Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 49
всегда много меньше; и именно чувство безысходности и неотторжимости мучительных переживаний нередко толкает людей на самоубийство. Но существуют и «привычные суици- ды», хотя это уже специальная тема, обильно представленная в современной научной литературе. «Я хочу покончить с собой» Эту фразу многие длительно практикующие психотера- певты и специалисты служб доверия слышали не раз. Начина- ющих специалистов это, безусловно, пугает и, как ничто дру- гое, стимулирует их потребность в срочной супервизии. Это точно так же пугает (что нормально и естественно) и наших коллег из смежной области знаний и практики — психиатров, которые при каждом случае суицида в стационаре не только переживают все соответствующие ситуации негативные чув- ства, но еще совсем недавно были вынуждены придумывать и писать массу (обычно — привносимых) объяснений («почему это произошло» и «как они могли это допустить»), за чем обычно следовало то или иное административное наказание. Вряд ли это обоснованно. Каждый человек является единственным и полноправ- ным распорядителем собственной жизни, а открытое нашей соотечественницей — психоаналитиком Сабиной Шпиль- рейн — влечение к смерти — это реальный психический феномен. Но, даже признавая это, мы всегда готовы помо- гать пациенту жить, и нам явно «не по пути», если он хочет умереть, и целесообразно информировать его об этом, когда возникает необходимость. Жизнь исходно травматична, и в ней случаются ситуации, которые невозможно пережить, и тогда приходится учиться с ними жить. Но поскольку никто точно не знает — есть ли что-либо после смерти, жизнь — это единственное невоспол- Часть 1 нимое богатство, которые мы получаем только один раз. И это также нужно разъяснять, особенно пациентам юношеского возраста, у которых нередко присутствуют своеобразные иллюзии «обратимости смерти»1 или наивные представления о возможности таким путем вразумления или наказания кого- то из ближайшего окружения (родителей, супругов, возлюб- ленных, неверных или ненадежных друзей, несправедливо обидевших старших и т. д.). Такие типичные заблуждения нередко выражаются «формулой»: «Вот я умру, и все они уви-
дят (или поймут)!» Возражение: «Но вы-то ничего этого не увидите!» — воспринимается вначале как вполне приемлемое: «Ну и пусть!» И тогда также уместна небольшая «лекция» о трех никогда ненасыщаемых чувствах: любви, ненависти и мести, которая завершается выводом, что эти чувства могут так и остаться нереализованными, если их некому будет ис- пытывать, а затем перейти к обсуждению возможности более позитивных вариантов мщения. Следовало бы согласиться с мнением одного из наиболее ярких последователей З. Фрей- да, Вильгельма Штекеля, что себя не убивает тот, кто не хо- чет убить другого. Суицидальному пациенту также уместно знать этот тезис (с которым он обычно относительно легко соглашается), а затем — дать дополнительные разъяснения по поводу того, что он, явно понимая это и не желая совершать такое преступление, принял не совсем верное решение — есть и другие способы причинения страданий обидчику. В одном 1 Маленькие дети не только считают, что «спрятались», закрывая глаза (в иг- ровом варианте), но нередко демонстрируют и угрозы такого же рода: «Вот сейчас закрою глаза, и всем будет темно!». Такие инфантильные идеи иногда сохраняются вплоть до пубертатного возраста и даже позднее, а кроме того, безответственно стимулируются современной поп-культурой. Например, один из весьма популярных певцов Ник Кейв в его всемирно известном шлягере «Death is not the end» неоднократно повторяет: «Только помни, что смерть — это еще не конец». Можно было бы привести еще десяток примеров инфантиль- ных представлений о «жизни после жизни» из современного кинематографа, которые, скорее всего, хорошо известны читателю.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.006 с.) |