Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 35
имеет лишь минимум информации и поэтому должен более четко понять, с чем или с какими проблемами он столкнется. Пациент (и это также разъясняется терапевтом), в свою оче- редь, должен убедиться, что терапевту можно доверять и он готов работать с ним на протяжении достаточно длительного периода времени. Пациенту следует также разъяснить, с ка- кими затратами это может быть связано, и уточнить — готов ли он к ним, впрочем, как и к тому, что прикосновение к неко- торым из его проблем на каком-то этапе терапии может быть болезненным или даже мучительным, нередко — в такой же степени, как в тот период, когда они впервые возникли. Есть еще один вариант завершения первой встречи: объяснить пациенту, что одной из главных задач предвари- тельных сессий является решение вопроса: «Сможете ли вы быть для меня хорошим пациентом, а я для вас — хорошим терапевтом?». В ответ на это пациенты нередко спрашивают: «А как отличить хорошего терапевта от плохого или не очень хорошего?» — а мы в таких ситуациях можем позволить себе немного юмора, заметив, что не встречали еще ни одного те- рапевта, который сам о себе сказал бы «не очень хороший», и в этом вопросе лучше полагаться на мнение пациентов1. Далеко не все пациенты спрашивают о сути понятия «хо- роший пациент», и тогда целесообразно вернуть их к этому вопросу, а когда он уже так или иначе обозначен, пояснить, что «хороший пациент — этот тот, кто всегда приходит вов- ремя, регулярно оплачивает работу терапевта и говорит на протяжении всей сессии». Две первых характеристики обыч- но не вызывают у пациентов никакого сопротивления, а вот третья — в данном случае — самая важная, нередко требует дополнительных пояснений, так как некоторые пациенты 1 Уместно также подчеркнуть, что терапевты никогда не присутствуют на сессиях друг у друга, это всегда конфиденциальные отношения только двух людей. Часть 1 настроены на то, что говорить (то есть учить их «уму-ра- зуму», как это было практически на протяжении всего их невротического прошлого), будет терапевт. А это — заведомо тупиковый путь для любой терапии (хотя представители некоторых других направлений психотерапии, скорее всего, со мной не согласятся)1, 2.
1 Здесь, впрочем, как и в большей части других разделов, говорится в основ- ном о невротиках, поэтому дадим дополнительное пояснение. Пограничные пациенты (с тяжелыми неврозами) нередко с самого начала стремятся мани- пулировать терапевтом, «проверять его на прочность», пытаясь «перехватить инициативу» и надеясь, что в конце концов в терапии «все будет так, как они хотят». Наша задача — не допустить того, чтобы эти надежды сбылись. А первой преградой на этом тупиковом (и для пациента, и для терапевта) пути является установление четких терапевтических границ и предельно жесткое соблюдение сеттинга. 2 Моих рецензентов не удовлетворила предшествующая сноска, и они указали, что здесь нужна более широкая теоретическая «подкладка», в частности, от- носительно пограничных состояний; подчиняюсь их требованиям, хотя при подготовке этого издания осознанно старался избегать этого. Фрейд считал необходимым четко разграничивать неврозы и психозы, при этом в качестве ключевого признака им указывалось на то, что при психозах происходит раз- рыв с реальностью, которого нет в случае неврозов. Вторая группа критериев различения относилась к особенностям защитных механизмов, которые ис- пользуют невротические и психотические пациенты. В частности, по Фрейду, при истерии и неврозе навязчивых состояний используются преимущественно конверсия и смещение, а при паранойе — проекция. Затем Фрейд обосновал еще один критерий для дифференциации невротических и психотических пациентов, а именно: что представляющие эти две группы индивиды по- разному связаны с объектным миром. Это различие базируется не только на реализации различных защитных механизмов, но на степени привязанности к интрапсихическим объектам (т. е. — собственным ментальным представлениям пациентов). Особое место в теоретических построениях Фрейда уделяется механизму отрицания, которому он отводит место «где-то посередине» между вытеснением и разрывом с реальностью. Однако в последующем оказалось, что выделение только этих двух групп (невротиков и психотиков) явно недо-
статочно, так как значительное количество пациентов не соответствовали ни психотической, ни невротической группе. Так появляется идея «пограничных нарушений». Эти пациенты, хотя и не являются явно психотическими, тем не менее при общении с ними вызывают ощущение серьезно «нарушенных». Уже в процессе первичного интервью они часто проявляют психотические признаки, нарциссические феномены и множество психопатологических симптомов, хотя и не резко выраженных. Перенос у пограничной группы пациентов обычно формируется быстро, но носит весьма специфический (примитивный) характер: пациенты нередко ощущают немотивированный страх уже от самой аналитической ситуации в сочетании с предъявлением к
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.009 с.) |