Тема № 1:. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1:. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления.



Тема № 1:. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления.

Цель обучения:

Сформировать знания о физиологии возбудимых тканей, параметрах возбудимости, биоэлектрических явлений в них.

Формирование правовой компетенции – правила техники безопасности при работе с лабораторными животными, физиологической аппаратурой и химическими препаратами.

Задачи обучения:

  1. Ознакомить студентов с основами физиологии возбудимых тканей, параметров возбудимости, биоэлектрических явлений в них
  2. Раскрыть сущность основных методов исследования биопотенциалов.
  3. Продемонстрировать технику работы с электростимулятором, кимографом, миографом.
  4. Научить студентов готовить нервно-мышечный препарат.
  5. Научить определять порог возбуждения при прямом и непрямом раздражении.

Основные вопросы темы:

1. Определение понятий «возбудимые ткани», «возбудимость», «возбуждение».

2. Перечислить параметры возбудимости

3. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях

4. Характеристика мембранного потенциала и потенциала действия

5. Изменение возбудимости во время возбуждения

 

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 - 1-й опыт Гальвани (лит.8. стр. 7 раб № 4)

№2 - Приготовление нервно-мышечного препарата и определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении (лит. 8 стр. 6 раб № 3)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор, «балкончик», учебные таблицы-стенды по «Физиологии возбудимых тканей», физиологический атлас.

4. Демонстрация учебных фильмов, созданных на кафедре нормальной физиологии

- приготовление «реоскопических» лапок лягушки

- приготовление нервно-мышечного препарата

- 1 опыт Гальвани

- опыт Маттеучи

- определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении

5. Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- мембранный потенциал

- потенциал действия

6. Проведение инновационного метода групповой игры – викторины по теме «Физиология возбудимых ткани. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления в живых тканях». Сценарий проведение и аннотация прилагаются.

 

 

Хронометраж занятия

Часы 150 мин
1. Организационная часть 5 мин
2. Оценка исходного уровня знаний студентов (метод групповой дискуссии, комбинированный опрос, устный опрос, письменный опрос и т.д.). 45 мин
3. Самостоятельная работа студентов (просмотр видеоматериалов и выполнение практических работ) 70 мин
4. Обсуждение результатов практических работ. 10 мин
5. Заключительный контроль знаний студентов (тестирование, письменный или устный блиц-опрос) 15 мин
6. Подведение итогов занятия с общей оценкой знаний студентов 5 мин

Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

 

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов ниже)

2. Компетенция «правовые навыки» - Проверка усвоения навыка «правила техники безопасности при работе с лабораторными животными, физиологической аппаратурой и химическими препаратами»

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

 

Тесты

Установите правильную последовательность смены состояний мембраны в одиночном цикле возбуждения

1. Следовая гиперполяризация - Следовая деполяризация - Местная деполяризация- Реполяризация мембраны- Деполяризация мембраны

2. Следовая деполяризация - Местная деполяризация - Реполяризация мембраны- Деполяризация мембраны- Следовая гиперполяризация

3. Местная деполяризация - Деполяризация мембраны - Реполяризация мембраны- Следовая деполяризация- Следовая гиперполяризация

4. Реполяризация мембраны - Деполяризация мембраны- Реполяризация мембраны- Следовая деполяризация- Следовая гиперполяризация

5. Деполяризация мембраны - Следовая гиперполяризация - Следовая деполяризация- Местная деполяризация- Реполяризация мембраны

Установите правильную последовательность смены фаз возбудимости при генерации потенциала действия

1. Субнормальная возбудимость- Экзальтация - Абсолютная рефрактерность - Относительная рефрактерность

2. Экзальтация - Абсолютная рефрактерность - Относительная рефрактерность -Субнормальная возбудимость

3. Относительная рефрактерность - Субнормальная возбудимость- Экзальтация - Абсолютная рефрактерность

4. Абсолютная рефрактерность - Относительная рефрактерность- Экзальтация - Субнормальная возбудимость

5. Субнормальная возбудимость - Абсолютная рефрактерность - Относительная рефрактерность - Экзальтация

3. Мембранный потенциал покоя – это:

1 – разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностями клеточной мембраны в состоянии функционального покоя, характерен для всех клеток организма

2 – характерный признак только клеток возбудимых тканей

3 – быстрое колебание заряда мембраны клетки амплитудой 90–120 мВ

4 – разность потенциалов между возбужденным и невозбужденным участками мембраны

5 – разность потенциалов между поврежденным и неповрежденным участками мембраны

4. Внутренняя поверхность мембраны возбудимой клетки по отношению к наружной в состоянии физиологического покоя заряжена:

1 – положительно

2 – так же как наружная поверхность мембраны

3 – отрицательно

4 – не имеет заряда

5 – нет правильного ответа

5. Нисходящая фаза потенциала действия (реполяризация) связана с повышением проницаемости мембраны для ионов:

1 – натрия 2 – кальция 3 – хлора 4 – калия 5 – магния

6. Внутри клетки по сравнению с межклеточной жидкостью выше концентрация ионов:

1 – хлора 2 – натрия 3 – кальция 4 – калия 5 – магния

7. Увеличение калиевого тока во время развития потенциала действия вызывает:

1 – быструю реполяризацию мембраны 2 – деполяризацию мембраны

3 – реверсию мембранного потенциала 4 – следовую деполяризацию

5 – местную деполяризацию

8. При полной блокаде быстрых натриевых каналов клеточной мембраны наблюдается:

1 – сниженная возбудимость 2 – уменьшение амплитуды потенциала действия

3 – абсолютная рефрактерность 4 – экзальтация 5 – следовая деполяризация

9. Отрицательный заряд на внутренней стороне клеточной мембраны формирует:

1 – диффузия К+ из клетки и электрогенная функция K–Na–насоса

2 – диффузия Na+ в клетку 3 – диффузия С1 из клетки

4 – диффузия Са2+ в клетку 5 – нет правильного ответа

Величина потенциала покоя близка к значению равновесного потенциала для иона

1 – калия 2 – хлора 3 – кальция 4 – натрия 5 – магния

11. Восходящая фаза потенциала действия связана с повышением проницаемости для ионов:

1 – калия 2 – нет правильного ответа 3 – натрия 4 – хлора 5 – магния

 

Вопросы

1. Какие существуют виды мышц?

2. Какова энергетика мышечного сокращения?

3. Перечислите физиологические особенности гладких мышц.

Тесты

Сокращение мышцы, при котором оба ее конца неподвижно закреплены, называется

1)изометрическим 2) ауксотоническим 3) пессимальным 4) изотоническим 5) концентрическим

 

Выполняют функции

1. Перемещения тела в пространстве. 2. Поддержания позы. 3. Обеспечения перистальтики отделов ЖКТ. 4. Обеспечения тонуса кровеносных сосудов. 5. Обеспечения тонуса разгибателей конечностей

9. Режим сокращения скелетной мышцы ……. А. Одиночное Б. Зубчатый тетанус

Наблюдается, когда

1. Каждый последующий импульс приходит в фазу укорочения мышцы от предыдущего раздражения.

2. Каждый последующий импульс приходит в фазу расслабления мышцы от предыдущего раздражения.

3. Каждый последующий импульс приходит после окончания сокращения.

4. Каждый последующий импульс приходит до начала сокращения мышцы

5. Каждый последующий импульс приходит между двумя сокращениями

10. Режим сокращения скелетной мышцы ……. А. Одиночное Б. Гладкий тетанус

Наблюдается, когда

1. Каждый последующий импульс приходит в фазу укорочения мышцы от предыдущего раздражения.

2. Каждый последующий импульс приходит в фазу расслабления мышцы от предыдущего раздражения.

3. Каждый последующий импульс приходит после окончания сокращения.

4. Каждый последующий импульс приходит до начала сокращения мышцы

5. Каждый последующий импульс приходит между двумя сокращениями

11. Тип сокращения скелетной мышцы... А. Изометрическое Б. Изотоническое

Представляет собой

1. Сокращение без изменений длины волокна.

2. Сокращение без изменения тонуса (напряжения) волокна.

3. Сокращение в условиях изменения тонуса и длины волокна.

4. Сокращение при поднятии груза

5. Сокращение при опускании груза

12. Тип сокращения скелетной мышцы... А. Изометрическое Б. Ауксотоническое

Представляет собой

1. Сокращение без изменений длины волокна.

2. Сокращение без изменения тонуса (напряжения) волокна.

3. Сокращение в условиях изменения тонуса и длины волокна.

4. Сокращение при поднятии груза

5. Сокращение при опускании груза

13. Тип сокращения скелетной мышцы... А. Ауксотоническое Б. Изотоническое

Представляет собой

1. Сокращение без изменений длины волокна.

2. Сокращение без изменения тонуса (напряжения) волокна.

3. Сокращение в условиях изменения тонуса и длины волокна.

4. Сокращение при поднятии груза

5. Сокращение при опускании груза

14. Почему ионы Ca2+ являются посредниками в электромеханическом сопряжении в мышцах?

1. кальций пассивно транспортируется в цистерны саркоплазматического ретикулума, что позволяет образовывать мостики, связывающие актин и миозин

2. кальций активно транспортируется из цистерн саркоплазматического ретикулума, что позволяет образовывать мостики, связывающие актин и миозин

3. кальций, изменяя конформацию тропонин, тропомиозина, освобождает активные центры актина для поперечных мостиков миозина

4. кальций, изменяя конформацию тропонин, тропомиозина, освобождает активные центры миозина для поперечных мостиков актина

5. кальций, изменяя конформацию тропонин, тропомиозина, освобождает активные центры актина для поперечных мостиков миозина и актина

Вопросы

1. Строение нервного волокна

2. Законы проведения возбуждения по нервному волокну

3. Практическая неутомляемость нерва

4. Классификация нервных волокон

5. Явление парабиоза нервного волокна по Н.Е.Введенскому.

6. Что такое синапс?

7. Классификация синапсов.

8. Как передается возбуждение через мионевральный синапс?

 

Тесты

1.Установите соответствие между типом нервного волокна и скоростью проведения возбуждения:

А. 3-18 м/сек 1. А

Б. 70-80 м/сек 2. С

В. 0,5-3 м/сек 3. В

2. Установите соответствие между типом нервного волокна и скоростью проведения возбуждения:

А. 3-18 м/сек 1. А

Б. 70-120 м/сек 2. С

В. 0,5-3 м/сек 3. В

3. Наименьшая скорость проведения возбуждения у миелинизированных нервных волокон типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

4. Наибольшая скорость проведения возбуждения у миелинизированных нервных волокон типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

5. Наименьшая скорость проведения возбуждения отмечается в нервных волокнах типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

6. Двигательными волокнами скелетных мышц являются нервные волокна типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

 

7. Закон проведения возбуждения по нервам:

1. одностороннее проведение возбуждения

2. двустороннее проведение возбуждения

3. способность к суммации возбуждения

4. способность перехода возбуждения с одного нервного волокна на другое

5. способность к трансформации силы и ритма раздражения

8. Закон проведения возбуждения по нервам:

1. одностороннее проведение возбуждения

2.анатомическая и физиологическая целостность

3. способность к суммации возбуждения

4. способность перехода возбуждения с одного нервного волокна на другое

5.способность к трансформации силы и ритма раздражения

9. Уравнительная фаза парабиоза характеризуется:

1. отсутствием реакции на раздражитель

2. высота тетануса возрастает при увеличением силы и частоты раздражителя

3. высота тетануса уменьшается при увеличении силы и частоты раздражителя

4. высота тетануса не меняется при увеличении частоты и силы раздражителя

10. Тормозная фаза парабиоза характеризуется:

1. отсутствием реакции на раздражитель

2. высота тетануса возрастает при увеличением силы и частоты раздражителя

3. высота тетануса уменьшается при увеличении силы и частоты раздражителя

4. высота тетануса не меняется при увеличении частоты и силы раздражителя

 

11. Парадоксальная фаза парабиоза характеризуется:

1. отсутствием реакции на раздражитель

2. высота тетануса возрастает при увеличением силы и частоты раздражителя

3. высота тетануса уменьшается при увеличении силы и частоты раздражителя

высота тетануса не меняется при увеличении частоты и силы раздражителя

 

Тема № 4. Рефлекторная деятельность организма. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. (Свойства нервных центров).

Цель обучения: Сформировать знания озакономерностях рефлекторной деятельности ЦНС и видам спинномозговых рефлексов. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. (Свойства нервных центров).

Задачи обучения:

- Ознокомить студентов с понятиями рефлекс, рефлекторная дуга, кольцо.

- Раскрыть сущность основных методов получения спинномозговых рефлексов человека и животных.

-Ознакомить студентов со свойствами нервных центров.

-Раскрыть сущность механизма центрального торможения в опыте И.М. Сеченова.

-Пронаблюдать в эксперименте получение доминанты охватывательного рефлекса у лягушки и суммации возбуждения.

 

Основные вопросы темы:

1. Что такое рефлекс, его анатомическая основа.

2. Классификация рефлексов.

3. Спинномозговые рефлексы человека.

4. Экстероцептивные рефлексы лягушки.

5. Время рефлекса по Тюрку

6. Физиологические свойства нервных центров.

7. Методика проведение последовательной и пространственной суммации

8. Методика проведения опыта И.М. Сеченова по центральному торможению

9. Методика проведения доминанта охватывательного рефлекса у лягушки

10. Методика проведения иррадиации возбуждения по спинному мозгу

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 - Спинномозговые проприоцептивные рефлексы человека. (лит. 7 стр. 39. раб.№1)

№2- Экстероцептивные рефлексы лягушки (лит 7, стр 41, раб №2)

№3- Определение времени рефлекса по Тюрку (лит. 7 стр. 43, раб.4)

№4 - Анализ рефлекторной дуги (лит.7, стр. 43 раб. 3)

№5 - Получение временной и пространственной суммации (лит.7 стр. 47 раб. № 3)

№ 6- Центральное торможение спинномозговых рефлексов. Опыт И.М. Сеченова (лит. 7 стр. 46 раб. № 1)

№ 7 – Проведение работы «доминанта охватывательного рефлекса у лягушки» (лит.7 стр. 48

раб. № 4)

№ 8 – Иррадиация возбуждения по спинному мозгу (лит.7 стр. 47 раб. № 2)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», неврологический молоточек, лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор, растворы серной кислоты и физ.раствор, учебные таблицы-стенды по «Физиологии ЦНС и ВНС», физиологический атлас.

4. Инновационный метод -групповая игра по теме «Особенности распространения возбуждения по нервным центрам»

Сценарий проведения и аннотация прилагаются.

Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Оценка знанмй студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов ниже)

2. Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

- Получение сухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)

Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

1.Строение и виды нейронов.

2. Рефлекс, рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.

3. Классификация рефлексов.

4. Синномозговые рефлексы человека и животных.

и пр.)

5. Особенности распространения возбуждения в ЦНС

6 Свойства нервных центров.

 

Тесты

1) Повышают уровень глюкозы в крови:

1. инсулин

2. адреналин

3. паратгормон

4. глюкогон

5. глюкокортикоиды

2) Снижают уровень сахара в крови:

1. глюкокортикоиды

2. инсулин

3. глюкогон

4. тироксин

3) Установите соответствие между названием гормона и его действием в организме:

А – альдостерон Б – кортизон В – адреналин

  1. повышает уровень глюкозы в крови
  2. увеличивает реабсорбцию натрия и хлора и снижает реабсорбцию калия в почечных канальцах.
  3. при прямом действии усиливает сердечную деятельность, сужает сосуды большого круга кровообращения и др.

4) Установите соответствие между долей гипофиза и образующимися в ней гормонами:

А – передняя Б – промежуточная В – задняя

1. АДГ, окситоцин 2. СТГ, ТТГ, ГТГ, ЛТГ, АКТГ. 3. Мелатонин

5) Установите соответствие между долей гипофиза и видом связи ее с гипоталамусом.

А – аденогипофиз. Б – нейрогипофиз.

  1. Сосудистая.
  2. Нервная.

6) Базофильные клетки выделяют:

1. АКТГ.

2. Тироеотропный гормон

3. Гонадотропный гормон

4. Все тропные гормоны

5. АКТГ, ТТГ, ГТГ

7) Соматотропный гормон образуется в:

1. передней доле гипофиза

2. нейрогипофизе

3. средней доле гипофиза

4. передней группе ядер гипоталамуса

5. все перечисленное верно.

8) Пролактин образуется:

1. В молочной железе.

2. Хромофорными клетками передней доли гипофиза

3. Ацидофильными клетками передней доли гипофиза

4. Хромофобными и хромофильными клетками передней доли гипофиза

5. В задней доле гипофиза

9) Назовите гормоны пептидной природы:

1. кортизон

2. адреналин, норадреналин

3. инсулин

4. все гормоны передней доли гипофиза

Тесты

1. Установите соответствие между аномалией рефракции

глаза и местом схождения лучей

а миопия

б гиперметропия

в астигматизм

1. За сетчаткой

2. Перед сетчаткой

3. В разных участках по горизонтальному и вертикальному меридиану

2. Установите соответствие между клетками сетчатки глаза и названием содержащегося в них пигмента:

А. пигментный эпителий Б. палочки В. колбочки

1. Родопсин

2. Меланин

3. Йодопсин

Ситуационные задачи:

1. Человек постоянно носит очки с оптической силой-5 Д и только иногда, при чтении, их снимает. Нормальная ли у него рефракция? Какие предметы без очков он видит четко? Изобразите ход лучей в его глазу. Как называется такой глаз?

2. Человек постоянно носит очки с оптической силой + 1,25 Д. Нормальная ли у него рефракция? Какие предметы без очков он видит четко? Изобразите

ход лучей в его глазу. Как называется такой глаз?

3. При нанесении слабых уколов на кожу тыльной поверхности кисти испытуемый в большинстве случаев ощущал прикосновение, изредка – боль. При более интенсивных уколах той же области, он чувствовал только боль. Дайте объяснение этому явлению.

 

Вопросы

1.Морфо-функциональная характеристика слухового анализатора и его отделов.

.2.Орган слуха, функциональное значение его отделов

.3.Понятие о звукопроводящей и звуковоспринимающей системах органа слуха.

4.Локализация, структура, функциональное значение кортиева органа.

5.Теории восприятия звуковых колебаний разной частоты (резонансная, телефонная, бегущей волны).

6.Вестибулярный анализатор, характеристика отделов.

7. Вкусовой анализатор, характеристика отделов

8. Обонятельный анализатор, характеристика отделов

9. Теории восприятия вкусовых и обонятельных раздражителей

Тесты:

1. Адекватным раздражителем для вестибулярных рецепторов являются:

1. центробежное ускорение тела

2. положительное или отрицательное ускорение, оказываемое на тело при прямолинейном движении

3. изменение положения тела в пространстве

4. вращательное движение головой

5. угловое ускорение тела

 

2. Укажите подкорковый центр вестибулярного анализатора

1. Ядра Бехтерева, Дейтерса, Швальбе 2.Латеральные коленчатые тела

3. Ядро одиночного пучка 4.Медиальные коленчатые тела

5. Бугры четверохолмия

6. Укажите корковый центр вестибулярного анализатора

1.Затылочная доля 2.Височная доля 3.Аммонов рог

4.Задняя центральная извилина 5.Передняя центральная извилина

 

Ситуационные задачи:

1. Человека усадили в кресло Барани и вращают с частотой 1 оборот за секунду. К какому состоянию это может привести? Опишите все его проявления и объясните причину их возникновения.

 

2. Человека укачало в автобусе. Какие при этом проявляются рефлекторные реакции, в чем они выражаются и какова их причина?

 

 

Тема № 13 Условно-рефлекторная деятельность организма и ее нейрофизиологические механизмы. Врожденные и приобретенные формы поведения. Механизм образования временных связей.

Цель обучения: Сформировать знанияоб условно-рефлекторной деятельности организма и ее нейрофизиологических механизмах.

Задачи обучения:

1. Ознакомить студентов с сравнительной характеристикой безусловных и условных рефлексами, инстинктом, видами условных рефлексов.

2. Научить вырабатывать условные рефлексы у человека.

3. Раскрыть сущность основных нейрофизиологических механизмов образования временных связей (теория И.П. Павлова, теория, Э.А. Асратяна, теория П.К. Анохина и современная теория).

Основные вопросы темы:

1. Методы исследование ВНД.

2. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов, инстинкт.

3. Определение инстинкта.

4. Методика электроэнцефалографии, частота и амплитуда ритмов ЭЭГ

5. Классификация условных рефлексов.

6. Правила выработки условных рефлексов.

7. Центры условных и безусловных рефлексов.

8. Нейрофизиологические механизмы образования временных связей в коре головного мозга.

 

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос, устный опрос, письменный опрос).

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 - Образование условного зрачкового рефлекса у человека (лит. 6 стр. 168 раб. 3)

№2- Образование условного дыхательного рефлекса у человека (лит 6, стр. 169 раб. 4)

№3- Образование двигательного оборонительного условного рефлекса у крысы (лит. 6 стр. 169,раб 50

№4 – Электроэнцефалография крысы (лит. 6 стр.166. раб 1)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», нашатырный спирт, камера с крысой, учебные таблицы-стенды по «Физиологии ВНД», физиологический атлас.

4. Демонстрация анимационных роликов:

- механизм условного слюноотделительного рефлекса у собаки

- интерактивная характеристика рефлексов.

- условный рефлекс

Оценка знанмй студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов ниже)

2. Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

1.Электроэнцефалография

2.Исследование зрачкового рефлекса.

3.Выработка дыхательного условного рефлекса

Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль:

Вопросы:

1. Классификация условных рефлексов.

2. Правила выработки условных рефлексов.

3. Центры условных и безусловных рефлексов.

4. Механизмы образования временных связей.

5. Как выработать условный зрачковый рефлекс у человека?

6. Как выработать условный дыхательный рефлекс у человека?

7. Методика выработки двигательного оборонительного условного рефлекса у крысы.

8. Электроэнцефалография, частота и амплитуда ритмов ЭЭГ.

 

Тесты:

1.Каким рефлексом является смыкание век при вспышке света?

1. условным

2. безусловным

3. искусственным

4. запаздывающим

5. вегетативным

2.Как называется совокупность сложнейших безусловных рефлексов?

1. динамический стереотип

2. инстинкт

3. ориентировочно-исследовательская реакция

4. условно-рефлекторное переключение

5. обратная афферентация

3.Условный рефлекс является безусловным подкреплением при выработке…

1. динамического стереотипа

2. инстинкта

3. условного рефлекса второго порядка

4. условного рефлекса первого порядка

5. ориентировочного рефлекса

4.Участие новой коры головного мозга необходимо для формирования…

1. инстинкта

2. ориентировочной реакции

3. условного рефлекса

4. пищевого безусловного рефлекса

5.За счет какого рефлекса у бегуна перед стартом учащается дыхание?

1. ориентировочного

2. условного

3. статокинетического

4. безусловного

 

6.При выработке условного рефлекса биологическая значимость условного раздражителя по сравнению с безусловным должна быть…

1. больше

2. не имеет значения

3. меньше

 

Тема № 1:. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления.

Цель обучения:

Сформировать знания о физиологии возбудимых тканей, параметрах возбудимости, биоэлектрических явлений в них.

Формирование правовой компетенции – правила техники безопасности при работе с лабораторными животными, физиологической аппаратурой и химическими препаратами.

Задачи обучения:

  1. Ознакомить студентов с основами физиологии возбудимых тканей, параметров возбудимости, биоэлектрических явлений в них
  2. Раскрыть сущность основных методов исследования биопотенциалов.
  3. Продемонстрировать технику работы с электростимулятором, кимографом, миографом.
  4. Научить студентов готовить нервно-мышечный препарат.
  5. Научить определять порог возбуждения при прямом и непрямом раздражении.

Основные вопросы темы:

1. Определение понятий «возбудимые ткани», «возбудимость», «возбуждение».

2. Перечислить параметры возбудимости

3. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях

4. Характеристика мембранного потенциала и потенциала действия

5. Изменение возбудимости во время возбуждения

 

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 - 1-й опыт Гальвани (лит.8. стр. 7 раб № 4)

№2 - Приготовление нервно-мышечного препарата и определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении (лит. 8 стр. 6 раб № 3)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор, «балкончик», учебные таблицы-стенды по «Физиологии возбудимых тканей», физиологический атлас.

4. Демонстрация учебных фильмов, созданных на кафедре нормальной физиологии

- приготовление «реоскопических» лапок лягушки

- приготовление нервно-мышечного препарата

- 1 опыт Гальвани

- опыт Маттеучи

- определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении

5. Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- мембранный потенциал

- потенциал действия

6. Проведение инновационного метода групповой игры – викторины по теме «Физиология возбудимых ткани. Параметры возбудимости. Биоэлектрические явления в живых тканях». Сценарий проведение и аннотация прилагаются.

 

 

Хронометраж занятия

Часы 150 мин
1. Организационная часть 5 мин
2. Оценка исходного уровня знаний студентов (метод групповой дискуссии, комбинированный опрос, устный опрос, письменный опрос и т.д.). 45 мин
3. Самостоятельная работа студентов (просмотр видеоматериалов и выполнение практических работ) 70 мин
4. Обсуждение результатов практических работ. 10 мин
5. Заключительный контроль знаний студентов (тестирование, письменный или устный блиц-опрос) 15 мин
6. Подведение итогов занятия с общей оценкой знаний студентов 5 мин

Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

 

Оценка знаний студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов ниже)

2. Компетенция «правовые навыки» - Проверка усвоения навыка «правила техники безопасности при работе с лабораторными животными, физиологической аппаратурой и химическими препаратами»

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

 

Тесты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.288 с.)