Трудности и типичные ошибки начала терапии 81 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности и типичные ошибки начала терапии 81



девочки («Отдай все мои игрушки…») совсем по-другому: «Ма-

мочка, почему же ты меня не любишь так, как младшую?» — и

уже затем со слезами прорвалась десятилетия скрываемая под

гиперболизированной любовью ненависть к сестре (вплоть до

выражений: «Лучше бы ее никогда не было!»). Любовь и к сест-

ре, и к матери осталась, но пациентка осознала границы своей

личности и приобрела способность отстаивать свои интересы,

которые далеко не всегда совпадали с интересами более тесно

связанных между собой матери и младшей сестры.

Другой пример. Описывая свое детство, пациентка подчерки-

вает, что она с ранней юности ненавидела пьющего отца (в от-

личие от матери — «необразованного»), никогда не обращалась

к нему с просьбами, старалась вообще с ним не общаться,

терпеть не могла, когда он хотел ее обнять или приласкать,

став взрослее — вообще запрещала ему заходить в ее комнату.

Рассказывая о своей актуальной ситуации, сетует на то, что

вначале с мужем все было хорошо. Муж — хотя и «работя-

га»1 — заботливый, любит ее и детей, «все — в дом», пациентка

удовлетворена сексом. Тем не менее в последнее время она, по

ее словам, стала периодически «звереть» — набрасывается на

мужа по любому поводу, если выпил где-то даже просто пива

(«не пьяный, а так — запах один»), закатывает ему истерики

и выгоняет из дома («Иди к своим собутыльникам!»). В ре-

зультате муж начал меньше бывать в семье и выпивать уже

по-настоящему.

В процессе этого рассказа, что может показаться удивитель-

ным, но не для психоаналитика, пациентка (как и раньше, до

прихода в терапию) не замечает, что мужа зовут так же, как

отца, что у него та же профессия, и он, как и отец, в отличие

от пациентки и ее матери — не имеет высшего образования, у

1 Окончил только 9 классов средней школы.

Часть 1

него те же привычки… В итоге (опять же — нашими общими

усилиями) пациентка через некоторое время приходит к вы-

воду, что ее муж — почти полная копия отца, а единственное,

чего ей не хватало для полной «идентификации» с инцестуозно

окрашенным образом отца — не пил. В конце концов пациент-

ка поняла и самостоятельно вербализовала: «Так это что же

получается? Я его сама подталкивала к пьянству?» Для того,

чтобы придти к такому выводу понадобилось два года, но что

такое два года по сравнению со всей будущей жизнью в мире

и согласии с собой, с отцом и с мужем?

Третий пример. Очень интеллигентная и хорошо образованная

женщина, чуть больше сорока, рассказывает о своей матери, с

далеко не лучшим характером, которая ко времени нашей рабо-

ты была уже в достаточно солидном возрасте и жила отдельно в

том же городе. Несмотря на упоминание о трудностях общения

с матерью, пациентка рассказывает, что она очень любит мать

и всегда о ней заботится, почти каждую неделю покупает в

лучших магазинах продукты и «с этими сумками “тащится” к

матери через весь город», а когда мать болеет, и чаще. При этом

мать обычно все равно недовольна: или купила не то, или зачем

столько много и т. д. Мой вопрос: «А почему бы вам не приехать

к ней как-нибудь налегке, без всяких сумок?» — пациентка

вначале просто не понимает — «Как это? Без ничего? — Я так

не могу». Вопрос повторяется мной несколько раз в различных

вариантах, и лишь после этого пациентка осознает, что «если

приехать без ничего — это значит привезти матери только свою

любовь», а она этого «точно не может»…

Трудности и типичные ошибки начала терапии 83

Опасность преподавания

Я читаю публичную лекцию в переполненной аудитории,

и в ответ на один из вопросов решаю, что нужно дополнитель-

но прокомментировать его случаем из практики. Подходящих

случаев «всплывает» несколько, но я, естественно, отметаю

все варианты актуальных случаев, то есть тех, которые еще

длятся, и выбираю достаточно давний. Опуская все нюансы

(возраст, профессия пациентки и т. д.), излагаю только суть

психологической ситуации, где в том числе присутствует и

такой момент, как заражение мужа пациентки сифилисом (у

меня было три таких случая: в двух, включая тот, о котором

шел рассказ, вина лежала на мужьях, а в актуальном случае —

на моей пациентке). После этой лекции моя актуальная паци-

ентка (которой, безусловно, не было в аудитории, иначе я бы

вообще не стал вспоминать даже давний случай такого рода)

больше ни разу не появилась в моем кабинете и не ответила

ни на один мой телефонный звонок. Трудно даже представить

мои переживания, чувство вины и сотни предположений,

которые донимали меня с силой почти навязчивых идей.

Только много позднее («окольными путями», через годы)

мне стало известно, что на лекции присутствовала подруга

моей пациентки, которая была посвящена в подробности ее

семейной ситуации и нашей работы…

Аналогичность, а иногда и известный феномен «парных

случаев» — могут создавать достаточно опасные ситуации

для пациентов даже через много лет, ибо как бы мы не со-

кращали перечень сведений или даже как бы мы умышленно

не искажали их, чтобы исключить вероятность опознания,

нужно признать, что пациенты нередко узнают именно себя

даже тогда, когда речь идет вообще о других людях. Встреча с

таким пациентом, уже после того как ваши отношения вполне

Часть 1

удовлетворительно завершились, может оказаться далеко

не радостной для обеих сторон. Таким образом, опасность

существует не только для пациентов, но и для нас — утра-

тить их доброе отношение. Этот риск присутствует и сейчас,

когда я пытаюсь что-то обобщить для своих коллег, хотя за

исключением одного-двух уникальных случаев1 все осталь-

ные являются в некотором смысле «собирательными», но

«мир тесен», и хотя типичных сюжетов у нас в десятки раз

больше, чем в литературе, кто-то, о ком мной, возможно,

даже не вспоминалось в этом изложении, наверняка опознает

именно себя.

Невроз навязчивости

Эта группа пациентов в целом не такая уж благодатная

«почва» для психоаналитической терапии, но поскольку неко-

торые пациенты, даже несмотря на рекомендации обратиться

к бихевиоральному методу, который в ряде случаев (при этой

форме психических расстройств) более надежен, настаивают

именно на психоанализе, кратко остановимся на некоторых

особенностях. Фрейд отмечал, что, с точки зрения теории

влечений, при обсессиях происходит смещение аффекта на

более или менее удаленные от первичного конфликта области

отношений, с одновременными проявлениями амбивалент-

ности, фиксации на анальной стадии (включая проявления

эмоций), садомазохистическими тенденциями и чрезмерно

строгим Сверх-я. Харольд Стерн также считает, что в основе

большинства таких состояний лежат сексуальные проблемы,

в связи с чем нужно прилагать особые усилия, чтобы побуж-

дать пациентов обсуждать свою сексуальность и все ее про-

1 На частичную публикацию этих материалов было получено согласие пациен-

тов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.029 с.)