Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 145Содержание книги
Поиск на нашем сайте
пока они не жалуются. Им нужен только слушатель, и они готовы за это платить (а если терапевт встанет на позицию всех, кому они уже бесконечно надоели своими жалобами и лишит их такой возможности, им будет еще хуже). Вполне нормальные пациенты. Но это лишь первый и относительно поверхностный взгляд и подход, знание которого не будет лишним. С точки зрения современного психоанализа такой вариант взаимо- действия пациента с терапевтом может интерпретироваться как направленный на то, чтобы «разоружить» аналитика, воспринимаемого исключительно как носителя некоего безусловного Супер-эго. Очень образно эту ситуацию харак- теризует фраза: «Здравствуйте, я пришел на прием к Супер- эго!» Используя тактику, которая изложена в первом абзаце этого раздела, мы будем лишь психологически поддерживать пациента, и поэтому параллельно нужно предпринимать некоторые попытки конфронтации пациента с его собствен- ным материалом, прибегать к технике отзеркаливания и присоединения («Как вы только все это терпите! Да, все люди отвратительны!») и т. д., то есть — исследовать. Страх, любовь и вина Какое бы из этих чувств не проявилось в терапии, всегда нужно подумать о двух других, так как в большинстве слу- чаев эта «триада» неразделима. Страх всегда сопровождает любые отношения близости и привязанности, а поводов для вины в эмоционально окрашенных отношениях всегда более чем достаточно. Снова обратимся к объяснению, за- имствованному из детского психоанализа. В раннем детстве ребенок любит своих родителей, каковы бы они ни были, но эта любовь всегда соединена со страхом (например, страхом Часть 1 потерять их любовь1 или вообще потерять родителей или страхом наказания за те или иные шалости или проступки). Самостоятельной категорией в отношении этой триады и вы- раженности ее отдельных компонентов является дистанция. Поясним это дополнительно: когда родители далеко, любовь и тоска по ним всегда больше, а страх наказания меньше, даже за реальные проступки (в смысле: «Когда это еще будет, и будет ли?»). Поэтому избегание чего-либо (в том числе — тех или иных чувств) обычно сочетается с дистанцированием: ведь если родителей нет (рядом), нет и страха наказания (за свои реальные или мнимые прегрешения). Но эта идея у ребенка может очень легко трансформироваться в следующую: «Если родителей вообще не будет, то и наказания не будет», — что, естественно, тут же провоцирует чувство вины, даже если ребенок не довел это осмысление до «логического вывода» о том, что он вроде бы желает им смерти. Эти три чувства (любви, страха и вины) оказываются «сцепленными» еще на самых ранних стадиях развития и затем сохраняются в этой неразрывной связи на протяжении всей жизни. Поэтому по- явление в материале пациентов тех или иных составляющих этой триады всегда предполагает поиск двух недостающих. Кроме того, между тремя этими компонентами существу- ют определенные прямые и обратные зависимости. Например, 1 Думаю, многим специалистам приходилось встречаться со случаями, когда матери пациентов в раннем детстве наказывали их фразами: «Я тебя больше не люблю!» или «Если будешь так делать, я не буду тебя любить!» — Хотя и грех так говорить, но — с точки зрения будущей психопатологии — лучше бы они прибегали к физическим мерам воздействия на ребенка. В принципе такой же (психопатологизирующий) эффект оказывает склонность некоторых родите- лей ориентировать ребенка только на превосходные и выдающиеся достижение, а в результате ребенок и затем — взрослый считает себя не заслуживающим любви всякий раз, когда не соответствует этим невыполнимым ожиданиям. Даже такая «безобидная» фраза, адресованная ребенку (идущему в школу): «Мы ждем тебя только с пятерками!» — несет в себе еще один смысл: «Без пятерок тебя здесь вообще не ждут!».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.006 с.) |