи; B) все суживаются; C) внутренних органов; D) любые.

 

9. В каком из перечисленных случаев основная отдача организмом тепла происходит за счет теплопроведения? A) при повышении температуры окружающей среды выше температуры тела; B) при относительной влажности воздуха 100%; C) во время наркоза; D) в воде, если температура воды ниже температуры тела.

 

10. Как влияет на гормональную активность снижение температуры окружающей среды?: A) угнетает функцию аденогипофиза; B) стимулирует синтез тироксина и глюкокортикоидов; C) стимулирует синтез мелатонина; D) практически не влияет.

 

11. Введение какого гормона пробуждает животных от зимней спячки?: А) тироксина; B) инсулина; C) интермедина; D) альдостерона.

 

12. Почему при одинаково низкой температуре воды и воздуха охлаждающее действие воды больше?: А) потому что в воздухе находится больше газов, чем в воде; В) потому что воздух охлаждает тело в 2 раза сильнее, чем вода; С) потому что вода обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью; D) потому что вода замерзает, а воздух нет.

 

13. Что такое теплопроведение?: А) движение и перемешивание нагреваемого телом воздуха; В) отдача тепла предметам, соприкасающимся с поверхностью тела, температура которых ниже температуры тела; С) отдача тепла предметам, не соприкасающимся с телом; D) поступление тепла внутрь организма.

 

14. Как зависит теплоотдача от количества жировой клетчатки?: А) при уменьшении жировых отложений теплоотдача уменьшается; В) не зависит; С) при увеличении жировых отложений теплоотдача увеличивается; D) при увеличении жировых отложений теплоотдача уменьшается.

 

15. Как изменяется теплоотдача при понижении температуры окружающей среды?: А) не изменяется; В) возрастает; С) уменьшается; D) прекращается.

 

16. Почему при быстром погружении в горячую ванну возникает ощущение холода?: А) потому что температура воды выше, чем температура тела; В) потому что холодовые рецепторы расположены поверхностнее тепловых и возбуждаются раньше; С) потому, что в этих условиях возрастает теплоотдача; D) потому, что в этих условиях возрастает теплопродукция.

 

17. Противоточный теплообменник это: А) обмен тепла между телом и окружающей средой путем конвекции и излучения; В) преобразование энергии химической реакции в тепловую; С) обмен тепла между сосудами с противоположно направленным током крови; D) выделение тепла через легкие при вентиляции.

 

18. Как изменяется соотношение массы ядра и оболочки (по И.П. Павлову) при снижении температуры окружающей среды?: А) увеличивается и ядро и оболочка; В) увеличивается толщина оболочки и уменьшается ядро; С) ядро приближается к поверхности тела; D) всё остается без изменений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.011 с.)