Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадоксы краткосрочной психодинамическойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Терапии 1 Понятие «краткосрочная психодинамическая терапия» как официальный термин появилось еще в середине 50-х годов XX века, и в настоящее время оно приводится практи- чески во всех методических пособиях. Тем не менее в отечес- твенной практике представления об этом варианте аналити- ческой работы пока достаточно противоречивы. Нередко в процессе супервизии можно услышать: «Это был случай крат- косрочной терапии», — а на вопрос: «Почему?» — получить ответ: «Было проведено всего 10 сессий». И в ряде случаев это оказывается единственным отличием во всей технике терапевтической работы. Поэтому основное внимание мной будет уделено как раз техническим отличиям. В соответствии с традиционным подходом неотъемлемы- ми атрибутами психоанализа считаются кушетка, ориентация терапевта и пациента на месяцы и годы совместной работы с весьма интенсивным сеттингом и проникновением в глубокие слои памяти и бессознательного, при минимизации активно- сти терапевта. Но следовало бы признать, что все это — лишь внешние атрибуты психоанализа, в действительности же 1 Доклад на психотерапевтической конференции СПб МАПО. Часть 2 психодинамический подход и адекватное применение психо- аналитической теории может вполне обходиться и без всех упомянутых внешних факторов (которые скорее имитируют психоанализ, чем выражают его сущность). Активность аналитика может и должна существенно варьировать в зависимости от ситуации, и в значительной степени это определяется не только формой расстройства, но и ориентацией пациента на сроки терапии и доступный пациенту (в т. ч. пo материальным соображениям) ее объем. Психодинамический терапевт (в отличие от интегра- тивного или мультимодального) не выбирает метод работы применительно к конкретному пациенту. Метод и методо- логия у нас одна: психодинамическая. Но в зависимости от упомянутых выше условий мы всегда определяем свою терапевтическую технику и тактику. Одной из таких тактик является краткосрочная психодинамическая терапия. Возникновение интереса к краткосрочной терапии в западных странах обычно связывают с периодом Второй ми- ровой войны, и считается, что он был продиктован нуждами военного времени — большим количеством нуждающихся в терапии с низким материальным статусом и ограниченными возможностями для протяженного взаимодействия с паци- ентами. Однако нужно отметить, что этот интерес и эта тенденция с тех пор, по сути, никогда не угасали, а в последние десятиле- тия стали еще более значительными. На это есть причины как социально-психологического характера (в наше динамичное время все апеллирует к скорости, к «здесь и сейчас»), так и экономического (и не только со стороны пациентов, но и со стороны страховых обществ, которые в большинстве стран, за исключением Германии, финансируют от 6 до 12 сессий психотерапии). Статьи 209 Существует мнение, что психоанализ весьма негатив- но относится к краткосрочной терапии и даже вообще не расположен к ней. Поэтому здесь уместно напомнить, что уже З. Фрейд активно применял краткосрочную терапию. Большинство его пациентов и анализантов не находились в терапии более 3–6 месяцев, а в ряде случаев — гораздо меньше. Знаменитый дирижер Бруно Вальтер писал в своей автобиографии, что в 1906 году, сразу после рождения его первенца, у него развился парез правой руки. После безре- зультатных медицинских консультаций и лечения он обра- тился к доктору Фрейду, «ожидая разговора об инфантильной сексуальности». Однако его ожидания не оправдались. Работа состояла из шести интервью, в процессе которых Фрейд, не предпринимал никаких психоаналитических интервенций, а преимущественно слушал, и затем предложил сделать пе- рерыв, одновременно настаивая на том, чтобы Вальтер начал дирижировать. Вальтер, по его словам, согласился с этим только из уважения к Фрейду, который взял ответственность на себя и ручался, что выступление пройдет успешно. Так оно и случилось. Рецидивов не было. Другой случай краткосрочной терапии в практике Фрей- да известен более широко — это случай маленького Ганса, который страдал фобией. Лечение продолжалось два месяца, причем большей частью путем коррекционного консульти- рования отца мальчика, так как на основании психоанали- тического исследования ребенка Фрейд пришел к выводу, что фобия мальчика связана с тем, что он боится отца... Этот перечень случаев можно было бы продолжить. Первое систематическое исследование краткосрочной психоаналитической терапии принадлежит Францу Алек- сандеру и было выполнено в Чикагском институте психо- анализа, который, как известно, исходно создавался как Часть 2 исследовательский, и там постоянно обрабатывался материал, полученный от пациентов. Как раз в это время в психоанализе разрабатывался новый подход к личности, а Александер, в частности, отстаивал принцип «интеллектуальной рекон- струкции инфантильных переживаний». Одновременно с этим Александер уделял особое внимание исследованию функций Эго и текущей жизни пациента, подчеркивая, что нужно более гибко подходить к определению потребностей пациента и его запросу к терапии. Одним из открытий Алек- сандера можно считать введение понятия о «корректирующем эмоциональном переживании» в ситуации переноса. Исследования Александера, по сути, и составили основу краткосрочной психодинамической терапии. Главная идея, которая была поддержана большинством последователей, состоит в том, что терапевт должен всегда исходить из психоаналитической теории и модели, но с учетом запроса пациента. При этом Александер справедливо подчеркивал, что кратко срочная терапия предполагает наличие солид- ной практики, так как лишь опытный аналитик способен оперативно определять центральную проблему пациента и намечать конкретные цели терапии, ограничившись узкими временными рамками. Что особенно важно: в подобных слу- чаях аналитик должен одновременно решить, стимуляции какого материала ему следует избегать (даже если пациент обращается к этому материалу) и какие пласты проблем во- обще не стоит затрагивать. В целом, такой подход, казалось бы, достаточно резко контрастирует с традиционной психо- аналитической терапией, в процессе которой, как считается, аналитик старается проникнуть в суть проблем пациента настолько глубоко, насколько это возможно. Но это только «казалось бы»: в процессе терапии опытный аналитик всегда начинает с «поверхности», идет с той «скоростью», которая Статьи 211 приемлема для пациента, старается не стимулировать ничего, кроме собственного материала пациента, а также оценива- ет — не будут ли переживания следующего «пласта» слишком болезненными или даже непереносимыми для пациента. В процессе краткосрочной терапии аналитик работает только с самыми верхними пластами, избегая чрезмерного усиления переноса и регресса пациента. С этой целью интер- вью и даже сессии чаще всего проводятся лицом к лицу, а ин- тенсивность сеттинга является достаточно низкой (1–2 раза в неделю) и, как правило, в этом случае пациенту практически не предлагается использовать свободные ассоциации. Курс терапии при этом ограничивается 10–12 сессиями, хотя в отдельных случаях он может увеличиваться до 30–40, со- ставляя, таким образом, от 3 до 9 месяцев. В процессе краткосрочной терапии аналитик демон- стрирует гораздо большую активность и рациональную аргу- ментацию, но — реализуемую на основе психоаналитической концепции, включая прояснение отношений пациента, сло- жившихся в рамках переноса, а также акцентируя внимание на реальных изменениях в жизни пациента и в его состоянии. В подобных ситуациях мы всегда стремимся к позитивному переносу и целенаправленно избегаем его амбивалентных проявлений. Когда уместна краткосрочная психодинамическая терапия? Чаще всего эта модификация применяется для купирования острых расстройств и устранения актуальных конфликтов, имеющих в своей основе эдипальный фактор. Главная задача терапевта в этих случаях — не обострять пато- логию, не провоцировать невроз переноса, а стабилизировать состояние личности (с опорой на ее собственные резервы). Существенный вопрос, который должен быть решен еще в процессе предварительного интервью, — это готовность па- Часть 2 циента к принятию психологической помощи и понимание им психологической природы его страдания. В целом задачи психоанализа существенно сужаются: мы не ставим в таких случаях задачу реконструкции личности, а постоянно остаемся исключительно в рамках актуальной проблемы и исключительно — актуальной терапевтической задачи. Однако при этом ни на секунду не прекращается аналитическое исследование пациента, но с качественно иным подходом: мы не формируем ту личность, какой она могла бы стать (при отсутствии погрешностей в развитии), а апеллируем к той личности, которая есть, и предоставляем ей возможность использовать наличные ресурсы для того, чтобы восстановить душевное равновесие. Это естественно дополняет перечень диагностических критериев, в частности, фактором достаточной сохранности личности (с точки зрения ее пригодности для краткосрочной терапии). Еще раз повторю, мы целенаправленно формируем по- зитивный перенос и демонстрируем пациенту позитивный контрперенос. Несколько упрощая, можно сказать, что именно образ хорошего родителя, чья любовь, понимание и принятие снижают значимость актуальной (реальной или мнимой) угрозы, утраты или иной психической травмы, яв- ляется ключевым элементом краткосрочной психотерапии. Существенное примечание — любовь ни в коей мере не демонстрируется, даже вербально — она только подразуме- вается. Влечения в процессе краткосрочной терапии практи- чески не вскрываются и почти не «интерпретируются, разве что только обозначается возможная связь между функциями Эго и влечениями, связанными с конфликтом или провоци- рующими конфликт. Что чаще всего вызывает сомнения и критическое отно- шение аналитиков к краткосрочной терапии? Прежде всего Статьи 213 то, что с психоаналитической точки зрения бессознательный конфликт пациента нередко остается неизвестным ему, и тем самым как бы нарушается один из основных принципов психоанализа — сделать бессознательное сознательным. Но в данном случае терапевт должен исходить не из принципов классического психоанализа, а из того, что пациент ставит перед собой и перед терапевтом вполне конкретную задачу: разрешение актуального конфликта. И успех терапии опре- деляется лишь тем, решена эта задача или нет. Некоторые специалисты считают, что в краткосрочной терапии можно усиливать акцент на интерпретациях, если опытный терапевт смог оперативно выявить основную про- блему и очертить основные задачи ее проработки. В таких случаях вся работа будет направлена на облегчение или устра- нение симптома. Для этого требуется оперативно выделить несколько моментов, на которых строится краткосрочная аналитическая работа: — выбор проблемы, имеющей решающее значение для па- циента или для психодинамики; — концентрация внимания пациента и терапии на проблеме и текущей реальности; — проведение терапии в рамках позитивного переноса, а не регрессии; — расчет на собственный психический потенциал клиен- та. Когда этого не происходит и терапевт остается в рамках догматического понимания психоанализа, возникает парадок- сальная и даже трагическая ситуация, когда терапевт после- довательно уклоняется от обсуждения насущной проблемы, а пациент тщетно пытается получить помочь и облегчение. Нельзя не признать, что в данном случае психоанализ сближается с рациональной терапией, но, безусловно, не Часть 2 подменяется ею, так как продолжает базироваться на ме- тапсихологии, представлениях о структуре психики и таких базисных понятиях, как «бессознательное», «сопротивление» и «защита», «роль детской психической травмы», а также таких психодинамических феноменах, как «перенос», «отре- агирование», «оплакивание», «катарсис», «интерпретации», «инсайт» и т. д. Поскольку мы никогда не знаем точно, насколько паци- ент ориентирован на протяженный курс анализа с высокой интенсивностью сеттинга, можно сказать, что каждый случай должен начинаться как вариант краткосрочной терапии, и уже в процессе ее возможно принятие (совместного с пациентом) решения о том, готов ли и хотел бы он пойти дальше? Как правило, у начинающих терапевтов почти все слу- чаи оказываются краткосрочными, в то время как наиболее успешным этот вариант корригирующего воздействия мо- жет быть только «в руках» очень опытного терапевта. Это и составляет один из парадоксов современной краткосрочной психодинамиче ской терапии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.014 с.) |