Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №3 «Законы функционирования возбудимых тканей (1)»

Поиск

Исходный уровень знаний

1. Что такое раздражитель?

2. Что такое раздражимость?

3. В чем различие между раздражимостью и возбудимостью?

4. Классификация раздражителей.

5. Что такое адекватность раздражителя?

6. Какие факторы определяют величину порога возбуждения?

7. Отличаются ли ткани по возбудимости?

Основные вопросы темы: 1. Явление раздражимости. Раздражители и их виды. Локальный ответ и его ионный механизм. 2. Порог раздражения. Критический уровень деполяризации. Закон «все или ничего». 3. Возбудимость. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Рефрактерность. 4. Проведение возбуждения. 5. Лабильность, ее ионный механизм. Профильные вопросы для педиатрического факультета: 1. Особенности и свойства возбудимых тканей в различные возрастные периоды у детей. Студент должен уметь: · анализировать возбудимость ткани по порогам раздражения; · показать на графике соответствие фаз потенциала действия фазам возбудимости. Основная литература: 1. Нормальная физиология / Под ред. Ткаченко Б.И. М. Медицина, 2005. -с.52-3; 65-6. 3. Нормальная физиология. 2005. с.45; 64-5. 4,5. Нормальная физиология, 2005.-с.58; 66.   1-5. Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. / М.Медицина. 2009, -с.16-9.   2. Материалы лекции Дополнительная литература: · Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. и Пятина В.Ф. 2002. · Нормальная физиология. Под ред. Улумбекова Э.Г. 2006. · Физиология человека. Под ред. Бабского Е.Б. 1972. · Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. / СПб, «Лань», 2001. · Физиология в задачах. Казаков В. Н., Леках В. А., Тарапата Н. И. / Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

Задание для работы

№1. Решите следующие задачи и объясните их решение:

1. Известно, что возбудимость является одним из основных свойств возбудимых тканей. Экспериментально сравнивали возбудимость нервной и мышечной ткани до и после длительного прямого и непрямого раздражения мышцы. Было установлено, что исходно возбудимость одной ткани больше чем второй. Кроме того, было зафиксировано изменение возбудимости после длительного раздражения.

Как был поставлен эксперимент для сравнения возбудимости? Какая ткань и почему имела большую возбудимость? Как изменилась возбудимость нерва и мышцы после длительного прямого и непрямого раздражения мышцы?

 

2. От чего может зависеть различная ампли­туда локальных ответов нервного волокна, изображенных на рисунке, и во что они переходят? Назовите четыре основных отличия локального ответа от потенциала действия.

Запись локальных ответов нервного волокна.

№2. Объясните, что означают понятия:

· рефрактерность;

· лабильность;

· возбудимость;

· локальный ответ;

· раздражимость.

№3. Тестовые задания:

1. Закон «все или ничего» связан с наличием: А) фазы быстрой реполяризации; В) критического уровня деполяризации; С) фазы абсолютной рефрактерности; D) инактивационных ворот натриевых каналов.

 

2. В месте действия анода на клеточную мембрану происходит: А) деполяризация мембраны; В) активация натриевых каналов; С) гиперполяризация мембраны; D) повышение возбудимости.

 

3. Что такое абсолютная рефрактерность?: А) способность мембраны отвечать возбуждением только на сверхпороговые раздражения; В) способность мембраны отвечать возбуждением на подпороговые раздражители; С) способность клетки генерировать несколько потенциалов действия в ответ на одиночное раздражение; D) полная невозбудимость мембраны, в том числе и сверхпороговыми раздражителями.

 

4. Какие из перечисленных процессов обуславливают развитие абсолютной рефрактерности?: А) инактивация кальциевых каналов; В) инактивация калиевых каналов; С) инактивация натриевых и активация калиевых каналов; D) активация натриевых и инактивация калиевых каналов.

5. В основе закона «градиента раздражения» лежит: А) скорость активации натриевых каналов; В) способность к активации калиевых каналов; С) неспособность мембраны менять уровень критической деполяризации; D) скорость инактивации натриевой проводимости.

 

6. Когда возникает физиологический электротон?: А) при длительном растяжении ткани; В) в результате освобождения энергии при распаде АТФ; С) при блокаде бета-рецепторов; D) при раздражении ткани постоянным электрическим током.

 

7. Как ведет себя ткань по отношению к медленно нарастающей силе раздражения при развитии аккомодации?: А) воспринимает раздражение неадекватно; В) порог раздражения ткани повышается; С) порог раздражения ткани понижается; D) медленно нарастающая сила раздражения на ткань не действует.

 

8. Какие процессы препятствуют перерастанию локального ответа в потенциал действия?: А) инактивация натриевых и активация калиевых каналов; В) инактивация калиевых и активация натриевых каналов; С) инактивация кальциевых каналов; D) повышение проницаемости мембраны для ионов хлора.

 

9. Каким раздражителем является пороговый электрический ток для возбудимых тканей?: А) неадекватным; В) разрушающим; С) адекватным; D) единственно возможным.

 

10. Какие из перечисленных процессов обуславливают развитие относительной рефрактерности?: А) инактивация натриевых и активация калиевых каналов; В) инактивация калиевых и натриевых каналов; С) активация калиевых и натриевых каналов; D) реактивация натриевых каналов.

 

11. Какое из перечисленных веществ удлиняет фазу относительной рефрактерности нервного волокна?: А) тетродотоксин; В) нашатырный спирт; С) новокаин; D) физ. раствор.

 

12. В основе закона «сила–длительность» лежит: А) способность мембраны изменять пороговый уровень деполяризации; В) скорость активации натриевых каналов; С) скорость процесса реполяризации мембраны; D) способность к суммации локальных ответов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.01 с.)