Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности и типичные ошибки начала терапии 81
девочки («Отдай все мои игрушки…») совсем по-другому: «Ма- мочка, почему же ты меня не любишь так, как младшую?» — и уже затем со слезами прорвалась десятилетия скрываемая под гиперболизированной любовью ненависть к сестре (вплоть до выражений: «Лучше бы ее никогда не было!»). Любовь и к сест- ре, и к матери осталась, но пациентка осознала границы своей личности и приобрела способность отстаивать свои интересы, которые далеко не всегда совпадали с интересами более тесно связанных между собой матери и младшей сестры. Другой пример. Описывая свое детство, пациентка подчерки- вает, что она с ранней юности ненавидела пьющего отца (в от- личие от матери — «необразованного»), никогда не обращалась к нему с просьбами, старалась вообще с ним не общаться, терпеть не могла, когда он хотел ее обнять или приласкать, став взрослее — вообще запрещала ему заходить в ее комнату. Рассказывая о своей актуальной ситуации, сетует на то, что вначале с мужем все было хорошо. Муж — хотя и «работя- га»1 — заботливый, любит ее и детей, «все — в дом», пациентка удовлетворена сексом. Тем не менее в последнее время она, по ее словам, стала периодически «звереть» — набрасывается на мужа по любому поводу, если выпил где-то даже просто пива («не пьяный, а так — запах один»), закатывает ему истерики и выгоняет из дома («Иди к своим собутыльникам!»). В ре- зультате муж начал меньше бывать в семье и выпивать уже по-настоящему. В процессе этого рассказа, что может показаться удивитель- ным, но не для психоаналитика, пациентка (как и раньше, до прихода в терапию) не замечает, что мужа зовут так же, как отца, что у него та же профессия, и он, как и отец, в отличие от пациентки и ее матери — не имеет высшего образования, у 1 Окончил только 9 классов средней школы. Часть 1 него те же привычки… В итоге (опять же — нашими общими усилиями) пациентка через некоторое время приходит к вы- воду, что ее муж — почти полная копия отца, а единственное, чего ей не хватало для полной «идентификации» с инцестуозно окрашенным образом отца — не пил. В конце концов пациент- ка поняла и самостоятельно вербализовала: «Так это что же получается? Я его сама подталкивала к пьянству?» Для того,
чтобы придти к такому выводу понадобилось два года, но что такое два года по сравнению со всей будущей жизнью в мире и согласии с собой, с отцом и с мужем? Третий пример. Очень интеллигентная и хорошо образованная женщина, чуть больше сорока, рассказывает о своей матери, с далеко не лучшим характером, которая ко времени нашей рабо- ты была уже в достаточно солидном возрасте и жила отдельно в том же городе. Несмотря на упоминание о трудностях общения с матерью, пациентка рассказывает, что она очень любит мать и всегда о ней заботится, почти каждую неделю покупает в лучших магазинах продукты и «с этими сумками “тащится” к матери через весь город», а когда мать болеет, и чаще. При этом мать обычно все равно недовольна: или купила не то, или зачем столько много и т. д. Мой вопрос: «А почему бы вам не приехать к ней как-нибудь налегке, без всяких сумок?» — пациентка вначале просто не понимает — «Как это? Без ничего? — Я так не могу». Вопрос повторяется мной несколько раз в различных вариантах, и лишь после этого пациентка осознает, что «если приехать без ничего — это значит привезти матери только свою любовь», а она этого «точно не может»… Трудности и типичные ошибки начала терапии 83 Опасность преподавания Я читаю публичную лекцию в переполненной аудитории, и в ответ на один из вопросов решаю, что нужно дополнитель- но прокомментировать его случаем из практики. Подходящих случаев «всплывает» несколько, но я, естественно, отметаю все варианты актуальных случаев, то есть тех, которые еще длятся, и выбираю достаточно давний. Опуская все нюансы (возраст, профессия пациентки и т. д.), излагаю только суть психологической ситуации, где в том числе присутствует и такой момент, как заражение мужа пациентки сифилисом (у меня было три таких случая: в двух, включая тот, о котором шел рассказ, вина лежала на мужьях, а в актуальном случае — на моей пациентке). После этой лекции моя актуальная паци- ентка (которой, безусловно, не было в аудитории, иначе я бы вообще не стал вспоминать даже давний случай такого рода) больше ни разу не появилась в моем кабинете и не ответила
ни на один мой телефонный звонок. Трудно даже представить мои переживания, чувство вины и сотни предположений, которые донимали меня с силой почти навязчивых идей. Только много позднее («окольными путями», через годы) мне стало известно, что на лекции присутствовала подруга моей пациентки, которая была посвящена в подробности ее семейной ситуации и нашей работы… Аналогичность, а иногда и известный феномен «парных случаев» — могут создавать достаточно опасные ситуации для пациентов даже через много лет, ибо как бы мы не со- кращали перечень сведений или даже как бы мы умышленно не искажали их, чтобы исключить вероятность опознания, нужно признать, что пациенты нередко узнают именно себя даже тогда, когда речь идет вообще о других людях. Встреча с таким пациентом, уже после того как ваши отношения вполне Часть 1 удовлетворительно завершились, может оказаться далеко не радостной для обеих сторон. Таким образом, опасность существует не только для пациентов, но и для нас — утра- тить их доброе отношение. Этот риск присутствует и сейчас, когда я пытаюсь что-то обобщить для своих коллег, хотя за исключением одного-двух уникальных случаев1 все осталь- ные являются в некотором смысле «собирательными», но «мир тесен», и хотя типичных сюжетов у нас в десятки раз больше, чем в литературе, кто-то, о ком мной, возможно, даже не вспоминалось в этом изложении, наверняка опознает именно себя. Невроз навязчивости Эта группа пациентов в целом не такая уж благодатная «почва» для психоаналитической терапии, но поскольку неко- торые пациенты, даже несмотря на рекомендации обратиться к бихевиоральному методу, который в ряде случаев (при этой форме психических расстройств) более надежен, настаивают именно на психоанализе, кратко остановимся на некоторых особенностях. Фрейд отмечал, что, с точки зрения теории влечений, при обсессиях происходит смещение аффекта на более или менее удаленные от первичного конфликта области отношений, с одновременными проявлениями амбивалент- ности, фиксации на анальной стадии (включая проявления эмоций), садомазохистическими тенденциями и чрезмерно строгим Сверх-я. Харольд Стерн также считает, что в основе большинства таких состояний лежат сексуальные проблемы, в связи с чем нужно прилагать особые усилия, чтобы побуж- дать пациентов обсуждать свою сексуальность и все ее про- 1 На частичную публикацию этих материалов было получено согласие пациен- тов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.029 с.) |