Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем обусловлено расслабление мышцы?

Поиск

1. освобождением Са2+ из цистерн соркоплазматического ретикулума

2. блокированием АТФ-азы

3. активным транспортом Са2+ в цистерны саркоплазматического ретикулума

4. образованием мостиков между актином и миозином

5. пассивным транспортом Са2+ в цистерны саркоплазматического ретикулума

16. Энергия АТФ используется в мышце для ¼

1. работы Na++-насоса

2. процесса «скольжения» актиновых и миозиновых нитей

3. работы кальциевого насоса

4. процесса «скольжения» миозиновых нитей

5. процесса «скольжения» актиновых нитей

Тема №3: ″Законы″ проведения возбуждения по нервным волокнам.: Парабиоз. Физиологические свойства синапсов.

Цель обучения: Сформировать знания о ″законах″ проведения возбуждения по нервным волокнам, теории парабиоза, физиологических свойствах синапсов.

Задачи обучения:

1. Ознакомить студентов с основами физиологии нервных волокон.

2. Раскрыть сущность механизмов проведения возбуждения по нервным волокнам.

3. Ознакомить с законами и механизмами проведения возбуждения по нервным волокнам.

4. Ознакомить с явлением парабиоза.

5. Раскрыть сущность основных физиологических свойств синапсов.

6. Научить определять в эксперементе изолированное проведение возбуждения по нервным волокнам, неутомляемость нервного волокна и парабиоз.

Основные вопросы темы:

1. Строение нервного волокна.

2. Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам миелинового и безмиелинового типа.

3. «Законы» проведения возбуждения по нервным волокнам

4. Явление парабиоза по Введенскому Н.Е.

 

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 - Изолированное проведение возбуждения по нервным волокнам (лит. 8 стр. 25 раб № 1)

№2- Опыт, демонстрирующий практическую неутомляемость нервного волокна (лит. 8 стр.26 раб № 2)

№3 -. Наблюдение регистрации стадий парабиоза. (лит.8 стр. 26 раб. № 3)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор,миограф, кимограф, учебные таблицы-стенды по «Физиологии возбудимых тканей», физиологический атлас.

4. Демонстрация учебных фильмов, созданных на кафедре нормальной физиологии

- синапс, строение, утомление синапса

-изолированное проведение возбуждения по нервному волокну

5. Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- синапс, строение

- механизм проведения возбуждения в синапсе

 

Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

 

Оценка знанмй студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов сКазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

  1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов и тестов ниже)

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

Вопросы

1. Строение нервного волокна

2. Законы проведения возбуждения по нервному волокну

3. Практическая неутомляемость нерва

4. Классификация нервных волокон

5. Явление парабиоза нервного волокна по Н.Е.Введенскому.

6. Что такое синапс?

7. Классификация синапсов.

8. Как передается возбуждение через мионевральный синапс?

 

Тесты

1.Установите соответствие между типом нервного волокна и скоростью проведения возбуждения:

А. 3-18 м/сек 1. А

Б. 70-80 м/сек 2. С

В. 0,5-3 м/сек 3. В

2. Установите соответствие между типом нервного волокна и скоростью проведения возбуждения:

А. 3-18 м/сек 1. А

Б. 70-120 м/сек 2. С

В. 0,5-3 м/сек 3. В

3. Наименьшая скорость проведения возбуждения у миелинизированных нервных волокон типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

4. Наибольшая скорость проведения возбуждения у миелинизированных нервных волокон типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

5. Наименьшая скорость проведения возбуждения отмечается в нервных волокнах типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

6. Двигательными волокнами скелетных мышц являются нервные волокна типа:

1. А альфа 2. А гамма 3. А бета 4. В 5.С

 

7. Закон проведения возбуждения по нервам:

1. одностороннее проведение возбуждения

2. двустороннее проведение возбуждения

3. способность к суммации возбуждения

4. способность перехода возбуждения с одного нервного волокна на другое

5. способность к трансформации силы и ритма раздражения

8. Закон проведения возбуждения по нервам:

1. одностороннее проведение возбуждения

2.анатомическая и физиологическая целостность

3. способность к суммации возбуждения

4. способность перехода возбуждения с одного нервного волокна на другое

5.способность к трансформации силы и ритма раздражения

9. Уравнительная фаза парабиоза характеризуется:

1. отсутствием реакции на раздражитель

2. высота тетануса возрастает при увеличением силы и частоты раздражителя

3. высота тетануса уменьшается при увеличении силы и частоты раздражителя

4. высота тетануса не меняется при увеличении частоты и силы раздражителя

10. Тормозная фаза парабиоза характеризуется:

1. отсутствием реакции на раздражитель

2. высота тетануса возрастает при увеличением силы и частоты раздражителя

3. высота тетануса уменьшается при увеличении силы и частоты раздражителя

4. высота тетануса не меняется при увеличении частоты и силы раздражителя

 

11. Парадоксальная фаза парабиоза характеризуется:

1. отсутствием реакции на раздражитель

2. высота тетануса возрастает при увеличением силы и частоты раздражителя

3. высота тетануса уменьшается при увеличении силы и частоты раздражителя

высота тетануса не меняется при увеличении частоты и силы раздражителя

 

Тема № 4. Рефлекторная деятельность организма. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. (Свойства нервных центров).

Цель обучения: Сформировать знания озакономерностях рефлекторной деятельности ЦНС и видам спинномозговых рефлексов. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. (Свойства нервных центров).

Задачи обучения:

- Ознокомить студентов с понятиями рефлекс, рефлекторная дуга, кольцо.

- Раскрыть сущность основных методов получения спинномозговых рефлексов человека и животных.

-Ознакомить студентов со свойствами нервных центров.

-Раскрыть сущность механизма центрального торможения в опыте И.М. Сеченова.

-Пронаблюдать в эксперименте получение доминанты охватывательного рефлекса у лягушки и суммации возбуждения.

 

Основные вопросы темы:

1. Что такое рефлекс, его анатомическая основа.

2. Классификация рефлексов.

3. Спинномозговые рефлексы человека.

4. Экстероцептивные рефлексы лягушки.

5. Время рефлекса по Тюрку

6. Физиологические свойства нервных центров.

7. Методика проведение последовательной и пространственной суммации

8. Методика проведения опыта И.М. Сеченова по центральному торможению

9. Методика проведения доминанта охватывательного рефлекса у лягушки

10. Методика проведения иррадиации возбуждения по спинному мозгу

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 - Спинномозговые проприоцептивные рефлексы человека. (лит. 7 стр. 39. раб.№1)

№2- Экстероцептивные рефлексы лягушки (лит 7, стр 41, раб №2)

№3- Определение времени рефлекса по Тюрку (лит. 7 стр. 43, раб.4)

№4 - Анализ рефлекторной дуги (лит.7, стр. 43 раб. 3)

№5 - Получение временной и пространственной суммации (лит.7 стр. 47 раб. № 3)

№ 6- Центральное торможение спинномозговых рефлексов. Опыт И.М. Сеченова (лит. 7 стр. 46 раб. № 1)

№ 7 – Проведение работы «доминанта охватывательного рефлекса у лягушки» (лит.7 стр. 48

раб. № 4)

№ 8 – Иррадиация возбуждения по спинному мозгу (лит.7 стр. 47 раб. № 2)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», неврологический молоточек, лягушка, препаровальный набор, штатив, электростимулятор, растворы серной кислоты и физ.раствор, учебные таблицы-стенды по «Физиологии ЦНС и ВНС», физиологический атлас.

4. Инновационный метод -групповая игра по теме «Особенности распространения возбуждения по нервным центрам»

Сценарий проведения и аннотация прилагаются.

Литература:

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Оценка знанмй студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов ниже)

2. Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков

- Получение сухожильных рефлексов человека (коленный, локтевой, ахиллов)

Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

1.Строение и виды нейронов.

2. Рефлекс, рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.

3. Классификация рефлексов.

4. Синномозговые рефлексы человека и животных.

и пр.)

5. Особенности распространения возбуждения в ЦНС

6 Свойства нервных центров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.007 с.)